Коробка передач

 

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (19) (11) 1 А (51) 4 В 60 К 17/08

ЦОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ;„., /3, Н ABTGPCH0MV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ ными пазами, а вал управления выполнен с кулачками, введенными в упомянутые пазы соответствуюп(их ползунов, при этом продольная ось вала управления перпендикулярна оси каждого из ползунов, вал управления имеет также гидравлический привод ручного управления, связанный с рукоят(;ой со стопорным устройством, и механический привод связан с центробежным регулятором., (21) 3775550/27-11 (22) 26.07.84 (46) 15.01.86. Бюл. )(- 2 (72) Г.П. Быков (53) 629.113-585.1(088.8) (56) Борисов В.И. и др. Автомобиль

ГАЗ-53А. Под ред. А.Д. Просвирина, M. Иашиностроение, 1968, с. 126, рис. 78. (54)(57) КОРОБКА ПЕРЕДАЧ, содержащая ведущий вал с жестко закрепленной на нем шестерней, промежуточный вал с шестернями, одна из которых зацеплена с шестерней ведущего вала, опорновыходной вал, секции ведомого вала с шестернями, введенные в зацепление с другими шестернями промежуточного вала, шестерня прямой передачи, ось блок-шестерни заднего хода и механизм переключения передач, о т— л и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения КПД путем исключения возможного перекоса валов и одновременного включения двух передач, опорно-выходной вал имеет в средней части шлицы, а ведомый вал выполнен разрезным и включает секции, количество которых равно количеству понижающих передач, свободно установленные на опорном валу, причем секция вала первой понижающей передачи на переднем конце имеет шпицы, идентичные шлицам опорно-выходного вала, валы секций следующих понижающих передач .на переднем конце имеют венцовые шестерни, а на втором конце все валы секции имеют внешние шлицы, на которых жестко посажены ступицы с внешними венцовыми шпицами, на валах секций свободно размещены шестерни, имеющие венцовые зубья при этом венцовые зубья шестерен и венцовые зубья ступиц выполнены идентичными, на венцовые шлицы ступиц посажены управляемые муфты для связи с одной стороны с венцовыми зубьями шестерен, а с другой — с венцовой шестерней вала секций передачи, на шлицы опорно-выходного вала посажена управляемая одношестеренчатая каретка,связанная с блок-шестерней заднего хода с одной стороны и шлицами вала секций первой понижающей передачи с другой @ стороны, а на втором конце опорно-вы- уу ходного вала на обгонной муфте посажен центробежный регулятор, кинемати- С чески связанный с валом управления механизма переключений, который представляет собой расположенные в направляющих корпусах ползуны с вилками, связанными с указанными муфтами и кареткой, ползуны выполнены с продоль1204412

Изобретение относится к транспорту и может найти применение в конструкциях коробок передач, используемых в трансмиссиях колесных и гусеничных транспортных средств.

Цель изобретения — повышение КПД конструкции коробки передач путем исключения возможного перекоса валов

IL оцновременного включения двух передач, 10

На фиг. 1 изображена коробка передач, продольный разрез; на фиг. 2— центробежный регулятор; на фиг.3 кулачки управления центробежного регулятора; на фиг ° 4 — рамка меха изма. переключений; на фиг. 5 — кулачки управления вала; на фиг. 6— ручной гидравлический привод механизма переключений.

Коробка передач содержит корпус 1, 20 в котором в подшипниках вращается ведущий вал с шестерней 2, а также промежуточный вал 3, на котором жестко сидят шестерни 4-7. Шестерня 4 имеет постоянное зацепление с шестерней 25

2. На оси 8 в подшипнике вращается блок-шестерня 9, имеющая постоянное зацепление с шестерней 5. В подшипниках вращается опорно-выходной вал

10, имеющий шлицы 11, на которых 30 управляемо посажена одношестеренчатая каретка 12, имеющая шестерню 13 заднего хода, переводную канавку 14, внутренние шлицы 15. На опорной-выходной вал 10 свободно посажена сек.— ция ведомого вала 16 первой понижающей передачи, имеющая шлицы 17, идентичные шлицам 11, канал 18 для подвода масла к подшипнику, шейку 19, шлицы 20, на которые жестко посажена ступица 21, между шлицами и ступицей свободно размещена шестерня 22 первой понижающей передачи, имеющая венцовые зубья 23, от смещения ступицы удерживается гайкой 24, на шлицах ступицы помещена управляемая муфта 25, имеющая переводную канавку 26 и внутренние шлицы 27.

Секция ведомого вала 28 свободно посажена на опорно-выходной вал и 50 имеет венцовую шестерню 29, шейку 30 для подшипника дополнительной опоры, масляный канал 31, шпицы 32, на которых жестко посажена ступица 33, на шейке вала свободно сидит шестерня 55

34 второй понижающей передачи, имеющая венцовые зубья 35, от смещения ступица удерживается гайкой

36, на шлицах ступицы помещена управляемая муфта 37, имеющая переводную канавку 38 и шпицы 39.

Секция ведомого вала 40 третьей понижающей передачи свободно посаженного на опорно-выходной вал 10, имеет венцовую шестерню 4I, масляный канал 42, шлицы 43, на которые жестко посажена ступица 44, на шейке вала свободно размещена шестерня 45 третьей понижающей передачи, имеющая венцовые зубья 46, ступица от смещения удерживается гайкой 47, на шпицы ступицы посажена управляемо муфта 48, имеющая переводную канавку 49 и внутренние венцовые шлицы 50.

На опорно †выходн вал 10 свобоцно посажена шестерня 51 прямой пере— дачи, имеющая масляный канал 52 и венцовые зубья 53. Все шестерни имеют постоянное зацепление с шестерней промежуточного вала.

Переводная вилка 54 входит в переводную канавку l4 и удерживает каретку l2 в нейтрали.

Переводная вилка 55 входит в пеI реводную канавку 26, соединив шестерню 22 и вал 16 в одно целое.

Переводная вилка 56 входит в переводную канавку 38, соединив шестерню 34 и вал 28 в одно целое.

Переводная вилка 57 входит в переводную канавку 49, соеципив шестерню 45 и вал 40 в одно целое.

Каретка l2 валы понижающих секций и шестерня 51 прямой передачи на опорно-выходном валу 10 имеет нейтральный вид (фиг. 1).

Переводные вилки 54-57 закреплены на ползунах 58-61 соответственно.

Ползуны связаны с кулачками вала

62 управления, имеющего опорные шейки 63 и соедительное отверстие 64.

На вал 62 управления свободно посажены шестерни ручного привода, состоящего из шестерни 65, кулачок 66, выключающий первую передачу и включающий задний ход, кулачок 67, выключающий заднюю передачу и включающий первую передачу, соединительное отверстие 68. На валу 62 управления жестко сидят шестерни 69, кулачки

70-75. Шестерня 65 имеет постоянное зацепление с поршень-рейкой 76, а шестерня 69 — постоянное зацепление с зубчатой рейкой 77, которая имеет на одном конце зубья, а на другом— резьбу, посредством которой она сое1204412 диняется с соединительной пленкой

78 и застопорена болтом через отверстие 79. В соединительную планку

78 ввертывается рейка 80 и стопорится болтом через второе отверстие 79.

Все ползуны, поршень-рейка размещены в рамке, которая размещается и крепится в корпусе коробки, вал 62 управления крепится к рамке (на фиг.1 рамка условно не показана).

На втором конце опорно-выходного вала 10 размещен центробе>кный регулятор (фиг. 2), состоящиЙ из обгонной муфты 81, отключающей центробе>кный регулятор при движении транспортного средства задним ходом, упорного подшипника 82, неподвижной части 83 регулятора, подвижной части 84 регулятора, окружных зубьев 85, грузов 86 регулятора, регулировочной гайки 87, пружины 88. Шестерня 89 жестко сидит на валу 90 и имеет постоянное зацепление с окружными зубьями 85 ° Вал 90 имеет свободную посадку в корпусе коробки на шейках 91. На нем жестко закреплены кулачковый барабан 92 дополнительного сопротивления инерционной силе грузов 86, барабан 93 поворота, кулачковый барабан 94, сбрасывающий обороты двигателя, кулачковый барабан 95> имеющий неполный и полный кулачки, сбрасывающие обороты двигателя, кулачковый барабан 96, увеличиваюший обороты двигателя . Ось 97 имеет жесткую посадку в отверстиях 98 корпуса и на ней свободно размещены поворотно-стопорный барабан 99, имеющий сферические поверхности, по которым скользит поверхность барабана 93, удерживая его

40 от поворота, и прорезй, куда входят ролики барабана 93 для поворота барабана 99. Последний имеет жесткую связь с шестерней 100, которая свободно сидит на оси 97 и имеет постоянное зацепление с рейкой 80. На оси 97 свободно сидят толкатели 101, 102, и i 03, которые постоянно соприкасаются с плечами коромысла 104, имеющего отверстие 105 для соединения с дроссельной заслонкой карбюратора. В корпусе выбрано цилиндрическое отверстие 106, имеющее резьбу 107, на который опирается пружина 110, постоянно поднимая стержень 108 к барабану 92, сверху пружину подпирает регулировочная гайка 111. Толкатели

101, 102 и 103 постоянно поджимаются к плечам коромысла 104 пружинами 112, которые одним концом входя в отверстие 1 I 3 толкателей, другим охватывают выточку стержней 114, жестко посаженных в тело корпуСа.

Рамка механизма переключений (фиг. 4) содержит корпус рамки 115 в котором имеются цилиндрические отверстия 116, в которых помещаются поршень-рейка 76, в отверстии 117 помещен ползун 58, в отверстии 118 рейка 77, в отверстии 119 — ползун 59, в отверстии 120 — полэун 60, в отверстии 121 — ползун 61.

В рамке имеются паз 122 для сообщения кулачков вала 62 управления с пазами ползунов и шестерен с зубчатыми рейнами, глухие резьбовые отверстия 123 для соединения проушин резъбовые отверстя 124 для прокачки жидкости, резьбовые углубления

125 для соединения головок 126, имеющих отверстия 127 для ввертывания трубопроводов. Проушины .128 имеют отверстия 129, куда входит опорная шейка 63 вала 62 управления и от верстия 130 для крепления проушины

128 к пазу 122 рамки.

Поршень-рейка 76 имеет манжетное уплотнение 131, которое стопорится пружинистой шайбой 132, имеет резьбу 133 для соединения с соединительной планкой 78.

Ползун 58 имеет в своем теле выбранные пазы 134 и 135, которые одинаково удалены от центра, между ними— ребро 136 жесткости, хвостовик 137, выточку с резьбой 138 для посадки и крепления .головки переводной вилки.

Остальные ползуны по своей конструкции одинаковы, но отличаются от ползуна 58 тем, что плечо, работающее на увеличение передачи, находится на осевой линии, а плечо, работающее на уменьшение передачи, осевой линией делится пополам. Переводные вилки по конструкции одинаковы и отличаются лишь формой изгиба, вилки на ползунах могут регулироваться.

На вал 62, имеющий опорные шейки

63 и отверстие 64, подвижно посажены блок, состоящий иэ шестерни 65, имеющей постоянное зацепление с поршеньрейкой 76 и кулачки 66 и 67. Блок имеет отверстие 68 для соединения с отверстием 64 вала 62. На вал 62 жестко посажены шестерня 69, имеющая постоянное зацепление с рейкой 77 и кулачки 70 — 75.Ручной гидравли1204412 ческий корпус 139 имеет цилиндр 140 и приливы 141 и 142. Оба нрилива имеют отверстие для зубчатого сектора. Прилив 141 имеет распределительную планку 143, в корпусе выбрано окно I44, в которое входит зубчагь»II ектар для соединения с рейкой.

Посредствам резьбавого соедичения корпус соединяется с головками 145 10 (конструкция их одинакова). Головки

145 нмеют Т-образный канал, централь,ннй цля сообщения полости цилиндра

1- 0 с полостью рабочего цилиндра

1 I6 < o(редствам трубопровода 146„ которые к головкам закрепляются штуцера;..и 147. Головка, 145 имеет ка гал i-48 для прокачки жидкости и пробки !

49 для перекрытия канала после прокачки и канал 150„ через который 20 лрансхацит заполнение полости цилин,. ра». и трубопроводов жидкостью.

После заполнения канал 150 перекрывается пробкой 151. Наполнение про"»кадит через соединительное атверс- 25 ти» 152, соединяющее полости ва вре;. я наполнения с емкостью, после за-! полнения ани закрываются пробкой 153. вежд> приливами на оси 154 размещен зубчатый сектор 155, который от 30 бакавага смещения удерживается распарнай втулкой 156. Зубчатый сектор имеет це: трирующее углубление 157 для пружины и приливы 158 и 159. При:rior. 158 имеет сквозное отверстие 160.

Рычаг 161 имеет выступ 162 и отверстпе 163, которое помещается в приливе 158 и пальцем 165 соединяется в отверстиях 160. Рычаг 16I на пальце сидит свободно. Прилив 159 — это двусторонний упор для рычага 161, который, упираясь в стенки упора. перемещает зубчатый сектор, Пружина

164, находящаяся на выступе 162 и входящий в центрирующее углубление

157, постоянна отталкивает рычаг 16» который, входя в углубление распределительной планки, имеет постоянную фиксацию. В цилиндре 140 помещаются поршни с манжетным уплотнением 166 с;0 и зубчатая рейка 167, которая имеет постоянное зацепление с зубчатым сектором. Ручной привод образует замкнутый цикл, места его крепления не показаны, он может быть установлен влюбом наиболееудобном месте. а

Центробежный регулятор работает следующим образом.

Регулятор переключает вторую, третью, четвертую передачу при вклю. ченном сцеплении. Переключение должно проиеходить при средних оборотах двигателя .

Жесткую связь регулятора с агаpно-выходным валом обеспечивает обгонная муфта, необходимая при заднем ходе, так как грузы срабатывают при любам вращении, а рабата центробежного регулятора связана с дроссельной заслонкой карбюратора. и, если, например, транспортное средство движется на подъем задним ходом при скользком покрытии (голалед, гразь. мокрая трава), здесь нежелательны нарушения работы цвигателя, а центробежный регулятор, . -;ействуя на заслонку карбюратора может увеличить обороты или сбросит обороты двигателя, что приводит к пробуксовке и патере инерции хода, и транспортное средства будет скатываться. Чтобы этого не произошло, необходима при заднем ходе регулятор отключить.Эта обеспечит обгонная муфта.

При временных изменениях скаросrH движения в любую сторону вал изменяет обороты, то увеличивая, та уменьшая инерцию грузиков, т.е. подвижная часть 84 регулятора постоянно реагирует на эти-изменения и через окружные зубья 85 и шестерню 89 (фиг. 2) передает их валу 90, на котором жестко сидят барабань», калеблзщиеся вместе с валам.

Как видно из фиг. 1, для вывода муфт в нейтраль их нужно переместить на 5 мм и ввести в зацепление 5 мм

Вид барабанов на фиг. 3 соответствует их нейтральному положению и первой включенной передаче. Барабаны 92 и 93 работают в обе стороны, барабан 95 — .по часовой стрелке при переходе с высшей передачи на низшую.

Кулачки заключены в центровые отметки, которые включают в себя

10 мм окружности и газволяют вывести муфты в нейтраль и ввести их в зацепление. Расстояние между центровыми отметками позволяет валу 90 колебать барабаны, сидящие на нем, в пределах, необходимых для набора скорости, а в случае увеличения сопротивления набору скорости и уменьшения инерционной силы груэи1204412

45 ков не переключать передачу беэ надобности, т. е. свободный ход устраняет необходимость ненужных пере-. ключе ний.

Транспортное средство иэ основания покоя, как показано на фиг. 3, начинает двигаться и набирает скорость, грузики, увеличивая свою силу и преодолевая сопротивление пружины 88 (фиг. 2), перемещают подвижную часть регулятора 84, проворачивая вал 90. Выступ кулачка 92 находится в соприкОсновении с головкой стержня 108. начинает действовать пружина 110 дополнительного сопротивления инерционной силе грузиков. Опорно-передающий вал 10 набирает 185 об/мин, двигатель—

1200 об/мин ° Грузики, преодолевая .

20 сопротивление пружин 88 и 110, проворачивают вал 90, а кулачок бара— бана 92 приподнимает стержень 108 йа свою вершину, ролик барабана 93 входит в прорезь поворотно-стопор25 ного барабана 99, выступ барабана

95 отклоняет толкатель 102 на небольшой угол, сбрасывает обороты двигателя с 1200 до 1100 об/мин, происходит торможение двигателя и расслабление сцепленных в передаче уси30 лий шестерен при сохранившейся инерции движения, которая, используя момент расслабления, подталкивает грузики, они доворачивают вал 90 и барабаны, пружина 110, надавливая с другой стороны на глечо кулачка, складывается с инерционной силой груэиков, помогая им, пройдя 5 мм и выведя муфту иэ зацепления в нейтраль выступа барабана 95, полностью сбрасывает обороты двигателя до холостых. выровняв обороты валов, и пройдя 5 мм выступа барабана 95. За этот промежуток ролик барабана 93 проворачивает поворотно-стопорный барабан 99 вместе с шестерней 100, (.4

В. а он через рейку 80 .выводит и вводит в зацепление муфту. Сферическая поверхность барабана 99, скользя по окружности барабана 93, удерживает 50 муфту во включении.

Как видно на фиг. 3, таких переключений три, т.е. включены вторая, третья и прямая передачи, дальнейшее Ы увеличение оборотов двигателя будет увеличивать скорость движения на прямой передаче.

Рассмотрим переход на низшую передачу, плановую или вызванную условием движения — подъем, остановка.

Грузики 86 теряют силу инерции и под действием пружины 88 подвижная часть регулятора смещает грузики к центру, поворачивая вал 90 ° Кулачок барабана 92, имея при вращении против часовой стрелки ровный подъем, легко сжимает пружину 110, приподнимая стержень 108. B момент перехода с прямой передачи на третью обороты опорно-выходного вала 10 1200 об/мин, а шестерни 45 — 750 об/мин. Учитывая, что транспортное средство не набирает скорость, а гасит ее и, следовательно, сила сцепления шестерен велика, для их расслабления необходимо сбросить обороты двигателя. Это делает кулачок барабана 94. Как только произойдет расслабление сцепленных зубьев пружина 88 выведет муфту 48 в нейтраль. Находясь на ступице 44, муфта имеет обороты опорно-выходного вала

10, а они выше оборотов шестерни 45, и для промежуточного выравнивания вращения кулачок барабана 96 увеличивает обороты двигателя, пружина . 88 вводит в зацепление муфту, провернув вал 90.

Действуют кулачки барабана 94, 95 и 96 на дроссельную заслонку карбюратора только в момент переключения.

Привод их независимый.

Кулачки вала управления работают следующим образом.

Положение кулачков соответствует положению муфт и каретки (фиг. 1), т.е. нейтральному виду, На каждый полэун воздействуют два кулачка, каждый ползун имеет два паза.

Плечи ползуна 58 удалены от осе вой линии на 5 мм. Кулачки 66 и 67 в точке ) соприкасаются с плечами ползуна, удерживая его. Кулачок 66, выключакнций первую и включающий заднюю передачи, имеет длину, необходимую для перемещения ползуна по стрелке на 5 мм и для запирания пол-, зуна при включенной задней передаче.

Эта величина вкладывается в тело

"r-д". Кулачок 67, выключающий заднюю и включающий первую передачи имеет величину, необходимую для перемещения ползуна 58 на 5 мм по стрелке и его запирания при включении

2, 3 и 4-й передач. Перемещением

;ползуна 58 и 5 мм в любую сторону полностью включается задняя или пер

1204412

10 вая передачи (фиг. 1) . Выбранный паз полэуна 59 удален от осевой линии на 10 мм. Кулачок 70 в точках каса— ния "е-а" запирает ползун. Величина кулачка 70 обеспечивает включение задней (г-д ) и первой передач (при полностью включенной первой передаче точки "е-а" совместятся).

Второй выбранный паз полэуна 59, его плечо находится на осевой линии, кулачок 71 удален от плеча ползуна на величину включения первой передачи, при полностью включенной первой передаче они будут соприкасаться.Кулачок 71 обеспечивает включение втоpott, третьей и четвертой передачи и запирание полэуна при включенной 4-й передаче. Кулачок 72- в точке касания запирает ползун 60 ° Он обеспечивает включение .задней передачи (г-д") и включение первой и второй передач (при полностью включенной второй передаче точки е-а" совместятся).

Второй выбранный паз ползуна 60, его плечо находится на осевой линии.

Кулачок 73 удален от плеча полэуна на величину включения 1 и 2-й передач, при включенной вторбй передаче. они будут соприкасаться. Кулачок

73 обеспечивает включение 3 и 4 — и передач и эапирание ползуна при включенной 4-й передаче.

Выбранный паэ ползуна 61 удален от осевой линии на 10 мм. Кулачок

74 запирает полэун 61 в точке касания, его величина обеспечивает включение задней передачи ("r-д") и включение 1, 2 и 3-й передачи (при включенной 3-й передаче точки е-а совместятся). Второй выбранный паз ползуна 61, его плечо находится на осевой линии, кулачок 75 удален от плеча ползуна на расстояние, обеспечивающее включение первой„ второй, третьей передач ° При включении третьей передачи кулачок 75 и плечо ползуна 61 соприкасаются. Кулачок 75 ! обеспечивает включение 4-й передачи и запирание ползуна при.включенной

4-й передаче.

Коробка работает следующим образом.

Получив крутящий момент от двигателя, шестерня 2 ведущего вала передает его промежуточному валу 3 через шестерню 4. Вместе с промежуточным валом вращаются и сидящие на нем шестерни, которые, будучи в пос15

3S

50 тоянном зацеплении с шестернями секций ведомого вала и шестерней прямой I передачи на опорно-выходном валу, вращают их свободно.

Задний ход: Сжав пружину 164 и перемещая рычаг 161 вниз, перемещают зубчатый сектор l 55, который зубчатой рейкой 167 перемещает поршень 166, а он — жидкость, которая, перемешаясь, воздействует»а поршень-рейку ?6, который через шестерню 65 вращает кулачки 66 и 67. Кулачок 66, воздействуя на плечо полэуна, перемешает его и сидящу-ю на нем переводную зилку

54, которая входит в канавку 14 каретки 12, вводит в зацепление шестерню 13 и блок-шестерню 9, включив заднюю передачу,, Кулачок 67 находится в точке касания ползуна 58. Рыча161 зафиксирован з углублении "ЗХ" (задний ход) . Крутящий момент от промежуточного вала 3 через соединенные шестерки 5 и 9 передается на шестерню 1 3 и через шли цы — опорно-выход нов му валу. Остальные шестерни будут свободно вращать секции ведомого

/ вала на опорно-выходном валу.

Первая передача:

Рычагом 161, перемещая зубчатый сектор 155 против часовой стрелки и перемещая жидкость, перемещают поршень-рейку, а она через шестерню

65 перемещает кулачок 67, который через ползун 58 и переводную вилку

54, входящую в канавку 14 каретки, вводит в зацепление шлиць1 каретки

12 и шлицы 17 ведомого вала секции первой понижающей передачи. Рычаг

Ф

161 зафиксирован в углублении "1П" (первая передача) . Включена первая передача. Крутящий момент от промежуточного вала 3 через соединенные шестерни 5 и 22, через соединенные венцовые зубья 23 и 27 передается на вал 16 и через каретку 12 опорно-выходному залу 10. Остальные шестерни промежуточного вала свободно вращают секции второй, третьей и шестерню прямой передачи на опорно-выходном валу 10.

Вторая передача:

Транспортное средство набирает инерцию движения, срабатывает центробежный регулятор, происходит перемещение реек и рейка 77 шестерней 69 поворачивает вал 62 управления, вместе с ним поворачиваются и кулачки. Кулачок 71 через полэун 59 и

1204412

10

30 сидящую на нем переводную вилку 55, которая входит в канавку 26, выводит муфту 25 в нейтраль, освободив от зацепления венцовые зубья 23 и 27 и выключив 2-ю передачу, Крутящий момент передается от промежуточного вала 3 через соединенные шестерни

6 и 34, через соединенные венцовые зубья 35 и 39 на вал 28, через соединенные венцовые зубья 29, 27 — на вал 16 и через каретку 12 — опорновыходному валу 10. Остальные шестерни промежуточного вала будут свободно вращать: шестерни 5 — шестерню 22 на шейке вала 16, шестерня

7 — шестерню 45 на опорно-выходном валу, шестерня 4 — шестерню 51 на опорно-выходном валу.

Третья передача:

С увеличением скорости транспортного средства увеличиваются и обороты опорно-выходного вала 10. Срабатывает центробежный регулятор и проворачивает вал 62 управления. Кулачок

73 перемещает ползун 60 и сидяшую на нем переводную вилку 56, которая входит в канавку 38, разъединяет соединенные венцовые зубья 35 и 39, выводит муфту 37 в нейтраль, выключив втовторую передачу и соединив венцовые зубья 39 и 41, включает третью передачу. Крутящий момент передается от промежуточного вала 3 через шестерню, 7 к шестерне 45; через соединенные венцовые зубья 46 и 50 — на муфту

48, она через ступицу 44 — на вал

40, через соединенные венцовые зубья

41 и 39 — на вал 28, через соединенные венцовые зубья 29 и 27 — на вал

16, через соединенные кареткой 12 шлицы 17 и 11 — на опорно-выходной вал 10. Шестерня 22 на шейке вала 16, шестерня 34 на шейке вала — 28 и шестерня 51 на опорно-выходном валу

10 вращаются свободно.

Прямая передача:

С увеличением .скорости движения срабатывает центробежный регулятор, переместив рейками вал 62 управления. Кулачок 75 через полэун 61 и переводную вилку 57, сидящую на полползуне и входящую в переводную канавку 49, разъединяет сцепленные венцовые зубья 46 и 50, выводит муфту 49 в нейтраль, выключив третью передачу и соединив венцовые зубья

50 и 53, включает прямую передачу.

Крутящий момент передается с веду35

55 щего нала на шестерню 2, с нее — на шестерню 4 и шестерню 51, далее через соединенные венцовые зубья

53 и 30 — на вал 40, через соединенные венцовые зубья 4 1 и 39 — на вал 28, через соединенные венцовые зубья 29 и 27 — на вал 16,через соединенные кареткой 12 шпицы 17 и 11 — опорновыходному валу 10.Остальные шестерни на шейках своих валов вращаются свободно.

Переход с прямой передачи на остановку транспортного средства.

Опорно-выходной вал 10 уменьшает обороты, грузики центробежного регулятора теряют силу и прухмна 88,воздействуя через рейки на вал управления, поворачивает его по часовой стрелке, где кулачок 74 перемещает ползун 61 и сидящие на нем вилкой

57 выводит из зацепления венцовые зубья 53 и 50, переводя муфту 48 . в нейтраль, выключив прямую передачу и соединив венцовые зубья 50 и 46, включает третью передачу. Шестерня

51, освобожденная от передачи крутящего момента, вращается свободно.

Снижаются обороты и пружина 88 перемещает через рейки вал управле-

I ния. Кулачок 72 через полнун 60 и переводную вилку 56 разъединяет соединенные венцовые зубья 4 1 и 39, выводит муфту 37 в нейтраль, выключив третью передачу и соединив венцовые зубья 39 и 35, включает вторую передачу.

Происходит дальнейшее снижение оборотов опорно-выходного вала 10.

Пружина 88 через рейки перемещает вал управления и кулачок 70 через ползун 59 и сидящую на нем передаточную вилку 55, разъединяет соединенные венцовые зубья 29 и 27, выводит муфту 25 в нейтраль, выключив вторую передачу и соединив венцовые зубья 27 и 23, включает первую передачу. На этом действие центробежного регулятора заканчивается, первая передача выключается рычагом

161, где он из углубления "1II" перемещается в углубление "НО .

Б случае отказа в работе центробежного регулятора предусмотрено полностью ручное переключение всех передач. Для этого освобождают коромысло 104, от связи с дроссель13

1204412

14 и 3-й и 2-й что

1„ йой заслонкой. Вывертывают стопорные болты из отверстий 79 и освобождают соединительную планку 78 от реек, оставив их в своик местах °, Шплинтом ссединяют отверстие 64 вала 62 управления и отверстие 68 свободно сидящих на валу управления кулачков

66 и 67, обеспечив шплинтом жесткую связь. Дальнейшее управление механизмом переключения осуществляется рычагом 161, который, перемещаясь по сферической части 143 прилива

141, фиксируется в углублениях, име ыих следующие значения:

"4П" — 4-я передача;

"Н" †. нейтраль между 4 передачей;

"ЗП" — 3-я пер едача;

"Н" — нейтраль между 3 передачей;

"2П" — 2-я передача:

"Н" — нейтраль между 2 передачей;

"1П" — первая передача;

НО" — нейтраль основная соответствует виду на фиг.

"3X" — задний ход.

1204412

62

61

1204412

iZ с с

gQ,ñс с

1204412

Фиг. о

Составитель С. Белоусько

Техред И.Астапош Корректор А. Тяско

Редактор М; Петрова

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Заказ 8467/14 Тираж 649 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113Î35, Москва, Ж-35, Раушская наб,, д. 4/5

Коробка передач Коробка передач Коробка передач Коробка передач Коробка передач Коробка передач Коробка передач Коробка передач Коробка передач Коробка передач Коробка передач 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается выполнения трансмиссии транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к бесступенчатой трансмиссии для автомашин, тракторов и других транспортных средств, и может быть использовано в различных установках, где требуется плавное изменение передаточного отношения

Изобретение относится к сложным трансмиссиям "5х2" для транспортных средств

Изобретение относится к механическим трансмиссиям транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено, в частности, в приводе хода экскаватора

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, применяемым в трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к трансмиссиям транспортных средств, и может быть использовано в различных колесных и гусеничных машинах
Наверх