Трехфазная двухскоростная обмотка электрических машин переменного тока

 

: ТРЕХФАЗНАЯ ДВУХСКОРОСТНАЯ ОБМОТКИ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН ПЕРЕМЕННОГО ТОКА с отношением чисел пар полюсов 2:3, состоящая из двенадцати основных катушечных групп, равномерно распределенных по расточке машины |С двумя концентрически расположенными катушками в каждой катушечной ; группе, в которой нечетные катушечные группы соединены между собой в три параллельные ветви с двумя встречно включенными катушечными группами в каждой ветви, порядковые номера которых в ветвях 1-7, 9-3, 5-11, отличающаяся тем, что, с целью расширения области применения обмотки для числа пазов и улучшения характеристик двигателя, основные катушечные группы обмотки выполнены одинаковыми с отношением витков внутренней и внешней катушек 1:2, а основные четные катушечные группы соединены между собой в три параллельные ветви с двумя встречно включенными катушечными группами в каждой ветви с порядковыми номерами , катушечных групп в парешлельных ветвях 2-8, 6-12, 10-4,средние точки которых соединены со средними точками параллельных ветвей нечетных катушечных групп с порядковыми номерами катушечных групп в точках соединения 1-7-10-4, 9-3-6-12, 5-11-2-8 и выводами из этих точек для числа пар полюсов , причем в точках сое динения четные катушечные группы включены согласно с нечетными катушечными группами, а по отношению к S четным катушечным группам концентри (Л чески расположены внутри этих групп б дополнительных катушек, обозначенных соответственно порядковыми номерами 2 , 4, 6, 8, 10, 12, которые выполнены с числом витков, в четыре раза меньшим, и сечением меди, в четыре раза большим по сравнению с большей катушкой основных катушечных групп, и соединены между собой пох следовательно и подключены к точке соединения четных катушечных групп 8-12-4, причем по отнесению к этим vl катушечным группам катушки 4, д, 12 СО СП включены согласно, а катушки 2, б, i встречно, а выводами обмотки для числа пар полюсов являются выводы из точек соединения катушечных групп 1-9-5, 7-3-11 и вывод из начальной точки последовательно соединенных дополнительных катушек.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (19) (И) (5)) Н 02 К 17/14

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3557726/24-07 (22) 01.03.83 (46) 07. 06 .84 . Бюл. Р 21 (72) Г.М.Киричек (71) Институт электродинамики

АН Украинской CCP (53) 621.313.333.2.045.58(088.8) (56) 1. "-е97нenz Н. Die Wickiungen

elektrisc ier Maschinen . Band III.

Wien, 1954, s. 87-88.

2. Авторское свидетельство СССР

9 440088442233, кл . Н 02 К 3/26, 1965.

3. Авторское свидетельство СССР

М 508864, кл. Н 02 К 3/28, 1971.

4. Авторское свидетельство СССР по заявке Р 3344524/24-07, кл. Н 02 К 17/14, 1981. (54)(57): ТРЕХФАЗНАЯ ДВУХСКОРОСТНАЯ

ОБМОТКА ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН ПЕРЕМЕННОГО ТОКА с отношением чисел пар полюсов 2:3, состоящая из двенадцати основных катушечных групп, равномерно распределенных по расточке машины с двумя концентрически расположенны) ми катушками в каждой катушечной группе, в которой нечетные катушечные группы соединены между собой в три параллельные ветви с двумя встречно включенными катушечными группами в каждой ветви, порядковые номера которых в ветвях 1-7, 9 — 3, 5-11, отличающаяся тем, что, с целью расширения области применения обмотки для числа пазов 3=48 и улучшения характеристик двигателя, основные катушечные группы обмотки выполнены одинаковыми с отношением витков внутренней и внешней катушек

1:2, а основные четные катушечные группы соединены между собой в три параллельные ветви с двумя встречно включенными катушечными группами в каждой ветви с порядковыми номерами . катушечных групп в параллельных ветвях 2-8, 6-12, 10-4,средние точки которых соединены со средними точками параллельных ветвей нечетных катушечных групп с порядковыми номерами катушечных групп в точках соединения 1-7-10-4, 9-3-6-12, 5-11-2-8 и выводами из этих точек для числа пар полюсов р=2, причем в точках сое динения четные катушечные группы включены согласно с нечетными катушечными группами, а по отношению к четным катушечным группам концентрически расположены внутри этих групп

6 дополнительных катушек, обозначенных соответственно порядковыми номерами 2, 4, 6, 8, 10, 12, которье выполнены с числом витков, в четыре

; раза меньшим, и сечением меди, в четыре раза большим по сравнению с большей катушкой основных катушечных групп, и соединены между собой по следовательно и подключены к точке соединения четных катушечных групп 8-12-4, причем по отношению к этим катушечным группам катушки 4, д, 12 включены согласно, а катушки 2, 6, 10 — встречно, а выводами обмотки для числа пар полюсов р =3 являются выводы из точек соединения катушечных групп 1-9-5, 7-3-11 и вывод из начальной точки последовательно соединенных дополнительных катушек.

1096735

Изобретение относится к многоскоростным полюсопереключаемым обмоткам электрических машин переменного тока.

Известна трехфазная обмотка для двухскоростных машин переменного тока с отношением чисел пар полюсов 2:3., 5 которая формируется как двухфазная и соединяется Т-образно для трехфазного питания при числе пар полюсов, кратном трем (13.

Недостатком обмотки является срав- 10 нительно большое число выводов (10 выводов, необходимых для переключения чисел пар полюсов.

Известна трехфаэная обмотка с отношением чисел пар полюсов 2:3, кото-(5 рая выполняется из двенадцами одинаковых катушечных групп, соединенных

Т-образно с тремя параллельными ветвями при числе пар полюсов, кратном трем. B обмотке обеспечивается полное использование обмоточной меди при обоих числах полюсов при сравнительно небольшом числе выводов (8 выводов) на переключатель частоты вращения (23.

Недостатком этой обмотки является несимметрия токов н фазах при Т-образном включении.

Известна трехфазная обмотка с переключением чисел пар полюсов в отношении 2:3, которая выполняется из 30 двенадцати катушечных групп. Нечетные катушечные группы соединены между собой в три параллельные ветви, а к средним точкам этих ветвей подключены четные катушечные группы, . 35 три иэ которых соединены параллельно, а три других — последовательно.

Обмотка двухслойная, ранносекционная имеет по три независимых вывода для каждого числа пар полюсов и обес-4g печивает симметрию токов в фазах (3).

Недостатками обмотки являются сравнительно большое число катушек обмотки и неполное использование (75% обмоточной меди на высшей скорости.

Наиболее близкой к изобретению по технической сущности является двухскоростная трехфазная обмотка с отношением чисел пар полюсов 2:3.

Обмотка предназначена для числа пазов :,=36 и кратного 36 и содержит двенадцать катушечных групп, каждая из которых выполнена иэ двух концент-. рически расположенных катушек с отношением чисел витков внешней и внут- 55 ренней катушек 1:2. Нечетные катушечные группы соединень между собой н три параллельные ветви с двумя встречно нключенными катушечными группами н каждой параллельной вет- gQ ви, а к средним точкам этих ветвей подключены три четные катушечные группы, соединенные между собой в общей точке, к которой подключены последовательно внутренние катушки 65 трех других четных катук;ечных групп, выполненных с чиспом ниткон, в три раза меньшим, и сечением меди, н три раза большим по сравнению с остальными катушечными группами, à три внешние катушки этих четных катушеч вЂ, ных групп соединены со средними точками параллельных ветвей, образованных нечетными катушечными группа ли.

Обмотка однослойно-двухслойная, симметричная имеет по три независимых вывода для каждого числа пар полю— сон (41.

Недостатками известной обмотки являются ограниченная область применения, определяемая числом пазов Z=36 и кратным 36, и некоторое ухудшение характеристик двигателя, обусловленное последовательным включением в фазы обмотки при р =2 трех внешних катушек четных катушечных групп и связанным с этим снижением индукции при данном числе пар полюсов.

Цель изобретения — расширение области применения обмотки для числа пазов И=48 и улучшение характеристик двигателя.

Поставленная цель достигается кем, что в трехфазнои двухскоростной об— мотке электрических машин переменного тока с отношением чисел пар полюсов 2:3, состоящей из двенадцати основных катушечных групп, равномерно распределенных по расточке машины с двумя концентрически расположенными катушками в каждой катушечной группе, в которой нечетные катушечные группы соединены между собой н три параллельные ветви с двумя встречно включенными катушечными группагли в каждой ветви, порядковые номера которых н ветвях 1-7, 9-3 и

5-11, основные катушечные группы обмотки выполнены одинаковыми с отношением чисел витков внутренней и внешней катушек 1:2, а основные .четные катушечные группы соединены между собой в три параллельные ветви с двумя встречно включенными катушечными группами н каждой ветви с порядковыми номерами катушечных групп в параллельных ветвях 2-8, 6-12 и 10-4, средние точки которых соединены со средними точками параллельных ветвей нечетных катушечных групп с порядковыми номерами катушечных групп в точках соединения 1-7-10-4, 9-3-6 — 12 и

5-11-2-8 и ныводами иэ этих точек для числа пар полюсов р=2, причем в точках соединения четные катушечные группы включены согласно с. нечетными катушечными группами, а по отношению к четным катушечным группам концентрически. расположены внутри этих групп шесть дополнительных катушек, образо— ванных соответственно порядковыми (номерами 2, 4, 6, 8, 10 и 12, которые выполнены с числом витков; в че1096 тырс раза меньшим, и сечением меди, в четыре раза большим по сравнению с большей катушкой" основных катушечных групп, и соединены между собой последовательно и подключены к точке соединения четных катушечных групп

8-12-4, причем по отношению к этим катушечным группам катушки 4, 8 ! и 12 включены согласно, а катуяки б б

2, 6 и 10 — встречно, а вывод;-.ми обмотки для чиела пар полюсов Р=З являются выводы иэ точек соединения катушечных групп 1-9-5 и 7-3-11 и вывод из начальной точки последовательно соединенных допопнительных катушек. на фиг. 1 представлена схема сое- 1э динения элементов трехфаэной двухскОростной обмотки с отношением чисел пар полюсов 2:3; на фиг. 2 резвернутая схема трехфазной двухскоростной обмотки с числами полюсов Щ

4 и 6 для числа пазов =48.

Трехфазная двухскоростная обмотка однослойно-двухслойная состоит из двенадцати основных одинаковых катушечных групп и шести дополнительных катушек, концентрически расположенных внутри четных катушечных групп и обозначенных соответственно 2, 4, 6, 8, 10 и 12 . Каждая основная катушечная группа обмотки выполнена из двух концентрически расположенных катушек с отношением чисел виткон внутренней и внешней катушек, равным

1:2 (фиг. 2) . Основные четные и нечетные катушечные группы соединены между собой в три параллельные ветви с двумя встречно включенными катушечными группами в каждой параллельной ветви, порядковые номера которых 1-7, 9-3 и 5-11 в параллельных ветвях нечетных катушечных групп и 40

2-8, 6-12 и 10-4 в параллельных ветвях четных катушечных групп, а средние точки параллельных ветвей катушечных групп соединены со средними точками параллельных групп, образо- 45 вав в точках соединения 1-7-10-4, 9-3-6-12 и 5-11-2-8 выводы А В С

4 4 4 для числ пар полюсов р =2. При этом в точках соединения четные катушечные группы включены согласно с нечет- 50 ными катушечными группами. Дополнительные катушки обмотки, выполненные с числом витков, в четыре раза меньшим, и сечением меди, н четыре раза большим (намотаны в четыре провода) по сравнению с большей катушкой основных катушечных групп, соединены между собой последовательно и подключены к точке соединения четных катушечных групп 8-12-4, причем по отношению к этим катушечным группам ка- 60 тушки 4, 8 и 12 включены согласно, а катушки 2, 6 и 10 встречно. Выводы обмотки для числа пар полюсов р =3

А< и С(,.ныполнены из точек соединения катушечных групп 1 — 9-5 и 7-3-11, 65

4 а вывод В(из начальной точки посббедов атель но соединенных дополнительных (катушек (фиг. 1 ) .

Обмотка имеет по три независимых вывода для каждого числа пар полюсoB и выполнима при числе пазон,,=48.

Однослойная часть обмотки занимает

75Ъ пазов машины, что значительно упрощает обмотку и снижает трудоемкость изготовления.

На высшей частоте нращения при

Р=-? обмотка соединяется в звезду с

-четырьмя параллельными ветвями. При этом использование обмоточной меди составляет 75Ъ. Симметрия ЭДС и токов в фазах обеспечинается симметричным включением одинаковых катушечньбх групп в каждую из фаз обмотки (фиг.2б

По сравнению с известной обмоткой в предлагаемой обмотке отсутствуют последовательно включенные дополнительные катушки, что повышает индукцию н воздушном зазоре и улучшает характеристики двигателя при р =2. При числе пар полюсов р =3 обмотка соединяется Т вЂ образ с тремя параллельными ветвями. На этой частоте нраще— ния используется 81,2о обмоточной меди и достигается симметрия токов в фазах благодаря включению дополнительных катушек с укороченным шагом по пазам в фазу В (фиг. 1), обуслав— ливающих уменьшение ЭДС этой фазы, необходимое для получения симметрич ной трехфазной системы ЭДС три Т-образном включении обмотки ° При р =3 не используются основные катушечные группы 2, 6 и .10, представляющие три фазные эоны обмотки. Однако этим катушечным группам практически эквивалентны используемые при Р=З шесть одинаковых дополнительных катушек, три из которых 2, 6 и 10 расположены непосредственно в области фазных зон указанных основных катушечных групп, а три других катушки 4, 8 и 12 включены по отношению к этим катушкам встречно, что равносильно принадлежности катушек 4 б 8 и 12 к тем же фаэным зонам.

На фиг. 2 представлена схема обмотки с шагами по пазам катушек основных катушечных групп, равными у =8 и у- =10. При необходимости по2 вьшения индукции при р =2 обмотка может быть выполнена с шагом по пазам катушки с большим содержанием меди, равным у =6. При этом показа—

2 тели обмотки и характеристики двигателя при р=3 останутся неизменными .

По сравнению с известными двухскоростными обмотками данного типа предлагаемая обмотка отличается областью применения, которая определяется числом пазов "=48 и кратным 48, простотой конструкции, уменьшающей трудоемкость изготовления, повышен-ным заполнением пазов обмоточной медью. Обмотка обеспечивает хорошую

1096735 форму кривых намагничивающих сил при обоих числах пар полюсов, имеет минимальное число выводов и независимые входы для каждой полюсности. Обмотка может найти широкое применение (,в многоскоростных двигателях, в машинах с внутренним каскадом, в двигателях с бесконтактным изменением числа пар полюсов.

Экономический эффект от,внедрения предлагаемого изобретения в машинах 10 переменного тока достигается благодаря расширению области применения обмотки. В базовых многоскоростных двигателях новой серии с числом пазов

z=48 для числа пар полюсов P=3 приме- 5 няются отдельные обмотки. Применение полюсопереключаемой обмотки позволяет повысить мощность двигателя в заданном габарите на 25 — 30%. Благодаря увеличению однослойной части обмотки на 12,6% снижается трудоемкость изготовления на 5-7%, повышается заполнение пазов медью. Наличие в обмотке независиьых выводов для каждого числа пар полюсов упрощает переключающую аппаратуру, повышает надежность злектропривода. Кроме того, это позволяет испольэовать предлагаемую обмотку и в двигателях с фазными роторами с числом пазов на роторе

Z=48. Объединив независимые выводы двухскоростной обмотки ротора в три общих вывода и соединив их с тремя контактными кольцами ротора, можно получить две ступени скорости двигателя с фазным ротором без усложнения ° конструкции машины, и таким образом, снизить потери скольжения на 30

35%.

Х

8l

Й

Щ

Ll

pj

Д

Ф

El

gl и

gl

У

9

У ф

Г

У

ВНИИПИ Закаэ 3839/41 Тираж 667 Подписное

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная,4

Трехфазная двухскоростная обмотка электрических машин переменного тока Трехфазная двухскоростная обмотка электрических машин переменного тока Трехфазная двухскоростная обмотка электрических машин переменного тока Трехфазная двухскоростная обмотка электрических машин переменного тока Трехфазная двухскоростная обмотка электрических машин переменного тока 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано при создании многоскоростных электродвигателей

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано при создании микроскоростных электродвигателей

Изобретение относится к области электротехники, касается выполнения многофазных электрических машин переменного тока и может быть использовано для турбомеханизмов ступенчатого регулирования скорости

Изобретение относится к области электротехники и позволяет создавать двухскоростные электродвигатели при 36 пазах на статоре

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для создания многоскоростных электродвигателей

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для создания многоскоростных электродвигателей

Изобретение относится к области электротехники, а именно к устройству многополюсных обмоток электрических машин переменного тока, и может быть использовано при изготовлении обмоток асинхронных и синхронных двигателей и генераторов, в том числе и однофазных малой мощности

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано для создания многоскоростных электродвигателей

Изобретение относится к области электротехники и позволяет создать двухскоростные электродвигатели

Изобретение относится к электротехнике, позволяет создать двухскоростные электродвигатели
Наверх