Устройство для управления шаговым двигателем

 

Изобретение относится к электротехнике в частности к управлению шаговыми двигателями в системах управления металлообрабатывающих станков, координатографов, графопостроителей, промьшшенных роботов. Цель состоит в повышении быстродействия и плавности движения. Устройство содержит компаратор 1, формирователь 2 импульсов , первый 3 и второй 4 предварительные усилители, усилитель 5 постоянного тока, первьй 6 и второй 7 ключевые элементы, оптрон 8, последовательно соединенные первый диод 9, конденсатор 10, второй диод 11, датчик 12, фазу 13, резистор 14. Наличие обратной связи позволяет повысить точность формирования тока в фазе двигателя, позволяет формировать различные (например, синусоидальный, экспоненциальный) законы изменения тока, что улучшает плавность движения и точность шагового привода. Устройство имеет высокое быстродействие и КПД за счет импульсного форсирования тока и использования рекуперируемой энергии отключаемой фазы. 2 ил. 5 (Л СО |со со ос

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК с59 4 Н 02 P 8/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4070421/24 — 07 (22) 26.05.86 (46) 23.09.87. Бюл. 9 35 (72) С.А.Яскевич, К.А.Яскевич и А.С.Саликов (53) 62 i.3 13.525(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Ф 1115 197, кл. Н 02 P 8/1984.

Патент Англии 9 1335794 1976. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ШАГОВЫМ ДВИГАТЕЛЕМ (57) Изобретение относится к электротехнике в частности к управлению шаговыми двигателями в системах управления металлообрабатывающих станков, координатографов, графопостроителей, промьппленных роботов. Цель состоит в повьппении быстродействия и плавноÄÄSUÄÄ 1339870 А1 сти движения. Устройство содержит компаратор 1, формирователь 2 импульсов, первый 3 и второй 4 предварительные усилители, усилитель 5 постоянного тока, первый 6 и второй 7 ключевые элементы, оптрон 8, последовательно соединенные первый диод

9, конденсатор 10, второй диод 11, датчик 12, фазу 13, резистор 14. Наличие обратной связи позволяет повысить точность формирования тока в фазе двигателя, позволяет формировать различные (например, синусоидальный, экспоненциальный) законы изменения тока, что улучшает плавность движения и точность шагового привода. Устройство имеет высокое быстродействие э и КПД за счет импульсного форсирования тока и использования рекуперируемой энергии отключаемой фазы. 2 ил.

1339870

Изобретение относится к управлению электрическими машинами и может быть использовано в дискретном электроприводе с шаговыми двигателями.

Цель изобретения состоит в повышении быстродействия и плавности движения °

На фиг. 1 приведена функциональная схема, на фиг. 2 — временные диаграм- 0 .мы сигналов, поясняющие работу устройства.

Устройство содержит компаратор 1, формирователь 2 импульсов, первый 3 и второй 4 предварительные усилители, 15 усилитель 5 постоянного тока, первый

6 и второй 7 ключевые элементы, оптрон 8, последовательно соединенные первый диод 9, конденсатор 10, второй диод 11, датчик 12 тока, фазу 13, резистор 14.

Выход компаратора 1 подключен к входам первого предварительного усилителя 3 и формирователя 2 импульсов, выход которого соединен с вхо дом второго предварительного усилителя 4. Выходы первого 3 и второго

4 предварительных усилителей подключены соответственно к входам первого 6 и второго 7 ключевых элементов.

Один вывод первого ключевого элемента 6 подключен к первому полюсу источника питания, другой — к общей-точке соединения конденсатора 10 и второго диода 11. Один вывод второго ключевого элемента 7 подключен к

35 общей точке соединения первого диода

9 и конденсатора 10, другой — к общей точке соединения второго диода

11, датчика 12 тока и резистора 14.

Входы оптрона 8 подключены соответственно к резистору 14 и общей точке соединения датчика 12 тока и фазы

13, выходы — к усилителю 5 постоянного тока и второму полюсу источника питания. Выход усилителя 5 постоян- 46 ного тока подключен к второму входу компаратора 1, первый вход которого является входом устройства. Первый вывод первого диода 9 подключен к первому полюсу источника. питания. Второй бб вывод фазы соединен с вторым полюсом источника питания.

На фиг. 2 показано изменение напряжения и тока в следующих точках схемы: 15 — на первом входе компаратора, 16 — на втором входе компаратора, 17 — на его выходе, 18 — на выходе формирователя импульсов, 19 на фазе двигателя, 20 — ток в фазе двигателя.

Устройство работает следующим образом.

После включения питания конденсатор 10 заряжается от источника питания U по цепи: первый полюс источника питания U,, первый диод 9, конденсатор 10, второй диод 11, датчик

12 тока, фаза 13 двигателя, второй полюс источника питания U . Изменеи ние положения ротора двигателя не происходит, так как заряд конденсатора 10 происходит во всех каналах одновременно. На вход компаратора 1 подается управляющий сигнал, амплитуда которого задает ток в фазе 13 двигателя. Управляющий сигнал сравнивается с сигналом обратной связи, который снимается датчиком 12 тока, оптроном 8 и усиливается усилителем 5 постоянного тока. Так как ток в фазе

13 после заряда конденсатора 10 отсутствует, то на выходе компаратора

10 появляется сигнал, который усиливается первым предварительным усилителем 3 и открывает первый ключевой элемент 6. !

Одновременно сигнал с выхода. компаратора 1 поступает на вход формиI рователя 2 импульсов. На выходе формирователя 2 импульсов формируется импульс длительностью, который усиливается вторым предварительным усилителем 4 и открывает второй ключевой элемент 7 на время форсирующего импульса. Открывание ключевых элементов

6 и 7 происходит одновременно, диоды

9 и 11 закрываются, По цепи: первый полюс источника питания, первый ключевой элемент 6, конденсатор 10, заряженный до напряжения U, второй ключевой элемент 7, датчик 12 тока, фаза 13 двигателя, второй полюс источника питания — начинает протекать ток, при этом в первый момент времени к фазе двигателя прикладывается удвоенное напряжение, образованное последовательным включением источника литания и заряженным до напряжения конденсатором 10. Это обеспечивает форсированное нарастание тока в фазе двигателя. По окончании форсирующего импульса второй ключевой элемент 7 закрывается, ток продолжает течь по цепи: первый полюс источника питания, первый ключевой элемент

6, открытый второй диод 11, датчик

1339870

t2 тока, фаза 13 двигателя, второй полюс источника питания. Компаратор

1 осуществляет непрерывное сравнение сигнала обратной связи, амплитуда которого пропорциональна току в фазе

13, с управляющим сигналом.

После того как ток в фазе 13 достигнет требуемой величины, сигнал на выходе компаратора 1 снимается, lð ключевой элемент 6 закрывается. В фазе 13 возникает ЭДС самоиндукции

Ес, которая прикладывается последовательно с источником питания U к конденсатору iO. 15

Ток в фазе 13 поддерживается за счет заряда конденсатора 10. Как только ток в фазе 13 станет меньше заданного, компаратор 1 вырабатывает сигнал, который открывает первый 6 и 2п второй 7 ключевые элементы, и весь процесс повторяется.

В результате коммутации первого 6 и второго 7 ключевых элементов ток в фазе 13 поддерживается в соответст- 25 вии с заданным, который определяется управляющим сигналом на входе компаратора l. Таким образом осуществляется преобразование непрерывного входного изменения тока в последовательность широтно-модулированных импульсов напряжения.

По окончании управляющего сигнала на входе компаратора 1 первый 6 и вто рой 7 ключевые элемента закрываются.

Конденсатор 10 заряжается до напряже35 ния Е + Б„ под действием ЭДС самоиндукции фазы 13, включаемой последовательно с источником питания.

Включение конденсатора 10 в разрядную цепь фазы 13 обеспечивает ускоренное спадание тока.

С приходом нового управляющего сигнала на вход компаратора 1 первый 6 и второй 7 ключевые элементы

45 открываются. По цепи: первый полюс источника питания, первый ключевой элемент 6, конденсатор 10, заряженный до напряжения Е, + Uä, второй ключевой элемент 7, датчик 12 тока, фаза

13 двигателя, второй полюс источника питания — начинает протекать ток.К фазе 13 двигателя прикладывается напряжение Е, + 2U образованное последовательным включением источника питания с напряжением U и конденсатора 1, заряженного до напряжения Е, +

+ U Весь процесс повторяется.

Такое построение предлагаемого устройства обеспечивает более ускоренное нарастание тока в фазе 13 двигателя по сравнению с известным,у которого форсирующее напряжение равно Е, + U» что повышает быстродействие привода.

Устройство для управления шаговым двигателем имеет более высокую точность формирования тока в фазе двигателя за счет наличия обратной связи по току, которая позволяет осуществить изменение тока в фазе двигателя по определенному закону (например, синусоидальному), что улучшает плавность движения, повышает точность шагового привода.

Формула и з о б р е т е н и я

Устройство для управления шаговым двигателем, содержащее источник постоянного напряжения и каналы управления по числу фаз двигателя, каждый из которых включает в себя первый и второй ключевые элементы, соединенные последовательно первый диод, конденсатор и второй диод, соединенные последовательно с фазой двигателя, при этом первый ключевой элемент соединяет первый полюс источника постоянного напряжения с общей точкой конденсатора и второго диода, второй ключевой элемент шунтирует конденсатор и второй диод, а фаза двигателя соединена с вторым полюсом источника постоянного напряжения, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения быстродействия и плавности движения, в каждый канал управления введены датчик тока, компаратор и формирователь импульсов, связанные выходами соответственно с управляющими входами первого и второго ключевых элементов, при этом вход формирователя импульсов соединен с выходом компаратора, первый вход которого связан с датчиком тока, второй вход является входом задания тока фазы, вывод первого диода соединен с первым полюсом источника постоянного напряжения.

Составитель В.Алфимов

Редактор Л.Гратилло Техред Л.Сердюкова Корректор А.Обручар

Заказ 4243/54 Тираж 659 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г ° Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для управления шаговым двигателем Устройство для управления шаговым двигателем Устройство для управления шаговым двигателем Устройство для управления шаговым двигателем 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области электротехники

Изобретение относится к электротехнике , к управлению электрическими машинами.; Целью является повьппение надежности и КПД

Изобретение относится к электротехнике , к системам автоматического управления с шаговыми двигателями

Изобретение относится к электротехнике

Изобретение относится к управлению электрическими машинамн

Изобретение относится к электротехнике , а именно к управлению-шаговыми двигателями

Изобретение относится к электротехнике и направлено на повышение

Изобретение относится к управлению четырехфазным шаговым двигателем с парной коммутацией смежных обмоток 7, 8, 9.J 10

Изобретение относится к электротехнике , к бесконтактным двигателям постоянного тока, и может быть использовано в регулируемых электроприводах с повышенными требованиями к постоянству вращающегося момента электрической машины

Изобретение относится к способам управления индукторными двигателями, имеющими зубчатый статор

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для управления реактивным индукторным двигателем

Изобретение относится к электротехнике и может быть использован для формирования тока в фазных обмотках реактивного индукторного двигателя

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в электроприводе с индукторным двигателем, в электроподвижном составе постоянного и переменного тока

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для управления реактивным индукторным двигателем (РИД), имеющим зубчатый статор, на котором расположены одна или несколько фазных обмоток, каждая из которых запитывается однополярными импульсами тока от полумостового инвертора напряжения (ИН), и зубчатый безобмоточный ротор

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроподвижном составе

Изобретение относится к способам управления индукторными двигателями, в том числе тяговыми, имеющими зубчатый статор и ротор

Изобретение относится к электротехнике , к дискретному электроприводу технологического оборудования

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в устройствах для управления четырехфазным шаговым двигателем с основной парной коммутацией обмоток
Наверх