Сиденье транспортного средства

 

Изобретение относится к транспорту, в частности, к сиденьям. Цель изобретения - повышение надежности. Подвижное в продольном направлении сиденье снабжено двумя блоками шестерен, один из которых соединен с рейками, прикрепленными к кузову , а одна из шестерен снабжена фиксатором положения сиденья, связанным с датчиком инерции. Подголовник сиденья соединен шарнирными тягами с кузовом и зубчатыми секторами, связанными с шестернями блока, б ил. to 00 to СП 00

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК дц 4 .В 60 N 1/02

@ ; "Г !(1 11 9, l3

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К A BTOPCHQMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3830021131-11 (22) 25.12.84 (46) 23.12.86. Бюл. № 47 (71) Горловский филиал Донецкого ордена

Трудового Красного Знамени политехнического института (72) В. М.Сирота и А. Л. Курпниек (. 3) 629.! 1.014(088.8) (56) Патент США № 3992046, кл. 296 — 65, 1976. (54) СИДЕНЬЕ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

„„ 0„„1278258 А 1 (57) Изобретение относится к транспорту, в частности, к сиденьям. Цель изобретения— повышение надежности. Подвижное в продольном направлении сиденье снабжено двумя блоками шестерен, один из которых соединен с рейками, прикрепленными к кузову, а одна из шестерен снабжена фиксатором положения сиденья, связанным с датчиком инерции. Подголовник сиденья соединен шарнирными тягами с кузовом и зубчатыми секторами, связанными с шестернями блока. 6 ил, 1278258

10 l5

Формула изобретения

Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к их сиденьям.

Целью изобретения является повышение надежности в эксплуатации.

На фиг. 1 схематично изображено сиденье, вид сбоку; на фиг. 2 = то же. вид сзади; на фиг. 3 — график зависимости усилия опера ора от угла наклона спинки сиденья; на фиг. 4 — разрез А — А на фиг. 2; на фиг. 5 — разрез Б — Б на фиг. 2; на фиг. 6 — вид В на фиг. 2.

Сиденье транспортного средства состоит из основания 1, закрепленного на роликах 2 движущихся по направлян)щим 3, прикрепленным к основанию кузова автомобиля (не показано), пружинного аккумулятора 4 энергии (ПАЭ), соединенного с гидроцилиндром 5. Узел ПАЭ 4 — гидроцилиндр Ь жестко прикреплен к кузову, а шток 6 гидроцилиндра 5 соединен с основанием сиденья.

Управление ПАЭ 4 осушествляется с помощью датчика 7 инерции, закрепленного на кронштейне 8, который связан через рейки 9 с большими шестернями 10 блока шестерен.

Смешение сиденья происходит с помощью рейки 9 и шестерни 10. Две рейки 9 жестко прикреплены через кронштейны 8 к кузову транспортного средства, а два блока шестерен прикреплены к основанию 1 сиденья с помощью кронштейнов 11.

Зубчатые сектора 12 находятся в зацеплении с меньшими шестернями 13 и закреплены на подголовнике 14 сиденья с помощью кронштейна 15. Верхняя часть спинки 16 и нижняя часть подголовника 14 соединены между собой двумя шарнирами 17. Верхние концы тяги 17 прикреплены с помощью шарниров 18 к подголовнику 14, а нижние их концы крепятся к кузову с помощью шарниров 19. Ремень безопасности одним концом прикреплен к основанию кабины, а вторым концом — к шарниру 17 на подголовнике 14. Одна из больших шестерен 10 снабжена фиксатором положения сиденья, имеющим храповое колесо 20 (фиг. 6), связанное через собачку с датчиком 7 инерции.

Пружинный аккумулятор энергии (ПАЭ)

4 (фиг. 1 и 4) состоит из корпуса 21, пружины 22, поршня 23, кронштейна 24 для крепления с основанием кузова. ПАЭ 4 соединен с гидроцилиндром 5 одностороннего действия с помощью соединительных болтов 25. Узел ПАЭ вЂ” гидроцилиндр установлен под сиденьем между направляющими 3 и прикреплен кронштейном 24 и осью 26 к кузову, а шток 6 гидроцилиндра 5 через кронштейн 27 жестко соединен с основанием 1 сиденья.

Устройство обеспечивает предварительное смещение сиденья назад с изменением конфигурации и угла наклона спинки и подголовника сиденья следующим образом.

При экстренном торможении срабатыва"т датчик 7 инерции, который растормаживает систему рейка 9 — шестерня 10, освобождая тем самым накопленную потенциальную энергию в пружинном аккумуляторе 4. По мере разжатия пружины аккумулятора 4 давление жидкости в гидроцилиндре 5 меняется и шток 6, жестко соединенный с каркасом основания 1 сиденья, смещает сиденье в сторону, противоположную действию силовых перегрузок на величину, например, до 100 мм. Со смещением сиденья назад одновременно происходит отклонение спинки сиденья назад на угол 10 — 115 .

При движении сиденья назад шестерни 13, вращаясь, передают движение двум секторам 12, происходит отклонение спинки сиденья назад, при этом подголовник 14 наклоняется вперед.

При отклонении спинки сиденья назад ремень безопасности, натягиваясь, обеспечивает надежное закрепление водителя на сиденье. После прекращения действия нагрузок сиденье возвращается в исходное положение. Спинка сиденья, трансформируясь в шарнирах, обеспечивает водителю положение, в котором легче перенести нагрузки и сохранить способность к управлению транспортным средством в экстремальных условиях.

В лабораторных условиях эксперименTBJIbHo выявлена зависимость Ризот(уст)

= f (aC) усилия водителя в изотоническом и уступающем режимах работы в зависимости от угла наклона и конфигурации спинки сиденья. График А на фиг. 3 усилие в изотоническом режиме работы (действие человека на внешнюю среду) характеризует максимально возможную силу, предлагаемую водителем к рулевому колесу при управлении. График Б — усилие в уступающем режиме (действие внешней среды на человека) — также характеризует максимально возможную силу. прилагаемую водителем к рулевому колесу при управлении. Из приведенного графика (фиг. 3) видно, что оптимальная область угла наклона спинки сиденья для безопасной работы водителя находится в пределах

100 †1 .

Возврат сиденья в исходное положение осуществляется при зарядке пружинного аккумулятора 4 энергии с помогцью съемного рычага (не показан), устанавливаемого в специальное квадратное отверстие на блоке шестерен (фиг. 5).

Сиденье транспортного средства, содержашее основание, установленное на роликах с возможностью продольного перемещения в направляющих, жестко закрепленных на кузове, гидроцилиндр, шток которого при1278258

1б и яб1

Фиг Z креплен к каркасу сиденья, аккумулятор, датчик инерции и фиксатор положения сиденья, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности в эксплуатации, на кузове закреплены зубчатые рейки, связанные с большими шестернями блоков из двух шестерен, меньшие из которых соединены посредством зубчатых секторов и шарнирных тяг с подголовником, установленным с возможностью поворота на спинке, причем одна из больших шестерен снабжена собачкой, связанной с датчиком инерции.

1278258

F,êã

775 тш

755

160

155

150

120 ад!

07и«.3

2Ч 20 ZZ

25 5

Жиа 9

Б-Б

Редактор Н. Егорова

Заказ 6682ii 8

Составитель А. Слыхов

Техред И. Верес Корректор А. Зимокосов

Тираж 647 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

1 t 3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент1, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Сиденье транспортного средства Сиденье транспортного средства Сиденье транспортного средства Сиденье транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к сиденьям самоходных машин, в частности к подвескам сидений таких машин

Изобретение относится к сиденьям транспортных средств, в частности к устройствам для фиксации подголовников

Изобретение относится к транспорту

Изобретение относится к конструкции виброгасящего сиденья транспортного средства, работающего на пересеченной местности

Изобретение относится к транспортному , дорожностроительному и сельскохозяйственному машиностроению и может быть использовано для защиты от вибрации механизмов и человекаоператора самоходных машин

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности касается пространственных посадочных макетов, применяемых для оценки позы водителя, положения агрегатов автомобиля, уточнения внешней формы и оформления салона автомобиля

Изобретение относится к оборудованию салонов пассажирских транспортных средств, преимущественно летательных аппаратов

Изобретение относится к автомобилестроению

Изобретение относится к подвескам сидений транспортных средств

Изобретение относится к транспортным средствам

Изобретение относится к области машиностроения , в частности к сиденьям транспортных средств

Изобретение относится к транспортному мантностроению и предназначено для виброзащиты операторов транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению и обеспечивает улучшение стабилизации работы подвески сиденья

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и обеспечивает повышение эффективности демпфирования колебаний пневматическим устройством

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в сиденьях, устанавливаемых на транспортных средствах, где требуется защита оператора от воздействия пространственной вибрации
Наверх