Бесконтактный радиально-упорный подшипник скольжения с внешним источником давления смазки

 

Изобретение относится к области бесконтактных, опор скольжения, например гидроили газостатических применяемых в машиностроении. Цель изобретения - повышение нагрузочных характеристик под действием изгибаюш;ей нагрузки. В отверстии подшипника выполнены распределенные по окружности несущие карманы 4 радиальноупорного подшипника, на торцах втулки - распределенные по окружности несущие карманы 5 упорного подшипника. (Л кэ 00 о ю ю 4 0US.f

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (51)4 Г 16 С 32 06

&g-, м иг. f

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3916269/25 — 27 (22) 27 ° 06.85 (46) 30.12.86. Бюл. ¹ 48 (71) Московское производственное объединение по выпуску автоматических линий и специальных станков и

Московский станкоинструментальный институт (72) В.M.Äåðíèöûí, З.С.Бабаджанян и М.A.Øèìàíîâè÷ (53) 621.821.5 (088.8) (56) Автоматические линии и метал— лорежущие станки. Экспресс-информация ВИНИТИ, 1982, ¹- 13, реферат 48, с. 16-20.

„„SU„„1280224 А1 (54) БЕСКОНТАКТНЫЙ РАДИАЛЬНО-УПОРНЫЙ

ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ С ВНЕШНИМ ИСТОЧНИКОМ ДАВЛЕНИЯ СМАЗКИ (57) Изобретение относится к области бесконтактных опор скольжения, например гидро- или газостатических, применяемых в машиностроении. Цель изобретения — повышение нагрузочных характеристик под действием изгибающей нагрузки. В отверстии подшипника выполнены распределенные по окружности несущие карманы 4 радиальноупорного подшипника, на торцах втулки — распределенные по окружности несущие карманы 5 упорного подшипника.

1280224

Карманы 4 закрыты опорной шейкой 7 13 подшипника выполнены криволинейшпинделя 1, карманы 5 — упорными ными. Угол наклона касательной к обфланцами 8 и 9 шпинделя 1, между ко- разующей этих поверхностей к оси враторыми и подшипником имеется зазор. щения вала выполнен увеличивающимся

Образующие зазор упорного подшипника в сторону увеличения радиуса упорноторцовые поверхности вращения 10 и го подшипника и не равен нулю в мес11 фланцев 8 и 9 и оппозитио распо- те сопряжения образующих радиальноложенные поверхности вращения 12 и го и упорного подшипников. 1з. п.ф — лы,2ил, Изобретение относится к области бесконтактных опор скольжения с внешним источником давления смазки, например гидро- или газостатических опор, и может найти применение в станкостроении, например B шпиндельных узлах шлифовальных станков.

Целью изобретения является повышение нагрузочных характеристик, т.е. повышение жесткости и несущей способности подшипника под действием изгибающей нагрузки.

Сущность изобретения поясняется на примере переднего гидростатического радиально-упорного подшипника шпинделя металлорежущего станка.

На фиг. 1 показан предлагаемый радиально-упорный подшипник, разрез; на фиг. 2 — упорный подшипник без вала, вид на торец.

Шпиндель 1 шлифовального круга 2 расположен в переднем бесконтактс с ном радиально-упорном гидростатическом подшипнике и заднем радиальном, который не показан. В отверстии втул« ки 3 подшипника выполнены распределенные по окружности несущие карманы

4 радиально-упорного подшипника, на торцах втулки 3 — распределенные,по окружности несущие карманы 5 упорного подшипника. Все несущие карманы

4 и 5 соединены с внешним источником давления Pн смазки через гидросопротивления б. Такой подшипник может быть и газостатическим. Карманы 4 закрыты опорной шейкой 7 шпинделя 1, расположенной в подшипнике с зазором, карманы 5 закрыты упорными фланцами

8 и 9 шпинделя 1, между которыми и подшипником имеется зазор. Это рабочие зазоры подшипника. Образующие рабочий зазор упорного подшипника торцовые поверхности 10 и 11 фланцев 8 и 9 и оппозитно расположенные поверхности 12 и 13 подшипника выполнены криволинейными, монотонно расширяющи5 мися от радиального подшипника. На фигурах показаны также ось 14 подшипника и ось 15 шпинделя 1. Угол оС наклона касательных к образующей поверхности упорного подшипника к оси о вращения больше 0 и тем больше, чем больше радиус, на котором расположены зазоры упорного подшипника, поскольку с увеличением радиуса увеличивается относительное смещение ра15 . бочих поверхностей, оптимальный диапазон углов наклона касательных к образующей поверхности вращения к оси вращения выбирается в пределах

45 — 90

На фиг. I для примера показан угол образованный касательной, проведенной на радиусе у упорного подшипника.

Подшипник работает следующим образом.

В исходном положении, когда давление Р смазки включено и нагрузка

P = О, шпиндель 1 жестко центрируется давлением смазки в несущих кармана1 4 и 5 подшипника. Образующие рабочие зазоры опорные поверхности подшипника и шпинделя, в основном эквидистантны, т.е. равноудалены, в частности эквидистантны попарно поверх35 ности 10 и 12, 11 и 13. При этом оси

14 и 15 совмещены.

При действии консольно расположенной нагрузки P (в данном случае силы

40 шлифования) на шпинделе 1 происходит относительное смещение рабочих поверхностей упорного подшипника, образованных торцовыми поверхностями.

1280224

Рабочие зазоры на выходе смазки из несущих карманов ч и 5 подшипника становятся разными и, как следствие, разными становятся давления в несущих карманах. Разность давлений в карманах 4 радиального подшипника уравновешивает радиальную нагрузку, а в карманах 5 многокарманного упорного подшипника — изгибающий момент в осевой плоскости. При этом каждая точка на опорных поверхностях 11 и

12 упорных фланцев 8 и 9 получает смещение 3„ вдоль оси и 1„ поперек оси. Смещение 8» образуется за счет поворота фланцев в осевой плоскости, в основном за счет изгибных деформаций тела шпинделя, а смещение

8 — за счет упомянутого поворота и радиального смещения тела шпинделя. 20

Ожидаемую картину смещений F u

S для каждой точки рабочего зазора можно получить с помощью существующих программ для расчета прогиба .шпинделя в гидростатических и газостатических опорах. Величины В и

3 соизмеримы, причем, если их рассмотреть в функции удаления от оси, то Sy, в основном, сохраняется постоянным, а „ растет, в основном, 30 линейно. Направление результирующего смещения о существенно непараллельно оси и отклоняется от нее

0 на угол 90 — ОЬ .

Для того, чтобы относительное сум- 35 марное смещение P в каждой точке образующих торцовых поверхностей 10 и 12 (11 и 13) в плоскости действия нагрузки P осуществлялось по нормали к этой поверхности (а именно в этом случае подшипник обеспечивает наилучшие нагрузочные характеристики под действием изгибающей нагрузки), оппозитно выполненные поверхности вращения 10 и 11 (12 и 13),45 монотонно расширяющиеся в направлении от радиального подшипника, выполнены так, что угол о наклона касательной образующей поверхности вращения к оси вращения шпинделя 1всег- 50 о да больше 0 и увеличивается по.мере увеличения радиуса упорнбго подшипника.

Поэтому при изгибе шпинделя 1 под действием нагрузки P зазор на всей 55 длине образующей изменяется по нормали к торцовой поверхности и подшипник обеспечивает максимальные жесткость и несущую способность. При изо менении угJ1Q c(, в пределах ч5 — 90 обеспечивается максимальная несущая способность потому, что прп минимальном радиусе торца смещение „ = у о а при максимальном — Р >. 8 и к - 90 . х

Для упрощения изготовления подшипника образующие этих поверхностей вращения могут быть выполнены в виде дуги окружности, центры которых находятся вне оси вращающегося вала и расположены зеркально (симметрично) относительно оси вращения.

Таким образом, технические преимущества предложенной конструкции бесконтактного радиально-упорного подшипника с внешним источником давления смазки заключаются в том, что она позволяет существенно повысить нагрузочную характеристику подшипника при нагружении его изгибающим моментом.

Кроме того, применение предлагаемого изобретения позволит резко повысить технологические возможности шпиндельных узлов шлифовальных станков за счет увеличения возможной длины консоли шпинделя, например, повысить точность и производительность шлифования глубоких отверстий, а также обработки с использованием вращающегося центра.

Формула изобретения

1. Бесконтактный радиально-упорный подшипник скольжения с внешним источником давления смазки, содержащий независимые радиальный и упорный подшипники с распределенными по окружности несущими карманами и. оппозитно выполненными опорными торцовыми поверхностями, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения нагрузочной способности под действием изгибающей нагрузки, опорные торцовые поверхности выполнены криволинейными, а углы наклонов касатепьных к образующим этих поверхностей к оси вращения — увеличивающимися в направлении увеличения радиуса упорного подшипника, причем в зоне сопряжения образующих радиаль.ого и упорного подшипников упомянутьц» угол наклона больше нуля градусов.

2. Подшипник по п. 1, о т л и— ч а ю шийся тем, что упомянутый угол наклона находится в пределах

45-90

1280224

Составитель Т.Хромова

Редактор N.Áàíäóð Техред В.Кадар Корректор И.Муска

Заказ 7040/34 Тираж 777 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Бесконтактный радиально-упорный подшипник скольжения с внешним источником давления смазки Бесконтактный радиально-упорный подшипник скольжения с внешним источником давления смазки Бесконтактный радиально-упорный подшипник скольжения с внешним источником давления смазки Бесконтактный радиально-упорный подшипник скольжения с внешним источником давления смазки 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в любых отраслях народного хозяйства для снижения уровня вибраций турбомашины

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве опоры ротора турбомашины

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано во всех отраслях промышленности в качестве радиальной опоры роторной машины, работающей в экстремальных условиях: при больших расцентровках, в агрессивных средах, при высоких или низких давлениях и температурах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано, например, в металлорежущих станках

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в узлах вращения различных приборов и механизмов, в частности, относится к опорным узлам высокоскоростных турбомашин, газовых турбокомпрессоров

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в узлах вращения различных приборов и механизмов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в нефтехимической промышленности и холодильной технике, где используются компрессорные агрегаты
Изобретение относится к машиностроению, преимущественно может применяться в машинах и аппаратах с движущимися деталями, работающими в условиях газовой смазки

Изобретение относится к испытательному оборудованию и может быть использовано в качестве опоры трехстепенного динамического стенда для имитации угловых движений космического аппарата

Изобретение относится к машиностроению, а именно к самоустанавливающимся колодочным подшипникам

Изобретение относится к газостатическим опорным механизмам роторов с вертикальной и горизонтальной осью вращения
Наверх