Способ оценки технического состояния двигателя внутреннего сгорания

 

СПОСОБ ОЦЕНКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, заключающийся в том, что подают масло в двигатель по основной магистрали через фильтр, регистрируют давление до фильтра и вычисляют контрольный параметр, по которому судят о состоянии двигателя, отличающийся тем, что, с целью повышения точности, масло в двигатель подают также по дополнительной магистрали, параллельной основной, в качестве фильтра испольi зуют электромагниты с постоянным магнитым полем, а в качестве конт (Л рольного параметра принимают соотношение давлений в основной и дополнительной магистралях. о 00 00

СОЮЗ СОВЕТСНИХ сОцИАлистичесних

РЕСПУБЛИН (51) 4

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТ

Н ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ ( =»

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЪТИЙ (21) 3666044/25-06 (22) 28. 11. 83 (46) 23.07. 85. Бюл. Р 27 (72) В. Б. Бойчук, Л.М.дунаевский, О.С.Каганский, В.П.Колотий, В.А.Матяш и И.И.Бабинский (71) Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт автоматизированных систем управления транспорта газа и Локомотивное депо им. С.M.Kèðîâà Южной ордена Ленина железной дороги (53) 621. 436.038.5(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

Р 352169, кл. С 01 М 15/00, 1972.

„„SU„„1168814 A (54) (57) СПОСОБ ОЦЕНКИ ТЕХНИЧЕСКОГО

СОСТОЯНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО

СГОРАНИЯ, заключающийся в том, что подают масло в двигатель по основ; ной магистрали через фильтр, ре гистрируют давление до фильтра и вычис— ляют контрольный параме тр, по ко торому судят о состоянии двигателя, отличающий ся тем, что, с целью повышения точности, масло в двигатель подают также по дополнительной магистрали, параллельной основной, в качестве фильтра используют электромагниты с постоянным магнитым полем, а в качестве контрольного параметра принимают соотношение давлений в основной и дополнительной магистралях.

1168814

Изобретение относится к безразборной диагностике двигателя внутрен— нега сгорания по составу отложений в масле.

Известен способ оценки техническо — 5 го состояния двигaòåëÿ вн -трение го с1 О ран кя . з ак1лоч а!ощий ся в том 9 чта подают масло ь двигатель Ilo основной магистрали через фильтр, регистрируют давление до фильтра, вычисля!от контрольный параметр, по которому судят о состоянии двкгателя, Согласно этому способу масляная система дизеля па степени загрязнения кон тро1гируется по перепаду дяв- 15 лепкя двух манометров, один из котоpblx установлен в маслопроводе до

Фильтра, а другой — после фильтра, Чем больше загрязнен фильтр, тем больше перепад давления L1 20

Однако фильтр часто засоряе тся не продуктамк износа цеталей дизеля, а постороннж!и предметами, например кусачками паранитовых прокладок, IcoH цами илк ветошью, продуктами нагара- JÁ

Об Оязав аний и : д . Б э том случае мя номе тры указывают на критическое состояние цизеля, в то время как

o! I находится в исправном состоянии,. а просто загрязнен сам фкльтр. ЗО

В процессе эксплуатацкк тепловазоз пе риодиче ски 1!ежду плановыми ви-дами ремонта на пунктах экипировки производится частичная или полная за!!еня дкзе !ьно1 o масла по рязли"! нь!м пр1.!чу! я1!. япример пр!! течкемасла IIG IIRcëJ.,Ioì>. коллектору, по причине раз жиже!! Ия (поля„цяние в мяс-ло цизсльпага !Оплиза) и т д т.е: по причинам, .не зависящим от из-,10

Но ccя де тялей цизеля. В это! слу !11е масло в системе дизеля частична илк совсем меняется, а загрязненнос:-, филь тра о cтае тся прежней, значит „ к перепад давления остается преж1!!и, .ц т. е. перепад давления не соответс:твует степенк загрязнения масла.

Кяк правило, филь тры IIo которым измеряется перепад, выпал!ен1! ще;.!евыми,, поэтому онк задержкзают только

ЧЯСтЖ!Ь И НО Са ЦС талс:К д КЗЕЛя > 1ОЯЗмер которых больше, чем расстояние между пласт!нами филь тря * 1!е лк71е же частички свобоцно проходят через фильтр. Такое явление не гозволяет д точна судить о стегени износа дуа-. лей дизеля II о загрязненности дизельнога, масла

Таким образом, по изве стному способу определения перепада давлений невозможно судить о степени износа деталей дизеля, а можно только судить (и то при условии, что дизельное масло не меняют или частично не добавляют) о степени загрязнения дизельного масла всеми продуктами износа дизеля и посторонними предметами, туда попавшими, и с большой достоверностью этот метод дает возможно сть определить только степень загрязнения самого фильтра.

Цель изобретения — повышение точности и достоверности диагноза.

Указанная цель достигается тем, что согласно способу оценки технического состояния двигателя внутренне го сгорания, заключающему в том, что подают масло в двигатель по основной магистрали через фильтр, регистрируют давление до фильтра, вычисляют контрольный параметр, по которому судят о состоянии двигателя, масло в дв игатель подают также по дополнительной магистрали, параллельной о сновной, в каче стве фильтра используют электромагниты с постоянным магнитным полем, а в качестве контрольного параметра принимают соотношение давлений в основной и дав полнительной магистралях.

1а фиг. 1 показана схема системы смаз ки дв игателя, выполненная со гласно предлагаемому способу; на фиг. 2 — . узел на фиг. 1, без продуктов износа деталей двигателя на участке магнитного поля (стрелкой показано направление движения масла); на фкг. 3 — та же, с продуктами износа деталей двигателя на участке магнит— ного поля;. на фиг. 4 — кривые накопленияя отложений в дизельном масле меди, свинца и железа (А — точка критического износа железа, время раба гы дизеля - 600-700 ч; Б — точка критического износа свинца, время работы дизеля 1800 ч;  — точка критического износа меди, время работы дизеля 2100 ч); на фиг. 5 — график изменения давления масла в зависимости ат времени работы двигателя.

Из картера 1 масло по трубопроводу 2 направляется к насосу 3, а после насоса 3 разветвляется по двум параллельным трубопроводам 4 и 5, которые выполнены из немагнитного материала, при этом на трубопрово1168814 де 5 установлены электромагниты 6, которые создают постоянное магнитное поле. Состав материала, длина и диаметр трубопроводов 4 и 5 одинаковы. На трубопроводах 4 и 5 уста- 5 новлены манометры 7 и 8 на одинаковом расстоянии от оси насоса 3, причем манометр 8, который установлен на трубопроводе 5, располагается между электромагнитами 6, а трубка 9 манометра 8 выполнена из немагнитного материала. После прохождения двух параллельных трубопроводов 4 и 5 масло попадает в трубопровод t0 затем и двигатель 11, а из него 15 по трубопроводу 12 — в картер 1. Перед и после двух параллельных трубопроводов 4 и 5 установлены водяные патрубки 13, а за манометрами 7 и 8 на каждом параллельном трубопрово- 20 де 4 и 5 размещены вентили 14 и 15.

Масло из картера 1 двигателя 11 по ступае т по трубо пров оду 2 че ре з насос 3 в два параллельных трубо— провода 4 и 5 под давлением 2,0- 25

2,5 кг/см, при этом вентили 14 и 15 открыты. Благодаря магнитному полю в трубопроводе 5, образованному электромагнитами 6, на его внутренних стенках на участке магнитного 30 поля откладываются частички металла (продукты износа деталей двигателя из магнитного материала). В результате этого отложения происходят заростание внутреннего диаметра 35 трубопровода 5 и уменьшение его проходного сечения на участке магнитно- го поля. Это приводит к тому, что показание давления по манометру 8 уменьшается, например на тепловоз- 40 ных дизелях при уменьшении проходно го сечения на 10- l5X давление масла уменьшается с 2,0-2,5 кг/см до 1,6-2,1 кг/см2.

Показания давлений с манометров 7 45 и 8 необходимо снимать при работающем двигателе следующим образом: сначала снимают показания с манометра 7, при этом вентиль 14 открыт, а вентиль 15, закрыт, затем снимают 50 показания с манометра 8, но при этом открывается. вентиль 15, а вен-, тиль 14 закрывают. После снятия величин давлений при дальнейшей работе двигателя оба вентиля 14 и 15 55 должны быть открыты. Если показания давлений с манометров 7 и 8 одинаковы, то это значит, что металлических отложений из магнитного материала в трубопроводе 5 на участке магнитного поля нет, а следовательно, этих отложений нет и в масле . Если же показания давления манометра 8 меньше, чем манометра 7, то это означает, что сечение трубопровода 5 на участке магнитного поля уменьшилось за счет отложения частичек ме-: талла из магнитного материала и, следовательно, в масле имеются механиче ские приме си, что отрицательно сказывается на работе двигателя. Масло в таких случаях необходимо менять.

Водяные патрубки 13 установлены для того, чтобы после замены загрязненного масла можно было часть масляного трубопровода двигателя (два параллельных трубопровода 4 и 5) снять, произвести очистку, на участке магнитного поля, а затем поставить на место. Очистку трубопровода 5 необходимо в обязательном порядке производить при каждой смене масла.

Анализ причин порчи локомотивов из-за неисправности различных узлов двигателя внутреннего сгорания за пятилетний период по ряду локомотивных депо Южной ордена Ленина железной дороги показал, что в основном выход из строя того или иного локомотива в пути следования происходит из-за порчи двигателя внутреннего сгорания по повышенному количеству.

I железа в дизельном масле (завышенное наличие железа свидетельствует об износе узла поршень — гильза) . В течение года таких повреждений в пути следовання бывает в прелах 130-140 случаев. В то время, как из- за неудовле творительного со стоянн ия подшипн иков в пути сле до в ания в течение года бывает всего 8-10 случаев пов реждений (изно с подшипников характеризуется повьппенным наличием в дизельном масле свинца и меди).

Поэтому необходимо иметь постоянную информацию в пути следования о коли чественном составе железа в дизельном масле.

При отсутствии частичных доливок масла согласно анализу химико-диагно-. стической лаборатории депо за 19821983 гг. было установлено, что процесс отложения различных элементов износа в масле происходит по-разному.

1168814

Данный анализ проводился следующим образом: на тепловозах, прошедших заводской ремонт (т.е. все узлы и детали двигателя были заменены

5 на новые, а масло залито свежее) на каждом плановом виде ремонта производился спектральный анализ дизельного масла, при этом производился визуальный осмотр узлов и деталей дизеля, 10 замер зазоров в изношенных узлах и деталях. По этим данным были получены кривые, характеризующие процесс накопления элементов износа в дизельном масле в зависимости от времени 15 работы.

Как видно из графиков (фиг. ч.), в начальный период отложение продуктов износа происходит довольно быстро, а затем постепенно замедляется. 20

Но если отложение меди и свинца до критической нормы происходит за пе— риод 1800 — 2000 ч работы дизеля (для меди — 60 г/ т, для. св инца

80 г/т) то отложение железа до критической нормы (50 г/т) происходит гораздо быстрее, а именно за 600—

700 ч работы дизеля.

Из этого можно сделать вывод, что при начале износа подшипников ЗО (в масле) отложение меди и свинца), е сли проводить спектральный анализ масла на плановых видах ремонта, то можно практиче ски во всех случаях своевременно установить начало износа и не пропустить критического момента износа, а значит, своевременно устранить повреждения, так как за 1800-2000 ч тепловоз пять — шесть раз заходит на плановый ремонт. 40

А вот при износе узла гильза— поршень (в масле отложенче железа) можно пропустить критический момент, что приведет к порче, так как за 600700 ч тепловоз заходит на плановый ремонт всего два, в редких случаях три раза. Поэтому в предлагаемом способе поставлена задача определения степени загрязнения масла именно железом.

Предлагаемый спо соб позволяе т фиксировать количественное отложение железа за счет измерения показаний манометра 8,так как при каждой новой порции отложения железа показание 55 манометра 8 уменьшается по сравнению с показаниями манометра 7 (фиг. 3).

При этом на данный метод не влияет наличие в дизельном масле посгоронних предметов и немагнитных частичек износа. Он позволяет фиксировать только наличие в дизельном масле железа.

Кроме того, на предлагаемый способ не влияе т также и частичная или даже полн ая смен а дизельно го масла, так как при смене дизельного масла магниты 6 удерживают частички железа в трубопроводе 5 (фиг, 3), а затем при работе дизеля с новым маслом процесс накопления отложения железа продолжае т ся. Зн ачит, из обре тен не позволяет определять не просто загрязненность дизельного масла, а именно количество железа, изношен ого в узле поршень — гильза, т.Е. позволяет определять степень износа узла поршень — гильза и судить о его состоянии в любой момент эксплуатации дизеля тепловоза.

Для того, чтобы связать уменьшение давления на манометре. 8 со степенью износа узла поршень — гильза, был проведен анализ для конкретного тепловозного дизеля 10Ä100, причем диаметр параллельных трубопроводов и 5 оставался постоянным.

Аанализ производился на ряде теп— ловозных дизелей сразу же после заводского ремонта (все детали и узлы дизеля сменены, масло залито свежее) .

Через определенные часы работы дизеля производились замер давления масла по манометрам 7 и 8, контрольный анализ масла на установке МФС вЂ” 5, визуальный осмотр узла поршень — гильза и замер зазора в узле поршень— гильза. Анализ был произведен на пятнадцати дизелях 10Д100.

По ре зуль -.ату ан ализ а по строен график снижения давления по манометру 8 (снижение происходит за счет отложения частичек железа в трубопроводе 5 в районе магнитного поля, создаваемого магнитами 6) в зависимости от времени работы дизеля

{фиг. 5).

Точка 1 на фиг. 5 соответствует начальному периоду работы дизеля сразу после заводского ремонта, давление по манометру 8 составляет

2,0 — 2,5 кг/см (по правилам эксплуатации такое давление является нормой).

Точка П на фиг. 5 соответствует работе дизеля после 600-700 ч после

1168814 нитного материала. б

Фиг. Я заводского ремонта. Давление по манометру 8 уменьшилось до 1,6—

2,0 кг/см, при этом согласно спектральному анализу, проведенному в момент замера давления, отложение 5 железа в дизельном масле составляет

48 — 53 г/т, а при визуальном осмотре узла поршень — гильза уже видны следы натира, т.е. узел поршень — гильза находится в критическом состоянии. о

Следовательно, для конкретного двигателя снижение давления с 2,02,5 до 1,6-2,0 кг/см является сигналом о критическом износе узла поршень — гильза. 15

График на фиг. 5 является усредненным по данным работы пятнадцати дизелей. B процессе эксплуатации дизеля снижение давления до точки И может произойти и раньше или позднее 20 в зависимости от степени протекания износа данного узла. Но важным фактором является то, что на данном конкретном двигателе при постоянном диаметре трубопроводов 4 и 5 при износе узла поршень — гильза до кри-. тической нормы изношенные частички железа оседают на участке магнитногс поля, создаваемого магнитами 6 в трубопроводе 5 и уменьшают сечение трубопровода 5 на 10-15Х что приводит к снижению давления по маномет— ру 8.

На практике для каждого конкрет- ного двигателя этот перепад давлений (показание манометров 7 и 8) можно определить практическим путем.

Предлагаемый способ позволяет снизить трудоемкость, упростить технологию и точно определить, когда происходит повышенный износ деталей дизеля из магнитного материала, при этом необходимо два параллельных трубопровода 4 и 5 установить перед фильтром, кроме того, манометр 8 на трубопроводе 5 устанавливается таким образом, чтобы трубка 9 доходила до осевой линии трубопровода 5. Это позволяет контролировать давление масла в трубопроводе 5 практически почти до полного заростания внутреннего сечения трубопровода 5 за счет отложения частичек металла из маг1168814

1168814

Z,5

5 2,0

/ 5

Ъ

0 200 4К бЯ

Вреир ра5ояы &гавеля, /

Фиг.5

Составитель Н. Патрахальцев

Редактор О. Бугир Техред С.Мигунова Корректор, А.Тяско

Заказ 4607/36 Тираж 897 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 филиал ППП "Патент", г.ужгород, ул.Проектная, 4

Способ оценки технического состояния двигателя внутреннего сгорания Способ оценки технического состояния двигателя внутреннего сгорания Способ оценки технического состояния двигателя внутреннего сгорания Способ оценки технического состояния двигателя внутреннего сгорания Способ оценки технического состояния двигателя внутреннего сгорания Способ оценки технического состояния двигателя внутреннего сгорания Способ оценки технического состояния двигателя внутреннего сгорания 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технической физике, а более конкретно к испытаниям реактивных двигателей, и может быть использовано в способах и устройствах для измерения тяги для повышения их точности

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано при контроле работоспособности элементов системы регулирования и защиты паровых турбин

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в системах автоматического управления и диагностики дизельных и карбюраторных двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области диагностики технического состояния машин, а конкретно, к способам диагностики и прогнозирования технического состояния машин, и может быть использовано для диагностики технического состояния машин, образующих машинные комплексы, путем анализа данных вибрации, потребления тока, его напряжения, расхода рабочего тела, температуры машины, обеспечивая своевременное отклонение действительного состояния машин от рабочего состояния и бесперебойную работу всего комплекса

Изобретение относится к испытаниям двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к обкатке и испытанию вновь изготовленных и отремонтированных двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано для обкатки других механизмов, например, коробок передач, ведущих мостов автомобилей

Изобретение относится к ракетостроению и может быть использовано при стендовых испытаниях жидкостных ракетных двигателей (ЖРД)
Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано при усовершенствовании условий смазки и оптимизации конструктивных параметров деталей цилиндро-поршневой группы ДВС
Наверх