Датчик глубины слоя жидкости на поверхности покрытия
СООЭ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК
3(5D С 01 F 23/14
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н AB ÃOÐÑHOMÓ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
AO ДЕЛАМ ИЭОБРЕТЕНИЙ И ОТНЯТИЙ (21) 3582846/24-10 (22) 22.04.83 (46) 23.11.84. Бюл. Ф 43 (72) !О.Н.Кривенко и Л.Н.Андрущак (7 1) Киевский ордена Трудового Красного Знамени институт инженеров гражданской авиации (53) 681,128 ° 5(088.8) (56) 1; Бобровников Г.Н., Катков А.Г.
Методы измерения уровня. И., "Машиностроение", 1977, с. 25.
2. Авторское свидетельство СССР и 603853, кл. G 01 F 23/14, 1976 (прото-.ип). (54)-(57) ДАТЧИК ГЛУБИНЫ СЛОЯ ЖИДКОСТИ НА ПОВЕРХНОСТИ ПОКРЫТИЯ, содержащий измерительную трубку, одним кон—
„.Я0„„11254 З А цом через редуктор соединенную с источником сжатого воздуха, с другим открытым концом, дифманометр, подключенный к измерительной трубке, отличающийся тем, что, с целью обеспечения возможности измерения малых глубин в условиях влияния поверхностного натяжения жидкости, измерительная трубка вмонтирована в поверхность покрытия, с возвышением над ней открытого конца, и помещена под колпачок, основание которого закреплено на поверхности покрытия и имеет пазы для выхода воздуха, причем колпачок размещен в выемке, глубина которой больше высоты пазов колпачка.
1125473
Изобретение относится к измерительной технике, а более конкретно к устройству датчика глубины слоя воды на покрытии, и предназначено для использований на взлетно-посадоч- 5 ных полосах (ВПП) аэродромов.
Известны пневматические способы измерения уровня воды, отличающиеся от гидростатических тем, что в приемные отверстия и импульсные трубки 10 приборов этого типа вода не затека— ет 11.
Наиболее близким к предлагаемому является пневматический указатель уровня жидкости, содержащий измери- 15 тельную трубку, вторичный прибор, редуктор, источник сжатого воздуха и две круглые пластины, параллельно установленные на конце импульсной трубки (2 ), 20
Однако известные гидростатические пневматические уровнемеры для измерения глубины слоя жидкости на покрытии и, в частности, на ВПП, не могут быть использованы, так как 25 для выпуска воздуха из импульсной трубки между ее торцом и покрытием должна быть щель, высота которой должна быть по крайней мере не менее
0,5-1 мм. Такая высота щели может быть в несколько раз больше измеряемого слоя воды (поверхность ВПП считается влажной при глубине слоя воды до 0,25 мм) и воздух иэ импульсной трубки выходит в атмосферу, не испытывая гидростатического давления жидкости — в этом случае указатель уровня вообще не чувствует слой жидкости на покрытии.
Далее, когда глубина слоя жидкости приближается к высоте щели, показания датчика становятся неустойчивыми, так как по мере уменьшения высоты зазора между поверхностью жидкос 45 ти и верхней кромкой щели меняется сопротивление щели и начинает проявляться поверхностное натяжение жидкости, величина которого соизмерима с высотой слоя воды у датчика.
Целью изобретения является обеспечение возможности измерения малых глубин в условиях влияния поверхнос .— ного натяжения жидкости.
Поставленная цель достигается тем, что в датчике глубины слоя жидкости на поверхности покрытия, содержащем измерительную трубку, одним концом через редуктор соединенную с источником сжатого воздуха, другим открытым концом, дифманометр, подключенный к измерительной трубке, измерительная трубка вмонтирована в поверхность покрытия, с возвышением над ней открытого конца, и помещена поц колпачок, основание которого закреплено на поверхности покрытия и имеет пазы для выхода воздуха, причем колпачок размещен в выемке, глубина которой больше высоты пазов колпачка.
На фиг. 1 представлена схема датчика, на фиг. 2 — данные, полученные при исследовании датчика со стальным колпачком при различных высотах пазов.
Воздух подводится под колпачок 1 по трубке 2 и выходит в жидкость через пазы 3. По импульсной трубке 4 давление отводится на первичный прибор дифманометра.
На показания датчика оказывает влияние также и расход воздуха (даже в том случае„ если сопротивлением в подводящей магистрали можно пренебречь). Поэтому в каждом конкретном случае должна быть проведена тарировка датчика.
Для условий ВПП может быть рекомендован датчик диаметром 30 — 50 мм, устанавливаемый в выемке глубиной
2,5-4 мм при высоте щели 2-3,5 мм.
Приведенные опытные данные соответствуют расходу воздуха около б х 10 кг /с.
В отличие от известного предлагаемый датчик позволяет определять гг убину слоя воды на поверхности покрытия, когда высота пазов для выпуска воздуха соизмерима с глубиной слоя жидкости, причем в условиях значительного влияния сил поверхностного натяжения жидкости. Он также позволяет автоматизировать процесс измерения глубины слоя воды на аэро громах.
1 l 25473
MM
Фиг.
Редактор А.Коссей
Подписное
Ю Ñ3
48
4( б з..
Ъ 1
ЕШ йабление па дшрканомеару
Составитель М.Рачков
Техред Л.Коцюбняк Корректор, М,Розман
Заказ 8528/30 Тира к б09
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г.ужгород, ул.Проектная, 4