Тренажер для изучения свойств гироскопа

 

ТРЕНАЖЕР ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ СВОЙСТВ ГИРОСКОПА, содержащий блок ввода учебной информации, логический блок и блок отображения параметров изучаемого объекта, отличающийся тем, что, с целью повышения качества обучения работе с rkpocKonoV, он имеет блок имитации движения оси ротора гироскопа, логический блок содержит узлы логического сложения и логического совпадения , а блок ввода учебной информации имеет узел задатчиков внешних воздействий гироскопа, узел за датчиков угловых скоростей прецессии гироскопа, узел задатчиков гироскопических моментов и узел индикации функционирования задатчиков, при этом выходы узлов задатчиков виешиих воздействий гироскопа/} угловых скоростей прецессии гироскопа и гироскопических моментов соедииеиы с соответствующими входами узла индикации функционирова11ия задатчиков и соответствующими входами узла логических совпадений, подключенного выходами к входам узла логического сложения, выходы которого через блок имитации движения оси ротора гироско па связаны с входом блока отображения параметров изучаемого объекта.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

О@В

РЕСПУБЛИК ае 09

g(gg G 09 В 9/00ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТ СТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕ1 СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3581890/18-12 (22) 18.04.83 (46) 23.11.84.Бюл.В 43 (72) С,В.Кривошеев и В.И.Кушко (71) Казанский ордена Трудового Крас-. ного Знамени и ордена Дружбы народов авиационный институт им. А.Н.Туполева (53) 681.136.51 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

Р 794656, кл. G 03 В 9/00, 1978. (54)(57) ТРЕНАЖЕР ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ

СВОЙСТВ ГИРОСКОПА, содержащий блок ввода учебной информации, логический блок и блок отображения параметров изучаемого объекта, о т л ив ч а ю шийся тем, что, с целью повышения качества обучения работе ,с гироскопом, .он имеет блок имитации движения оси ротора гироскопа, логический блок содержит узлы логического сложения и логического совпадения, а блок ввода учебной информации имеет узел задатчиков внешних воздействий гироскопа; .узел за датчиков угловых скоростей. прецессии гироскопа, узел задатчиков гироскопических моментов и узел индикации функционирования задатчиков, при этом выходы узлов задатчиков внешних воздействий гироскопа угловьпс скоростей прецессии гироскопа н гироскопических моментов соединены с соответствующими входами узла индикации функционнровайия эадатчиков и соответствующими входами узла логи» ческих совпадений, подключенного выходами к входам узла логического сложения, выходы которого через блок имитации движения оси ротора гироско. па связаны с входом блока отображения параметров изучаемого объекта.! 125221

10

35

1

Изобретение оа носится, к тренаже рам для обучения операторов систем управления.

Известен тренажер дпя обучения операторов работе с физическим, объектом, содержащий блок ввода учебной информации, логический блок и блок отображения параметров, изучаемого объекта fl) .

Недостатком известного устройства является невысокое качество обучения работе с гироскопом.

Цель изобретения — повышение качества обучения работе с гйроскопом. . Поставленная цель достигается тем что тренажер для изучения свойств гироскопа, содержащими блок ввода учебной информации логический блок и блок отображения параметров изучаемого объекта, имеет блок шмита" ции движения оси ротора гироскопа, логический блок содержит узлы логического сложения и логического совпадения, а блок ввода. учебной информации имеет узел эадатчиков внешних воздействий гироскопа, узел задатчиков угловых скоростей прецессии гироскопа, узел задатчиков гироскопических моментов и узел индикации функционирования задатчиков, при этом выходы узлов задатчиков, внешних воздействий гироскоПа, уг-. ловых скоростей прецессии гироскопа и гироскопических моментов соедине-. ны с соответствующими юсодами узла ,индикации функционирования задатчиков и соответствующими входами узла логических совпадений, подключенного выходами к .входам узла ло|ического сложения, выходы которого через блох имитации движения оси ротора гироскопа связаны с входом блока отоб ражения параметров изучаемого объекта.

На фиг.l представлена блок-схема тренажера; на фиг.2 — вид на переднюю панель; на фиг. 3 - логический .блок, один из вариантов реализации: на фиг.4 — блок имитации движения оси ротора гироскопа и индикатора правильности ответа, возможное схемное решение.

Тренажер (фиг.l) состоит из ysла 1 задатчиков внешних воздействий (моментов М» > М, М, М ), узла 2 задатчиков угловых скоростей прецессии м », û, ы,(д, узла 3 задатчиков гироскопических моментов

Мг 1 Mry.,Ìãl, 9г< . Задатчики можно построить, например, на галетных переключателях. Их задача состоит в выдаче управляющих сигналов. Индикаторы 4-7 внешних воздействий,. 8-11 угловых скоростей прецессии, 12-15 гироскопических моментов можно выполнить в виде стрелок, подсвечиваемых лампочками. Логический блок 16. имеет двенадцать входов и четыре выхода, блок 17 имитации движениж оси ротора гироскопа 17 подключен че. тырьмя входами к блоку 16. Правильность ответа индицирует блок 18, который является блоком отображения параметров изучаемого объекта.

Гироскоп представлен кинематической схемой (фиг.2), состоящей нз гиромотора 19> помещенного в кардановый подвес с внутренней 20 и наружной 21 рамами. Ось ротора гиромотора совпадает с направлением вектора кинетического момента Н, При движении с угловыми скоростями Q у tJ> или Я4 вектор Н (ось ротора) будет

"вычерчивать". дугу окружности, создаваемую последовательно загораемыми и гаснущими лампочками — "бегущим огнем". При этом каждой угловой ско- рости соответствует своя последова- тельность загорания лампочек.

В нижней части передней панели расположены задатчики 1-3, а также тумблер 22.питания и тумблер 23

"Пуск -"Сброс".

Один из вариантов реализации блока 16, алгоритм функционирования которого определяется правилом прецессии и гироскопического момента, представлен на фиг.,3..Основными элементами блока являются восемь логических элементов И 24-31н четыре логических. элемента KIH 32-35., Устройство имеет узел 36 индикации функционирования эадатчиков. Из схемы включения видно, что входы элементов И (входы с первого по двенадцатый) соединены с соответствующими выходами задатчиков 1-3, а выходы элементов ИЛИ .(выходы с первого по четвертый блока 1.6) соединены с четырьмя входами блока 17. Рядом с каждым элементом ИЛИ (для удобства) указана у-.ловая скорость, которую

Должен реализовать блок 17.

На фиг.4 представлено одно из возможных схемных решений блока 17, 45

3 1125 который по сигналам блока 16 вырабатывает "бегущий огонь". Состояни ем схем управляют реле 37-41. Им-. пульсы для питания лампочек 42 и 43 вырабатывает генератор 44, который можно построить на реле 45 с параллельно включенными им конденсаторами 46. Для развязки по пнтанию. цепей с лампочкакл последовательно с ними включены диоды 47. Блок 18 io содержит также реле 48 с соответствующими контактами.

Узел логического совпадения имеет элементы И 24-31. Узел логического сложения содержит элементы,ИЛИ 32-35..15

Узел 36 индикации функцйонирования задатчиков включает индикаторы 4- 15, при этом выходы узлов 1 задатчиков внешних воздействий гироскопа, 2 уг" ловых скоростей прецессии гироскопа 20 и 3 гироскопических моментов соединены с соответствующими входами узла 36 индикации функционирования задатчиков и соответствующими входами узла логических совпадений, .25 подключенного выходами к входам уз" ,ла логического сложения, выходы которого через блок 17 имитации движения оси ротора гироскопа связаны .с входом блока 18 отображения пара- 5п метров изучаемого объекта.

После включения в сеть устройство позволяет решать следующие задачи.

Задачи на правило прецессии.

1. По заданному внешнему воздействию Я», (к 1-4 )найти угловую cicoрость нрецессни ц; (прямая задача) . . .2. По заданной угловой скорости прецессии Й; найти внешнее воздейст- 4О вше И (обратная задача).:

Задачи иа гироскопический момент. ю

1. По заданной угловой скорости пре;ессииЦ;найти.гироскопический момент М: (прямая задача) .

2. По заданному гироскопическому моменту И.„„ определить угловую

Ю скорость прецессии Q,(обратная .эа-..

1 дача) .

Для пояснения работы устройства рассмотрим решение на стенде двух характерных задач.

Задача 1. По заданному, например, .И определить Q . Для этого задатчик 55

yea 1 устанавливают в положение М, эадатчикн узлов 2 и 3 — в нулевое положение,(фиг.1 и 2).

221 4

На передней панели загорается индикатор 4 (Н, т.е. вектор Н, горит после подани:.на устройство напряжения). Применяя . правило прецессии, определяют угловую,,скороствг в данном случае Й4, — и устанавливают эадатчик узла 2 в положение Q< .

При этом в соответствии с фиг.3 .йлюсы питания (сигналы) подаются на элемент И 27 блока 16. На выходе элемента 27. появляется сигнал, который проходя логический элемент ИЛЯ 33, поступает на реле 38 блока 17 (фиг.4). Реле 38 срабатывает и одним контактом готовит цепь питания лампочек 43, другим контактом реле 38 готовит цепь срабатывания реле 41, которое после включения тумблера 23

"Пуск" срабатывает и производит следующие переключения. а)Контактами реле подключает конденсатор 46 на обмотку реле 45, и оно срабатывает. При этом через замыкающий контакт начинает заряжаться другой конденсатор 46, а размыкающий контакт размыкает цепь питания следующего реле. 45. Одновременно развя4кающим контактом разрывается, цепь питания .лампочки 42 (Н ), а другим контактом замыкается цепь питания лампочки 43 (Н4 p-..После разрядки конденсатора 46 на реле оно срабатывает и конденсатор 46 через другой контакт начинает разряжаться на реле.

При .этом контакты реле выполняют функции, аналогичные функциям контактов реле, подключают конденсатор 46 на разрядку, не дают возможности заго-. раться лампочке 42 и обеспечивают загорание лампочкч 43. Таким образом, пока реле 41 находится под током, и непрерывно формируется, бегущий огоньпоследовательно гаснут и загораются ! лампочки 42 и 43. Бремя горения лам почки определяется емкостью конденсаторов и сопротивлением обмоток реле. Для хорошего демонстрационного эффекта достаточно, чтобы время горения каждой лампочки было в преде. лах 0;4-0,6 с, а число лампочек

М = 10-15. б) Контактом реле 41 напряже-. ние + 27 В подается на реле 48 бло-. ка 18. Реле 48 срабатывает и контактом размыкает цепь питания индикар тора "Неверно", а другим контактом замыкает цепь питания индикатора

"Верно". Если на эадатчике узла 2

1125221 будет установлена любвя из оставшихся скоростей Й я: Ю у ° то на входе элементов 24-31 не будет одно временно двух сигналов, и, соответ-. . ственно, после включения тумблера

"Пуск". загорится инфнкатор "Неверно" а вектор Н@ (ось ротора) не"будет совершать движение, имитирующее прецессию.

Задача 2. По заданной, например, скорости Я определить RГ„» . Дпя это

to задатчик узла 2 .устанавливают s положение Й „, загорается индикатор 8. Прн этом подается сигнал на . соответствующий вход блока. 16 (на один из входов логического элемента И 31}.. Задатчики узлов l и .3 находятся в нулевом положении. Используя правило определения гироскопического момента, устанавливают на задатчнке узла 3 гироскопический момент И„ . При этом сигнзл (плюс питания} будет подан на вход блока 16 (на второй вход элемента И. 31). Так как теперь иа оба входа элемента

И 31 поданы управляющие сигналы, то возникает сигнал на его выходе - на одном иэ входов логического элемента ИЛИ 35, а следовательно, и на выходе (на соответствующем выходе блока 16). В соответствии с электри ческой схемой (фиг.4) плюс питания поступает на обмотку реле 40, которое срабатывает и контактом подает минус питания на лампочки 43. Дру" гим контактом замыкает цепь реле 41 которое после включения тумблера 23

"Пуск" срабатывает. При этом:размы5 кающий контакт реле 41 отключает конденсатор от минуса питания, а замыкающий контакт реле 41 подключает обмотку реле к конденсатору 46. Последний начинает разряжаться, на обмотку реле, которое срабатывает.Да-. лее все происходит так же, как в пунктах 4. и S задачи 1 с той разницей, что последовательно загораются и гаснут лампочки 42 и 43, ими

iS тирующие движение оси ротора с угло вой скоростью 4ä . Если на эадатчике узла 3 установить Вг, %re, или Ч, что соответствует неправильному применению правила гироскопического моМ мента, то плюс пнтанйя на блок 17 ие пройдет, а в блоке 18 загорится транспарант "Неверно".

Таким образом, тренажер может ис,пользоваться при самоподготовке к экзаыенам и лабораторным работам, служить эффективным контролирующим устройством, а также демонстировать свойства трехступенчатого гироскопа при чтении научно-популярных лекций.

30 Использование тренажера в учебном

1 процессе позволит улучшить качество усвоения основных свойств гироскопа при меньших затратах времени на их изучение.

1125221

1125221 ,0 lier

g tflt

Э

}125221

1125221

446 Подписное ул.Проектная,

Тренажер для изучения свойств гироскопа Тренажер для изучения свойств гироскопа Тренажер для изучения свойств гироскопа Тренажер для изучения свойств гироскопа Тренажер для изучения свойств гироскопа Тренажер для изучения свойств гироскопа Тренажер для изучения свойств гироскопа Тренажер для изучения свойств гироскопа 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к обучающим устройствам и может быть использовано в тренажерах динамических объектов, например, самолетов

Изобретение относится к сельскому хозяйству, в частности к муляжу вымени для оценки влияния качества массажа на интенсивность истечения жидкости

Изобретение относится к вычислительной технике

Изобретение относится к вычислительной технике

Изобретение относится к авиационной и космической медицине, предназначено для автоматизированной диагностики в полете гравитационных расстройств у летчика при воздействии пилотажных перегрузок
Изобретение относится к способу определения геометрических параметров опорно-поворотных устройств (ОПУ) телескопов различных типов монтировок с различным количеством исполнительных осей (осей вращения)

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам и может быть использовано для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к устройствам для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к способам выполнения тренировочного полета в кабине экипажа летательного аппарата, и устройствам подготовки летных экипажей к полетам на авиационных тренажерах
Наверх