Способ определения износа главной передачи трансмиссии транспортных средств

 

Изобретение относится к транспортному магаиностроению и может быть использовано при диагностировании технического состояния главной передачи транспортных средств. Цель изобретения - повьшение точности определения износа. Главную передачу вращают последовательно в режиме разгона и выбега, В качестве параметра, характеризующего износ зубьев главной передачи, принимают отношение максимальной амплитуды переменной составляющей осевой силы реакции на опорах входного вала главной передачи в жиме разгона к среднему значению этой переменной составляющей в режиме выбега. 2 ил. Р

СОЮЗ СОБЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTOPCK0MV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4218738/30-11 (22) 30.03.87 (46) 07.09.88. Бюл. № 33 (71) Государственный всесоюзный научно-исследовательский технологический институт ремонта и эксплуатации машинно-тракторного парка (72) В.В.Подкопаев и С.В.Подкопаев (53) 531.717.2:621.833 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

¹ 515936, кл. Г 01 В 11/26, 1974. (54) СПОСОБ .ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИЗНОСА ГЛАВНОИ ПЕРЕДАЧИ ТРАНСМИССИИ ТРАНСПОРТHbIX СРЕДСТВ (57) Изобретение относится к трансÄÄSUÄÄ 1422055 А1 цр 4 Г 01 М 13/02 r, 01 К 3/56 портному машиностроению и может быть использовано при диагностировании технического состояния главной передачи транспортных средств. Цель изобретения — повьппение точности определения износа. Главную передачу вращают последовательно в режиме разгона и выбега. В качестве параметра, характеризующего износ зубьев главной передачи, принимают отношение максимальной амплитуды переменной составляющей осевой силы реакции на опорах входного вала главной передачи в режиме разгона к среднему значению этой переменной составляющей в ре;;име выбега. 2 ил.

1422055

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовании при диагностировании технического состояния главных передач трансмиссии транспортных средств.

Цель изобретения — повышение точности определения износа.

На фиг.1 приведена схема сил, действующих в главной передаче трансмиссии транспортных средств; на фиг.2 — график зависимости перемен ной составляющей осевой силы реакции на опорах входного вала главной передачи при разгоне и выбеге. 15

Для реализации способа вывешивают ведущий мост транспортного средства, в коробке передач включают передачу и с помощью двигателя транспортного средства главную передачу приводят во вращение в прямом направа лении н режиме разгона н далее главную передачу перевозят в режим ныбега, уменьшая частоту вращения двигателя транспортного средства. 25

При вращении главной передачи в прямом направлении н режиме разгона зубья главной передачи контактируют. передними профилями, т.е. теми профилями, которые передают крутящий мо- ЗО

1 мент при движении транспортного средства передним ходом. При переводе главной передачи в режим выбега происходит перекладывание зазоров и з бья главной передачи контактируют

35 задними профилями, т.е. теми профилями, которые передают крутящий момент при движении транспортного средства задним ходом. В реальных условиях эксплуатации время движения транспортного средства задним ходом составляет незначительную часть общего времени работы.

Поэтому задний профиль .зубьев главной передачи может быть выбран в качестве базы лри оценке износа зубьев главной передачи.

При работе конической пары главной передачи транспортного средства на опоры входного вала действует осевая сила F пропорциональная передаваемому моменту и уравновешиваемая силой R реакции опоры. При этом, кроме постоянной составляющей, воэP никает переменная составляющая R

55 при разгоне и переменная составляющая R при выбеге, формируемые изЬ менениями условий зацепления по про филю зуба и от зуба к зубу, нызываемыми отклонениями профилей зубьев от заданного при изготовлении и в процессе изнашивания. Прогрешности изготовления одинаково свойственны передним и задним профилям зубьев, и влияют они, в основном, на величину

P переменной составляющей осевой силы реакции на опорах входного вала главной передачи при ныбеге, мало изменяясь в процессе эксплуатации.

В то же время в процессе изнашивания передних профилей зубьев величина

К переменной составляющей осевой силы реакции на опорах входного вала главной передачи при разгоне увеличивается. При вращении главной передачи в режиме разгона и выбега измеряют переменную составляющую осевой силы реакции на опорах входного вала главной передачи.

Для уменьшения погрешностей измерения разгон двигателя транспортного средства осуществляют с ускорением, обеспечивающим равенство постоянных составляющих осевой силы реакции на опорах входного вала главной передачи при разгоне и выбеге, или предварительно нормируют значение переменной составляющей в процентах от постоянной составляющей осевой. силы реакции. В качестве параметра, характеризующего износ н зацеплении зубьев главной передачи, принимают отношение максимальной амплитуды переменной составляющей осевой силы

1 реакции на опорах входного вала главной передачи в режиме разгона к среднему значению этой переменной составляющей в режиме ныбега.

Использование изобретения позволяет определить износ по профилю зубьев и выявить отдельные дефектные зубья, что повышает точность определения износа главной передачи транспортных средств.

Ф о р и у л а и з о б р е т е н и я

Способ определения износа главной передачи трансмиссии транспортных средств, заключающийся в том, что главную передачу вращают в прямом направлении, прикладывая к ее входному валу ведущий момент, далее переводят главную передачу в режим выбега и определяют параметр, характеризующий износ в зацеплении главной передачи,.

1422055 о .т л и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения точности, вращение главной передачи в прямом направлении осуществляют в режиме разгона, при вращении главной передачи в обоих режимах измеряют переменную сос тавляющую осевой силы реакции на опорах входного вала главной передачи, а износ в зацеплении главной передачи определяют по отношению максимальной амплитуды и среднего значения переменной составляющей осевой силы реакции на опорах входного вала главной передачи в режиме разгона к среднему значению этой переменной составляющей в режиме выбега.

Способ определения износа главной передачи трансмиссии транспортных средств Способ определения износа главной передачи трансмиссии транспортных средств Способ определения износа главной передачи трансмиссии транспортных средств 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к испытанию на Трение и износ композиционных полимерных материалов

Изобретение относится к средствам оценки триботехнических свойств узлов трения машин и механизмов

Изобретение относится к измерительной те.хнике и может быть использовано при дефектации кулачков вала

Изобретение относится к способам испытаний смазочных материалов

Изобретение относится к способам испытаний смазочных .материалов, в том числе для определения срока их службы по противоизносным свойствам

Изобретение относится к испытаниям материалов на контактную выносливость применительно к условиям работы многопарной косозубой передачи

Изобретение относится к испытанию материалов

Изобретение относится к машиностроению , а именно к испытательной технике, и может быть использовано при испытании трубчатых передач по схеме яамкнутого контура при динамической нагрузке

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано при исследовании преобразующих свойств и оценке технического состояния трансмиссий транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для испытаний ременньрс, зубчато-ременных , цепных и т.п

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано при ресурсных испытаниях ведущих мостов транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано при ресурсных испытаниях моторно-трансмиссионной установки транспортного средства

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано при ресурсных испытани- :ях агрегатов трансмиссии транспортных средств

Изобретение относится к испытательным машинам и стендам, в частности , для испытаний карданных передач

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению , а именно к испытательной технике, и может быть использовано в стендах для испытания передач вращательного движения,например,агрегатов трансмиссий транспортных средств , Целью изобретения является улучшение технологических возможностей путем снижения энергетических потерь за счет уменьшения потока рабочей жидкости через опору скольжения при создании нагрузки

Изобретение относится к транспортному средству и может быть использовано при лабораторно-исследовательских испытаниях моторно-трансмиссионной установки транспортного средства
Наверх