Устройство для контроля угла укладки секций в якоре коллекторной электрической машины

 

изобретение относится к устройствам контроля коллекторных электрических машин, .в частности .контроля угла укладки секций и шага обмотки машин, у которых число лекторных пластин равно числу пазов. Цель изобретения - повышение точности контроля при одновременном уменьшении времени контроля,. Устройство содержит оправку 1, полый изоляционный цилиндр с пазами 2, в которых размещены щетки 3 так, что они находятся против двух соседних пластин коллектора, к которым подсоединена контролируемая секция обмотки якоря 7. Щетки 3 установлены с возможное (Л С

СОЮЗ СОВЕТСКИХ соцИАлистических

РЕСПУБЛИК (5I) 4 GOI R 31 34

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

K1iiÄ1а ..

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР по ДелАм изОБР1„=тений и oTHPblTH4

Н АВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ,(21 ) 3870081/24-07 (22) 15.03.85 (46) 30.09.86. Бюл. У 36 (72) Я.Н. Барский и А.И. Ткаченко (53) 621.313 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

У 1050050, кл. Н 02 К. 15/00, 1982, Авторское свидетельство СССР

Ф 451967, кл. Н 02 К 1!/00, 1965. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ УГЛА

УКЛАДКИ СЕКЦИЙ В ЯКОРЕ КОЛЛЕКТОРНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ИАШИНЫ (57) Изобретение относится к устройствам контроля коллекторных

„„SU, 1260886 А 3 злек три чески х машин, .в частно с ти . контроля угла укладки секций и шага обмотки машин, у которых число кол"ч лекторных пластин равно числу пазов.

Цель изобретения — повышение точности контроля при одновременномуменьшении времени контроля,. Устройство содержит оправку 1, полый изоляционный цилиндр с пазами 2, в которых размещены щетки 3 так, что они находятся против двух соседних пластин коллектора, к которым подсоединена контролируемая секция обмотки якоря

7. Цетки 3 установлены с возможнос!

?60886 тью радиального перемешени» и < .<<ецинены с источником переменного тока.

С оправкой 1 жестко связан блок крепления 9, в котором размещены два индуктивных датчика 11, основной и дополнительный, жестко связанные между собой и смещенные друг относительно друга на шаг проверяемой обмотки. Устройство содержит блок подъема щеток и датчиков 22, соединенных с оправкой 1, концевой выключатель 21, два выпрямителя 14, соедиИзобретение относится к устройствам контроля электрических машин, а именно коллекторных электрических машин, и может быть использовано при производстве электрических машин, в частности для контроля угла укладки секций и шага обмотки в якорях электрических машин, у которых число коллекторных пластин равно числу пазов. ! ! ель изобретения — повышение точности контроля при одновременном уменьшении времени контроля якорей электрических машин.

На фиг. 1 изображено предлагаемое устройство, продольный разрез; на фиг. 2 — схема включения обмот-! ки якоря при контроле угла укладки секций; на фиг. 3 — схема установки индуктивных датчиков в процессе контроля.

Устройство состоит из оправки

1, полого цилиндра из изоляционного материала с пазами 2, в которых размещены щетки 3, расположенные так, чтобы они находились против двух пластин 4 коллектора 5, к которым подсоединена контролируемая секция 6 обмотки якоря 7, причем щетки 3 закреплены в оправке 1 таким образом, что они имеют возможность перемещения вдоль радиуса и прижаты к пластинам 4 коллектора

5 под действием пружин. Щетки 3 соединены посредством проводников

8 с источником переменного тока. С оправкой 1 из изоляционного матер«а— ла жестко связан блок 9 крепления и полый цилиндр из немагнит»огс< ленные с п<1рог ои <М блок<<и 1 3 соединению<< с: входом хтоги<<с ского элемента

И 16, выход которого с<1единен с блоком индикации. Обмотки индуктив«Ых датчиков 11 соединены с выпрямителями 14. За счет ис.пользования двух индуктивных датчиков можно контро.пировать углы укладки секций без поворота якоря, что исключа ет влияние трения в подшипниках и устраняет погрешность измерений . Зил. материала с двумя пазами 10, в которых расположены индуктивные датчи-! ки 11, расстояние между которыми соответствует шагу обмотки. Индук5 тивные датчики 11 содержат полюса

12 и обмотки 13, соединенные через выпрямители 14 и пороговые блоки

fS с входами логического элемента

If !6, выход которого соединен с блоком 17 индикации. Магнитопровод индуктивного датчика 11 может иметь

П-образную, подковообразную или любую другую форму, при которой полюса 12 обращены в одну сторону. Полюса 12 устанавливаются на зубцы

18, образующие пазы 19, в которые уложена контролируемая секция 6 обмотки якоря 7. У якоря 7 со стороны

1 коллектора 5 выступает конец вала

2О. В состав устройства входит концевой выключатель 21, включенный в цепь питания блока -?2 подъема и опускания щеток 3 и датчиков 11.

Блок 2? может быть выполнен, например, из ряда соленоидов, якоря которых,механически связаны со щетками

3 и индуктивными датчиками 11.

Устройство для контрол""- укладки секций в якорях электрических матин

30 работает следующим образом.

Для контроля угла укладки секций и шага обмотки н якорях электрических машин контролируемый якорь 7

)$ устанавливают в устройство так, что щетки 3 располагаются над коллек горными пластинами 4, к кот орым лод< оединена контролируемая с.екция 6

<<С1<<ОТКИ RKOPB /, Я ИН<Г/К.П< «><Ы< Чат1260886 чики — нац пазами 19, в которые уло- жена контролируемая секция 6 обмотки .

Конец вала 20 при этом нажимает на на концевой выключатель 21, подаю- 5 щий питание на блок 22, который опускает щетки 3 на коллекторные пластины 4, а индуктивные датчики 11 на зубцы 18.

Подают питание на щетки 3. По сек- 10 ции 6 протекает ток в (n — 1) раз больший, чем в остальных секциях (h — общее число секций). При этом магнитный поток в магнитопроводе индуктивных датчиков ll при постанов- 15 ке их полюсов 12 на зубцы !8, образующие пазы 9, в которые уложены секI ции 6 обмотки в (h 1) раз больше, Ф чем при постановке индуктивных датчиков 11 на зубць1 18, образующие 20 другие пазы якоря. Вследствие этого, при правильном угле укладки секций и шаге обмотке электродвижущая сила, наведенная в обмотках обоих индуктивных датчиков 11 в (1!-1) раэ вышее, 25 чем при неправильном угле укладки секций или неправильном шаге обмотки якоря 7.

Сигналы от индуктивных. датчиков

ll поступают на выпрямители 14, эа- З0 тем через пороговые блоки !5 на вход логического элемента И 16, выход ко- торого соединен с блоком 17 индикации, сигналиэирующим о готовности якоря 7.

При правильных углах укладки секций в шаге обмотки сигналы логической "1" с обоих пороговых блоков 15 поступают на входы логического эле- 40 мента И 16 и блок 17 индикации вы-т дает сигнал готовности якоря 7.

При неправильном угле укладки секций обмотки или шаге на выходы логического элемента И 16 поступают соответственно два (или по крайней мере один) логических "О" и блок

17 индикации выдает сигнал о негодности якоря 7.

1аким образ; и, использование предлагаемого устройства сокращает время контроля угла укладки секций в якорях электрических машин, допускает полную автоматизацию процесса контроля с помощью робототехники, повышает точность контроля эа счет введения двух индуктивных датчиков, что позволяет контролировать углы укладки секций без поворота якоря, благодаря чему исключается влияние трения в подшип узлах, внося щего погрешность. Кроме того, устройство позволяет контролировать шаг

1 обмотки якоря, чем расширяются его функциональные воэможности.

Формула изобре гения

Устройство для контроля угла уклацки секций в якоре коллекторной электрической машины, содержащее источник переменного тока, щетки, размещенные в изоляционной оправке и подключенные к.источнику переменного тока, индуктивный датчик с блоком крепления, подключенный к. блоку индикации, о т л и ч а ю . — . щ е е с я тем, что, с целью повышения точности контроля при одновременном уменьшении времени,- оно снабжено вторым индуктивным датчиком, жестко связанным с первым и смещенным относительно него на шаг проверяемой обмотки электрической машины, блоком подъема щеток и датчиков, концевым выключателем, дву- о мя выпрямителями, пороговыми блоками и логическим элементом И, при этом оправка щеток и блок крепления датчиков установлены с возможностью. смещения и соединены с блоком подъема щетки и датчиков, вход которого подключен к концевому выключателю, выход каждого из датчиков подключен к цепи иэ последовательно соединенных выпрямителя и порогового блока, выход последнего включен на вход логического элемента И, выход которого подключен к блоку индикации.

1 26() 886

f2

Составитель В. Никаноров

Редактор А. Ревии Техред И.Попович Корректор. A. Тепко

Заказ 5226/46 Тираж 728 Подписное

BHHHIIH Государственного комитета СССР ло делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. 11роектная, 4

Устройство для контроля угла укладки секций в якоре коллекторной электрической машины Устройство для контроля угла укладки секций в якоре коллекторной электрической машины Устройство для контроля угла укладки секций в якоре коллекторной электрической машины Устройство для контроля угла укладки секций в якоре коллекторной электрической машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электроизмерительной технике и может быть использовачо при исследовании электрических машин, когда по времени выбега косвенно оценивают момент сопротивления ротора, а следовательно, состояние подшипниковых опор

Изобретение относится к устройствам для контроля параметров электрических машин

Изобретение относится к электротехнике , а именно к вопросам изготовления и испытания электрических машин, и может быть использовано.для контроля отклонения величины воздушного зазора явиополюсного синхронного генератора

Изобретение относится к электрическим машинам и может быть использовано при измерении помех, создаваемых тахометрическим устройством

Изобретение относится к области испытания асинхронных двигателей

Изобретение относится к электромагнитным измерениям в электрических машинах, имеющих асимметрию магнитной проводимости по различным осям

Изобретение относится к методам испытания крупных эл

Изобретение относится к измерительным электрическим машинам

Изобретение относится к измерительной аппаратуре, применяемой в электротехнике, и, в частности, может быть использовано для контроля воздушного зазора синхронной электрической машины, например гидрогенератора

Изобретение относится к диагностированию электрооборудования, а именно к способам определения технического состояния работающих электродвигателей вентиляторов, размещенных в неразборных корпусах, и выявления неисправностей на ранних стадиях их развития

Изобретение относится к области электроэнергетики и может быть использовано в электрических машинах, работающих в энергосистемах

Изобретение относится к отводу высокочастотного сигнала ошибки из высокочастотного электромагнитного поля в электрической мощной машине с несущим электрическую обмотку статором

Изобретение относится к машиностроению, а именно, к способам и устройствам послеремонтного испытания электрических машин постоянного тока и, в частности, на горных предприятиях для послеремонтного испытания двигателей, генераторов экскаваторов, буровых станков и др

Изобретение относится к устройствам для исследования параметров генераторов и может быть использовано при лабораторных и производственных испытаниях синхронных и асинхронных генераторов

Изобретение относится к электротехнике и касается способов и устройств для испытаний статора, при осуществлении которых разнообразные испытания, такие, как испытания характеристики сопротивления, характеристики экстратока, направления вращения и выдерживаемого напряжения статора проводят ранее соединения полностью изготовленного статора с ротором

Изобретение относится к диагностическому оборудованию и может быть использовано для диагностирования генераторных установок, работающих совместно с аккумуляторными батареями
Наверх