Система автоматического арретирования гравиметра

 

1. СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО АРРЕТИРОВАНИЯ ГРАВИМЕТРА, содержащая реверсивньй двигатель с обмоткой возбуждения, вал которого соединен с механическим блоком арретирования гравиметра, двуполярный источник напряжения, .подключенный к обмотке возбуждения реверсивного двигателя через два концевых переключателя , подвижные контакты которых механически связаны с валом реверсивного двигателя, диод, подключенный к одному концу обмотки возбуждения двигателя, резистор и систему регистрации с управляющими i входом и выходом, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности системы, в нее дополнительно введены датчик давления с замыкающим контактом, схема управления реверсивным двигателем с двумя управляющими входами и одним выходом и двухвходовая схема И, при этом один контакт датчика давления соединен с размыкающим контактом первого концевого переключателя, подвижньй контакт которого соединен с общей шиной двуполярного источника питания и катодом диода, а его замыкающий контакт соединен с одним концом обмотки возбуждения реверсивного двигателя и анодом диода, второй конец обмотки возбуждения реверсивного двигателя подключен к выходу схемы управления реверсивным двигателем, второй контакт датчика давления подключен к первому управляющему входу схемы (Л управления реверсивным двигателем, а С к второму управляющему входу подключен выход схемы И, на один вход которой подключен управляющий выход системы регистрации, к управляющему входу которой и второму входу схемы И подключен замыкающий контакт второго концевого переключателя и резистор, второй конец ко00 торого подключен к общей шине дву со полярного источника направления, 00 а подвижный контакт второго конце.вого переключателя подключен к положительному полюсу двуполярного источника напряжения. 2. Система по п. 1, отличающаяся тем, что схема управления реверсивным двигателем выполнена в виде последовательно соединенных оптронного и полупроводникового тиристоров, имеющих аноды , катоды и управляющие электроды, причем выход схемы управления реверсивным двигателем, точка соеди

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (l 9) (11) (51) 4

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТ

Н ASTOPCHOIVIY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3526414/24-25 (22) 23. 12.82 (46) 30.07.85. Бюл. № 28 (72) О.Н. Баханов и Ю.Л. Кочнев (71) Южное производственное объединение по морским геолого-разведочным работам "Южморгеология" (53) 528.563(088.8) (56) Гравиразведка. Под ред. Е.А.Мудрецовой. М.: Недра, 1981, пр. 69-72.

Разработка, изготовление и испытание автоматической донно-гравиметрической аппаратуры и аппаратуры для измерения силы тяжести в скафандре демпфированного поплавкового устройства. Технический отчет по теме ПО "Южморгеология", Геленджик, 1969. (54)(57) 1. СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО

АРРЕТИРОВАНИЯ ГРАВИМЕТРА, содержащая реверсивный двигатель с обмоткой возбуждения, вал которого соединен с механическим блоком арретирования гравиметра, двуполярный источник напряжения, подключенный к обмотке возбуждения реверсивного двигателя через два концевых переключателя, подвижные контакты которых механически связаны с валом реверсивного двигателя, диод, подключенный к одному концу обмотки возбуждения двигателя, резистор и систему регистрации с управляющими входом и выходом, о т л и ч а ющ а я с я тем, что, с целью повышения надежности системы, в нее доо полнительно введены датчик давления с замыкающим контактом, схема управления реверсивным двигателем с двумя управляющими входами и одним выходом и двухвходовая схема И, при этом один контакт датчика давления соединен с размыкающим контактом первого концевого переключателя, подвижный контакт которого соединен с общей шиной двуполярного источника питания и катодом диода, а его замыкающий контакт соединен с одним концом обмотки возбуждения реверсивного двигателя и анодом диода, второй конец обмотки возбуждения реверсивного двигателя подключен к выходу схемы управления реверсивным двигателем, второй контакт датчика давления подключен к первому управляющему входу схемы управления реверсивным двигателем, а к второму управляющему входу подключен выкод схемы И, на один вход которой подключен управляющий выход системы регистрации, к управляющему входу которой и второму входу схемы И подключен замыкающий контакт второго концевого переключателя и резистор, второй конец которого подключен к общей шине дву" полярного источника направления, а подвижный контакт второго конце.— вого переключателя подключен к положительному полюсу двуполярного источника напряжения .

2. Система по п. 1, о т л ич а ю щ а я с я тем, что схема управления реверсивным двигателем выполнена в виде последовательно соединенных оптронного и полупроводникового тиристоров, имеющих аноды, катоды и управляющие электроды, причем выкод схемы управления реверсивным двигателем, точка соеди1170398.ь

20

40 кения катода оптронного анода полупроводникового тиристоров подключены к второму концу обмотки возбуждения реверсивного двигателя, анод оптронного тиристора через размыкающий контакт второго концевого переключателя подключен к положительному полюсу двуполярного источника напряжения, катод полупро1

Изобретение относится к автоматике, а именно к автоматизации измерений с гравиметрами, предназначенных для наблюдений на море в комплексе с демпферно-поплавковым устройством или донными гравиметрами с кабельной связью.

Цель изобретения - повышение надежности системы.

На чертеже представлена струкб турная схема автоматического арретирования гравиметра.

Система содержит тиристорный полумост, включающий оптронный тиристор 1 и полупроводниковый тирис- тор 2, средний вывод которых подключен к первому выводу обмотки возбуждения реверсивного двигателя

3, двуполярный источник .4 напряжения, первый концевой переключатель 5, контакт которого соединяет общую шину двуполярного источника 4 напряжения с одним из замыкающих контактов датчика 6 давления, второй замыкающий контакт подключен к входу формирователя 7 импульсов и через резистор 8 к положительному полюсу двуполярного источника 4 напряжения, усилитель 9 мощности подключен к управляющему электроду, оптронного тиристора t, диод 10, включенный параллельно размыкающему контакту первого концевого переключателя 5, соединяющий общую шину двуполярного источника 4 напряжения с вторым выводом обмотки возбуждения реверсивного двигателя 3, второй концевой переключатель 11, размыкающие контакты которого соединяют положительный полюс двуполярного источника 4 напряжения с анодом оптронного. тиводникового тиристора подключен к отрицательному полюсу двуполярного источника напряжения, управляющий электрод оптронного тиристора через формирователь — усилитель подключен

1 к замыкающему контакту датчика давления, а управляющий электрод полупроводникового тиристора подключен к выходу двухвходовой схемы И.

2 ристора 1, системы 12 регистрации, двухвходовую схему И 13, первый вход которой соединен с управляющим выходом системы 12 регистрации, а второй вход — с.управляющим входом системы 12 регистрации и через резистор 14 с общей шиной двуполярного источника 4 напряжения, кроме того, через замыкающий контакт второго концевого переключателя соединен с положительным полюсом. двуполярного источника 14 напряжения, а выход схемы И 13 подключен к управляющему электроду тиристора 2, катод которого соединен с отрицательным полюсом двуполярного источника 4 напряжения.

Система работает следующим образом.

Исходному нормальному состоянию системы соответствует режим арретированного гравиметра, при котором тиристорный полумост, состоящий из оптронного тиристора 1 и полупроводникового тиристора 2, закрыт, двигатель 3 находится в режиме покоя, общая шина двуполярного источника

4 напряжения через размыкающий контакт первого концевого переключателя 5 соединена с замыкающим контактом датчика 6 давления.

При достижении скафандра с гравиметром определенной глубины или дна срабатывает датчик 6 давления, замыкаются его контакты, что приводит к скачку потенциала на входе формирователя 7 импульсов, сформированный импульс запуска с выхода формирователя 7 импульсов поступает на вход усилителя 9 мощности, через него на управляющий электрод оптрон1170398 з ного тиристора 1, открывает его, что вызывает поступление положительного напряжения двуполярного источника 4 напряжения через открытый оптронный тиристор 1 и диод 10 на обмотку возбуждения реверсивного двигателя 3, вызывая его вращение в сторону разарретирования. При этом в начале движения размыкающий контакт первого концевого переклю-. 10 чателя 5 размыкается и отключает от общей шины двуполярного источника напряжения 4 контакт датчика 6 давления, предотвращая в дальнейшем ложное срабатывание оптронного тирис. тора 1, при достижении конечного значения резарретирования переключа- ется второй концевой переключатель

11, разрывая цепь питания реверсивного .двигателя 3, одновременно под- 2д ключая положительный полюс двуполярного источника 4,напряжения к управляющему входу системы 12 регистрации и второму, входу схемы И 13, подготавливая ее к режиму арретиро- д вания, что соответствует началу процесса измерения.

После снятия отсчетов с гравиметра система 12 регистрации выдает сигнал окончания замеров, который поступает на первый вход схемы И 13, снимаемый с выхода схемы И 13 сигнал открывает тиристор 2, при котором отрицательное напряжение двуполярного источника 4 напряжения.через открытый тиристор 2 и размыкающий контакт первого концевого переключателя 5 подключается. к обмотке возбуждения реверсивного двигателя

3, вызывая его вращение в сторону арретирования гравиметра. При этом в начале движения второй концевой переключатель 11 возвращается в исходное состояние, что приьодит к прекращению подачи через размыкаю- щий контакт положительного напряжения двуполярного источника 4 напряжения на второй вход схемы И 13 и установлению на нем нулевого напряжения через резистор 14, что позволяет в дальнейшем исключить повторное срабатывание схемы И 13 . При достижении конечного значения арретирования срабатывает первый концевой переключатель 5, прекращая ток через обмотку возбуждения реверсивного двигателя 3 разрывом цепи контактов и одновременно подключая нулевое напряжение к контакту датчика 6 давления.

Таким образом, система возвратилась в свое исходное состояние для следующих замеров.

Использование системы автоматического арретирования вместо используемых систем руччого дистанционного арретирования позволяет повысить надежность системы арретирования гравиметров, 1170398

Тираж 748 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 4701/43

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Составитель В.Федоров

Редактор Н. Киштулинец Техред N. Гергель 1(орректор кто .Е.Ñèðîõìàí

«сй

Система автоматического арретирования гравиметра Система автоматического арретирования гравиметра Система автоматического арретирования гравиметра Система автоматического арретирования гравиметра 

 

Похожие патенты:

Гравиметр // 1166041

Гравиметр // 1126914

Гравиметр // 1117562

Изобретение относится к измерительной и вычислительной технике, и может быть использовано в различных областях науки и техники и, в частности в космологии

Изобретение относится к лазерно-интерферометрическим детекторам гравитационно-индуцированного сдвига частоты генерации и может быть использовано для измерения первой производной потенциала гравитационного поля Земли, например напряженности гравитационного поля, или, что то же, ускорения свободного падения

Изобретение относится к лазерным детекторам гравитационно-индуцированного сдвига частоты генерации и может быть использовано для измерения первой, второй и третьей производных (вертикальной и горизонтальной) потенциала гравитационного поля Земли, в том числе измерения попарного и измерения всех трех производных одновременно

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для повышения отношения сигнал/шум в радиотехнических устройствах, особенно для увеличения чувствительности гравитационной антенны

Изобретение относится к лазерным детекторам гравитационно-индуцированного сдвига частоты генерации и может быть использовано для измерения конечной разности потенциалов гравитационного поля Земли как между разными точками Земли, так и между значениями потенциала в одной точке, но в разные моменты времени

Изобретение относится к скважинному прибору гравитационной разведки и способу гравитационной разведки скважины
Наверх