Устройство диагностирования скользящего контакта электродвигателя
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК (19) (111
А1 (5D4 G 01 R 31 3
ОПИСАНИ ИЗОБ Кткнил
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
H A BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3504447/24-07 (22) 27.10.82 (46) 15.05.87. Бюл. Ф 18 (71) Рижский Краснознаменный институт инженеров гражданской авиации им. Ленинского комсомола (72) В.Н.Потапов (53) 621.313(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
Ф 640396, кл. H 02 К 15/00, 1979, Авторское свидетельство СССР
1l 951204, кл. С Ol R 31/34, 1980. (54) (57) УСТРОЙСТВО ДИАГНОСТИРОВАНИЯ
СКОЛЬЗЯЩЕГО КОНТАКТА ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ, содержащее датчик коммутационных пульсаций напряжения, соединенный с блоком формирования коэффициента усреднения пульсаций напряжения,и блок питания электродвигателя, о т л и— ч а ю щ е е а я тем, что, с целью упрощения, оно снабжено двумя светодиодами и разделительными конденсаторами, соединенными попарно между собой и подключенными к выходным зажимам блока формирования коэффициента усреднения пульсаций напряжения и блока питания электродвигателя °
1 13107
Изобретение относится к электрическим машинам, преимущественно малой мощности,и может быть использовано при безразборной оценке технического состояния электродвигателей, например, в специализированных переносных диагностических приборах.
Известны устройства для диагностирования электрических машин, содержащие датчик коммутационных пульсаций напряжения, блок формирования диагностического параметра и индикатор.
Недостатком указанного устройства является ограниченная достоверность диагноза, обусловленная зависимостью контролируемого диагностического признака от большого количества факторов.
Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является уст-20 тройство для диагностирования скользящего контакта электродвигателя, содержащее датчик коммутационных пульсаций напряжения, блок формиро25 вания коэффициента усреднения пульсаций напряжения, блок питания электродвигателя, преобразователь сдвига фаз в напряжение и индикатор.
Однако известное устройство характеризуется сложностью, обусловленной наличием большого количества функциональных блоков.
Цель изобретения — упрощение устройства.
Поставленная цель достигается тем, что устройство оснащено двумя светодиодами, которые через разделительные конденсаторы соединены с выходными зажимами блока формирования 40 коэффициента усреднения пульсаций напряжения и блока питания электродвигателя.
На чертеже изображена схема предлагаемого-устройства. 45
Устройство содержит датчик 1 коммутационных пульсаций напряжения, блок 2 формирования коэффициента усреднения пульсаций напряжения, разделительные конденсаторы 3 и 4, светодиоды 5 и 6 и блок 7 питания электродвигателя.
Устройство работает следующим образом.
С блока 7 напряжение питания U«, изменяющееся по гармоническому зако . у с постоянными амплитудой и частотой, без изменения полярности поступает на контролируемый электродвига
57 2 тель, Коммутационные пульсации напря- жения, генерируемые работающим электродвигателем, с датчика (например, шунта в цепи электродвигателя) поступают в блок 2, в котором производится формирование сигнала, пропорционального коэффициенту усреднения (отношение пикового к среднеквадратическому значению) пульсаций напряжения.
С выходов блоков 2 и 7 через разделительные конденсаторы 3 и 4 переменные составляющие диагностического сигнала и питающего электродвигатель напряжения Uö поступают на светодиоды 5 и 6. Так как сдвиг фазы между указанными переменными составляющими напряжений у исправного и неисправного электродвигателей равен соответсто венно 0 и 180, то при контроле исправного электродвигателя высвечение светодиодов 5 и 6 (которые размещены на передней панели прибора рядом) происходит одновременно с частотой, равной частоте изменения переменной составляющей напряжения питания блока 7. При контроле неисправного электродвигателя происходит поочередное высвечивание светодиодов 5 и 6.
Поскольку частота переменной составляющей напряжения питания даже для электродвигателей малой мощности (например, авиационных) должна быть не более 1 Гц, то разница в свечении светодиодов легко обнаруживается оператором.
Таким образом, введение светодиодов в предлагаемое устройство позволяет исключить необходимость использования преобразователя сдвига фаз в напряжение и индикатора. Поскольку для инфранизкочастотных сигналов (порядка 1 Гц и ниже) преобразователь сдвига фаз в напряжение представляет собой сложное устройство, то предлагаемое техническое решение позволяет существенно упростить устройство контроля. Это, в свою очередь, дает возможность сократить затраты на производство средств диагностирования. Кроме того, подобное упрощение обеспечивает также уменьшение массы и габаритов устройства, что особенно важно при использовании его в переносных диагностических приборах.
В результате повьппается эффективность эксплуатации электродвигателей различных объектов, например авиаСоставитель С.Шутова
Техред А.Кравчук Корректор М.Пожо
Редактор А.Orap
Заказ 1887 /42
Тираж 731 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
3 1310757 4 ционных, за счет уменьшения затрат ратуры и улучшения ее эксплуатационна производство диагностической аппа- ных характеристик.