Дисковый шевер для диагонального шевингования бочкообразных зубчатых колес

 

Изобретение относится к области машиностроения, в частности, к обработке зубчатых колес. Цель изобретения - повышение точности бочкообразования при диагональном шевинговании и стойкости инструмента за счет повышения плавности нарастания , давления и постепенного увеличения съема припуска к краям зубьев колеса. Зубья шевера, выполненные постоянной толщиной, содержат стружечные канавки 3, образующие режущие кромки 4, причем отношение ширины S стружечных канавок к толщине b промежутков 5 между ними выбрано монотонно увеличивающимся от середины зубьев шевера и их концан. Характер изменения указанного отношения целесообразно выполнять при постоянном или переменном шаге режущих кромок,а также при постоянной ширине канавок или толщине промежутков между Шши. На зубьях 2 шевера выполнены стружечные канавки 3 с увеличивающейся шириной S и (или) уменьшающейся толщиной b промежутков 5 между ними от середины зубьев к их концам так, что отношение S,- : Ь- монотонно увеличивается в указанном направлении. 3 з.п, ф-лы, 5 ил. W ю ;о Од со со (pus.Z

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

А1 (!9) (11) .(51) В 2 F 21 28

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ

Н АВТОРСИОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3939250/25-08 (22) 26.07.85 (46) 15.03.87. Бюл. ¹ 10 (71) Житомирский филиал Киевского политехнического института (72) Е.В.Скочко и В.А.Нечипоренко (53) 621.914.6(088.8) (56) Патент США № 2859508, НКИ, 29-103, опублик. 1958. (54) ДИСКОВЫЙ ШЕВЕР ДЛЯ ДИАГОНАЛЬНОГО ШЕВИНГОВАНИЯ БОЧКООБРАЗНЫХ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС (57) Изобретение относится к области машиностроения, в частности, к обработке зубчатых колес. Цель изобретения — повышение точности бочкообразования при диагональном шевинговании и стойкости инструмента за счет повышения плавности нарастания . давления и постепенного увеличения съема припуска к краям зубьев колеса.

Зубья шевера, выполненные постоянной толщиной, содержат стружечные канавки 3, образующие режущие кромки 4, причем отношение ширины S стружечных канавок к толщине Ь промежутков 5 между ними выбрано монотонно увеличивающимся от середины зубьев шевера и их концам. Характер изменения указанного отношения целесообразно выполнять при постоянном или переменном шаге режущих кромок,а также при постоянной ширине канавок или толщине промежутков между Мими.

На зубьях 2 шевера выполнены стружечные канавки 3 с увеличивающейся шириной S и (или) уменьшающейся толщиной Ъ промежутков 5 между ними от середины зубьев к их концам так, что отношение S; : Ъ; монотонно увеличивается в указанном направлении. 3 з.п. ф-лы, 5 ил.

1 129633

Изобретение относится к машиностроению, в частности к обработке зубчатых колес, Цель изобретения — повышение точности бочкообразования и стойкости инструмента за счет повышения плавности нарастания. давления и постепенного увеличения съема припуска к краям зубьев колеса.

На фиг. 1 схематически изображен инструмент (шевер), общий вид; на фиг. 2 — сечение А-А на фиг. 2; на фиг. 3-5 — варианты выполнения стружечных канавок.

Шевер 1 содержит зубья 2 постоянной толщины, снабженные стружечными канавками 3 трапецеидального сечения шириной S которые образуют режущие кромки 4, расстояние между соседними стружечными канавками 3 определяется толщиной b промежутка

5 между ними. Отношение S/b ширины S стружечных канавок 3 к толщине

Ь промежутков 5 между ними выполнено монотонно возрастающим от середины зубьев шевера к их концам, т.е. редины зубьев шевера к их концам происходит соответствующее плавное уменьшение реальной площади контакта на сопряженных профилях зубьев шевера и колеса. В результате контактные давления от середины зубьев к их концам плавно увеличиваются, что приводит к возрастающему внедрению режущих кромок шевера в материал зубьев колеса и монотонно увеличивающемуся снятию материала в указанных направлениях, с наибольшим снятием припуска у концов и наименьшим в средней части зубьев. Отношение $/Ь может возрастать вдоль зуба в указанных направлениях при одновременном увеличении ширины S стружечных канавок 3 и умепьшении толщины Ь промежутков 5 между ними при постоянном шаге t режущих кромок 4 (фиг. 3). Такой вариант исполнения стружечных канавок зубьев шевера позволяет обеспечить постоянную вдоль зубьев колеса шероховатость поверхности. Отношение S/Ü может возрастать в направлениях к концам зубьев шевера за счет увеличения ширины Б стружечных,канавок 3 при сохранении постоянной толщины Ь промежутков 5 между ними (фиг. 4). Постоянная толщина промежутков между стружечными канавками обеспечивает .равнопрочность режущих частей шевера, а также простое изготовление гребенки для долбления стружечных канавок шевера.

Sq

Ь„

S< S

° ° °

Ь, — (д где S< Б ) ° ° ° Sq ширина последовательно расположенных стружечных канавок в направлении от середины к концам зубьев; толщина промежутков между стружечными канавками последовательно расположенных в направлении от середины к концам зубьев.

b(у bf у b|, Б /bh 2

Г7ь— ! где Б„Ф Б„

Процесс бочкообразования зубьев колес предлагаемым шевером протекает .следующим образом. .Ю

При диагональном шевинговании каж-. дое поперечное сечение зубьев meaepa no длине обрабатывает соответствущее сечение впадины между зубьями колеса, т.е, . средние сечения зубьев шевера профилируют середины впадин, концы зубьев шевера — одноименные концы зубьев колеса. Вследствие монотонно увеличивающегося отношения. $/Ь от сеОтношение S/Ü может возрастать в указанных направлениях вдоль

1 зубьев при сохранении постоянной ширины S . стружечных канавок 3 и уменьшающейся толщине Ъ. промежутков 5 между ними (фиг. 5).

В зависимости от требуемой величины бочкообразности зубьев обрабатываемых колес выбор ширины S стружечных канавок и толщины Ь промежутков между ними в средней части зубьев и у их концов может произво;. диться по зависимости — ширина стружечных канавок на концах и на середине зубьев шевера соответственно;

129б330

S„ S

b;, Sb — величины ширнйы со-. седних стружечных ка-,30 навок; — величины толщин соседних промежутков между стружечными канавками; 35 — разность арифметической прогрессии.

d определяется загде Я;, S1, Ь„,b;», Приращение висимостью

S,/Ü,- S,/b,=

1,2 ... 2) (1 эЪ и 2 (О 4 ... 2) и-2

S ь, где S — ширина стружечной канавки

I на середине зуба;

Ь, — толщина промежутка между стружечными канавками на середине зуба;

n — количество стружечных ка-.. навок на одной стороне зуба шевера.

При постоянной толщине промежут-. ков между стружечными канавками (фиг. 4) приращение д эквивалентно приращению ширины стружечных канавок определяемому из зависимости

Ь „, Ь, — толщина промежутков между канавками у концов и на середине зубь- ев шевера соответственно. 5

Значение указанного соотношения, меньше величины 1,2 не позволяет получить бочкообразную форму зуба, а значение, большее 2, недопустимо

fO уменьшает величину пятна контакта при эксплуатации, а также почти для всех предложенных вариантов не обеспечивает достаточной прочности режущих частей у концов зубьев шевера.

Характер изменения отношения вдоль зуба определяется требуемой формой "бочки" зуба и может быть . описан арифметической, геометричес-. кой прогрессией или другим рядом чисел. Наиболее технологической греI бенкой для долбления стружечных канавок будет гребенка для шевера с изменением отношения по арифметической прогрессии. 25 (1,2 ... 2) S S< и 2 - 1 (О 4 ... 2) . .тПри постоянной ширине стружечных канавок (фиг. 5) приращение д эквивалентно уменьшению d, т.е. отрицательному приращению толщины-промежутков между стружечными канавками, определяемому из зависимости

Ь, Ь, -12 ... 2

Ь.(0,33 ... 1) и — 2

Таким образом, в процессе диагонального шевингования предлагаемой конструкцией шевера при смещении пятна контакта от середины к концам зубьев происходит плавное нарастание давления и постепенное увеличение съема припуска к краям зубьев колеса что приводит к устранению ступенек, улучшению формы "бочки" зуба, к уменьшению износа и к повышению точности бочкообразования зубьев обрабатываемых колес.

Формула изобретения

1. Дисковый шевер для диагонального шевингования бочкообразных зубчатых колес на боковых сторонах зубьев которого выполнены стружечные канавки с различным расстоянием междуними,отличающийся тем, что, с целью повышения точности бочкообразования и стойкости инструмента, отношение ширины канавок к толщине промежутков между ними выполнено монотонно увеличивающимся от середины зубьев шевера к их концамв

2. Дисковый шевер по и. 1, о тл и ч а ю .шийся тем,что mar режущнх кромок вдоль зубьев выполнен постоянным.

3. Дисковый шевер по и. 1 о тл и ч а ю шийся тем, что ширина стружечных канавок вдоль его зубьев выполнена постоянной.

4. Дисковый шевер по п.1, о тл и ч а ю шийся тем, что промежутки между стружечными канавками выполнены постоянной ширины вдоль его зубьев.

1296330

®un 7

Составитель И.Кузнецова

Техред А*Кравчук Корректор Л.Патай

Редактор 3.Слиган

Тираж 976 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 703/16 ю

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Дисковый шевер для диагонального шевингования бочкообразных зубчатых колес Дисковый шевер для диагонального шевингования бочкообразных зубчатых колес Дисковый шевер для диагонального шевингования бочкообразных зубчатых колес Дисковый шевер для диагонального шевингования бочкообразных зубчатых колес 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к инструментам для обработки зубчатых колес

Шевер // 992141

Изобретение относится к машиностроению, в частности к инструментам для чистовой обработки зубчатых колес, и решает задачу расширения технологических возможностей зубохонингования за счет аксиального смещения рабочей поверхности хона в процессе обработки

Изобретение относится к машиностроению, в частности к червячным инструментам для обработки зубчатых изделий

Изобретение относится к области металлообработки, инструменту для обработки цилиндрических зубчатых колес

Шевер // 2236330
Изобретение относится к области металлообработки, чистовой обработке зубчатых колес

Изобретение относится к машиностроению, к зубообработке и может быть использовано для чистовой обработки зубьев червячных колес

Изобретение относится к технологии машиностроения, к зубообработке и может быть использовано для чистовой обработки зубьев червяков спироидных передач [1]

Изобретение относится к технологии машиностроения, а именно к зубообработке, и может быть использовано при чистовой обработке зубьев прямозубых и косозубых цилиндрических колес

Изобретение относится к области механической обработки зубчатых поверхностей и может быть использован при обработке различных зубчатых профилей

Шевер // 1324783
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при обработке зубчатых колес

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при изготовлении зубчатых колес
Наверх