Униполярная электрическая машина

 

Изобретение относится к области электрических машин, а именно к униполярным машинам с жидкометаллическим контактом. Цель изобретения - повьшение надежности многодисковой .11 : .-.х W ,...i . I - --. J униполярной машины. Машина содержит статор 1, в цилиндрический корпус которого впрессованы неподвижные диски 2, между ними размещены вращающиеся диски 3 ротора. Зазоры между дисками ротора и статора заполнены жидким металлом. Число дисков ротора выполнено нечетным и внутренние токосъемы выполнены слева и справа и центрального диска ротора, а у остальных его дисков внутренние токосъемы выполнены справа для дисков , размещенных справа от центрального , и слева - для дисков, размещенных слева от него, что повьппает надежность смещения за счет устранения бокового смещения (сползание) дисков. 1 ил. с ю (Л

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (1!) (51) 4 Н 02 К 31/04

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

О+

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ

К A ВТОРСНОМЪ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3831952/24-07 (22) 25.12.84 (46) 15.08.86. Бюл. Ф 30 (72) Г.Г. Борзов (53) 621.313.292(088.8) (56) Патент США ) - 4208600, кл.310178, 1980.

Патент Англии 1."- 1343358, кл. Н2А, 1974.

Авторское свидетельство СССР

Ф 855866, кл. Н 02 К 3/00, 1979. (54) УНИПОЛЯРНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА (57) Изобретение относится к области электрических машин, а именно к униполярным машинам с жидкометаллическим контактом. Цель изобретения— повьппение надежности многодисковой униполярной машины. Машина содержит статор 1, в цилиндрический корпус которого впрессованы неподвижные диски 2, между ними размещены вращающ; еся диски 3 ротора. Зазоры между дисками ротора и статора заполнены жидким м=таллом, Число дисков ротора выполнено нечетным и внутренние токосъемы выполнены слева и справа и центрального диска ротора, а у остальных его дисков внутренние токосъемы выполнены справа для дисков, размещенных справа от центрального, и слева — для дисков, размеценных слева от него, что повьппает надежность смещения за счет устранения бокового смещения (сползание) дисков. ил.

1251244

Формула и з обретения

Составитель А. Трепутнева

Редактор И. Сегляник ТехредА.Кравчук Корректор Г. Решетник

Заказ 4422/54 Тираж 631 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113О35, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Изобретение относится к электрическим машинам, а именно к электрическим униполярным машинам с жидкометаллическим контактом.

Цель изобретения — повышение надежности многодисковой униполярной машины.

На чертеже схематически изображен продольный разрез многодисковой униполярной машины с параллельным 10 соединением якорных дисков (обмотка возбуждения не показана).

В цилиндрический корпус статора l впрессованы неподвижные диски 2.

Между ними р змещены вращающиеся дис- >5 ки 3 ротора, напрессованные на вал 4. Зазоры между вращающимися и неподвижными дисками заполнены жидким металлом, осуществляющим электрический контакт между дисками ста- 20 тора и ротора. Боковые поверхности всех дисков покрыты электроизоляционным материалом, кроме того они изолированы от вала 4 и от корпуса 1.

Внутренние 5 и наружные 6 контактные поверхности не имеют изоляции.

Предлагаемое устройство работает следующим образом.

При вращении ротора в дисках наводится ЗДС. Ток, генерируемый ЗДС, замыкается по диску ротора 3, контактной поверхности 5, жидкому металлу в боковом зазоре 7 и контактной поверхности 6. Взаимодействие тока в жидком металле зазора 7 с магнитным полем, которое направлено вдоль оси машины, заставляет вращаться практически весь жидкий металл в зазоре .

Возникающие центробежные силы, повышают давление в жидком металле бокового зазора 7, тогда как в боковых зазорах 8 отсутствуют дополнительные центробежные усилия на жидкий металл, Суммарные осевые усилия, возникающие на боковых поверхностях роторных дисков со стороны зазоров 7 каждой группы дисков, направлены встречно друг другу.

Предлагаемое устройство в сравнении с известным обладает большей,надежностью, благодаря отсутствию бокового смещения дисков, т.е. "сползания" дисков.

Униполярная электрическая машина, содержащая многодисковые статор с внутренними и внешними токосъемами и ротор, погруженный в жидкий металл, токоподвод одной полярности, подсоединенный к центральному диску статора и токоподвод другой полярности, подсоединенный к крайним дискам статора, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности машины, число дисков ротора выполнено нечетным, и внутренние токосъемы выполнены слева и справа у центрального диска ротора, а у остальных его дисков внутренние токосъемы выполнены справа для дисков, размещенных справа от центрального, и слева — для дисков, размещенных слева от него.

Униполярная электрическая машина Униполярная электрическая машина 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к регулируемым электрическим машинам, включающим в себя униполярные машины с жидкометаллическими контактами

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах, для функционирования которых необходима механическая энергия, например в самоходных объектах на транспорте или морских судах

Изобретение относится к электротехнике, к химико-электромеханическим преобразователям и может быть использовано в качестве экологически чистого бесшумного двигателя транспортных средств

Изобретение относится к области электротехники, в частности к электрическим машинам постоянного тока

Изобретение относится к области электрических машин, в частности к униполярным машинам (УМ)

Изобретение относится к области электротехники, в частности к униполярным электрическим машинам (УМ) постоянного тока

Изобретение относится к регулируемым асинхронным машинам, включающим в себя униполярные машины с жидкометаллическими контактами, и может быть использовано в качестве регулируемого электропривода или генератора переменного тока стабилизированных выходных параметров электроэнергии при переменной частоте вращения первичного двигателя

Изобретение относится к регулируемым асинхронным машинам, включающим в себя униполярные машины с жидкометаллическими контактами, и может быть использовано в качестве регулируемого электропривода или генератора переменного тока стабилизированных выходных параметров электроэнергии при переменной частоте вращения первичного двигателя
Наверх