Волновая зубчатая передача
1. ВОЛНОВАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА , содержащая жесткое и гибкое .колеса, рабочие поверхности которьк покрыты пластичной смазкой, и кулачковый генератор волн с гибким подшипником, отличающаяся тем, что, с целью увеличения ресурса работы, она снабжена контактными уплотнениями, установленными с обоих торцов жесткого колеса и контактирующими с поверхностью гибкого колеса, а на внешней поверхности наружного кольца гибкого подшипника вьтолнены, кольцевые канавки, содержащие пластичную смазку. 2. Передача по п. 1, о т л и ч аю щ а я с я тем, что между гибким колесом и гибким подшипником введено гибкое кольцо, имеющее по всей поверхности сквозные отверстия, в которых также размещена пластичная смазка . QU СД С со
СОЮЗ СОВЕТСНИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН (и) F 16 Н 1/00 57/04
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
М ABTOPCHOlVIV СВИДЕТЕЛЬСТВУ.
Фиг. 1
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЦТИЙ (21) 3692468/25-28 (22) 10,01.84 (46) 07.07.85. Бюп. ¹ 25 (72) К.M. Горелов (53) 621.833.7(088,8) (56) 1. Иванов M.Н. Волновые зубчатые передачи. M. "Высшая школа", 1981, с. 144, рис. 7.25. (54)(57) I, ВОЛНОВАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА, содержащая жесткое и гибкое ,колеса, рабочие поверхности которых покрыты пластичной смазкой, и кулачковый генератор волн с гибким подшипником, отличающаяся тем, что, с целью увеличения ресур„„SU„„,1165831 са работы, она снабжена контактными уплотнениями, установленными с обоих торцов жесткого колеса и контактирующими с поверхностью гибкого колеса, . а на внешней поверхности наружного кольца гибкого подшипника выполнены кольцевые канавки, содержащие пластичную смазку.
2. Передача по п. 1, о т л и ч аю щ а я с я тем, что между гибким колесом и гибким подшипником введено гибкое кольцо, имеющее по всей поверхности сквозные отверстия, в которых также размещена пластичная смаз.ка.
11б5831
Изобретение относится к механическим передачам, а именно к волновым передачам с пластичной смазкой.
Известна волновая зубчатая передача, содержащая жесткое и гибкое коле- са, рабочие поверхности которых покрыты пластичной смазкой, и кулачковый генератор волн с гибким подшипником 11) .
Недостатком этой передачи является существенное снижение ресурса вследствие выдавливания смазки из . зубчатого зацепления гибкого колеса с жестким и из сочленения гибкого колеса с гибким подшипником. При выработке смазки.из указанных сочленений возрастают силы трения в них, КПД передачи уменьшается, тепловыделение увеличивается, передача перегревается, интенсивность износа возрастает.
Цель изобретения — увеличение ресурса работы передачи.
Указанная цель достигается тем, что волновая зубчатая передача, содер,жащая жесткое и гибкое колеса, рабочие поверхности которых покрыты пластичной смазкой, и кулачковый генератор волн с гибким подшипником, снабжена контактными уплотнениями, установленными с обоих торцов жесткого .. колеса и контактирующими с поверхностью гибкого колеса, а на внешней поверхности наружного кольца гибкого подшипника выполнены кольцевые канавки, содержащие пластичную смазку. 35
Кроме того, между гибким колесом и гибким подшипником введено гибкое кольцо, имеющее по всей поверхности сквозные отверстия, в которых также размещена пластичная смазка. 40
На фиг. 1 изображено зацепление колес. передачи; на фиг. 2 — гибкий подшипник генератора волн; на фиг.З сочленение гибкого колеса с гибким подшипником,с помощью гнбкого коль- 45 ца; на фиг. 4 — гибкое кольцо, на фиг..5 — то же, вид сверху.
Волновая зубчатая передача состоит иэ жесткого 1 и гибкого 2 колес, зубья которых покрыты пластичной 50 смазкой, кулачкового генератора волн с гибким подшипником 3. К торцам жесткого колеса 1 крепятся упругие контактные уплотнения 4, например манжетные (фиг. 1.). 55
На внешней поверхности наружного кольца гибкого нодшипника 3 выполне ны от четырех до шести кольцевых канавок. Ширина канавок и перемычек между ними составляет 5- 107 от ширины гибкого подшипника 3. Глубина канавок 0,3-0 5 мм. В средней части кольца над беговой дорожкой оставлена перемычка, шире обычной в 3-5 раэ.
Наличие канавки над средней частью беговой дорожки может привести к разрушению кольца подшипника 3 по плоскости симметрии, перпендикулярной оси вращения. При сборке передачи канавки заполняются пластичной смазкой.
Другой вариант сочленения гибкого колеса 2 с гибким подшипником 3 (фиг. 3) предусматривает установку между ними гибкого кольца 5, толщиной, примерно равной. толщине гибкого колеса 2 в его гладкой части, Кольцо 5 фиксируется в осевом направлении на гибком подшипнике 3 с целью предупреждения сползания кольца 5 с гибкого подшипника 3 под действием сил, возникающих между гибким колесом 2 и гибким подшипником 3 во время работы передачи. Для фиксации кольцо 5 имеет с обоих сторон зубчатые отбортовки б, одна из которых выполняется после надевания кольца 5 на гибкий подшипник 3.
Зубчатая форма отбортовок кольца обеспечивает сохранение высокой податливости последнего при деформации генератором волн. КОльцо 5 имеет по всей поверхности отверстия 7, расположенные в шахматном порядке.
При сборке передачи полости отверстий 7 заполняются пластичной смазкой.
Передача работает следующим образом.
При вращении генератора волн, на котором насажено внутреннее кольцо
1 гибкого подшипника 3 (фиг. I) происходит волновая. деформация внешнего кольца гибкого подшипника и гибкого колеса 2, вызывающая относительное вращение гибкого 2 и жесткого 1 ко лес. Кроме того, при работе передачи происходит относительный поворот гибкого колеса 2 и наружного кольца гибкого подшипника 3 вследствие взаимодействия упругих сил гибкого колеса и сил трения между колесом и подшипником.
Пластичная смазка, заложенная между впадинами зубьев колес 1 и 2 и нанесенная на поверхностях соприфиг. Д
Составитель А. Разин
Техред Т..Фанта
Редактор P. Кузнецова
Корректор О. Тигор, Заказ 4295/30 Тираж 898
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5
Подписное
Филиал ППП "Патент", r Ужгород, ул. Проектная, 4
3 . 116 косновения гибкого колеса 2 и гибкого подшипника 3, при работе передачи выдавливается с рабочих поверхностей. Уплотнения 4 способствуют удержанию смазки в полости зацепления. Канавки на внешнем кольце гибкого подшипника 3 являются резервуарами пластичной смазки, откуда происходит подпитка поверхности сочленения гибкого колеса 2 и гибкого подшипника. 3.
Время работы указанных сочленений в .условиях достаточной смазки увеличивается. Ресурс передачи возрастает. На. редукторе с внутренним диамет5831 4 ром гибкого колеса 100 мм использование канавок на внешнем кольце гибкого подшипника увеличивает ресурс работы редуктора в 4-5 раз по сравнению с ресурсом редуктора, имеющего обычный гибкий подшипник.
При работе волновой передачи по второму варианту происходит подпитка
10 смазкой из отверстий 7 кольца 5 поверхностей трения, которые образует это кольцо с гибким колесом 2 и гибким пбдшипником 3. Ресурс работы сочленения гибкого колеса с гибким
15 подшипником повышается.