Трансмиссия транспортного средства

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

В 60 К 17/06

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

s втв

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

К А ВТОРСКОМЪГ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3804928/27-11 (22) 23.10.84 (46) 15.03.86. Бюл. № 10 (71) Харьковский тракторный завод им. С. Орджоникидзе (72) С. Л. Абдула, Ю. Н. Прилуцкий, Н. А. Кравченко, В. Г. Штонда и И, Ш. Чернявский (53) 629.113-585.1 (088.8) (56) Тракторы Т-150, Т-157, Т-158. Техническое описание и инструкция по эксплуатации/Под. ред. С. Л. Абдулы и др. Харьков:

Прапор, 1984, с. 63, рис. 49, (54) (57) ТРАНСМИССИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, преимущественно сельскохозяйственного трактора, содержашая коробку передач с входным и выходным валами и парами зубчатых шестерен постоян„SU„„1217692 A ного зацепления, ступенчатую раздаточную коробку и расположенный между двигателем и коробкой передач проставочный корпус с проходящим через него валом главного сцепления, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности путем увеличения числа передач без увеличения габаритных размеров трансмиссии, она снабжена размещенным в проставочном корпусе дополнительным валом с установленными на нем шестернями, а вал главного сцепления выполнен из двух частей, на которых установлены шестерни, взаимодействующие с шестернями дополнительного вала, при этом шестерня на одной из частей вала главного сцепления выполнена подвижной в осевом направлении, а передняя часть вала главного сцепления выполнена разъемной в месте стыка проставочного корпуса с двигателем.

12

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в конструкции транспортных средств, преимущественно сельскохозяйственных тракторов.

Целью изобретения является повышение эффективности путем увеличения числа передач без увеличения габаритных размеров трансмиссии.

На фиг.1 показана кинематическая схема трансмиссии; на фи г.2 — конструктивное выполнение проставочного корпуса.

Трансмиссия состоит из коробки передач

1, расположенной в корпусе 2, раздаточной коробки 3, расположенной в корпусе 4, и ароставочного корпуса 5 с валом 6 главного сцепления. В проставочном корпусе 5 установлен дополнительный вал 7 с жестко закрепленными шестернями 8 и 9, а вал 6 главного сцепления выполнен из двух частей: передней 10 и задней 11, на которых установлены соответственно шестерни 12 и

13, причем шестерня 12 установлена на зубчатой втулке 14 подвижно в осевом направлении для соединения обеих частей вала главного сцепления.

Коробка передач 1 содержит первичный вал 15, который жестко соединен с задней частью 11 вала главного сцепления при помоши зубчатой втулки 16, вторичный вал

17, вал 18 холодоуменьшителя и вал 19 заднего хода. На первичном валу 15 жестко закреплены шестерни 20 — 23, находящиеся в постоянном зацеплении с ведомыми шестернями 24 — 27, свободно врашаюшимися на вторичном валу 17. На вторичном валу установлены фрикционные муфты 28 с гидравлическими цилиндрами 29 их управления.

На правом конце вторичного вала жестко закреплена шестерня 30 ходоуменьшителя с зубчатой муфтой 31. На валу 18 ходоуменьшителя жестко закреплены шестерни 32 и 33. На валу 19 заднего хода жестко закреплена шестерня 34 и подвижно в осевом направлении — шестерня 35.

Раздаточная коробка 3 содержит входной вал 36, вал 37 привода заднего моста и вал 38 привода переднего моста. На входном валу раздаточной коробки установлен механизм удвоителя, содержащий ведущую шестерню 39 транспортного диапазона, выполненную заодно с зубчатой муфтой 40 и свободно врашаюшуюся на подшипниках; ведущую шестерню 41 рабочего диапазона, выполненную заодно с зубчатой муфтой 42 и свободно вращающуюся на валу; жестко закрепленную на валу зубчатую втулку 43 и подвижно установленную на ее зубьях муфту 44. Со стороны переднего торца входного вала 36 установлена на шлицах подвижно в осевом направлении шестерня 45.

На валу 37 привода заднего моста жестко закреплена ведомая шестерня 46 транспортного ряда, находящаяся в постоянном зацеплении с шестерней 39, и ведомая шес17692

5

40 терня 47 рабочего ряда, находящаяся в постоянном зацеплении с шестерней 41. На валу

38 привода переднего моста установлена подвижно шестерня 48.

Трансмиссия работает следуюшим образом.

Для получения основных передач трансмиссии подвижную шестерню 12 устанавливают в положение соединения передней 10 и задней 11 частей вала 6 главного сцепления. При этом крутящий момент от двигателя через вал 6 главного сцепления и зубчатую втулку 16 передается на первичный вал 15 коробки передач и далее через одну из пар шестерен постоянного зацепления: 20, 24; 21, 25; 22, 26; 23, 27, на вторичный вал 17, обеспечивая полученные на этом валу четырех передач.

Включение соответствующей передачи осуществляется одним из гидроцилиндров

29, замыкающим фрикционную муфту 28 нужной передачи.

С вторичного вала 17 крутящий момент при работе на основных диапазонах передается непосредственно на входной вал 36 раздаточной коробки, для чего подвижная шестерня 45 устанавливается в положение соединения его с муфтой 31.

При работе на замедленных передачах крутящий момент передается с вторичного вала 17 через пару шестерен 30,32 на вал 18 ходоуменьшителя и далее через пару шестерен 33, 45 — на входной вал раздаточной коробки. Для включения замедленных передач подвижная шестерня 45 перемешается вправо, соединяясь с шестерней 33.

С входного вала 36 крутящий момент передается через механизм удвоителя на вал

37 привода заднего моста. При этом на передачах рабочего диапазона подвижная муфта 44 соединяет зубчатую втулку 43 с зубчатой муфтой 42 шестерни 41 и крутяший момент передается через пару шестерен 41, 47, а на передачах транспортного диапазона подвижная муфта 44 соединяет зубчатую втулку 43 с зубчатой муфтой 40, и крутящий момент передается через пару шестерен 39, 46.

Для включения заднего хода подвижная шестерня 35 вводится в зацепление с шестерней 32 вала 18 ходоуменьшителя. При этом крутяший момент передается с вторичного вала 17 через шестерни 30, 32 и 35 на вал заднего хода и далее через шестерни 34, 39 и 46 — на вал 37 привода заднего моста.

Для включения привода переднего моста подвижная шестерня 48 вводится в зацепление с шестерней 46 и крутящий момент передается на вал 38 привода переднего моста. Для получения дополнительных передач трансмиссии подвижную шестерню 12 вводят в зацепление с шестерней 8. Крутящий момент при этом от двигателя через

1217692

Со, авитель С. Панкратов

Редактор М. Келемеш Техред И. Верес Корректор Л. Патай

Заказ 1051/22 Тираж 648 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и от крытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4 переднюю часть 10 вала главного сцепления и пару шестерен 12, 8 передается на дополнительный вал 7, далее через пару шестерен 9, 13 — на заднюю часть 11 вала главного сцепления и через зубчатую втулку

16 — на первичный вал !5 коробки передач.

Число дополнительных передач такое же как и основных. Переключение их осуществляется аналогично описанному процессу переключения основных передач.

Трансмиссия транспортного средства Трансмиссия транспортного средства Трансмиссия транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к коробкам передач и предназначено для использования в автомобиле

Изобретение относится к сельскохозяйственному и транспортному машиностроению, в частности к трансмиссиям ротационных рабочих органов сельскохозяйственных машин

Изобретение относится к автомобилестроению

Изобретение относится к автомобилестроению

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для использования в качестве коробки передач, совмещенной с главной передачей, на автомобилях и автобусах

Изобретение относится к машиностроению, в частности к механизмам передач с бесступенчатым изменением передаточного числа, применяемым в транспортных средствах

Изобретение относится к механическим многоступенчатым коробкам передач с автоматическим переключением скоростей

Изобретение относится к области автотранспортного машиностроения и касается конструкции ступенчатой планетарной коробки передач

Изобретение относится к переключаемой под нагрузкой коробке передач

Изобретение относится к трансмиссии транспортных средств и может быть использовано для остановки паркуемого транспортного средства
Наверх