Устройство для соединения грузозахватных органов с канатами грузоподъемной машины

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК л. (19) (11) 1511 4 В 66 С 1/10 23/52

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCMOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTHPbfTMA (21) 3746720/29-11 (22) 30.05.84 (46) 07.01.86. Бюл. У 1 (72) Г.И.Рудак и П.П.Усик .(53) 621.86.061(088.8) (56) Ланг А.Г. и др. Портальные краны. М., 1962, с. 109, фиг. 54.,(54)(57) 1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОЕДИНЕНИЯ

ГРУЗОЗАХВАТНЫХ ОРГАНОВ С КАНАТАМИ

ГРУЗОПОДЪЕМНОЙ МАШИНЫ, содержащее вертлюжный шток, петлю, упорный подшипник, гайку для фиксации последнего и приспособление для соединения с грузозахватным органом, о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения удобства в эксплуатации, резьба вертлюжного штока выполнена на верхнем его конце, а приспособление для соединения с грузозахватным органом включает смонтированную на нижнем конце штока вилку и палец для соединения вилки с грузозахватным органом, при этом устройство снабжено корпусом, обхватывающим сверху вертикальный шток и выполнен" ным с резьбой на внутренней поверх-. ности нижней части, и опорным элементом для упорного подшипника, выполненным с резьбой на внешней поверхности верхней части и расположенным в нижней части корпуса, в верхней части которого размещена петля.

2. Устройство по п. 1, о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности при работе с крюком, опорный элемент выполнен с лысками на внешней поверхности нижней части для фиксации корпуса относительно грузозахватного органа. ®

3. Устройство по пп. 1 и 2, î Tл и ч а ю щ е е с я тем, что лыски опорного элемента выполнены с шагом о

90 по окружности.

Р

4. Устройство по пп. 1-3, о тл и ч а ю щ е е с я тем, что опор-. ный элемент выполнен конусным по наружной поверхности в местах, не имеющих лысок.

1203002

Изобретение относится к подъемнотранспортным машинам и касается устройств для соединения груэоэахватных органов (грейфера или крюковой подвески) с канатами грузоподъемной машины.

Цель изобретения — повышение удобства в эксплуатации.

На фиг. 1 изображено устройство, вид спереди (первый вариант сборки); на фиг. 2 — то же, вид сбоку, на фиг. 3 — вид А на фиг. 1; на фиг„ 4— вертлюг; развернутый на 1/8 оборота; на фиг. 5 — устройство, вид спереди (второй вариант сборки); на фиг. 6 — то же, вид сбоку; на фиг. 7 — концевая ось балансира подвески, вид сбоку; на фиг. 8— стрела грейферного плавкрана с навешенной крюковой подвеской, вид сбоку; на фиг. 9 — вид Б на фиг. 8; на фиг. 10 — стрела грейферного плавкрана с навешенным грейфером,„ вид спереди.

Груэозахватное устройство крана содержит крюковую подвеску 1, грейфер 2 и вертлюги 3. Крюковая подвеска и грейдер могут попеременно подсоединяться к тросовым патронам 4 канатов 5 и 6, проведенных от блоков расположенных на стреле 8 или другой металлоконструкции крана, при этом по первому варианту сборки устройства крюковая подвеска и грейфер подсоединяются к тросовым патронам грузовых канатов при помощи вертлюгов, à по второму варианту сборки устройства крюковая подвеска подсоединяется непосредственно к тросовым патронам.

Первый вариант сборки устройства используется для кранов, у которых перевод из крюкового в грейферный режим осуществляется довольно часто, второй вариант сборки может применяться на кранах, которые в основном работают в крюковом режиме.

Крюковая подвеска содержит крюк 9 (д>иг. 5), балансир в виде двух щек

10, связанных концевымиосями 11,снабженными отверстиями для подсоединения вертлюгов или тросовых патронови выпслненными в нижней час -и с приливами В (фиг. 7).

Корпус 12 и опорный элемент 13 корпуса с лысками Г и прилегающими к ним поверхностями щек 10 образуют фиксатор поворота вертлюгов (фиг.1-4) .

l5

Для предотвращения самоотвинчивания опорного элемента 13 служит стопорная планка 14, установленная в пазу, выполненном одновременно в корпусе и его юбке, и крепящаяся к ним болтами 15.

В опорном элементе корпуса выполнено центральное отверстие, сквозь которое пропущен вертлюжный шток 16, при этом в отверстие запрессована бронзовая втулка 17, служащая подшипником скольжения для вертлюжного штока. Последний в своей нижней части снабжен разъемным соединением в ниде втулки Д с пальцем 18, а в верхней — хвостовиком с резьбой, на которую навинчена круглая гайка 19, опирающаяся на упорный подшипник 20.

Внутренние полости вертлюга заполнены смазкой.

Для предотвращения самоотвинчивания круглой гайки служит, стопорная пластина 21, закрепленная на торце круглой гайки болтами 22 и установленная своей средней частью в пазу резьбового хвостовика вертлюжного штока.

Тросовый патрон снабжен пальцем

23 (фиг. 1 и 2), идентичным пальцу

18 вилки вертлюжного штока. (Детали фиксации пальцев 18 и 23 от выпадания на чертежах не показаны) °

При переводе крана в грейферный режим работы крюковая подвеска может устанавливаться на ложемент 24 (фиг. 1). Участок канатов 5 и 6 в пролете между блоками 7 стрелы и блоками каркаса (не показаны), склонный к провисанию, обозначен E (фиг. 8).

Замена сменных груэоэахватных органов и работа устройства осуществляется следующим образом.

Для перевода крана в грейферный режим работы крюковую подвеску 1 устанавливают на ложемент 24. Работы выполняются крановщиком и такелажником.

Крановщик работой лебедок крана (не показаны) на спуск обеспечивает некоторое послабление канатов 5 и 6, после чего отсоединяют крюковую подвеску 1, выводя из отверстий в ее концевых осях 11 пальцы 18 (по первому варианту сборки устройства) или

23 (по второму варианту).

Затем навешивают на кран грейфер

2, соединяя в единую цепь гр зовой

1203OG2 канат (5, а затем и 6), верч :;:;:,- 3 и соответствующий канат грейфера 2.

Натягивают грузовые канаты 5 и 6 и поднимают грейфер 2 (фиг. 10), после чего может осуществляться рабоr1 та клапана в грейферном режиме (например, черпание сыпучих материалов раздельной работой лебедок с грузовыми канатами 5 и 6).

В этом режиме работы вертлюги используются по своему прямому назначению, обеспечивая возможность поворота грузового каната (более длинного и обладающего в связи с этим большей тенденцией к раскачиванию при приложении к нему нагрузки) относительно каната грейфера (более короткого и обладающего меньщей тенденцией к раскручиванию). Наличие вертлюгов в этом режиме работы крана является крайне необходимым, так как в случае их отсутствия грузовой канат (5 или 6 поочередно) закручивал бы грейфер. Грейфер является закрытым, когда он поднимается на одном замыкающем канате, и раскрытым— когда он опускается на одном поддерживающем канате.

В данном случае закручивания грейфера не происходит, так как в . период, когда грейфер висит на одном канате, возникающие в грузовом канате

5 и 6 под нагрузкой внутренние силы

его закручивания не передаются к канату грейфера 2, поскольку происходит взаимный проворот корпуса 12 вертлюга (вместе с опорным элементом

13 корпуса) относительно вертлюжного штока 16 на упорном подшипнике

20. В процессе натяжения грузового каната 5 или 6 (поочередно) происходит вращение корпуса 12 вертлюга в сторону раскручивания каната (ослабления его винтообразной свивки), а в процессе ослабления соответствующего грузового каната 5 или 6 (при переходе от раскрытого грейфер;. к закрытому, и наоборот) конец этого каната с TpocoBbJM патроном 4 получает осевое вращение в сторону воз— вращения в исходное положение и начинает вращаться в эту сторону.

Вторым назначением вертлюгов при работе крана в грейферном режиме является их использование в качестве противовесов.

Раскрытие и закрытие грейфера в общем случае сопровождается попеременным послаблением замыкающего

20 режим работы грейфер устанавливают на штатное место хранения на палубе

45

55

35 и подперживающего канатов, а следовательно, и грузовых канатов 5 и 6 (за исключением особых случаев применения специальных следящих систем).

Ослабление грузовых канатов 5 и 6 приводит к образованию их черезмерного провеса E (фиг. 8) в пролете между блоками 7 стрелы и последующими блоками на каркасе крана. Этот провес грузового каната может привести к задеванию его за металлоконструкции, спаданию с блоков и в конечном счете к повреждению каната. Вертлюги 3, конструкция корпусов 12 которых для указанной выше цепи выполняется толстостенной, обладает значительной массой и позволяет существенно уменьшить процес E грузовых канатов.

Для перевода крана в крюковой плавкрана или на пирсе. Дальнейшие работы ведут в зависимости от того, с какой схемой сборки устройства предполагается работать:по первому варианту или по второму.

Для перевода крана в крюковый режим в первом варианте сборки устройства отсоединяют грейдер 2 от грузовых канатов 5 и 6 (выводя пальцы 18), при этом вертлюги 3 умьппленно оставляют висящими на грузовых канатах 5 и 6. В данном случае вертлюги используются rro своему второму назначению — в качестве противовесов. Они способствуют утяжелению концов грузовых ка", зтов 5 и 6 в период между отсоединением их от грейфера 2 и подсоединением их к крюковой подвеске 1, поскольку при отсутствии этих противовесов масса грузовых канатов в пролете между стрелой и каркасом (провес Е на фиг. 1) может перевесить массу концов канатов, подсоединяемых к крюковой подвеске, и поддернуть их к блокам 7 на стреле, сделав эти концы канатов недоступными. К тому же, прослабление канатов может привести к их повреждению по причинам, аналогичным описанным в грейферном режиме работы.

Дальнейший перевод крана в крюковой режим работы осуществляется следующим образом. Крановщик работой крана подводит вертлюги 3 к крюковой подвеске 1, установленной на ложементе 24, и ориентирует грузовые канаты

5 и 6 на одной вертикали над ними (ложемент ?4 для удобства дальнейших

5 12 операций ориентирован поперечно стреле 7).

Крановщик опускает грузовой канат

5 (a затем 6) с вертлюгом 3, а такелажник соединяет вилку Д вертлюжного штока 16 с отверстием в концевой оси

11 при помощи пальца 18, Наличие на концевой оси 11 прилива В способствует горизонтальному положению отверстия в ней, В процессе опускания вертпюга опорный элемент 13 его корпуса входит своими лысками Г в проем между щеками 10 балансира подвески. При необходимости такелажник слегка поворачивает корпус 12 с опорным элементом 13 вокруг вертикальной оси. о

Этот поворот незначителен (менее 45 ), так как лыски Г расположены по сторонам квадрата.

Вводом лысок Г в проем между щеками обеспечивается автоматическое включение вертлюгов, так как их вращение застопорено за счет исключения возможности поворота корпуса 12. Этим обеспечивается повышение долговечности грузовых канатов и исключается в крюковом режиме снижение их разрывного усилия и запасов прочности за счет исключения возможности раскручивания канатов под нагрузкой. Крановщик поднимает подвеску с ложемента, и кран готов к выполнению операций в крюковом режиме.

В целом устройство по первому варианту сборки позволяет значительно облегчить перевод крана в крюковой режим и обратно в грейферный, увеличить долговечность грузовых кранов и повысить надежность крана.

При переводе крана в крюковой режим во втором варианте сборки устройства работы выполняются кра03002 б новщиком с несколькими такелажниками. После установки грейфера 2 на штатное место хранения его вместе с вертлюгами 3 отсоединяют от грузовых канатов 5 и 6, выводя пальцы

23 из тросовых патронов, при этом для удержания последних от "убегания" к блокам 7 стрелы под действием массы грузовых канатов на стреле

1О (провес Е, фиг. 8) к тросовым пат- . ронам 4 заранее привязывают пеньковые канатики, держа которые такелажники удерживают тросовые патроны до момента подсоединения их к грузсвой подвеске, масса которой по нормам проектирования всегда обеспечивает нормальные провесы канатов.

Производится подсоединение тросовых патронов 4 к отверстиям в кои20 цевых осях 11 подвески при помощи пальцев 23 тросовых патронов, равных по диаметру пальцам 18 вертлюгов, что позволяет выполнить эти узлы подсоединения идентичными, беэ

25 дополнительных деталей сборки. Крановщик поднимает подвеску с ложемента, и кран готов к работе.

Этот вариант сборки устройства используется в случае, когда кран ц длительное время предлагается использовать в крюковом режиме работы и когда требуется получить более компактную, чем в.первом варианте, подвеску, обеспечивающую к тому же некоторое увеличение высоты подъема крана (на высоту вертлюгов).

Эти достоинства варианта позволяют его использовать в указанных случаях наряду с первым вариантом, несмотря на усложнение замены сменных грузозахватных органов и большее количество требуемых при этом такелажников.

1203002

1203002

f7

pe/ Х

1203002

Составитель О. Фотиннч

Редактор Т. Кугрышева Техред О.Ващишина Корректор А. Обручар

Заказ 8377/26 Тираж 803 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 о

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для соединения грузозахватных органов с канатами грузоподъемной машины Устройство для соединения грузозахватных органов с канатами грузоподъемной машины Устройство для соединения грузозахватных органов с канатами грузоподъемной машины Устройство для соединения грузозахватных органов с канатами грузоподъемной машины Устройство для соединения грузозахватных органов с канатами грузоподъемной машины Устройство для соединения грузозахватных органов с канатами грузоподъемной машины Устройство для соединения грузозахватных органов с канатами грузоподъемной машины 

 

Похожие патенты:
Наверх