Устройство для воздействия на угол излома оси шарнирно сочлененного транспортного средства (его варианты)

 

1. Устройство для воздействия на угол излома оси шарнирно сочлененного транспортного средства, содержащее два гидроцилиндра, установленных по обе сзороны продольной оси симметрии транспортного средства, штоки которых шарнирно прикреплены к одной секции транспортного средства, а корпусы - к другой, рабочие полости гидроцилиндров соединены через клапанные узлы с гидравлическими камерами гидропневмоаккумуляторов, а каждый. клапанный узел выполнен в виде парал- . лельно установленных и гидравличес ки соединенных между собой регулируемого дросселя и обратного клапана, последний из которых установлен с возможностью перепуска рабочей жидкости по направлению к гидроцилиндру , и механизм управления дросселями , отличающееся тем, что, с целью повышения надежности в работе, механизм управления дросселями выполнен в виде двух задающих и двух исполнительных гидроцилиндров, гидравлически соединенных между собой , причем шт оки задающих гидроцилиндров через двуплечие рычаги и фрикционную передачу кинематически связаны с подвижным сегментом рулевого механизма, и штоки исполнительных гидроцилиндров связаны с подвижными злементами регулируемых дросселей. 2.Устройство по п. 1, отличающееся тем, что пневматические полости гидропневмоаккумуляторов соединены через регулировочные клапаны с источником давления пневмосистемы торможения транспортного средства, 3.Устройство для взаимодействия на угол перелома оси шарнирно сочлененного транспортного средства, содержащее два гидроцилиндра, установ ленных по обе стороны продольной оси симметрии транспортного средства, штоки которых шарнирно прикреплены к одной секции транспортного средства , а корпусы - к другой, рабочиеполости гидроцилиндров соединены через клапанные узлы с гидравлическими камерами гидpoпнeвмoaккy lyлятo- ров, а каждый клапанный узел выполнен в виде параллельно установленных и гидравлически соединенных между собой регулируемого дросселя и обратного клапана, последний из которых установлен с возможностью перепуска рабочей жидкости по направлению к гидроцилиндру, и механизм управления дросселями, отличаю щеес я тем, что, с целью повышения надежности в работе, механизм управСО G to Сл 00 со to (

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН

gg 4 В 62 D 5/06

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 2969198/27-11 (22) 20.08.80 (31) АИ-429; АИ-430 (32) 21.08.79 (33) HU (46) 15.09.86. Бюл. Р 34 (71) Аутоипари Кутато Интеэет и Икаруш Карошсериа еш Ярмюдьяр (HU) (72) Йоже@ Ивони, Иштван Ратшко, Дьердь Караси и Ене Мади (!!U) (53) 629.113.014.5(088.8) (56) Выложенная заявка ФРГ

Ф 2748713, кл. В 62 D 9/00, 1979. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА

УГОЛ ИЗЛОМА ОСИ ШАРНИРНО СОЧЛЕНЕННОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (ЕГО ВАРИАН ТЬ1) (57) !. Устройство для воздействия на угол излома оси шарнирно сочлененного транспортного средства, содержащее два гидроцилиндра, установленных о обе стороны продольной оси симметрии транспортного средства, штоки которых шарнирнО прикреплены к одной секции транспортного средства, à кор пусы — к другой, рабочие полости гидроцилиндров соединены через клапанные узлы с гидравлическими камерами гидропневмоаккумуляторов, а каждый. клапанный узел выполнен в виде параллельно установленных и гидравлически соединенных между собой регулируемого дросселя и обратного клапана, последний из которых установлен с возможностью перепуска рабочей жидкости по направлению к гидроцилиндру, и механизм управления дросселями, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что,.с целью повышения надежности в работе, механизм управления дроссе,„80„„1258321 А 3 лями выполнен в виде двух задающих и двух исполнительных гидроцилиндров, гидравлически соединенных между собой, причем штоки задающих гидрацилиндров через двуплечие рычаги и фрикционную передачу кинематически связаны с подвижным сегментом рулевого механизма, и штоки исполнительных гидроцилиндров связаны с подвижными элементами регулируемых дросселей.

2. Устройство по п. 1, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что пневматические полости гидропневмоаккумуляторов соединены через регулировочные клапаны с источником давления пневмосистемы торможения транспортного средства, 3. Устройство для взаимодействия на угол перелома оси шарнирно сочлененного транспортного средства, содержащее два гидроцилиндра, установленных по обе стороны продольной оси симметрии транспортного средства, штоки которых шарнирно прикреплены к одной секции транспортного средства, а корпусы — к другой, рабочие полости гидроцилиндров соединены через клапанные узлы с гидравлическими камерами гидропневмоаккумуляторов, а каждый клапанный узел выполнен в виде параллельно установленных и гидравлически соединенных между собой регулируемого дросселя и обратного клапана, последний из которых установлен с возможностью перепуска рабочей жидкости по направлению к гидроцилиндру, и механизм управления дросселями, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что, с целью повышения надежности в работе, механизм управ1258321 ления дросселями выполнен в виде двух задающих и двух исполнительных гйдроцилиндров, гидравлически соединенных между собой, причем шток одного задающего гидроцилиндра кинематически связан с подвижным сегментом рулевого механизма, шток и корпус другого задающего гидроцилиндра шарнирно соединены с секциями шарнирно сочлененного транспортного средства, а штоки исполнительных гидроцилиндИзобретение относится к транспортному машиностроению, конкретно к системам рулевого управления шарнирно сочлененных транспортных средств, Цель изобретения .- повышение на- 5 дежности работы.

На фиг. 1 представлено расположение устройства в шарнирно сочлененном автобусе, первый вариант исполнения; на фиг. 2 — схема данного устройства;

° 10 на фиг.3 — расположение устройства в шарнирно сочлененном автобусе,второй вариант исполнения; на фиг. 4 схема устройства по второму варианту

15 исполнения.

По первому варианту исполнения транспортное средство 1 содержит секции 2 и 3, сочлененные между собой посредством шарнира 4. К двум сочлененным транспортным секциям прикреп"

20 лены симметрично по отношению к шарниру 4 два рабочих гидроцилиндра 5.

Штоки 6 рабочих гидроцилиндров прикреплены к секции 3, а цилиндры 7

25 к секции 2, Каждая из гидравлических рабочих камер 8 гидроцилиндра 5 соединена трубопроводом 9 с клапанным узлом 10.

С каждым клапанным узлом 10 трубо-ЗО проводом 11 соединена гидравлическая камера 12 соответствующего гидроаккумулятора 13, à его пневматическая камера 14 через обратный клапан 15 трубопроводом 16 соединена с источни-З ком !7 давления. Последний представляет собой систему пневматического торможения сочлененного автспоезда (не показана). Клапанные узлы имеют одинаковую конструкцию, 40 ров через качалку и двуплечие рычаги кинематически связаны с подвижными элементами регулируемых дросселей, 4. Устройство по и. 3, о т л ич а ю щ е е с я тем, что пневмати«еские полости гидропневмоаккумуляторов соединены через регулировочные клапаны с источником давления пневмосистемы торможения транспортного средства.

Управляемый рулевым колесом 18 и расположенный «а секции 2 транспортного средства с передней управляемой осью 19 рулевой механизм 20 через передачу 21 передает момент на сошку 22. К последней прикреплен сегмент 23, к которому напрессована изготовленная из фрикционного материала колодка 24 с ограниченным ходом, на которую опираются находящиеся на болтах 25 установочные винты 26 перекидных рычагов 27, выполненных в виде двуплечих рычагов, К противоположным концам рычагов 27 присоединены гидравлические поршни 28. К жидкостной камере 29 гидроцилиндра 30 присоединены гидропроводы 31 и 32, соединенные с клапанными узлами 10.

Клапанный узел 10 состоит из нижней жидкостной камеры 33; связанной с трубопроводом 9, обратного клапана 34,встроенного в перегородку 35, разделяющую две камеры, регулирующих дросселей с запорными элементами 36, соединенными рычажными механизмами 37 с гкдрвцилиндром 38, .которые гидравлически соединены с гидропроводами 31 и 32.

Для информации водителя к пневматическим камерам 14 гидроаккумуляторов 13 присоединены манометры 39 и регулировочные клапаны 40.

В устройстве по второму варианту (Фиг. 4) позиции 1-17 сохранены прежними. Отличие второго варианта от первого заключается в том, что в устройстве предусмотрен блок 41 сравнения, функционально взаимодействующий с клапанными узлами 10.

3 1258

Передная управляемая ось 42 секции 2 транспортного средства управляется посредством рулевого управления 43 через передачу 44 на рулевую сошку 45, угол поворота которой пропорционален углу поворота управляемых передних колес. К рулевой сошке 45 подключен чувствительный элемент угла поворота управляемых колес,. выполненный в виде задающего гидроцилиндра 46.10

Поршень 47 гидроцилиндра 46 соеди1 нен шарнирно с рулевой сошкой 45, а его гидравлическая. камера 48 соединена трубопроводом 49 с жидкостной камерой 50 гидроцилиндра 51. Поршень 52 гидроцилиндра подпружинен пружиной 53 и соединен с входом блока 41 сравнения. Кроме того, к входу блока 41 сравнения подключен поршень 54 гидроцилиндра 55, жидкостная 20 камера 56 которого трубопроводом 57 соединена с датчиком угла складывания секций, выполненным в виде гидроцилиндра 58, корпус 59 которого прикреплен к секции 2 транспортного

25 средства, а поршень 60 - к секции 3 транспортного средства, причем к его жидкостной камере 61 подсоединен трубопровод 57.

Блок 41 сравнения может быть выполнен в виде механической рычажной конструкции, причем поршень 52 и поршень 54 установлены параллельно, но в противоположном направлении, к ним посредством шарниров 62 и 63 присоединено плечо 64 сравнения.

Рычаги 65 кинематически связаны с плечом 64 сравнения и соединены е соотвествующими подвижными элемен- 40 тами регулируемых дросселей 66, расположенными в клапанных узлах 10 в соответствующей перегородке 67, В которой также установлен обратный клапан 68.

В системе установлены манометры 69 и регулировочные клапаны 70.

Устройство по первому варианту выполнения работает следующим образом.

В состоянии покоя рулевого механизма 20 гидравлические поршни 28 находятся в среднем положении, соответственно запорные элементы 36 открыты, и между рабочей камерой 8 и гидроаккумулятором 13 жидкость мо55 жат свободно протекать в обоих направлениях по трубопроводу 9, клапанйому узлу 10 и трубопроводу 11.

321 4

Если меняется угол складывания между секциями транспортного средства, то из соответствующей рабочей камеры 8 жидкость течет в гидроаккумулятор 13 так, что в нем увеличивается pàâëåíèå газа. Одновременно в другую рабочую камеру 8 течет жидкость из аккумулятора 13 так, что в нем давление газа уменьшается. В рабочих камерах преобладает такое же давление, как и в соединенньгх с ними газовых камерах 14, потому сила, вызванная разностью давлений, создает вокруг шарнира 4 момент, противоположный направлению излома оси. Чем больше угол излома оси, тем больший противодействующий момент создают гидроцилиндры. При прямолинейном движении сочлененных транспортных средств описанный эффект содействует гашению колебаний второй секции транспортного средства, возникающих в поперечном направлении.

При вращении рулевой передачи устройство действует следующим образом. При повороте рулевых колес вправо рулевая сошка 22. вращается против часовой стрелки, вместе с сегмен" том 23 фрикционная колодка 24 смещается до упора, смешает рычаг 27, гидравлический поршень 28 запирает соответствующий запорный элемент 36 клапанного узла 10, В соответствий с этим рабочая жидкость может протекать лишь из другого аккумулятора 13 по трубопроводу ti, обратному клапану 34 и трубопроводу 9 в рабочую камеру 8, т.е. один иэ гидроцилиндров 7 может работать лишь на растяжение и блокируется против сжатия. Соответствующий гидроцилиндр 7, допускающий излом оси, определяемьш поворотом рулевых колес вправо, растягивается, а в случае излома оси в противоположном направлении (выброс вторичного транспортного средства из поворота) запирается.

Между тем поток жидкости проходит беспрепятственно в обоих направлениях между рабочей камерой 8 и гидроаккумулятором 13.

Устройство 10 по второму варианту исполнения функционирует следующим образом.

При прямолинейном движении сочлененного автопоезда 1 углы поворота управляемых колес и складывания равны нулю, причем сравнительное пле чо 64 находится в среднем положении, 5 1258 дроссели 66 клапанного узла 10 открыты, гидравлические камеры 8 гидроцилиндров сообщаются с жидкостными камерами 12 гидроаккумуляторов 13.

Рабочая жидкость находится под давле- 5 нйем, имеющимся в пневматических камерах <4.

Если при угле поворота управляемых колес равном нулю секция 3 скла:,дывается,,например, в одном ив направ- 10 лений, то гидроцилиндр угла складывания сжимается жидкость вытекает .из.гидравлической камеры 8 в гидроцилиндр 55, выталкивает поршень 54, вследствие чего сравнительный рычаг 65 поворачивается вокруг шарнира 62

Рычаг 65 поворачивается и смещает подвижный элемент дросселя 66 клапанного узла 10, который запирается., ИЕсмотря на повышенное драсселирование, жидкость может течь из .рабочей камерь1 8 гидроцилиндра 5 по трубопроводу 9 в гидравлическую камеру 12 ф ,.лишь преодолевая усиленнсе сопротив.-ление вследствие чего рабочий ци линдр 3 создает усилие, л;.-.зянят с тв ующее запиранию. При выталкивымн т>ршня другого гидравличе< кого цилиндра 5 жидкость может беспрепятственно . =.

13 течь в гидравлическую камеру Б из гидравлической камеры 12 по трубопроводу 11 через клапанныи узел 10, в котором подвижный элемент дросселя 66 беспрепятственно открь.:вается

Б и обратный клапан 68 также пропуска-. ет жидкость в этом направлении.

321

При движении на повороте сочле::. енного транспортного средства при управляемом повороте передних колес устройство функционирует следующим образом.

Поршень 47 при вращении рулевого колеса вправо выталкивает рабочую жидкость из гидроцилиндра 46. При этом жидкость но трубопроводу 49 подается в жидкостную камеру 50 гидроцилиндра 5) поршень которого перемещается, сжимая пружину 53 и поворачивая рычаг 65.

Если транспортное средство движется va повороте без заноса, то угол излома оси соответствует углу ново" рота управляемых колес, т.е. гидро.";,илиндр 58 раздвигается, в жидкостную камеру 61 по трубопроводу 57 подается жидкость гидроцилиндра 55, так что поршень 54 поворачивает рычаг 65. Когда углы складывания секций и поворота управляемых колес взаимно соответствуют друг другу, nopm"" пи 52 и 54 движутся таким образом, что рычаг 65 не воздействует на подвижные элементы дросселей 66 и клапанные узлы 10 открыты.

Если угол складывания секций отличается от угла поворота управляемых колес, то рычаг 65 закрывает соответствующий дроссель 66 и один из кла" панных узлов 10 будет прикрываться, препятствуя неправомерному рассогла-.

:ованию углов, 72533 фиС f

1258321

Составитель В.Калмь ков

Техред М.Хопанич Корре ò-. îð С..Шекмар

Редактор М,Петрова

Заказ 5044/60

"(ир аж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений M QTKpblTHA

113035, Москва,„ Е-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r.Óæãoðoä, ул.Проектная, 4

Устройство для воздействия на угол излома оси шарнирно сочлененного транспортного средства (его варианты) Устройство для воздействия на угол излома оси шарнирно сочлененного транспортного средства (его варианты) Устройство для воздействия на угол излома оси шарнирно сочлененного транспортного средства (его варианты) Устройство для воздействия на угол излома оси шарнирно сочлененного транспортного средства (его варианты) Устройство для воздействия на угол излома оси шарнирно сочлененного транспортного средства (его варианты) Устройство для воздействия на угол излома оси шарнирно сочлененного транспортного средства (его варианты) 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному и сельскохозяйственному машиностроению

Изобретение относится к тракто-

Изобретение относится к машиностроению , в частности к гидравлическим системам рулевого управления шарнирно сочлененных транспортных средств

Изобретение относится к рулевым управлениям транспортных средств, преимущественно к тяжелым колесным тракторам с шарнирно сочлененной рамой

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к системам управления шарнирно-сочлененных гусеничных машин

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частно-
Наверх