Способ определения степени наклепа поверхности металла при поверхностном пластическом деформировании

 

Изобретение касается механических испытаний металлов и позволяет повысить достоверность при контроле валов за счет учета при поверхностном пластическом деформировании изменения предела выносливости образцов металла до и после наклепа. Образцы металла подвергают поверхностному пластическому деформированию (ППД). С части образцов, подвергнутых ППД, снимают определенную толщину наклепанного слоя металла. На все образцы металла (включая и ненаклепанные образцы ) ш.девают с натягом втулки, прикладывают к ним циклическую нагрузку , доводят их до разрушения и определяют пределы выносливости, по которым судят о степени наклепа поверхности металла. i (/)

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)4 G О! N 2

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4!26647/25-28 (22) 02.10.86 (46) 15.05.88. Бюл. Р !8 (71) Краматорский научно-исследовательский и проектно-технологический институт машиностроения и Калужский машиностроительный завод (72) Л.М.Белкин, И.Б.Волков, С.М.Гензелев, В,А.JIaroma, B.С,Ноткин, К эАеЧистопьяну С е Л в Заярный и В.П.Коцубенко (53) 620 !71(088.9) (56) Черный А.Г. О связи пределов усталости наклепанных образцов с пределами текучести стали. — В кн.:

Научные труды Курского политехнического института. Курск, !971, вып. 1, ч. 2, с. 208 213.

„„SU„„395982 А1 (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТЕПЕНИ НАКЛЕПА ПОВЕРХНОСТИ МЕТАЛЛА ПРИ ПОВЕРХH0 CTHQI ПЛАСТИЧЕ СКОМ ДЕФОРМИРОВАНИИ (57) Изобретение касается механических испытаний металлов и позволяет повысить достоверность при контроле валов за счет учета при поверхностном пластическом деформировании изменения предела выносливости образцов металла до и после наклепа. Образцы металла подвергают поверхностному пластическому деформированию (ППД). С части образцов, подвергнутых ППД, снимают определенную толщину наклепанного слоя металла. На все образцы металла (включая и ненаклепанные образцы) н:.девают с натягом втулки, прикладывают K ним циклическую нагруз- у ку, доводят их до разрушения и определяют пределы выносливости, по которым судят о степени наклепа поверхности металла. !

1395982

Изобретение относится к прочностным испытаниям металлов.

Цель изобретения — повышение достоверности при контроле валов за счет учета при поверхностном пластическом деформировании валов изменения и предела выносливости металла до и после наклепа.

Способ осуществляют следующим об,разом.

Партию образцов металла подверга1ют поверхностному пластическому де,формированию (ППД). С нескольких об разцов партии, подвергнутых ППД, снимают часть накленанного слоя толщичой d, причем 1)/4 (Ь1т/2, а толщина оставшейся части наклепанного слоя металла h„,0,05 R где h. - толщина ,накленанного слоя металла; R — радиус образцов, Затем на образцы„подвергнутые ППД, образцы, не подвергнутые ППД, и об1

|разцы с частично снятым наклепанным слоем осуще ствляют одинаковую прессо, вую посадку втулок. Втулки создают концентрацию напряжений. Ко всем образцам с втулками нрикладьтвают циклическую нагрузку и доводят образцы до разрушения, определяют нх пределы выносливости. 30

Степень наклепа поверхности метал", ла в результате поверхностного плас тического деформирования k определяют по формуле

35 (-1

k-=

«g(zi g (м, -!" 1

6(") - предел выносливостиобразцовц) подвергнутых ППД;

6() — предел выносливости обраэ-

1 цов, подвергнутых ППД, с частично снятым наклепанным слоем; 45

4," предел выносливости образ(М цов, не подвергнутых ППД.

Пример. Образцы иэ стали 45 диаметром 28 мм подвергали поверхностному пластическому деформированию 50 путем обкатки роликом с усилием 4 кН, При этом глубина наклепанного слоя составила )т=2„5 мм. С части образцов сняли наклепанный слой толщиной d =.

=0,3 h=0,75 мм. Оставшаяся толщина наклепанного слоя составила h

=1,75 мм=0,125 R, где R=14 мм. Затем, на всех образцах (в том числе и не подвергнутых ППД) осуществляли пресН7 совую посадку втулок, К образцам прикладывали циклическую нагрузку, доводили их до разрушения и определяли предел выносливости образцов:

@f =315 MIIa; 4(, 295 МПа; й() =

"165 МПа. Степень наклепа поверхнос" ти стали 45 при обкатке роликом с усилием 4 кН составляет k=1,15, Формула изобретения

h/4 /à" а h/2;

h - с(ъ О, 05 R, где h — толщина наклепанного слоя металла;

R — радиус образцов, на образцы партии и дополнительные образцы„не подвергнутые поверхностному пластическому деформированию, насаживают с натягом втулки, нагрузку прикладывают ко всем образцам циклически до их разрушения и определяют пределы выносливости, по которым судят о степени наклепа k по соотношению

Ре-1

k--)

6() /6(s,) 1

Д () / () а

Ü(- пределы выносливости об-1 разцов, подвергнутых поверхностному плас тическому деформированию, беэ последукв(его снятия части наклепанного слоя с частично снятым наклепанным слоем металла, не подвер гнутых поверхностному пластическому деформированию соответственно, где Йо =

l3i =

b(1) 6()и Ф

Способ определения степени наклепа поверхности металла при поверхностном пластическом деформировании, заключающийся в том, что партию образцов металла подвергают поверхностному пластическому деформированию, прикладывают к ним нагрузку, а о степени наклепа поверхности металла судят по характеристикам сопротивления деформированию, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью повышения достоверности при контроле валов, с нескольких образцов партии снимают часть наклепанного слоя металла толщиной d удовлетворяющей соотношениям

Способ определения степени наклепа поверхности металла при поверхностном пластическом деформировании Способ определения степени наклепа поверхности металла при поверхностном пластическом деформировании 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к испытаниям на прочность

Изобретение относится к испытаниям материалов и позволяет повысить точность путем учета истории нагружения

Изобретение относится к неразрушающему контролю изделий акусто - эмиссионным методом и может быть использовано в различных областях техники для обнаружения трещин в хрупких емкостях

Изобретение относится к испытательной технике, к устройствам для испытания образцов на кручение с наложением высокочастотных вибраций

Изобретение относится к испытательной технике, а именно к установкам для испытания образцов материалов на прочность при нагружении центробежными силами

Изобретение относится к испытаниям для определения долговечности деталей, работаюпщх в условиях усталости и изнапшвания

Изобретение относится к механическим испытаниям пьезоматериалов и позволяет повысить точность и : ключить разрушения образцов во время испытаний, К партии эталонных образцов прикладьшают циклическую нагрузку с амплитудой, не превышающей ограниченный предел вьшослив ости пьезоматериала на частоте его основного резонанса, и регистрируют изменения величины внутреннего сопротивления механических потерь пьезоматериала

Изобретение относится к области исследования прочностных свойств полимерных , в том числе композиционных, материалов

Изобретение относится к виброизмерительной технике, может быть использовано в строительстве для измерения степени уплотнения грунтов и других материалов в процессе их уплотнения и позволяет повысить точность контроля степени уплотнения материалов

Изобретение относится к устройствам для изучения физико-механических свойств картофеля и может быть использовано для определения повреждений клубней картофеля при оптимизации работы картофелеуборочных машин, а также в селекции новых сортов картофеля, предназначенных для механизированного возделывания

Изобретение относится к машиностроению, в частности к исследованию прочностных свойств материалов, а именно к установкам для испытания образцов на усталость при двухчастотном нагружении

Изобретение относится к испытаниям конструкционных материалов и может быть использовано при определении достоверных свойств металлов в упругой области деформации

Изобретение относится к методам испытания материалов на усталостную прочность, в частности к способам определения предела контактной выносливости материала

Изобретение относится к испытательной технике, а именно к стендам для динамических испытаний элементов воздушного винта летательного аппарата, например, лопастей винта вертолета, при комбинированных нагрузках
Наверх