Устройство для управления конденсаторным асинхронным электродвигателем

 

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано 3 однофазных реверсивных электроприводах переменного тока. Цель изобретения - расширение диапазона регулирования . Устройство содержит асинхронный электродвигатель 1 с обмотками управления 2 и возбуждения 3, конденсатор 4, два диодных моста- 5, 6, иптотиристоры 7 и 8, блок управления (БУ) 9 с пятью входами 10-14 и двумя выходамрг 15, 16, четыре логических элемента 2И-НЕ 17-20. Введение в БУ (Л -ПЛ, N) 4 Од СО О 00

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК 04 Н 02 Р 1/42

t .:a

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3773752/24-07 (22) 19,07.84 (46) 23.07,86. Вюл. Р 27 (7i) Научно-производственное объединение по топливной аппаратуре двигателей Научно-производственного объединения "ЦНИТА" и Ленинградский ордена Ленина электротехнический институт им.В.И. Ульянова (Ленина) (72) М.О. Ильин, Ф.Ф. Котченко, А.Д. Ланцман, Л.В. Сегалович и В.A. Шеметилло (53) -621.313.323(088.8) (56) Верман Н. и др. Реверсивный привод. — Радио, 1979, У 11, с. 47.

Авторское свидетельство СССР

Р 1117804, кл . Н 02 P i/42, 1982.

„SU, 1246308 А1 (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ КОНДЕНСАТОРНЫМ АСИНХРОННЫМ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕМ (57) Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в однофазных реверсивных электропрнводах переменного тока. Цель изобретения — расширение диапазона регулирования. Устройство содержит асинхронный электродвигатель 1 с обмотками управления 2 и возбуждения 3, конденсатор 4, два диодных моста 5, 6, птотиристоры 7 и 8, блок управления (БУ) 9 с пятью входами 10-14 и двумя зыходамк 15, 16, четыре логических элемента 2И-НЕ 17-20. Введение в БУ

С::

У \

bQ Ь

Cb

С4

Ю

ОО

1 246308

2 логических элементов 2ИЛИ 21, ЗИ 22 и элементов задержки 23 обеспечивае1 расширение диапазона регулирования скорости. На вход !ч БJ 9 подает".ê синхронизирующий сигнал, состоящий из прямоугольных импульсов одинаковой длительности с частстсй следования, совпадающей с частотой напряжения питающей сети и синхронизированных по переднему фронту в момент изменеИзобре-ТсННВ технике и чожет бы,I .ы пользовано

В адцофаэ;,Ь.Х рЕВЕрсиьн : ЭЛЕК1рОПрИводах переменного тока при прямом расширении диапазона регулирования.

Цель изобретения — расширение диапазона регулирования.

На фиг. 1 представлена принципи1альная электрическая схема у-стройства; íà .Иг. 2 — статические характеристики электропривода; на фиг. 3-7— иаграммы напряжений на обмотках асинхронноГО электродвигателя. устройство гля управления <Онденсаторньгм асинхронным электродвигателем 1 с обмотками 2 и ": управления и возбуждения содержит конденсатор ч, два диодных мо-т-а 5 и 6, два оптотиристора 7 и 8, блок 9 управле :ия с пятью входами 10 — 14 и двумя вых;— дами 15 и 16, которые подключены к входам соответствующих оптотиристороь. 7 и 8, выходы которых шунтирую.:

Одни диаГОнали соответствующих диод. ..п. I-Ос=v=- 5 и 6, Одни вывод:=:,, гих диа1 Оналей Ko I Î -ы : О )ъединены II сн б жепы зажимом длл 1.одкл;,ленив фвэно-ГО провода питающей сети Одни выво дь. обмоток 2 и 3 воэбух",с опия "." уп c I1ления объединены и снабжены зажимок для подключения нулевого провода питающей сети, другой вывод обмотки 2 управления подключен к одному выводу конденсатора 4 и к другому выводу другой диагонали первс го диодного моста 5, другой вывод обмотки 3 возбуждения подклоче:> -к --другому выводу конденсатора 4 и к другому выводу другой диагоназп :.".,срого диодного моста б„блок 9 у; раз,ления состав.; =н ния знака питающего напряжения. л:нхронизирующий сигнал непосредственно поступает на один из входов элемента

ЗИ 22 и после сдви1 а по переднему фронту на время I, в элементе задержки 23 — на один из входов логического элемента 2ИЛИ 21. На входы

10-13 БУ 9 подаются комбинации логических управляющих сигналов. 7 ил.

Табл. 1. из четырех логических элементов 2ИНЕ 17-20 одни входы которых. образуют первые четыре входа 10-14 блока 9 управления, выходы первого и четвер5 того логических элементов 2Н-НЕ образуют первый и второй выходы 15 и 16 блока 9 управления, выходы второго и третьего логических элементов

2И-НЕ 18 и 19 подключены к другим входам соответственно первого и четверто:."о .логических элементов 2И-НЕ

17 и 20 логические элементы 2ИЛИ-21, ЗИ 22 и элемент 23 .задержки, вход которого подключен к первому входу

15 лоигческого элемента ЗИ 22 и образует пятый вход 14 блока 9 управления, предназначенный для подключения источника синхронизирующего сигнала, второй и третий входы логического

2О .элемента ЗН 22 подключены к одним входам второго и третьего логических элементов 2И-HE 18 и 19, выходы логического элемента ЗН 22 и элемента

25 23 задержки подключены к соответст.-, вующим входам логического элемента

2ИЛИ, .зыход которого подключен к упругим зходам второго и третьего логических элементов 2И-НЕ 18 и 19.

Позиции 24 — 27 и 28-31 (фиг. 2) указывак т значения фиксированных скоростей вращению, получаемые с помощью устройства регулирования соответственно при прямом и обратном направзс ленни вращению. Позиции 32,34 и 33, 35 (фиг. 3 и 4) обозначают направления на обмотке 2 управления и обмотке 3 возбуждения соответственно; напряжение Зб на обмотке 2 управления, напряжение 37 на выходе 16 блока

1246308

3

9 управления, напряжение 38 на обмотке 3 возбуждения (фиг. 5), напряжение 39 на обмотке 2 управления, напряжение 40 на выходе 16 блока 9, напряжение 41 на обмотке 3 возбуждения (фиг, 6), напряжение 42, напряжение 43 на выходе 15 блока 9, напряжение 44 на обмотке 2 управления, напряжение 45 на обмотке 3 возбуждения (фиг. 7). 1О

Устройство работает следующим образом.

На вход 14 блока 9 управления подается синхронизирующий сигнал, представляющий собой последовательность прямоугольных импульсов одинаковой длительности с частотой следования, совпадающей с частотой напряжения питающей сети и синхронизированных по переднему фронту в момент изменения знака питающего напряжения. Синхронизирующий сигнал непосредственно поступает на один из входов логического элемента ЗИ 22 и после сдвига по переднему фронту на время в элементе 23 задержки— на один из входов логического элемента 2ИЛИ 21. На входы 10-13 блока

9 управления подаются комбинации ло30 гических управляющих сигналов, приведенные,в таблице.

С помощью временных диаграмм рассмотрим возможные режимы работы электропривода.

Режим "Стоп 1". 35

При подаче на управляющие входы

10-13 кодовой комбинации 1001 опто— тиристоры 7 и 8 закрыты, диагонали мостов 5 и 6 разомкнуты и обмотки

2 и 3 двигателя 1 обесточены. Вращающий момент отсутствует.

Режим "Стоп 2".

При подаче на управляющие входы

10-13 любой из кодовьгх комбинаций

0000, .0010, 0100, 0110 оптотиристоры 7 и 8 открыты, диагонали мостов

5 и 6 закорочены и на обмотки 2 и 3 подается напряжение питания одинаковой фазы.

При этом создается постоянный магнитнй поток поля статора и ротор двигателя ориентируется в фиксированном положении.

Вращающий момент отсутствует.

Действие внешних сил, стремящихся изменить положение ротора, приводит к появлению тормозного электромагнитного момента (фиг. 3).

При подаче на управляющие входы

10-13 кодовой комбинации 1111 на выходах 15-16 формируются сигналы, повторяющие синхронизирующий сигнал на входе 14. На обмотки 2 и 3 подается однополупериодное напряжение одинаковой фазы.

Вращение в условном направлении вправо с максимальной скоростью (режим 28, фиг, 2).

Реализуется подачей на управляющие входы 10-13 любой из кодовых комбинаций 0001, 0101. На выходах

15 и 16 формируются сигналы логической единицы и нуля соответственно, оптотиристор 7 открывается, а оптотиристор 8 закрыт. Диодный мост 5 закорочен открытым ofIToTHpHcTopoM 7, обмотка 2 управления подключается к питающей сети непосредственно, а обмотка 3 возбуждения — через фазосдвигающий конденсатор 4 со сдвигом фазы на 90 по отношению к питающей сети. Вращающий момент создается во всех квадрантах (фиг. 4).

Вращение в условном направлении

"вправо" со скоростью, соответствующей первой ступени статической характеристики электропривода (режим

29, фиг. 2).

Реализуется подачей на управляющие входы 10-13 кодовой комбинации

0011. На выходе 15 формируется сигнал логической единицы, а сигнал на выходе 16 повторяет сигнал на выходе элемента 23 задержки — синхронизирующий сигнал, передний фронт которого сдвинут на время . Диодный мост 5 закорочен постоянно открытым оптотиристором 7. Оптотиристор 8 открывается и, следовательно, закорачивает диодный мост 6 в моменты времени С„, t 9... и закрывае-ся в моменты времени t, t4 и т.д. (фиг.5) °

Таким образом, обмотки управления

2 и возбуждения 3 запитываются в течение каждого периода питающего напряжения в промежутки времени 0 — t

0 1 и t - t со сдвигом фаз на 90 (при

2 3 этом создается вращающий момент) и без сдвига фаз — в промежуток времени.1 — t (при этом создается тор2 мозной момент). Вращающий момент создается в I9 II и ТТ? квадрантах, причем зона его существования в I квадранте увеличивается с уменьшением величины времени задержки.

Входные сигналь одн нал

Стоп 1 (С1)

Стоп 1 (С2) О О О О 1

Вправо (28) 3 12463

Вращение в условном направлении

"вправо" со скоростью, соответствующей второй ступени статической харак теристики электропривода (режим 30, фиг. 2).

Реализуется подачей на управляющие входы элементов 19-22 комбинации

0111. На выходе 15 формируется сигнал логической единицы, а сигнал на выходе 16 повторяет синхронизирующий сиг- 10 нал на входе 14. Диодный мост 5 закорочен постоянно открытым оптотиристором 7. Оптотиристор 8 открывается и, следовательно, закорачивает диодный мост 6 моменты времени О, . .. и закрывается в моменты времейи и т.д. (фиг. 6) .

Таким образом, обмотки 2 и 3 запитываются в течение каждого периода питающего напряжения в полупериод " 2б

Π— t без сдвига фаз (в квадрантах

1 и IV создается тормозной момент) и в полупериод t — t, — со сдвигом

Ь

| фаз на 90 (в квадрантах II и Ш, создается вращающий момент). 25

Вращение в условном направлении вправо" со скоростью, соответствующей третьей ступени статической характеристики электропривода (режим

31, фиг. 2).

Реализуется подачей на управляющие входы элементов 19-22 кодовой комбинации 1101. Сигнал на выходе блока 9 повторяет сигнал на выходе элемента

23 задержки — синхронизирующий сиг35 нал, передний фронт которого сдвинут

1 О О 1 0 О

О 0 1 0 1 1

О 1 0 О 1 1

О 1 1 О 1 1

1 1 1 1

О О 0 1 1 О

08 d на время i „ а на входе 10 формируется сигнал логического нуля. Оптотиристор 7 открывается и, следовательно, закорачивает диодный мост 5 в моменты времени t, t,... и зак1 рывается в моменты времени t

Ф и т.д. (фиг. 7). Оптотиристор 8 закрыт постоянно»

Таким ббраэом, обмотки 2 и 3 в течение каждого периода питающего напряжения в промежутки времени О— обесточены, а в промежуток времени t — t эапитываются

Я со сдвигом фаз на 90, причем обмотка 2 управления подключена к питающей сети непосредственно, а обмотка

3 возбуждения — через IV фазосдвигающий конденсатор 4. Вращающий момент создается в I и ?Ч квадрантах, причем зона его существенная в I квадранте увеличивается с уменьшениЛ ем времени задержки

Режимы 24 — 27 (фиг. 2) работы отличаются от рассмотренных режимов

28-3 1 направлением вращения двигателя.

Элемент 23 задержки может быть реализован, например, в виде укоротителя импульсов на основе типовой схемы одновибратора.

Таким образом, благодаря введению в блок управления дополнительных логических элементов 3И, 2ИЛИ и элемента задержки обеспечивается расширение диапазона регулирования скорости. жима работы электропри-. вода

1246308

Нродолжение таблицы

0 0 0 0

0 1 0 0

0 0 1 0

Влево (24) Вправо 1 (29)

Вправо 2 (30)

Вправо 3 (31)

Влево i (25)

Влево 2 (2б?

1 1 1

1 1 0 1

1 1 0 0

1 i 1 0

1 0 1 1 0

Влево 3 (2 7) Формула изобретения

Устройство для управления конденсаторным асинхронным электродвигателем с обмотками управления и возбуждения, содержащее конденсатор, два диодных моста, два оптотиристора, блок управленчя с пятью входами и двумя выходами, которые подключены ,к входам соответствующих оптотиристо-Зо ров, выходы которых шунтируют одни диагонали соответствующих дисдных мостов, с-;ни выводы других диагоналей которых объединены и снабжены зажимом для подключения фазного про- 35 вода питающей сети, одни выводы обмоток возбуждения и управления

t объединены и снабжены зажимом для подключения нулевого провода питающей сети, другой вывод обмотки уп- 40 равления подключен к одному выводу конденсатора и к другому выводу дру-гой диагонали первого диодного моста, другой вывод обмотки возбуждения подключен к другому выводу конденса- 45 тор:. ; к дру, лу выводу друго; диагонали .:дорого диодного моста, равлния составлен из четырех логических элементов 2И-НЕ, одни выходы которых образуют первые четыре входа блока управления, выходы первого иче гвертого логических элементов 2И-HF. образуют первый и второй,. выходы блока управления, выходы второго и третьего логических элементов 2И-НЕ подключены к другим входам соответственно первого и четвертого логических элементов 2И-НЕ, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью расширения диапазо" на регулирования, в блок управления введены логические элементы 2ИЛИ, ЗИ и элемент задержки, вход которого подключен к первому входу логического элемента ЗИ и образует пятый вход блока управления, предназначенный для подключения к источнику синхронизирующего сигнала, второй и третий входы логического элемента ЗИ подключены к одним входам соответственно второго и третьего логических элементов 2И-НЕ, выходы логического элемея-.а ЗИ и элемента задержки подключены к соответствующим входам логического элемента 2ИЛИ, выход которого подключен к другим входам второго и третьего логических элементоь 2И-HE. !24б308 (gnpggo) (8ne8oj

Фиг. 4

Составитель В. Рлешечкин

Техред 8.кадар Корректор E. Сирохман

Редактор Н. Бобкова

2 Тираж 631 Подписное

ВНИИПО Государственного комитета СССР ло делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Рауптская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие,, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для управления конденсаторным асинхронным электродвигателем Устройство для управления конденсаторным асинхронным электродвигателем Устройство для управления конденсаторным асинхронным электродвигателем Устройство для управления конденсаторным асинхронным электродвигателем Устройство для управления конденсаторным асинхронным электродвигателем Устройство для управления конденсаторным асинхронным электродвигателем 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и может быть использ.овано в приводных механизмах

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах общепромышленных и бытовых механизмов

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для пуска и компенсации реактивной мощности асинхронных электродвигателей большой мощности с вентиляторной нагрузкой или пускаемых без нагрузки

Изобретение относится к электротехнике, а именно к однофазным индукционным электродвигателям

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в нерегулируемом электроприводе переменного тока для питания от однофазной сети трехфазных асинхронных двигателей

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в электроприводе для питания асинхронных трехфазных электродвигателей

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для питания асинхронных трехфазных двигателей

Изобретение относится к области электротехники, в частности к электрическим реакторам и трансформаторам, и может быть использовано в устройствах плавного пуска электродвигателей мощных механизмов

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в электроприводе для бесконденсаторного запуска трехфазных электродвигателей от однофазной сети, статорные обмотки которых соединены по схеме «звезда»

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в электроприводе для питания асинхронных трехфазных и синхронных электродвигателей

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в устройствах с батарейным питанием или питанием от сети постоянного тока
Наверх