Система питания нагрузки постоянным током

 

СИСТЕМА ПИТАНИЯ НАГРУЗКИ. ПОСТОЯННЫМ ТОКОМ, содержащая основной источник постоянного тока, акку1 ляторную батарею и зарядное устройство, выполненное на базе инвертора по двухтактной транзисторной схеме с трансформатором на выходе , первичная обмотка которого средним выводом связана с положительным выводом основного источника постоянного тока, а своими крайними выводами .подключена соответственно к коллекторам двух транзисторов инвертора, эмиттеры котоUr рых соединены с отрицательными выводами основного источника и батареи , и блок управления, подключенный к базам упомянутых транзисторов и состоящий из широтно-импульсного модулятора, входами соединенного соответственно с генератором тактовых импульсов и формирователем управляющего напряжения с входами для подключения датчиков напряжения основного источника постоянного тока, напряжения, тока и температуры аккумуляторной батареи, о тличающаяся тем, что, с целью обеспечения непрерывного питания нагрузки стабильным напряже (Л нием, в нее дополнительно введен логический элемент НЕ, при этом вторичная обмотка трансформатора инвертора включена между положительными выводами основного источника и батареи, а выход широтноимпульсного модулятора системы управления подключен к базе одного транзистора инвертора непосредственно , а к базе другого транзистора - через логический элемент НЕ. 7А8 (pua.i

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИ4ЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (51) 4 Н 02 7/10 ф

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3774600/24-07 (22) 25,07.84 (46) 30.12,85. Бюл, ¹ 48 ,(72) В.Л. Гераськов (53) 621.355,1 (088.8) (56) Синдеев И.М. Электроснабжение летательных аппаратов, М.: Транспорт, 1982, с.166-167.

Muller P., Tauber G,, Wild С,, Batterieladunp in Flupzeugbordnetzen, — Siemens Zeitschrixt, 52(1978)

Hext 4, 206-208, (54)(57) СИСТЕМА ПИТАНИЯ НАГРУЗКИ.

ПОСТОЯННЫМ ТОКОМ, содержащая основной источник постоянного тока, аккумуляторную батарею и зарядное устройство, выполненное на базе инвертора подвухтактной транзисторной схеме с трансформатором на выходе, первичная обмотка которого средним выводом связана с положительным выводом основного источника постоянного тока, а своими крайними выводами .подключена соответственно к коллекторам двух транзисторов инвертора, эмиттеры котоSU» 12 1957 А рых соединены с отрицательными выводами основного источника и батареи, и блок управления, подключенный к базам упомянутых транзисторов и состоящий из широтно-импульсного модулятора, входами соединенного соответственно с генератором тактовых импульсов и формирОвателем управляющего напряжения с входами для подключения датчиков напряжения основного источника постоянного тока, напряжения, тока и температуры аккумуляторной батареи, о тл и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью обеспечения непрерывного питания нагрузки стабильным напряжением, в нее дополнительно введен логический элемент НЕ, при этом вторичная обмотка трансформатора инвертора включена между положительными выводами основного источника и батареи, а выход широтноимпульсного модулятора системы уп-: равления подключен к базе одного транзистора инвертора непосредственно, а к базе другого транзистора — через логический элемент НЕ, Изобретение относится к обеспе— чению стабильного питания нагрузки на борту летательных аппаратов, в частности касается вопроса эксплуатации электрических аккумуляторов.

Целью изобретения является обеспечение непрерывного питания нагрузки стабильным напряжением.

На фиг.1 представлена предлагаемая система питания нагрузки постоянным током; на фиг.2 — схема зарядного устройства; на фиг.3временные диаграммы работы этого устройства.

Система питания нагрузки содержит основной источник 1 постоянного тока (фиг.1), например генератор, зарядное устройство 2, аккумуляторную батарею 3, шины 4 постоянного тока. Зарядное устройство состоит из инвертора, выполненного по двухтактной схеме на транзисторах 5 и 6 (фиг.2) и трансформаторе 7 ° Базы транзисторов 5 и 6 связаны с блоком управления, содержащим генератор 8 тактовых импульсов, широтно-импульсный модулятор 9, формирователь 10 управляющего напряжения, имеющий входы для подключения датчиков напряжения U основного источника, напряжения U g, тока Х и температуры 0 щ аккумуляторной батареи и логический элемент НЕ 11.

Зарядное устройство 2 включается в бортовую сеть. постоянного тока летательного аппарата между положительным выводом аккумуляторной батареи 3, служащей резерв.ным бортовым источником постоянного тока, и шиной 4 постоянного тока, к которой подключены приемники постоянного тока. Эта шина связана с положительным выводом генератора 1 постоянного тока, являющегося основным бортовым источником постоянного тока. Концы первичной обмотки трансформатора 7 зарядного устройства соединены с коллекторами транзисторов 5 и 6, а ее средняя точка — с положительным выводом основного бортового источника 1 постоянного тока. Эмиттеры этих транзисторов. связаны с .отрицательными выводамй основного бортового источника 1 постоянного тока и аккумуляторной батареи 3.

Вторичная обмотка трансформатора

1201957

5

35 одним концом связана с положительным выводом основного бортового источника 1 постоянного тока, а другим — с положительным выводом аккумуляторной батареи 3. Генератор 8 тактовых импульсов блока управления связан с первым входом широтно-импульсного модулятора 9, с вторым входом которого связан выход формирователя 10 управляющего напряжения, имеющего входы для подключения датчиков напряжения Ut основного источника 1 постоянного тока, напряжения Up,, тока Х и температуры Одб аккуму

6 ляторной батареи. Выход широтноимпульсного модулятора 9 связан с базой транзистора 5 и входом логического элемента НЕ 11, выход которого связан с базой транзистора 8.

Все элементы системы управления могут быть выполнены на серийных микросхемах. Так, широтно-импульсный модулятор может быть выполнен на основе интегральной микросхемы таймера типа КР100 6ВИ1, генератор тактовых импульсов и логический элемент НŠ— на основе микросхем серии К155, формирователь управляющего напряжения — на основе микросхем операционных усилителей типа

К140УД8. С целью уменьшения массы и габаритов трансформатора 7 рабочая частота инвертора зарядного устройства, задаваемая генератором 8 тактовых импульсов, выбирается равной 20...30 кГц.

Предлагаемая система работает следующим образом.

Генератор 8 тактовых импульсов вырабатывает короткие импульсы напряжения Ur g с периодом Т (фиг.3), которые, поступая в широтно-импульсный модулятор 9, определяют период создаваемых им промодулированных по длительности t импульсов напряжения Ug, . Модуляция осуществляется посредством управляющего напряжения U>, вырабатываемого формирователем 10 управляющего напряжения в соответствии с заданным законом управления на основании поступающей с датчиков информации о напряжении UA, токе Iàå и температуре В аккумуляторной батареи.

Импульсы напряжения U, длительностью t поступают на базу транзисто9 ра 5 и вход логического элемента

1201

20

30

40

При изменении коэффициента q заполнения импульсов изменяется не только величина тока I, протекающего через батарею, но и его напряжение, В частности, для случая К=1 ток Х аккумуляторной батареи можно изменять от (2Пс-13р „//R д, U c R д6 при q 1 (режим з аряда) до U р 1 /R 46 При q 0 .(Режим pR3P

55

НЕ 11. Этот элемент инвертирует их, превращая в импульсы напряжения Us

Б2 длительностью Т-t, которые поступают на базу транзистора 6. Напряжения Us, Us осуществляют поочеБ2 редно отпирание транзисторов 5 и 6, в результате чего к полуобмоткам первичной обмотки трансформатора 7 поочередно прикладывается напряжение Uc= 27 В основного бортового источника 1 постоянного тока. При е этом на вторичной обмотке трансформатора 7 находятся разнополярные импульсы напряжения U, причем длительность t положительных импульсов в общем случае не равна длительности Т-t отрицательных импульсов. Амплитуда U этих имз „, пульсов связана с напряжением Uc основного бортового источника пос- тоянного тока и коэффициентом К трансформации трансформатора соотношением U =U /К, Среднее значе у, с ние U>< определяется коэффициентом — С /Т заполнения импульсов в виг -1 де U > = K Uc, Оно положительно

Ugy 0 при q 1/2, отрицательно Ь.1у 0 при qc.1/2 и равно нулю U =0 при

1/2. Среднее значение UA наД6 пряжения аккумуляторной батареи равно сумме средних значений напряжения U,основного бортового источника постоянного тока и напряжения

U> зарядного устройства, т.е.

2п-1

И„, — (1+ — — ) ° V, . При q - 1 это напряжение максимально, при q-+0 оно минимально, а при q = 1/2 равно . напряжению У основного бортового источника постоянного тока UA =Uc.

При коэффициенте трансформации К>1 напряжение UA6 аккумуляторной бата-. реи может быть как меньше, так и больше напряжения U .основного борс тового источника постоянного тока.

В частности, при К=1 его можно изменять от 0 до 2U ..

957 4 да), при «1 = Up, /2U этот ток становится равным нулю,где U напряжение разомкнутой цепи батареи;

R 4 — внутреннее сопротивление батареи, Таким образом, изменение коэффициента q заполнения импульсов позволяет плавно регулировать величину и направление тока " аккуму46 ляторной батареи, переводя ее из режима заряда в режим разряда и наоборот, Требуемые пределы регулирования величины тока 24 обес46 печиваются соответствующим выбором коэффициента К трансформации трансформатора. Необходимый закон управления зарядом аккумуляторной батареи, например ступенчатый заряд, реализуется формирователем 10 управляющего напряжения. Он вырабатывает управляющее напряжение U являющееся заданной функцией поступающих с датчиков значений напряжения

У постоянного тока напряжения U

Ф 46 ° тока ? д 6 и температуры 8 46 аккумуляторной батареи 3. Это напряжение с помощью широтно-импульсного моду-. лятора 9 управляет длительностью положительных и Т-t отрицательных импульсов напряжения U за3 рядного устройства 2 и тем самым его средним значением U>, что позволяет регулировать величину и направление тока аккумуляторной батареи, Это дает возможность применять ускоренные методы заряда асимметричным и реверсивным током, а также снижать ток Тд до нуля при достижении аккумуляторной батареей состояния полной заряженности, При выходе из строя основного бортового источника 1 постоянного тока шина 4 постоянного тока запиты-, вается от аккумуляторной батареи 3.

Перерыва питания приемников при этом не происходит, так как аккумуляторная батарея 3 связана с шиной 4 постоянного тока через вторич. ную обмотку трансформатора 7, свободно пропускающую ток в обоих направлениях. В аварийном режиме напряжение U>> зарядного устройства складывается с напряжением UA акАБ кумуляторной батареи, дополняя его до величины, равной номинальному значению Uc=27B напряженияна шине.

Для выполнения этого условия среднее значение U напряжения

201957 э«с е873

«,гэ

Составитель И,Найдина

Редактор А.Лежнина Техред М.Лароцай Корректор И.Зрдейи

Заказ 8099/55 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

5 1 зарядного устройства должно быть отрицательным, т.e„ U ><0, что имеет место при коэффициенте заполнения импульсов qc.1/2.

Предлагаемое устройство позволяет осуществить полную зарядку аккумуляторов на борту летательного аппарата и обеспечивает непрерывное питание жизненно важных приемников в аварийном режиме без ивменения, величины питающего напряжения, а также увеличивает срок службы бортовых аккумуляторных батарей. Это увеличивает надежность аварийной системы электроснабжения летательных аппаратов.

Система питания нагрузки постоянным током Система питания нагрузки постоянным током Система питания нагрузки постоянным током Система питания нагрузки постоянным током 

 

Похожие патенты:
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для заряда аккумуляторной батареи от однофазной или многофазной сети переменного тока постоянным или асимметричным током

Изобретение относится к системам тягового электропривода постоянного тока аккумуляторных электромобилей

Изобретение относится к источникам регулируемого напряжения и может быть использовано в электротехнике для питания различных нагрузок активного или индуктивного характера

Изобретение относится к электротехнике, в частности к устройствам для ускоренного заряда аккумуляторных батарей на основе заряд-разрядных выпрямительно-инверторных преобразователей

Изобретение относится к высокоскоростной зарядке аккумуляторных батарей, конкретно к высокоскоростному заряжающему устройству и высокоскоростному способу зарядки для таких аккумуляторных батарей, как никель-кадмиевые аккумуляторные батареи, водородоникелевые аккумуляторные батареи и ионолитиевые аккумуляторные батареи

Изобретение относится к способу восстановления источников напряжения в виде первичных элементов посредством подачи на них электроэнергии, а также к устройству для осуществления этого способа

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для заряда аккумуляторной батареи кассовых регистраторов

Изобретение относится к электротехнике, а именно к системам электропитания (СЭП) автономных объектов, использующих в качестве накопителей энергии аккумуляторные батареи
Наверх