Гидропята центробежного насоса
Изобретение м. б. использовано для осевой разгрузки роторов центробежных насосов , в частности питательных насосов тепловых электростанций. Цель изобретения - повышение надежности гидропяты путем увеличения несущей способности. Закрепленный на валу 1 разгрузочный диск 2 и установленная в корпусе 3 пята 4 образуют торцовыми поверхностями дроссе. 1прующ ю цепь 5 и разгрузочную камеру 6. Торцовая поверхность пяты выполнена гладкой, а на торцовой поверхности диска 2 выполнены спиральные канавки, сообщенные с камерой 6 и развернутые вогнутостью в сторону направления вращения диска 2. На торцовой поверхности диска м. б. выполнена кольцевая канавка, и спиральные канавки сообщены с последней. При вращении диска 2 вместе с ротором насоса жидкость, находящаяся в каждой канавке, взаимодействует с ее стенками и благодаря развороту вогнугостей спиралей в сторону вращения создает гидродинамический подпор, препятствующий протеканию жидкости к периферии диска 2 вплоть до ее обратного движения к центру вращения. Это сопровождается повыщением давления в канавках и, следовательно, увеличение.м несущей способности гидропяты. I 3. п. ф-лы, 4 ил. с S сл
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
„„SU„„1435839 A 1
m 4 F 04 D 29 04
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А BTOPCHGMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4185718/25-06 (22) 22.01.87 (46) 07.11.88. Бюл. № 41 (7! ) Уральский филиал Всесоюзного теплотехнического научно-исследовательского института им. Ф. Э. Дзержинского (72) А. Н. Раевский и Н. Ф. Дачко (53) 621.671 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 207735, кл. F 04 D 29/04, 1966.
Авторское свидетельство СССР № 1143882, кл. F 04 D 29/04, 1984. (54) ГИДРОПЯТА ЦЕНТРОБЕЖНОГО
НАСОСА (57) Изобретение м. б. использовано для осевой разгрузки роторов центробежных наcocos, в частности питательных насосов тепловых электростанций. Цель изобретения — повышение надежности гидропяты путем увеличения несущей способности. Закрепленный на валу 1 разгрузочный диск 2 и установленная в корпусе 3 пята 4 образуют торцовыми поверхностями дросселирующую цепь 5 и разгрузочную камеру 6. Торцовая поверхность пяты выполнена гладкой, а на торцовой поверхности диска 2 выполнены спиральные канавки, сообщенные с камерой
6 и развернутые вогнутостью в сторону направления вращения диска 2. На торцовой поверхности диска м. б. выполнена кольцевая канавка, и спиральные канавки сообщены с последней. При вращении диска 2 вместе с ротором насоса жидкость, находящаяся в каждой канавке, взаимодействует с ее стенками и благодаря развороту вогнугостей спиралей в сторону вращения создает гидродинамический подпор, препятствующий протеканию жидкости к периферии диска 2 вплоть до ее обратного движения к центру вращения. Это сопровождается повышением давления в канавках и, следовательно, увеличением несущей способности гидропяты. 1 з. п. ф-лы, 4 ил.
1435839
Изобретение относится к насосостроепию и может быть использовано для осевой разгрузки роторов центробежных насо-сов, в частности, питательны.х насосов тепловых электростанций.
Цель изобретения — — повышение надежности путем увеличения несущей способности.
На фиг. Iи:зображена гидропята центробежного насоса, продольный разрез; на фиг. 2 — — сечение А-А на фиг. 1: на фиг. 3— сечение А-А на фиг. 1 при выполнении на диске кольцевой канавки; на фиг. 4 — сечение Б-Б на фиг. 3.
Гидропята центробежного насоса содержит закрепленный на валу 1 разгрузочный диск 2 и установленнучо в корпусе 3 пяту 4, образующие торцовыми поверхностями дросселирующую щель 5 и разгрузочную камеру 6, сообщенную с зоной высокого;Iàâëåíèÿ кольцевой щелью 7 и посредством дросселирующей щели 5 -- с зоной 8 низкого давления. Тор говая поверхность пяты 4 выполнена гладкой, а на торцовой поверхности диска 2 выполнены канавки
9, сообщенные с разгрузочной камерой 6.
Канавки 9 выполнены спиральными и развернуты вог нутостыо в сторону направления вращения диска 2 (направление врагцег ия показано стрелкой) . Нэ торцовой поверхщхсти диска 2 может быть выполнена кольцевая канавка О, и спиральные канавки 9
i ообгцены с последней (фиг. 3).
Гидропята центробежного насоса раоотает следуюпгим образом.
lipid наличии перепада давлений жидкости, срабатывасмого в щели 5 между торцовыми поверхностями диска 2 и пяты автоматически устанавливается такая величина зазора щели 5, которая обеспечивает равновесие ротора. При этом жидкость перетекает из камеры 6 в зону 8 низкого дггвлеиия, препятствуя непосредственному контакту поверхностей диска 2 и пяты 4.
При вращении диска 2 вместе с ротором насоса (направление вращения на фиг. 2 и 3 указано стрелкой) жидкость, находящаяся в каждой канавке 9, взаимодействует с ее стенками и благодаря развороту вогнутостей спиралей в сторону вращения создает гидродинамический подпор, препятствующий протеканию жидкости к периферии диска 2 вплоть до ее обратного движения к центру вращения. Это сопровождается повышением давления в канавках 9, а следовательно, и увеличением несущей способности гидропяты. Жидкость, протекающая по щели 5, пересекает канавки 9 и 10 под углом, близким к прямому, благодаря чему максимально увеличивается гидродинамическое сопротивление щели 5 и ее зазор. Это повышает надежность и ресурс гидропяты.
Параметры спиралей и количество канавок 9 определяется гидродинамическим расчетом устройства для конкретной конструкции и условий ее эксплуатации. При этом они могут бьгть выбраны так, что в канавках 9 организуется противоток жидкости, направленный к центру вращения диска 2 и ком20 пенсирующий расход жидкости через щель 5.
Это позволяет снизить расход жидкости через гидропяту до минимума и увеличить экономичнос..-ь ее работы.
Формула изобретения
25 !. Гидропята центробежного насоса, содержагцая закрепленный на валу разгрузочный диск и уcTBHQBëåííól0 l3 корпусе пяту, образующие торцовыми поверхностями
3Q дросселирующую щель и разгрузочную камеру, сообщенную с зоной высокого давления и посредством дросселирующей щели— с зоной низкого давления, при этом торцовая поверхность пяты выполнена гладкой, а на ToplloBoH поверхности диска выполнены канавки, сообщенные с разгрузочной камерой, от.гггнагощаяся тем, что, с целью повышения надежности путем увеличения несугцей способности, канавки выполнены спиральными и развернутыми вогнуTocTblo в сторону направления вращения диска.
2. Гидропята по и. 1, отлинаюигаяся тем. что на торцовой поверхности диска выполнена кольцевая канавка, а спиральные канавки сообщены с последней.
1435839
A-А
Составитель Л. Анисимова
Редактор В. Бугренкова Техред И. Верес Корректор Л. Патай
Заказ 5627/34 Тираж 574 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4