Привод стыковочного патрубка перегрузочной машины

 

ПРИВОД СТЫКОВОЧНОГО ПАТРУБКА ПЕРЕГРУЗОЧНОЙ МАШИНЫ, содержащий электродвигатель с конечным выключателем, соединенный через редук тор с винтами, взаимодействующими С гай/ ками, расположенными в траверсе, которая Шарнирно соединена с подвижной час-тью стыковочного патрубка, о т л и чаю .щ и и с я тем, что, с целью повышения надежности стыковки, между электродвигателем и редуктором установлена поводковая муфта, в ведущей полумуфте которой расположены подпружиненные шарики, контактирующие с гнездами, выполненными в ведомой полумуфте , а на ведомой полумуфте установлено с возможностью бсевого перемещения относительно ведомой полуМуфты кольцо, взаимодействующее с конечным выключателем: электродвигателя, причем кольцо снабжено выступом, взаимодействующим с винтовой канавкой, длина которой не менее длины дуги между поводками, выполненной на наружной поверхности ведущей полумуфты , а гайки зафиксированы в осевом направлении относительно траверсы.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)3 G 21 С 19/10

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1(21) 3526079/25 (22) 21.12.82 (46) 30.07.93. Бюл. l+ 28 (72) А.Н. Белов и Ю.В. Семенов (56) Уордсуорт А,Д, Техника работы с ядерным топливом, М.: Атомиздат, 1965, с.38-39;

Авторское свидетельство СССР

1Ф 397095„кл, G 21 С 19/00, 1971. (54)(57) ПРИВОД СТЫКОВОЧНОГО ПАТРУБКА ПЕРЕГРУЗОЧНОЙ МАШИНЫ, содержащий электродвигатель с конечным выключателем, соединенный через редуктор с винтами, взаимодействующими C .гай; ками, расположенными в траверсе, которая шарнирно соединена с подвижной частью стыковочного патрубка, о т л и ч.а ю.щ и йИзобретение. относится k атомной тех- . нике и предназначено для перемещения стыковочного патрубка перегрузочной машины канального реактора типа РБМ-К.

Известен привод стьаовочного патрубка перегрузочной машины, содержащий электродвигатель, соединенный с понижаю- . щим редуктором, ведущая шестерня которого сцеплена с ведомой, установленной в неподвижной части стыковочного патрубка, причем ведомая шестерня охватывает подвижную часть патрубка и связана с ней. ходовой резьбой.

Основным недостатком известного устройства является наличие жесткой связи в . кинематических элементах привода. которая, с одной стороны, исключает самоуста-. новку подвижной части стыковочнаго.. Ж«, 1086964 А1 с я тем, что, с.целью повышения надежности стыковки, между электродвигателем и редуктором установлена поводковая муфта, в ведущей полумуфте которой расположены подпружиненные шарики, контактирующие с гнездами, выполненными в ведомой полумуфте, а на ведомой полумуфте установлено с возможностью осевого перемещения относительно ведомой полумуфты кольцо, взаимодействующее с конечным выключателем электродвигателя, причем кольцо снабжено выступом, взаимодействующим с винтовой канавкой, длина которой не менее длины дуги между поводками, выполненной на наружной поверхности ведущей полумуфты, а гайки зафиксированы в осевом направлениии относительно траверсы. патрубка на канале реактора, а с другой стороны, передает всю мощность привода на канал реактора при движении по нему с сопротивлением подвижной части стыка- C) вочного патрубка. Эти недостатки усугубля- QO ются погрешностями наведения 0с перегрузочной машины на канал реактора, 0 отсутствием фиксированного положения ка- 0 налов реактора и большим весом подвиж- в ной части стыковочного патрубка.

Наиболее близким rio технической сущности к описываемому изобретению-является привод стыковочного патрубка перегрузочной машины, содержащий электродвигатель с конечным выключателем, соединенный через редуктор с винтами. взаимодействующими с гайками. расположенными в траверсе, которая шарнирно со1086964 единена с подвижной частью стыковочного мую полумуфту осуществляют срыв подвижпатрубка. Гайки в траверсе установлены с ной части стыковочного патрубка в момент возможностью поворота в двух взаимно ее опускания, когда веса подвижной части перпендикулярных плоскостях и с возмож- стыковочного патрубка недостаточно для ностью линейного перемещения относи- 5 преодоления сил сопротивления в уплотнительно траверсы. тельном средстве стыковочного патрубка.

В известном устройстве верхняя задел- Кроме того, подпружиненные шарики обеска вин: ов выполнена так, что она допускает печивают перемещение вниз подвижной часмещение подвижной чести стыковочного сти стыковочного патрубка с заданной патрубка на йеМйорый телесный угол, вели- 10 скоростью, т.е. исключают ее зависание. чина которого:определяетбя деформацией Кольцо с выступом и винтовая канавка уплотнительного.средства, расположенного ведущей полумуфты обеспечиваютотключемежду подвижной и неподвижной частями ние электродвигателя, когда силы сопротивстыковочного патрубка. ления движению подвижной части

Недостатком данного устройства явля- 15 стыковочного патрубка превышают допуется малая надежность стыковки перегру- стимые, а наличие дуги определенной длиэочной машины с каналом реактора, ны между поводками и винтовой канавки вызванная возможным зависанием подвиж- исключает силовое воздействие стыковочной части стыковочного патрубка в проме- ного патрубка на канал реактора из-за выбежуточном положении его перемещения. 20 гов электродвигателя.

Цель изобретения — повышение надеж- На фиг.1 изображена нижняя часть пености стыковки. регрузочной машины; на фиг.2 — узел 1 на

Поставленная цель достигается тем, что фиг.1; на фиг,З вЂ” разрез А — А на фиг,2; на в приводе стыковочного патрубка перегру- фиг.4 — разрез Б — Б на фиг,2. зочной машины, содержащем электродви- 25 Стыковочный патрубок1 перегрузочной гатель с конечным выключателем, .машины 2 состоит из неподвижной части 3, соединенный через редуктор с винтами, закрепленной на корпусе машины и повзаимодействующими с гайками, располо- движной части 4 с уплотнительным средстженными в; которая шарнирно со- . вом 5, расположенным между обеими единена с подвижной частью стыковочного 30 частями (см; фиг. 1). Подвижная часть 4 стыпатрубка, между. электродвигателем и- ре- ковочйого патрубка перемещается относидуктором установлена паводковая муфта, в тельно неподвижной части 3 с помощью ведущей полумуфте которой расположены привода, содержащего электродвигатель 6, подпружиненные шарики, контактирующие поводковую муфту 7, редуктор 8, шариковые сгнез,дами,,выполненными в ведомой полу- 35 винты 9, шариковые гайки 10; Винты 9 имемуфте, а на ведомой полумуфте установлено ют в редукторе 8 сферические опоры (на с возможностью осевого перемещения от- чертежах не показаны) и привод от шестеносительно ведомой полумуфты кольцо, рен 11 со сферическим зубом (на чертежах взаимодействующее с конечным выключа- непокаэан), Шариковыегайки10установлетелем электродвигателя, причем кольцо 40 ны в траверсе 12 с возможностью поворота снабжено выступом, взаимодействующим с в двух взаимно перпендикулярных плосковинтовой канавкой, длина которой не менее стях на подшипниках качения (на чертежах длиныдугимеждуповодками, выполненной гайки и их установка показаны условно) и на наружной поверхности ведущей полу- зафиксированы в осевом направлении. Тэмуфты, а гайки зафиксированы s осевом на- 45 кая установка винтов 9 и шариковых гаек правлении относительно траверсы. обеспечивает подвижной части 4 стыковочУстановка паводковой муфты в приводе ного патрубка 1 воэможность покачивания с размещением в ее ведущей полумуфте относительно сферическихопор в пределах подпружиненных шариков, контактирую- деформации уплотнительного средства 5. щих с гнездами, выполненными в ведомой 50 Подвижная часть 4 стыковочного патрубка 1 полумуфте, и осевая фиксация гаек втравер- с помощью цапф 13 соединена с траверсой се обеспечивает принудительное переме- 12. Это шарнирное соединение обеспечиващение подвижной части стыковочного ет покачивание в плоскости винтов (на черпатрубка вверх и перемещениеего вниэпод тежах цапфы 13 условно повернуты на 90О) действием собственного веса, поскольку 55 подвижной части4стыковочного патрубка1 при опускании вниз сила веса подвижной относительно траверсы 12, Такое покачивачасти стыковочного патрубка,приведенная ние необходимо для устранения иэгибаюк поводку ведомой полумуфты, прижимает щего момента от веса подвижной части 4 его к поводку ведущей полумуфты. Кроме стыковочного патрубка 1 вследствие нвравто1о, подпружиненные шарики через ведо- номерности перемещения траверсы из-за

1086964

10 всегда имеющихся погрешностей в изготовлении и сборки шариковых винтов и гаек, Поводковая муфта 7 состоит из ведущей полумуфты 14, в которой размещены подпружиненные шарики t5, контактирующие 5 с гнездами 16 ведомой полумуфты 17 (cM. фиг. 2), на которой с возможностью осевого перемещения по шпонке 18 относительно ведомой полумуфты 17 установлено кольцо

19, взаимодействующее с конечным выключателем 20 и винтовым пазом 21, выполненным на наружной поверхности ведущей полумуфты 14, с помощью выступа 22, Длина дуги 23 между поводками 24 и 25 (см. фиг.

3) выбрана так, что она исключает силовое 15 воздействие подвижной части 4 стыковоч ного патрубка на канал реактора из-за выбегов электродвигателя 6, а длина винтового паза 21 (см. фиг, 4). исходя из этих же соображений, не менее длины дуги 23 20 между поводками 24 и 25.

Регулировка усилия пружин шариков 15 осуществляется с помощью шлифованных колец 26, при этом момент, создаваемый пружинами, должен превышать момент от 25 сил сопротивления движению подвижной части стыковочного патрубка в уплотнительНоМ средстве в момент трогания с места подвижной части стыковочного патрубка, а также превышать момент от сил сопротив- 30 ления движению подвижной части стыковочного патрубка из-за деформации уплотнительного средства вследствие смещения подвижной части стыковочного патрубка относительно его неподвижной части 35 и сил сопротивления движению подвижной части стыковочного патрубка по каналу ре актора.

Привод стыковочного патрубка перегрузочной машины работает следующим об- 40 разом. Движение от электродвигателя 6 через поводковую муфту 7 и редуктор 8 передается на шариковые винты 9, которые через шариковые гайки 10 осуществляют перемещение подвижной части 4 стыковоч- 45 ного патрубка 1 в вертикальном направлении.

При подъеме подвижной части 4 стыковочного патрубка ведущая полумуфта.14 поводковой муфты,7 вращается в направлении 50 стрелки "подъем патрубка" (см, фиг. 3). Ее поводок 24 входит в контакт с поводком 25 ведомой полумуфты 17, преодолевает вес патрубка и сопротивление в уплотнительном средстве 5 при перемещении подвиж- 55 ной части патрубка вдоль неподвижной части патрубка. При достижении подвижной частью патрубка заданного положения электродвигатель отключается известным способом. При подъеме шарики 15, хотя и

1 находятся в контакте с гнездами 16, крутящего момента не передают.

При опускании подвижной части 4 (см. фиг, 2) стыковочного патрубка 1 сила веса этой части патрубка, приведе«ная к поводку

25 полумуфты 17, и окружная си. а электродвигателя 6, приведенная к поводку 24 полумуфты 14, направлены в одну сторону, причем поводок 24 полумуфты 14 движется впереди поводка 25 полумуфты 17. Таким образом, в этом случае не допускается ускоренное. перемещение подвижной части 4 стыковочного патрубка 1 под действием собственного веса, а его перемещение осуществляется в соответствии с кинематикой привода, который в данном случае работает на удержание, В случае возникновения сопротивления движению подвижной части 4 стыковочного патрубка 1 его скорость перемещения будет замедляться, что приведет к рассогласованию движения полумуфт 14 и 17. Полумуфта

17 начнет отставать от полумуфты 14, Шарики 15, увлекаемые полумуфтой 14, начинают перемещаться по гнездам 16, сжимая пружины, Если крутящий момент, создаваемый подпружиненными шариками 15, преодолевает момент ot сил сопротивления движению подвижной части стыковочного патрубка, то шарики, увлекая полумуфту 17, осуществляют срыв подвижной части стыковочного патрубка, Если крутящий момент, создаваемый подпружиненными шариками l5, не может преодоле1ь момента от сил сопротивления, то полумуфта 14 начнет поворачиваться относительно полумуфты 17, при этом кольцо 19 становится одновременно с полумуфтой 17, а выступ 22 при перемещении относительно него винтового паза

21 вызовет линейное перемещение кольца

19, которое войдет в контакт с конечным выключателем 20 и отключит электродвигатель 6. Поскольку длина дуги 23 между поводками муфты 7 выбрана из условия исключения контакта поводка 24 с поводками 25 и выступа 22 с окончанием паза 21 из-за выбегав при отключении двигателя 6, то на канал реактора при этом будет передаваться только усилие, которое создают подпружиненные шарики 15, а усилие от действия инерционных масс привода на канал передаваться не будет, так как происходит размыкание системы "привод-стыковочный патрубок".

Таким образом, подпружиненные шарики, встроенные в поводковую муфту, выполняют роль устройства, осуществляющего срыв, подвижной части стыковочного патрубка в начале движения к; "..i веса по1086964

12 7 ц

Фиг.f движной части стыковочного патрубка недостато гно для трогания с места в связи с различием коэффициентов трения покоя и

1рения движения в уплотнении стыковочного патоубка. Кроме того, это же устройство осуществляет срыв подвижной части стыковочного патрубка в случае, если во время опускания патрубка сила сопротивления его перемещению окажется больше его веса. С. помощью этого же устройства осуществляется отключение электродвигателя, когда подвижная часть стыковочного патрубка займе1 рабочее положение, За базовый объект принят привод стыковочного патрубка перегрузочной машины

Ленинградской АЭС.

Технико-экономические преимущества

5 предложенного устройства по сравнению с базовым образцом заключаются в повышении надежности стыковки перегрузочной машины с каналом реактора, в улучшении условий работы оператора перегрузочной

10 машины, в упрощении настройки и обслужи.вания конечных выключателей привода винтов,. в сокращении продолжительности цикла перегрузки. 1086964

1086964

Составитель

Редактор О.Кузнецова Техред М. Моргентал Корректор Н.Ревская

Заказ 3087 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва. Ж-35, Рэушская наб.. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Привод стыковочного патрубка перегрузочной машины Привод стыковочного патрубка перегрузочной машины Привод стыковочного патрубка перегрузочной машины Привод стыковочного патрубка перегрузочной машины Привод стыковочного патрубка перегрузочной машины Привод стыковочного патрубка перегрузочной машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к ядерной технике и преимущественно может быть использовано для перегрузки всей активной зоны транспортного ядерного реактора

Изобретение относится к ядерной технике, в частности к устройствам для обращения с отработанным ядерным топливом

Изобретение относится к ядерной технике и может быть использовано для перегрузки всей активной зоны ядерного реактора

Изобретение относится к устройствам для перегрузки топлива ядерных реакторов атомных станций с двумя и более энергоблоками

Изобретение относится к технике уплотнительных устройств, а именно к узлу уплотнения стыковочного патрубка перегрузочной машины, и предназначено для использования на АЭС с ядерными редакторами канального типа

Изобретение относится к области атомной энергетики, а именно области эксплуатации ядерных реакторов с жидким теплоносителем, и может быть использовано при изготовлении, эксплуатации, переработке и хранении ядерного топлива, размещенного в тепловыделяющих сборках (ТВС)

Изобретение относится к ядерной технике, в частности к способу и системе перегрузки быстрого ядерного реактора, активная зона которого погружена в жидкометаллический теплоноситель с находящейся над ним зоной инертного газа

Изобретение относится к области атомной энергетики, в частности к конструкциям приводов захватов машины перегрузочной ядерного реактора для управления захватом ТВС и захватом кластера, и может быть использовано в приводах, имеющих регулирующий орган, управление которым осуществляется отдельным канатным приводом

Изобретение относится к области атомного машиностроения, касается, в частности, перегрузочных машин ядерных энергетических реакторов, и может быть использована при выполнении операций, связанных с перегрузкой топлива

Изобретение относится к области атомного машиностроения, в частности к оборудованию, предназначенному для проведения транспортно-технологических операций при загрузке и выгрузке тепловыделяющих сборок ядерного реактора
Наверх