Многополюсный моментный двигатель постоянного тока

 

ННОГОПОЛЮСНЫЙ МСЖЕНТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ПОСТОЯННОГО ТОКА, содержгиций индуктор с 2р полюсами чередующейся полярности, якорь с 5 равномерно распределенными по окружности якоря секциями, каждая из котоЕШс занимает угол2 /р радиан, и коллектор с пластинами, к которым подсоединена обмотка, о т л и ч а rain и и .с я тем, что, с целью повышения равномерности скорости вращения якоря путем пов1шения стабильности величины электромагнитного момента и упрощения конструкции, обмотка якоря выполнена из 5 :т-пк2р11 секций, объединенных в m групп по п секций в каждой, секции, входящие в группу, равномерно распределены по окружности якоря и последовательно соединены друг с при этом концы t 7 секций соединены с началами ()-x секций, коллектор состоит из k пластин, начсша i -X секций подключены к плас тинам коллектора с номерами н-й, а угол охвата коллектора щеткой выбирают по соотношению , f Г . где номер секции якорной Обмотки в порядке их раскладки по окружности коллектора; i- 1, 2, 3,...,k номер плас.тины коллектора в порядке их расположения по окружности коллектора, совпадающем с нгшравлением секции; л - число секций в одной группе, равное целому нечетному числу; (Я - число групп секций в обмотке, равное целому нечетному чисrV L J- оператор выделения целой части смешанной дроби; в - угол., .занимаемый иэ° 1(ией между пластинами на уровне noisepxности констактнрования щетки с кoллeктJOgcм.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦ)ПАЛИСТИЧЕСИИХ

РЕСПУБЛИК аю (111 з(5и Н 02 К 26 00

Н

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОЧНРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

j ° 2 в (Ы) (21) 3588268/24-07 (22) 06. 05, 83 (46) 15. 11.84. Бюл. В 42 (72) Ю. И.Чучман, В.Д. Завгородний, Н. В. Михайлов и Л. Н. Евтеев (53) 621. 313. 2 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

9 77189, кл. Н 02 К 13/14, 1980.

2. Патент США В 4183556, кл.

H 02 K 21/00, 1980. (54)(57) МНОГОПОЛЮСНЫЙ NOMEHTHblR

ДВИГАТЕЛЬ ПОСТОЯННОГО ТОКА, содержащий индуктор с 2 полюсами чередующейся полярности, якорь с 6 равномерно распределенными по окружности якоря секциями, каждая из которых занимает угол Угар радиан, и коллектор с пластинами, к которым подсоединена обмотка, о т л и ч а ющ и и .с я тем, что, с целью повышения равномерности скорости вращения якоря путем повышения стабильности величины электромагнитного момента и упрощения конструкции, обмотка якоря выполнена из 5 m.n =2р11 секций, объединенных в в групп по п секций в каждой, секции, входящие в одну группу, равномерно распределены по окружности якоря и последовательно соединены друг с другом, при этом концы -х секций соединены с началами (» 1сл )-х секций, коллектор состоит из М = 24)н зпластнн, начала -х секций подключены к плас. тинам коллектора с номерами а угол охвата коллектора щеткой выбирают по соотношению а Я

8434 — - — "te

Ф где (l, 2, 3,...,5 - номер секции якорной

Обмотки в порядке их раскладки по окружности коллектора, 1, 2, 3,..., k — номер плас.» тины коллектора в по- O рядке их расположения по окружности коллектора, совпадающем с напI равлением секцни1

rl - -число секций в одной группе, равное целому нечетному числУ1 я1 — число групп секций в обмотке, равное целому нечетному числУ1 (j- оператор выделения целой час. ти смешанной дроби1

S - угол, занимаемый, изоляцией между пластинами на уровне поверхности констактнрования щетки с коллектором.

112440 I

Изобретение относится к области электромашиностроения и может быть использовано в высокомоментных двигателях постоянного тока, работающих в стопорных режимах или с инфраниэкими частотами вращения, к которым предъявляются повышенные требования по стабильности частоты вращения в пределах одного оборота или его части.

Известна многополюсная электри- 10 ческая машина постоянного тока, содержащая индуктор с 2р полюсами и якорь с обмоткой, состоящей из

5 «р секций, выполненных в виде меандра, которые подсоединены к 15

К « 6 ° р пластинам коллектора, объединенным с помощью токопроводящих перемычек н 5 групп по р пластин в каждой (1) .

Недостатком этой электрической машины являются сложность конструкции, обусловленная наличием токопроводящих перемычек между пластинами коллектора, и большая трудоемкость изготовления вниду сложности выполнения многовитконых секций в виде меандра, особенно при изготовлении последних из проводников большого сечения.

Наиболее близкой к изобретению является конструкция многополюсного моментного двигателя постоянного тока, содержащая индуктор с 2р полюсами чередующейся полярности и якорь на поверхности которого размещено

4р секций, из которых 2р секций смещен относительно других 5 2р секций на угол »/2р, секции подключены к коллектору, состоящему из 4р пластин, каждая из секций занимает угол, равный 2ц(р (2) .

Недостатком такой конструкции электрического днигателя является значительная пульсация электромагнитного момента, а следовательно, низкая стабильность частоты вращения 45 н пределах одного оборота якоря, что обусловлено периодическим закорачиваннем щетки и половины всех секций якоря.

Цель изобретения — повышение равно5О мерности частоты вращения якоря двигателя путем повышения стабильности величины электромагнитного момента и упрощение конструкции.

Поставленная цель достигается тем,55 что в многополюсном моментном двигателе постоянного тока, содержащем индуктор с 2р полюсами чередующейся полярности, якорь с 6 равномерно pac= пределенными по окружности якоря 60 секциями, каждая из которых занимает угол 2«)p радиан; и коллектор с пластинами, к которым подсоединена обмотка, якорная обмотка выполнена из

Svn ° n 2рй1 секций объединенных в

rn групп по и секций в каждой, сек ции, входящие в одну группу, равномерно распределены по окружности якоря и последовательно соединены друг с другом, при этом концы -x секций соединены с началами ((в )-х, коллектор машины состоит из К = 25+m пластин, начала -х секций подключены к пластинам коллектора с номерами

2 1-1 а угол )| обхвата коллектора щеткой выбирается по соотношению

e«r — - в и 2« р где (= 1,2,3,...,)-номер секции якорной обмотки в порядке их раскладки по окружности коллектора;

) * 1,2,3,...,К-номер пластины коллектора в порядке их расположения по окружности коллектора, совпадающем с направлением секции; число секций в одной группе, равное целому нечетному числу; — число групп секций в обмотке, равное целому нечетному числу( ()- оператор выделения целой части смешанной дроби;

8 — угбл, занимаемый изоляцией между пластинами на уровне поверхности контактирования щетки с коллектором.

На фиг.l изображена принципиальная схема предлагаемого момента двигателя (2р =1б, S=15, m=3, К=33); на фиг.2 — увязка геометрических размеров щетио-коллекторного узла; на фиг.3 - поперечное сечение двигателя (вариант с цилиндрическим якорем)

Якорная обмотка моментного двигателя состоит из равномерно распределенных по окружности якоря

5«m n 2р+1 секций 1-15, каждая из секций занимает угол v/p радиан, секции 1-15, объединены в е групп по и секций в каждой, секции, входящие в одну группу, равномерно распределены по окружности якоря и соединены друг с другом таким образом, что концы секций с номерами подсоединены к началам секций с номерами ((+в), на фиг.l показан двигатель с секций 5 - 15, которые объединены в in = «3 групп по ь * 5 секций в каждой, любая из секций

1-15 занимает угол (р, секции, входящие в одну группу, например 1,4,7, 10 и 13, сдвинуты друг относительйо друга на угол 2Ф /9 - 2 ю(б и последа

1124407 вательно соединены друг с другом, при этом конец секции 1 (j= 1) соединен с началом секции 4(ia m =)

r 1+3 4) конец секции 4(i= 4) соединен с началом секции 7 ((щ) =4+3=7) и т.д. Начала секции соединены с .пластинами коллектора 1 — 33, число которых равно K = 29 +m=-33, при этом секции с номерами ° подключены к пластинам с номерами 1= 2(+

Г Н1„

+ J" Так, например, для случая, показанного на фиг.l, начало секций

5 (5) подключенс к пластинам 10 (= 2. 5 +(5 )=2 5 + 0=10), начало

15 секции 13((=13) подключено к пластине 28 ()=2 13+ 13-1 -2 13+2 =28

5 и т.д.. С рабочей поверхностью пластин коллектора 1 — 33 контактируют

2р=lб щеток 34-49, подключенных к токосборным шинам 50 и 51. Уголовные размеры контактной поверхности пластин 1-33 межламельных промежутков 9 на уровне поверхности контактирования поверхности щеток

33-49 с пластинами 1 33 и угол

I обхвата коллектора каждой из щеток

33-49 (см.фиг.2) выбраны таким образом, что при любом угловом положении коллектора относительно щеток исключена возможность замыкания источника питания (не показан), подключенного к токосборным шинам

50 и 51, а также потеря контакта щетки с одной из коллекторных пластин 1 — 33 . Эти условия выполняются при удовлетворении неравенства

Поток возбуждения в двигателе создается индуктором с 2р полюсами

52 чередующейся полярности, закрепленными на магнитопроводе 53 (см. фиг. 3) .

Якорь двигателя может быть выполнен дисковым или цилиндрическим, беспаэовым или с явно выраженной зуб чатой структурой. Вариант конструкций двигателя с цилиндрическим якорем и явно выраженной зубчатой структурой якоря показан на фиг.3, в этом случае каждая из секций

1-15 устанавливается на своем стержне (зубцы), являющемся частью магнитопровода якоря 54.

При подключении токосборных шин

50 и 51 к источнику постоянного тока (фиг.1) по секциям 1-7 и 11-15, включенным параллельно друг другу, протекает ток, взаимодействие которого с магнитным полем, создаваемым полюсами индуктора 52, приводит к появлению вращающегося момента.

Секции 8, 9 и 10, эакороченные щетками 48, 49, 34, 35, 37 и 38, соприкасающимися с пластинами 17, 19, 21, 24, 26 и 28, к которым подсоединены зти секции, находятся в режиме коммутации (секция 8, соединенная с пластинами коллектора 17 и 24, закорочена щетками 38 и 36 ,через токосборную шину 50, секция 9, соединенная с пластинами 19 и 26, закорочена щетками 49 и 37 через токосборную шину 51, а секция 10, соединенная с пластинами 21 и 28, эакорочена щетками 34 и 38 через токосборную шину 50).

При вращении якоря с закрепленными на нем секциями 1-15 и пластинами коллектора 1 — 33 относитель. но неподвижных полюсов 52 и щеТок

70 34-39 в секциях 1-15 происходит изменение направления тока, в реэуль тате чего направление вращающегося момента остается постоянным. Переключение секций в случае, если якорь

75 двигателя вращается по направлению, показанному стрелкой на фиг.l,. осуществляется следукнцим образом.

Смещение коллекторных пластин

24, 26, 28, 30 и 32 относительно

30 щеток 35-39 приводит к уменьшению площадей контактирования этих пластин с соответствующими им щетками, в результате увеличивается переходное сопротивление и уменьшается ве35 личина токов, проходящих по секциям

13 -15. Прн угле поворота якоря

Е,-()!(Ь). †„ ) ) щетка 39 сходит с пластины 32 и секции 12 и 15, принадлежащие одной из групп, окаэыва40 ются последовательно соединенными и закороченными щетками 37 и 49 через токосборную шину 51, т.е. обе секции переходят в режим коммутации.

После поворота якоря на угол

45 Е1=(1(4). (2"«Ik) с пластины 28 сходит щетка 38 и секции 10, 13 оказываются последовательно соединенными и подключенными к разнополярным щеткам 34 и 41, т.е. секция 10 выходит из режима коммутации, при этом положении якоря по ней идет ток, приблизительно равный половине номинального тока секции. После поворота якоря на угол

Е фЩ (2i Ia) . щетка 37 покидает пластину 26, последовательно сое» диненные секции 9 и 12 оказываются закороченными однополярными щетками

39 и 49. После поворота якоря на угол Е< (,i)1) (2 ) ) в режиме коммутации находятся секции 13-15, все

60;остальные создают вращающийся момент.

Кроме того, установлено, что комму. тация предлагаемого двигателя лучше, чем у базового, так как в предлагаемом двигателе через коммутирующие

65 щетки проходит только ток коммутаций, 1124407, в то время как у базового по ним также проводит ток якоря.

Использование обмотки якоря с секциями, не перекрывающимися в ло бовых частях, как это сделано в прототипе н используется в системах возбуждения синхронных машин и статорах щаговых двигателей, обеспечивает повышение надежности якорной обмотки и снижение трудоемкости изготовления двигателя.

1124407

1124407

Составитель С.Шутова

Техред С. Легеза - Корректор М.Розман

Редактор О.Колесникова

Подписное

Филиал ППП Патент, r.ÓæãÜðoä, ул.Проектная,4

Заказ 8295/43 Тираж 666

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий. 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5.

Многополюсный моментный двигатель постоянного тока Многополюсный моментный двигатель постоянного тока Многополюсный моментный двигатель постоянного тока Многополюсный моментный двигатель постоянного тока Многополюсный моментный двигатель постоянного тока Многополюсный моментный двигатель постоянного тока 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике в частности к электродвигателям с постоянными магнитами, и может быть использовано при построении точных следящих систем и при построении гидростабилизаторов

Изобретение относится к электромашиностроительной промышленности, а именно к изготовлению маховиковых движительных генераторов

Изобретение относится к области электротехники, в частности к электрическим машинам с бесконтактной коммутацией секций обмоток статора в зависимости от положения ротора с помощью преобразователя частоты, т

Изобретение относится к области электротехники и измерительной техники и может быть использовано в устройствах для преобразования электрического сигнала в момент относительно оси устройства

Изобретение относится к электротехнике, в частности к электрическим машинам и электроприводу

Изобретение относится к области электротехники, в частности к электрическим машинам и электроприводу, и касается выполнения торцевых моментных двигателей

Изобретение относится к области электротехники, а именно к низкооборотным электрическим машинам и электроприводу

Изобретение относится к области электротехники, в частности - к электрическим машинам, и может быть использовано в качестве низкооборотных высокомоментных двигателей, низкооборотных генераторов и т.п

Изобретение относится к области электротехники, в частности к электрическим машинам и электроприводу
Наверх