Судовая опора

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АBTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3855745/27-11 (22) 14.02.85 (46) 23.07.86. Бюл. № 27 (72) В. H. Елизаров, А. В. Смыков, Д. Г. Середин, К. Н. Мисюра и В. Н. Зуев (53) 629.1.03.6 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 888637, кл. F 16 С 17/14, 1983. (54) (57) СУДОВАЯ ОПОРА гребного вала, содержащая корпус с составным вкладышем, выполненным из отдельных секций и имеющим открытые в сторону гребного вала сквоз ные в осевом направлении канавки, а секция составного вкладыша, расположенная в нагруженной зоне опоры, выполнена выступающей над смежными секциями, отÄÄSUÄÄ 1245504 А1 (51) 4 В 63 Н 23 36, F 16 С 27/02 личаюи1аяся тем, что, с целью увеличения срока службы опоры, последняя снабжена направляющей, имеющей фланец и буртик и установленной между выступающей секцией вкладыша и корпусом с возможностью осевого перемещения, а также силовым механизмом, установленным на фланце со стороны гребного винта, при этом ширина выступающей секции вкладыша выбрана из условия 10 ) 11 ) ... ) („, где 10, (i, 1 — шири на выступающей секции вкладыша соответственно у носового, между носовым и кормовым и кормового торцов секции, а разность между толщиной выступающей секции вкладыша и высотой буртика направляющей боль ше величины предельно допустимого износа вкладыша.

1245504

Изобретение относится к судостроению, в частности к судовым опорам гребных валов.

Целью изобретения является увеличение срока службы судовой опоры.

На фиг. 1 изображена судовая опора, продольный разрез; на фиг. 2 — вид А на фиг. 1; на фиг. 3 — вид Б на фиг. 1; на фиг. 4 — сечение  — В на фиг. 1; на фиг. 5— опора, продольный разрез, вариант.

Судовая опора содержит (фиг. 1 — 4) гребной вал 1 с винтом 2 и корпус 3 с составным вкладышем, выполненным из секций 4 и 5 и имеющим открытые в сторону гребного вала 1 сквозные в осевом направлении канавки 6, а секция 5, расположенная в нагруженной зоне опоры (зона контакта гребного вала 1 с секцией 5) выполнена выступающей над смежными секциями 4.

Направляющая 7, выполненная, например, из бронзы, установлена между секцией

5 и корпусом 3 и имеет возможность перемещения вдоль оси вкладыша. При этом ширина секции 5 выбрана из условия 1п )

) 4 « ... ) 1„, где 1п, Li, L„— ширина секции

5 соответственно у носового 8, между носовым 8 и кормовым 9, и кормового 9 торцов секции 5.

Секция 5 может быть изготовлена, например, из капролона, а значение (фиг. 2), где R — радиус вала 1; 1п= 1,2 (фиг. 3), à li =1,1R (фиг. 4).

При этом ширина направляющей 7 в равная, например, 1,4R, может быть для облегчения демонтажа одинакова по длине. Направляющая 7 снабжена силовым механизмом

10, например отжимными болтами, которые ввинчены во фланец 11 и упираются в торец корпуса 3 со стороны винта 2. направляющая 7 имеет буртик 12, который упирается в носовой торец 8 секции 5. При этом разность между толщиной секции 5 h и высотой буртика 12 h больше величины предельно допустимого износа вкладыша, который определен нормативной документацией.

Поверхности контакта 13 направляющей

7 и секции 5 могут быть выполнены отличными от цилиндрической, например тороидальной.

Судовая опора работает следующим образом.

Зо

При износе секции 5 в ее кормовой части со стороны винта 2 с IloMolllblo отжимных болтов 10, установленных на фланце 11, передвигают направляющую 7 в сторону винта 2, а так как буртик 12 упирается в торец 8 секции 5, то вместе с направляющей 7 перемещают и секцию 5 в сторону винта 2, при этом уменьшают зазор в кормовой части вкладыша, и секция 5 будет продолжать выполнять свои функции, что увеличивает срок службы опоры. При достижении предельно допустимой величины износа вкладыша поверхность вала 1 не будет контактировать с буртиком 12, и секцию 5 с помощью болтов 10 и направляющей 7 демонтируют, не выпрессовывая секцию 4 вкладыша опоры. Для облегчения демонтажа секции 5 вал 1 с винтом 2 приподнимают до соприкосновения с верхней частью секции 4. Для судов с выносными кронштейнами секцию 5 демонтируют в противоположную от винта 2 сторону, при этом фланец 11 располагают у носового 8, а буртик 12 — у кормового 9 торцов секции 5.

При вращении вала 1 относительно секций 4 и 5 вместе с охлаждающей водой во вращательное движение вовлекаются и абразивные частицы, которые частично удерживаются в канавках 6 за счет разной толщины секций 4 и 5. Так как результирующая реакции боковых стенок секции 5 от усилий со стороны абразивных частиц направлена в сторону винта 2, то образивные частицы отбрасываются в сторону винта 2, не забивая канавки 6 и не попадая в зону трения между валом 1 и секциями

4 и 5, что приводит к увеличению срока службы опоры. При этом абразивные частицы отбрасываются в сторону винта 2 как при переднем, так и при заднем ходе судна, что повышает эффективность работы опоры.

При изгибе вала 1 (фиг. 5) секция 5 будет поворачиваться под действием статических и динамических нагрузок со стороны вала 1, при этом секция 5 прижмется к поверхности вала 1 как в районе торца 8, так и торца 9, тем самым равномерно распределяя нагрузку от вала 2 по длине секции 5, уменьшая величину максимальных контактных давлений на поверхности трения вала 1 и секции 5, снижая их износ и увеличивая срок службы опоры.

1245504

Вид А

Фиг. Z

В- В

Фиг.4

1245504

Редактор П. Коссей

За каз 3953/12

Составитель Е. Игнатьев

Техред И. Верес Корректор С. Черни

Тираж 422 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Судовая опора Судовая опора Судовая опора Судовая опора 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к системе подачи смазочного средства в кормовое уплотнение гребного вала при изменяющейся осадке судна, применительно к задней системе уплотнения гребного вала судна, содержащей со стороны забортной воды, по меньшей мере, одно обращенное наружу уплотнительное кольцо, а со стороны смазочного средства, по меньшей мере, одно обращенное внутрь уплотнительное кольцо, причем в каждом случае между двумя соседними уплотнительными кольцами выполнена кольцевая камера, из которых, по меньшей мере, одна с помощью подводящего трубопровода сообщена с источником газовой среды, предпочтительно сжатого воздуха, а отводным каналом - с внутренней частью судна, при этом в подводящем трубопроводе установлен орган регулирования давления среды в кольцевой камере ниже давления забортной воды и давления смазочного средства, а в отводном канале установлен управляемый запорный орган, предпочтительно, электромагнитный клапан периодического действия, причем пространство со смазочным средством сообщено подающим трубопроводом, по меньшей мере, с одним расположенным по высоте резервуаром для смазочного средства
Наверх