Способ испытания на механическую прочность обмоточного слоя беспазовой электрической машины

 

Изобретение относится к электротехнике . Цель изобретения - снижение затрат энергии и материалов на проведение испытаний. Модели обмоточного слоя беспазовой электрической машины неподвижно закрепляют посредством блоков 8 и 9 в зазоре сердечника 1. Их размещают, обращая проводниками 4 и 5 друг к другу.В зоне расположения моделей обмоточного слоя создают магнитное поле, направленное перпендикулярно поверхности провод

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИ Х

РЕСПУБЛИК

ÄÄSUÄÄ 1379754 д1 (51)4 G 01 К 31/34, Н 02 К 15/04

ОПИСАНИЕ ИЗОбРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

flO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 4070773/24-07 (22) 05.03.86 (46) 07.03.88. Бюл. Ф 9 (71) Харьковский политехнический институт им. В.И.Ленина и Научно-исследовательский, проектно-конструкторский и технологический институт тяжелого электромашиностроения Харьковского завода "Электротяжмаш" им. В.И.Ленина (72) Е.К.Берзин, Л.И.Янтовский, А.Г.Мирошниченко, П.И.Лукаренко и Н.Г.Гринченко (53) 621,313.04(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР ,В 1236392, 10. 11.84. (54) СПОСОБ ИСПЫТАНИЯ НА МЕХАНИЧЕСКУЮ ПРОЧНОСТЬ ОБМОТОЧНОГО СЛОЯ БЕСПАЗОВОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ (57) Изобретение относится к электротехнике. Цель изобретения - снижение затрат энергии и материалов на проведение испытаний. Модели обмоточного слоя беспазовой электрической машины неподвижно закрепляют посредством блоков 8 и 9 в зазоре сердечника 1. Их размещают, обращая проводниками 4 и 5 друг к другу.В зоне расположения моделей обмоточного слоя создают магнитное поле, направленное перпендикулярно поверхности провод1379754 ников 4 и 5. Для этого катушки 2 и Э обмотки возбуждения подключают к регулируемому источнику 10 постоянного тока. Провоцники 4 и 5 моделей обмоточного слоя подключают к отдельным источникам 11 и 12 импульсного тока. Пульсирующий ток, пропускаемый по моделям, составляют из постоянного и наложенного на него им1

Изобретение относится к электротехнике,а именно к электромашиностроению, и может быть использовано для испытания обмоточного слоя беспазовых электрических машин как постоянного, так и переменного тока °

Цель изобретения — снижение затрат энергии и материалов на проведение испытаний на механическую проч10 ность обмоточного слоя безпазовой электрической машины.

На фиг. 1 показана диаграмма токов, пропускаемых по моделям обмоточного слоя на фиг. 2 — диаграмма

Э

1Г усилий в обмоточном слое моделей; на фиг. 3 — устройство для реализации предлагаемого способа.

На диаграммах приняты следующие обозначения: I — амплитудное зна1 20 чение импульса импульсного тока первой модели; ? — амплитудное значение импульса импульсного тока второй модели; I — величина постоянного тока первой модели; I — величина постоянного тока второй модели; F 3p — электродинамическое усилие в первой модели, имитирующее усилия в тангенциальном направлении для реальной машины Г 3 электро

1 динамическое усилие в первой модели, имитирующее усилия в радиальном направлении для реальной машины; F,ä 2 электродиыамическое усилие во второй модели, имитирующее усилия в тангенциальном направлении для реальной машины;Г, — электродинам

3 2 усилие во второй модели, имитирующее усилия в радиальном направлении для реальной машины; F = F — имитируемые для реальной машины усилия в радиальном направлении. пульсного с импульсами прямоугольной формы. В моделях обмоточного слоя на стержни действуют силы, равные натурным в имитируемой машине при эксплуатации. Изобретение позволяет обеспечить более высокую точность моделирования усилий, а следовательно, и достоверность получаемой информации.1 з.п. ф-лы, 3 ил.

На сердечнике 1 размещены катушки 2 и 3, составляющие обмотку возбуждения магнитного поля. В-зазоре сердечника 1 размещены модели обмоточного слоя, состоящие из проводников (стержней) 4 и 5 и макетов сердечников 6 и 7, неподвижно закрепленных посредством блоков 8 и 9 неподвижного закрепления. Катушки 2 и 3 обмотки возбуждения подсоединены к регулируемому источнику 10 постоянного тока, а проводники 4 и 5 моделей обмоточного слоя подсоединены к своим источникам 11 и 12 регулируемого импульсного тока. Модели обмоточного слоя снабжены регулируемым блоком 13 охлаждения (в случае газового охлаждения обмотки это вентилятор с регулируемой величиной воздушного потока, например, посредством диафрагмы 14).

Для проведения испытаний на механическую прочность модели обмоточного слоя беспазовой электрической машины неподвижно закрепляют посредством блоков 8 и 9 неподвижного закрепления 8 и 9 в зазоре сердечника 1. При закреплении моделей обмоточного слоя их размещают, обращая проводниками (стержнями) 4 и 5 друг к другу.

В зоне расположения моделей обмоточного слоя создают магнитное поле, направленное перпендикулярно поверхности проводников 4 и 5.Для этого катушки 2 и 3 обмотки возбуждения подключают к регулируемому источнику 10 постоянного тока и, регулируя величину тока, устанавливают величину индукции магнитного поля в зазоре. Величина индукции магнитного

1379754 поля определяется конкретным видом имитируемой машины и конструкцией ее обмоточного слоя. Например, для испытания обмоточного слоя машин со сверхпроводниковыми обмотками возбуждения,имеющих индукцию в воздушном зазоре свыше 1,5 Тл, в соответствии с предлагаемым способом уменьшают индукцию магнитного поля до 0,45.1, 1 Тл.

Проводники 4 и 5 моделей обмоточного слоя подключают к отдельным источникам 11 и 12 регулируемого импульсного тока. Пульсирующий ток,пропускаемый по моделям, составляют иэ постоянного и наложенного на него импульсного„ содержащего импульсы прямоугольной формы, длительности которых составляют половину периодов, определяемых из соотношения р п

30 где f

P и — частота пульсации, Гц; — число пар полюсов; — частота вращения имитируемой машины в исследуемом режиме, об/мин.

Амплитудное значение импульса тока равно

30

Iö К I

К 1 выбирают от 1 до В„ /0,45 (О.е) 35 где I „„— величина тока, протекаю50

Величины постоянного тока и амплитуды импУльса устанавливают равными для обеих моделей, однако импуль сы токов моделей сдвигают один относительно другого на полпериода.

Для стабилизации и регулирования температуры обмоточного слоя на уровне имитируемой машины в исследуемом режиме на модель воздействуют

55 щего по стержням имитируемой машины;

В „„ — индукция магнитного поля

40 в зоне размещения обмоточного слоя имитируемой машины в исследуемом режиме.

Величина постоянного тока опреде45 ляется иэ условия обеспечения равенства посредством внешнего регулируемого блока 13 охлаждения, например,при воздушном охлаждении обмоточного слоя посредством вентилятора с регулируемым потоком воздуха.

При необходимости получения дополнительной информациии при испытании моделей, т.е. для проведения одновременных испытаний моделей в разных режимах нагружения,величину индукции магнитного поля, в котором размещены модели, создают равной величине индукции имитируемой машины, по проводникам моделей пропускают пульсирующий ток, при этом токи моделей отличаются величиной амплитуды импульсного тока. Амплитудное значение тока в одной из моделей создают равным величине тока, протекающего по проводникам (стержням) имитируемой машины в исследуемом режиме, а амплитудное значение импульса тока, протекающего по проводникам другой модели, определяют из соотношения

Величины постоянного тока для каждого пульсирующего тока также отличаются одна от другой и определяются из приведенных соотношений.

Длительность нагружения моделей обмоточного слоя определяется конструкцией обмоточного слоя из условия определения длительной прочности закрепления. Положительный эффект достигается тем,что в моделях обмоточного слоя на стержни и средства их закрепления действуют силы, равные натурным в имитируемой машине при эксплуатации, а условия, в которых происходит нагружение,соответствуют реальным,а затраты энергии и расход материалов уменьшаются.

Предлагаемый способ испытания обеспечивает более высокую точность моделирования усилий, а следовательно, и достоверность получаемой информации, расширяет диапазон имитируемых машин, снижает стоимость проведения испытания.

Формула изобретения

1. Способ испытания на механическую прочность обмоточного слоя беспазовой электрической машины, заключающийся в приложении усилий к моде 1379754 лям обмоточного слоя, выполненным в виде укрепленных на поверхности сердечника проводников, и в создании в зоне размещения моделей обмоточного слоя магнитного поля, направленного перпендикулярно поверхности проводников,а проводники подключают к источнику тока и оснащают системой измерения усилий и стабилизации температуры обмоточного слоя, отличающийся тем,что, с целью снижения затрат энергии и материалов, устанавливают модели обмоточного слоя попарно, обращая их проводниками друг к другу,а величину индукции магнитного поля в зоне размещения моделей обмоточного слоя уменьшают, устанавливая ее в пределах от номинального значения индукции имитируемой машины в исследуемом режиме (В„„,) до значения 0,45 Тл, и пропускают по проводникам обеих моделей пульсирующий ток, состоящий из постоянного тока и наложенного на него импульсного тока, содержащего прямоугольные импульсы одинаковой для обеих моделей ширины, равной половине периода повторяемости, той же полярности,что и постоянный ток, причем импульсы тока одной модели сдвигают относительно импульсов другой модели на половину периода, повторяемости, а их амплитуду (I )

10 устанавливают из условия соответствия усилий, возникающих в модели, реальным усилиям имитируемой машины с током (I„„), действующим в тангенциальном направлении, I „ = KI«, где К 1 выбирают в диапазоне значений от 1 до В„„„/0,45 (о.е.j

2. Способ по п. 1, о т л и ч аю шийся тем,что, с целью повышения точности моделирования усилий, 20 воздействующих на обмоточный слой, величину постоянного тока в проводниках обеих моделей устанавливают из условия соответствия усилий,возникающих в модели, реальным усили25 ям имитируемой машины, действующим в радиальном направлении.

1379754

Составитель В.Игнатов

Редактор А.Коэориэ Техред 1 ч„

КоРРектоР Н,Король

Заказ 978/48 Тира к 772

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам иэобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Подписное

Пржг нодственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, !

Способ испытания на механическую прочность обмоточного слоя беспазовой электрической машины Способ испытания на механическую прочность обмоточного слоя беспазовой электрической машины Способ испытания на механическую прочность обмоточного слоя беспазовой электрической машины Способ испытания на механическую прочность обмоточного слоя беспазовой электрической машины Способ испытания на механическую прочность обмоточного слоя беспазовой электрической машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технологии изготовления катушек возбуждения электрических машин преимущественно из алюминиевого провода прямоугольного сечения, и может быть использовано , например, для изготовления полюсных катушек автотракторных стартеров

Изобретение относится к технологическому оборудованию для изготовления электрических машин и может быть использовано в электромашиностроении

Изобретение относится к технологическому оборудованию для производства обмоток электрических машин и может быть использовано в электротехнической промышленности

Изобретение относится к технологическому оборудованию для изготовления электрических машин и может быть использовано в электротехнической промышленности при наложении корпусной изоляции на полюсные катушки электрических машин

Изобретение относится к технологическому оборудованию для производства электрических машин и может быть использовано в электротехнической промышленности

Изобретение относится к технологическому оборудованию для изготовления дискообразных обмоток электродвигателей и может быть использовано в области электротехники

Изобретение относится к электротехнике , а именно к оборудованию для изготовления электрических двигателей

Изобретение относится к технологическому оборудованию для изготовления электрических машин и может быть использовано в электротехнической промышленности, например, для изготовления обмоток беспазовых якорей

Изобретение относится к технологической оснастке для изготовления и укладки всыпной обмотки в пазы магнитопровода и может быть использовано в электротехнической промышленности

Изобретение относится к области технологии электромашиностроения и касается изолирования лентой жестких многовитковых обмоток электрических машин

Изобретение относится к электротехнике , а именно к способам определения активных и индуктивных сопротивлений рассеяния обмотки ротора асинхронного двигателя

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для испытания разновидных электрических машин поочередно, например асинхронного трехфазного двигателя, синхронной трехфазной машины и машины постоянного тока, по способу взаимной нагрузки

Изобретение относится к электротехнике и позволяет контролировать величину зазора между ротором и статором электрической машины при любой геометрической поверхности статора

Изобретение относится к технологии электромашиностроения и может быть использовано при изготовлении магнитопроводов статоров электрических машин на электромашиностроительных заводах, в частности, при серийВи& ном изготовлении электродвигателей

Изобретение относится к электротехнике и используется для испытания на механическую прочность обмоточного слоя беспазовых электрических машин

Изобретение относится к электротехнике , а именно устройствам косвенной оценки статического момента на валу электродвигателя постоянного тока, и может быть использовано в системах управления электроприводом

Изобретение относится к электротехнике , а именно к способам определения индуктивных сопротивлений рассеяния обмоток трехфазной синхронной машины

Изобретение относится к испытательному оборудованию и может быть использовано при испытаниях двигателей малой мощности на надежность

Изобретение относится к измерительной аппаратуре, применяемой в электротехнике, и, в частности, может быть использовано для контроля воздушного зазора синхронной электрической машины, например гидрогенератора
Наверх