Опалубка тоннельного типа
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК (51)4 Е 21 П. 11/10
ФЕ%ЭМ 1 и векселе,:
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР.
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 2096051/22-03 (22) 27. 12.74, (46) 23.09.88. Бюл. У 35 (31) 7403711; 7347219; 7439448 (32) 28.12.73; 30.01.74; 03.12.74 (33) (71) С,А.дит Сосьете Утинор-СэнтАман (FR) (72) Ги Блонд и- Луи Лефевр (FR) (53) 622.281.5(088.8) (56) Патент Франции N 1180699, кл. E 04 -g 1959. (54)(57) 1.ОПАЛУБКА ТОННЕЛЬНОГО THIIA, состоящая из двух секций, выполненных в виде прямого двугранного угла из горизонтальных и вертикальных щитов, концы горизонтальных щитов соединены между собой соединительными элементами, а с основанием вертикальных щитов — подкосами регулируемой длины, при этом вертикальные щиты в нижней части соединены между собой с помощью съемных горизонтальных штанг, а свободные концы горизонтальных щитов при распалубке опираются на грунт посредством подкосов, отличающаяся тем, что, с целью устранения деформации и создания средств быстрого и одновременного действия соединительных элементов и подкосов и созидания возможности опускания горизонтальных щитов во время распалубки, соединительные элементы выполнены в виде двух пластин, шарнирно соединенных между собой посредством ключевого фиксатора, взаимодействующего с фигурными пластинами„ укрепленными на рычагах, которые посредством шарниров ,связаны с пластинами, и штанги разъема секций„ причем один из шарниров, соединяющий пластину с ключевым фик„SU „„1426461 сатором выполнен коническим и посредством планки связан с последней, а подкосы снабжены механизмом разъема с блокирующим устройством, при этом подкосы состоят из двух шарнирно соединенных элементов, на одном свободном конце каждого из которых размещен механизм разъема, а блокирующее устройство выполнено в виде собачки, установленной подвижно на одном из элементов и взаимодействующей с неподвижной осью на другом элементе подкоса, причем собачки секций соединены между собой соединительными стержнями, горизонтальные и вертикальные части секций связа-. ны между собой посредством направляющих элементов и элементов крепления.
2. Опалубка по п, 1, о т л и ч аю щ а я с я тем, что рычаги соединительных элементов соединены между собой посредством штанги.
3. Опалубка по п. 1, о т л и ч аю щ а я с я тем, что элементы регулировки длины подкосов выполнены в виде винтового механизма.
4. Опалубка по п. 1, о т л и ч а— ю щ а я с я тем, что горизонтальные штанги выполнены в виде двух телескопических частей, соединенных циркульным замком, который включает рычаг и кольцо для блокировки рычага.
5. Опалубка по п. i, о т л и ч аю щ а я с я тем, что элементы крепления горизонтальных и вертикальных щитов между собой выполнены в виде болтового соединения с использованием тарельчатой пружины.
6. Опалубка по п. 1, о т л и ч аю щ а я с я тем, что элементы подкосов имеют U-образную форму.
1426461
Изобретение относится к горной промышленности, в частности к U-об.разным опалубкам тоннельного типа ля пористого бетона.
Цель изобретения — устранение деформации и создание средств быстрого одновременного действия соединительных элементов и подкосов и соэание возможности опускания горизон,тальных щитов во время распалубки, На фиг. 1 представлена опалубка ,с двумя. секциями, вертикальный раз1 рез; на фиг. 2 — соединительный элемент в запертом положении .с двумя горизонтальными панелями опалубки, выровненными друг с другом; на фиг, 3 — соединительный элемент в открытом положении с одной из горизонтальных панелей под другой; на фиг. 4 — нижняя часть подкоса, вид сбоку (сплошными линиями показан блокированный подкос (максимальная ,длина), а пунктирными линиями — уко1 роченный), на фиг. 5 — вертикальное, сечение по шарнирному соединению
; между горизонтальной и вертикальной ,.частями половины корпуса, на фиг. 6 и 7 — гибкое соединение, вид сбоку, !
;варианты выполнения на фиг. 8 — опаФ, лубка со стойками для отсоединения .секций", на фиг. 9 — соединение двух . горизонтальных панелей и двух секций ,в положении готовности для бетониро вания; на фиг. 10 — разъединенные ! элементы, на фиг. 11 — соединение двух горизонтальных панелей опалубки с устройством для одновременного управления съемными пальцами вилок, вид сверху; на фиг. 12 — устройство для запирания и отпирания двух горизонтальных частей двух половин секций, вид сверху, на фиг. 13 — подкос с двумя U-образными секционными рамами (сплошные линии соответствуют разблокировке, пунктирные линии соответствуют блокировке подкоса при максимальном удлинении), на фиг,14 разрез А-А на фиг. 13, Опалубка образована двумя секциями 1 и 2 с вертикальными щитами 3 и 4 и горизонтальными щитами 5 и 6.
Каждая секция образует прямоугольный двугранник, у которого края 7 и 8 горизонтальных щитов 5 и 6 соединены посредством соединительных элементов
9. Края 7 и 8 горизонтальных панелей 5 и 6 подсоединены к нижним частям 10 и 11 вертикальных щитов 3 и 4 посредством подкосов 12 и 13, длина которых может быть отрегулирована посредством механизма регулировки
5 длины, подкосов 14 и 15 и блокирующего устройства 16, обеспечивающего возможность резкого, обратимого укорачивания связей. Нижние части 10 и 11 щитов 3 и 4 могут быть соединены посредством горизонтальных штанг
17, которые также имеют блокировочное устройство 18 вместе с элементом регулировки длины штанги 17, подобным блокировочному устройству 16 подкосов 12 и 13.
Для снятия опалубки в двух. отдельных секциях обычно используются стойки 19 и 20, которые удерживают свободные края горизонтальных щитов
5 и 6 и устанавливаются на грунте для предотвращения падения опалубки, когда соединительный элемент 9 разъединен. Опалубка может регулироваться по высоте посредством подъемных устройств нижними частями 10 и 11 и они могут быть перемещены в продольном направлении благодаря роликам, расположенным на уровне нижних частей 10 и 11.
Соединительный элемент 9 состоит из двух пластин 21 и 22, которые приварены под свободными краями 7 и 8 щитов 5 и 6. Каждая пластина 21 и 22 имеет вилку 23 и 24, в которой находится ключевой фиксатор 25, имеющий два плеча 26 и 27, снабженные на концах захватами 28 и 29. Кроме того, пластины 21 и 22 имеют на противоположных вилкам 23 и 24 сторонах вилки 30 и 31, в которые захо40 дят рычаги 32 и 33, на последних находятся прикрепленные винтами фигурные пластины 34 и 35, имеющие вилки 36 и 37, предназначенные для
45 зацепления вокруг захватов 28 и 29.
Фигурные пластины 34 и 35 жестко прикреплены к рычагу 32 и 33 соответственно, каждая винтами 38-41. Винты
38 и 40 обычно установлены в круг50 лое отверстие в фигурных пластинах
34 и 35, в то время как винты 39 и 41 установлены в удлиненные прорези 42 и 43 в фигурных пластинах 34 и 35 и в резьбе, выполненной в рычагах 32 и 33. Такое устройство обеспечивает
55 возможность слегка изменять положение вилок 36 и 37 и возможность регулирования. Ключевой фиксатор 25 закреплен в вилке 24 посредством пальца 44.
1426461
Поскольку пластины 21 и 22 строго идентичны и расположены симметрично под каждым из свободных краев 7 и 8 и пальцы 44-47 могут быть съемными, положение ключевого фиксатора 25 и рычагов 35 и 34 может быть обратйым.
Концы 48 рычагов 35 и 34 относительно одной и той же секции соединяются друг с другом посредством стержня, удерживаемого гайкой 50, Таким образом, маневрирование двумя или более рычагами 35 и 34 может выполняться одновременно.
Пластины 21 и 22 имеют отверстия
49, 51 и 52, оси которых параллельны. Отверстия 51 и 52 предназначены для захождения в них штанги 53 разъема секций„ которая расположена вдоль всей длины одного из свободных краев
7. Штанга 53 также может быть размещена в отверстиях 52 пластины 22 относительно свободного края 8.
На уровне каждой пластины 21 штанга 53 имеет планку 54, содержащую втулку 55, в которую устанавливается штанга 53 и которая подсоединена к штанге посредством соединительного пальца 56. Таким образом, все планки
54, расположенные на той же самой штанге 53, могут одновременно выполнять одно и то же перемещение, контролируемое штангой 53, которая может как смещаться в продольном направлении, так и вращаться вокруг своей оси. Кроме того, планка 54 имеет палец 57, прикрепленный к план-. ке 54 посредством гайки 58. Палец 57 может заменить палец 45, крепящий фиксатор 25 в вилке 24. Конец 59 пальца 57 имеет коническую форму, чтобы облегчить его введение в соответствующие отверстия вилки 23 фиксатора 25. С этой целью для конического пальца 57 выполнены соответствующие конические отверстия 60 и 61 в пластине 21 и отверстие 62 в фиксаторе 25. Подобным же образом конические отверстия 63 и 64 выполнены в пластине 22, а коническое отверстие 65 — в фиксаторе 25.
Штанги 53 разъема приводят в действие планки 54 двух горизонтальных щитов 5 и 6 посредством одновременного соединения или отсоединения пальцев 57, которые соединяют ключевой фиксатор 25 с пластинами 21 и 22.
Соединение горизонтального 5 и вертикального 3 щитов осуществляется посредством узла 66, формирующая поверхность 67 горизонтального щита 5 отделена от формирующей поверхности
68 вертикального щита 3 посредством
5 соединения 69, при этом две формирующие поверхности 67 и 68 строго выровнены друг с другом посредством двух групп направляющих, приваренных соответственно к щиту 5 и поверхности 67, а также к щиту 3 и поверхности 68, Щит 5 выполняется жестким посредством группы отрезков 70 в форме омеги, при этом щитам 3 придается жесткость посредством группы отрезков 71 в виде омеги, Расположенный под углом отрезок 72 приваривается к имеющим форму омеги отрезкам 70 щита 5, в то время как другой расположенный под углом отрезок 73 приваривается к имеющим форму омеги отрезкам 71 вертикального щита 3.
Два отрезка 72 и 73 усиливают соединение между щитами 3 и 5 которые соединены на этом уровне болтом 74, проходящим в отверстия 75 и 76 отрезков 73 и 72 соответственно. Эластичное уплотнение болта 74 обеспечивается парой тарельчатых пружин или шайбами 77 типа шайб Веллевиля. Совпадение двух Формирующих поверхностей 67 и 68 относительно соединения
69 обеспечивается,",вумя группами приваренных направляющих элементов 78и 79 на поверхности отрезков 72 и
73, сориентированных по направлению. к подкосам 12. Направляющие элементы 78 и 79 выполнены в форме неболь- ших стержней, входящих в зацепление с частью свободной вершины, расположенной между горизонтальными частями отрезков 72 и 73, т.е. направляющий элемент 78 применим как к горизонтальным, так и вертикальным частям
45 отрезка 72, Таким образом предотвращается любое относительное горизонтальное движение между щитками 3 и 5 °
Тот же самый результат получается посредством замены приваренных направляющих элементов 78 и 79 зубчаты50 ми элементами 80 и 81 в форме зубчатой рейки, зубья которых входят в зацепление друг с другом.
Подкосы 12 и 13 разделены на две рамы 82 и 83, шарнирно соединенных
5 по оси 84, параллельной отстоящим на некотором расстоянии осям концевых шарнирных соединений подкосов
12 и 13, расположенных у нижней час1426461
5 ти вертикальных щитов 3 и 4 и примыкающих к горизонтальным щитам 5 и 6. р
Две рамы 82 и 83 могут удерживатьоя совпадающими посредством блокирую- п щего устройства 16. д
Рама 82 образована двумя паралв лельными частями, слегка отстоящими щ друг от друга, между которыми может в поворачиваться рама 83. Две части, 10 1 образующие раму 82, удерживаются н отстоящими друг от друга посредством Ф жестко .. закрепленной оси .85, с ко- . п торой может входить в зацепление со- о бачка 86, поворачивающаяся вокруг 15 оси 87, Собачка 86 всех подкосов 12 з или 13 относительно одной и той же з секции соединяются посредством соень динительного стержня 88. 1
Штанга 17 разделена на две телескопические части 89 и 90, которые
1 могут быть объединены посредством блокировочного устройства 18, выполненного в качестве элемента регули- 2Б ровки длины штанги 17 в форме циркуля, имеющего ногу 91, шарнирно установленную на части 89 у места
92, и ногу 93, шарнирно установленную на части 9О у места 94. Две Hî- 30 ги 91 и 93 шарнирно установлены у места 95. Телескопическая часть 90, которая перемещается в продольном направлении внутри телескопической части 89, имеет ход, ограниченный устройством, образованным прорезью
96, прорезанной в стенке части 89, в которой скользит захватывающее устройство 97, объединенное. с частью 90.
Нога 91 устройства 18 проходит за ось 92 посредством рычага 98 для маневрирования. На фиг. 1 показано устройство 18 при максимальном протяжении, т.е. ноги 91 и 93 практически совпадают. Для укорачивания штан- 4 ги 17 рычаг 98 должен быть поднят так, чтобы ноги 91 и 93 образовывали друг с другом угол для переноса оси
92 ближе к оси 94 и в результате этого приводную часть 90 внутрь части я0
89. В положении максимального про. тяжения штанги 17 рычаг 98 лишается подвижности относительно части 89 любыми средствами, например кольцом или крюком (не показаны). Кроме того, как и для подкосов 12 и 13 элемент регулировки длины штанги 17 обеспечивается точной регулировкой посредством винтового механизма 99, Опалубка работает следующим обаз ом.
При установке опалубки в рабочее оложение ключевой фиксатор 25, соеиняющий пластины 21 и 22, поворачиается относительным горизонтальных итов 5 и 6, которые соединены с ертикальными щитами 3 и 4 подкосами
2 и 13. Когда щиты 5 и 6 находятся а одном и том же уровне, ключевой иксатор 25 устанавливается так, что альцы 45 и 44 также находятся на дном и том же уровне, так что плео 27 может быть расположено горионтально для того, чтобы захват 29 аходил в вилку 37 фигурной пласти 34 запирающего рычага 33. Захват
00 автоматически входит в зацепление в вилку 27 и когда рычаг 33 слегка наклонен и возвращен в нижнем направлении посредством его веса, а также посредством веса стержня, запирание гарантировано в большей степени, поскольку две боковых стенки витки 37 практически направлены к оси. Для завершения этой первоначальной регулировки совпадения щитов
5 и 6 в начале винты 38 и 39 могут быть отпущены, чтобы обеспечить подвижное положение фигурной пластины
34 и вилки.37 до тех пор, пока щиты
5 и 6 не будут точно на одном и том же уровне; в этот момент винты 38 и
39 стопорятся.
Чтобы открыть соединительный элемент 9, достаточно поднять стержень, с тем, чтобы поднять блокирующий рычаг 33 относительно одной и той же половины корпуса, это делается для того, чтобы отсоединить вилки 37 от захватов 29. Эта операция должна выполняться в то же самое время, когда происходит укорачивание подкосов.
Когда захваты 29 разъединяются, ключевой фиксатор 25 может поворачиваться и выходить из зацепления с пластинами 35 и 34. В течение этого маневра захват 28 плеча 26 может входить в зацепление в вилку 36 относительно пластины 35 отпирающего рычага. Когда опалубка находится в снятом положении, щиты 5 и 6 могут удерживаться на различных уровнях посредством отхода захватов 28, запертых в вилке 36. Отпирание достигается одновременным подъемом всех рычагов 32 посредством их стержня так, чтобы дать возможность фиксато142646! рам 25 поворачиваться -в требуемое положение.
Маневрирование соединительных элементов 9 должно выполняться одновременно с подкосами 12 и 13, которые могут быть укорочены или удлинены до строго заданной заранее величины принудительным поворотом рамы
83 относительно рамы 82 посредством воздействия на соединительный стержень 88. Последнее дает возможность одновременно привести в действие все собачки 86 и высвободить их от зацепления на осях 85. Вес соединительного стержня позволяет удерживать собачки 86 на осях 85. Можно понять, что когда рама 83 сложена назад и вниз из положения, где она совпадает с рамой 82, все подкосы укорачиваются до достаточной величины, чтобы позволить горизонтальным щитам
5 и 6 опуститься ло величины, необходимой для снятия опалубки.
Когда две секции 1 и 2 соединены, штанга 53 разъема секций подталкива5 ется таким образом, что все планки
54 сближаются с пластинами для того, чтобы пальцы 57 заводились в отверстия 60 и 61 пластин 21 в отверстия
62 ключевых фиксаторов 25. Последние, кроме того, шарнирно поворачиваются на пластине 83 посредством пальца
44, который закреплен неподвижно.
Для отделения секций 1 и 2 друг от друга достаточно потянуть штангу
53 в направлении стрелки 101, чтобы заставить ее скользить в отверстиях
51, и отделить планки 54 от пластин
21. Это делается для того, чтобы отвести, пальцы 57 из отверстий 60 и 61 и из пластины 21, а также из отверстий 62 ключевых фиксаторов 25, 1 62б46! е е е е Ф м е, е ю ° е е м ° ° ч е ю
° . i . °; ° ° . ° . ° ° .. ф .,, ° .. °; °: . ° .. -. . .... ...... ° . ° . ° . + - Р:, е . ; p s а."; ., ° -. ;, ".. ..." :; . ;. .; . . . . .: ... .. ... :, -o,"е,, ... . < ;:::-: e;.. o ...е . . ." ...е . . .,е: .. ; е . - . . >: ° ;e, у .. ° д.. . ° ° ° г. .Ф, °:;у., е. ... y °:. +, .. ° ° ° . . ..., . ° . . °, .. ., ... ..: ... o
: " " . ° . :i - : -:î - ..î . ..: р, ..
puzz
1 4 264 б1
:o. .. e. 0 Э . -O ., .ф. ° .. ". o: .:О. . Ф . . Ф. ;: О, . o . .. Ю:: 0 . . o 4 e t ° . O .:,O: ., ... O 44... + .Ф-. .jj."0 o о-..ф.... е. - o :,- ;+. :. o . . y е. е - р . . . 4 y - о . . е .о . .
1426461
l 4264 б1! 42646!
71 фЮ. 7
1426461
i 42б4б1
1426461
1426461
Составитель Л.Березкина
Техред М.Дидык Корректор В.Бутяга
Редактор Н.Бобкова
Тираж 459 Подписное
ВПИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Заказ 4788/59
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4