Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания

 

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (gg 4 F 01 Р 3/20

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ aum

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 4112818/25-06 (22) 27.03.86 (46) 07.12.88; Бюл. № 45 (75) А. П. Романов и В. Н. Тимофеев (53) 621.43-713 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1048143, кл. F 01 P 3/20, 1982. (54) СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (57) Изобретение позволяет повысить эффективность охлаждения. Во внутренний контур 1 циркуляции охлаждающей жидкости включены рубашка охлаждения двигателя 2, циркуляционный насос 3 и каналы жидкостно-жидкостного теплообменника (ТО) 4 для жидкости этого контура. Во внешний контур

„„SU„„1442681 А 1

5 циркуляции охлаждающей жидкости включены ТО 6, жидкостный насос 7 и каналы ТО 4 для жидкости контура 5. Контур 1 выполнен с каналом 11 перепуска жидкости мимо ТО 4 и в нем установлены терморегулятор 12, тепловой датчик 13 подключения электротермоохладителя (ЭТО) 8 к источнику тока и ТО 10 холодных спаев ЭТО 8.

Контур 5 выполнен с трубопроводом 15 перепуска жидкости мимо ТО 4. Параллельно TO

4 подключен ТО 9 горячих спаев ЭТО 8.

Таким образом ЭТО 8, выполняя функцию дополнительного ТО, позволяет поддерживать температурный режим охлаждения при повышенных нагрузках и исключает перегрев двигателя при перегрузках. 2 ил.

1442681

Формула изобретения

Изобретение относится к м ашиностроению, в частности к двигателестроению, а именно к системам жидкостного охлаждения двигателей внутреннего сгорания.

Цель изобретения — повышение эффективности охлаждения.

На фиг. 1 представлена схема системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания; на фиг. 2 — схема включения электротермоохладителя.

Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания содержит внутренний контур 1 циркуляции охлаждающей жидкости, включающий рубашку охлаждения двигателя 2, циркуляционный насос 3 и каналы жидкостно-жидкостного теплообменника 4 для жидкости этого контура, внешний контур 5 циркуляции охлаждающей жидкости, включающий дополнительный теплообменник 6, жидкостный насос 7 и каналы жидкостно-жидкостного теплообменника 4 для жидкости внешнего контура 5. Система охлаждения снабжена электротермоохладителем 8 и теплообменниками 9 и 10 соответственно горягих и холодных спаев последнего, первый из которых включен во внешний контур 5 циркуляции охлаждающей жидкости параллельно жидкостно-жидкостному теплообменнику 4, а второй установлен в канале 11 перепуска жидкости внутреннего контура 1 мимо жидкостно-жидкостного теплообменника 4, и в этом канале установлены первый терморегулятор 12 и тепловой датчик 13 подключения электротермоохладителя 8 к источнику 14 тока. Внешний контур 5 циркуляции жидкости выполнен с трубопроводом 15 перепуска жидкости мимо жидкостно-жидкостного теплообменника 4 и в нем установлен второй терморегулятор 16.

Тепловой датчик 13 подключения электротермоохладителя выполнен в виде делителя терморезисторов 17 и 18 и переменного резистора 19 и подключен через усилитель 20 к реле 21, кочтакты 22 которого включены в цепь питания электротермоохладителя 8.

Система работает следующим образом.

После запуска двигателя 2 охлаждающая жидкость внутреннего контура 1 циркуляционным насосом подается в рубашку охлаждения двигателя через жидкостно-жидкостный теплообменник 4. Температура жидкости этого контура контролируется тепловым датчиком 13 подключения электротермоохладителя 8. Одновременно с внутренним начинает работать и внешний контур циркуляции, направляя часть жидкости в жидкостно-жидкостный теплообменник 4, где жидкость внутреннего контура 1 отдает тепло жидкости внеш него контура 5.

Количество жидкости внутреннего контура 1, подаваемой в жидкостно-жидкостный теплообменник 4 и теплообменник 10 холодных спаев электротермоохладителя, регулируется первым терморегулятором 12, а

35 а0

55 количество жидкости внешнего контура 5, перепускаемой мимо теплообменника 9 горячих спаев и жидкостно-жидкостного теплообменника 4, регулируется вторым терморегулятором 16. При увеличении температуры жидкости внутреннего контура 1 увеличивается температура жидкости внешнего контура 5 и второй терморегулятор 16 перекрывает сечение трубопровода 15 перепуска жидкости.

При достижении температуры жидкости внутреннего контура 1 некоторого порогового значения (например, 90 С) в тепловом датчике 13 подключения электротермоохладителя 8 увеличивается ток, и через усилитель 20 включается реле 21, которое своими контактами 22 замыкает цепь питания электротермоохладителя 8, и он начинает поглощать тепло жидкости внутреннего контура 1, охлаждая ее.

Тепло, выделяемое на горячих спаях, поглощается жидкостью внешнего контура 5, при этом повышается эффективность теплосъема в дополнительном теплообменнике 6.

При снижении температуры жидкости внутреннего контура 1 электротермоохладитель выключается. Электротермоохладитель жидкости, имея такие достоинства, как компактность, массоэнергетические характеристики, надежность, стабильность и быстродействие, обеспечивает оптимальные температурные режимы системы охлаждения и исключает перегрев двигателя.

Таким обоазом, электротермоохладитель жидкости, выполняя функцию дополнительного теплообменника, позволяет поддерживать температурный режим охлаждения при повышенных нагрузках и исключает перегрев двигателя при перегрузках.

Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания, содержащая два контура циркуляции охлаждающей жидкости: внутренний и внешний, в первый из которых включены рубашка охлаждения двигателя, циркуляционный насос и каналы жидкостно-жидкостного теплообменника для жидкости этого контура, а во второй — дополнительный теплообменник, жидкостный насос и каналы жидкостно-жидкостного теплообменника для жидкости внешнего контура, отличаю,цаяся тем, что, с целью повышения эффективности охлаждения, система снабжена электротермоохладителем и теплообменниками горячих и холодных спаев последнего, двумя терморегуляторами, первым и вторым, и тепловым датчиком подключения термоохладителя к источнику тока, причем внутренний контур выполнен с каналом перепуска жидкости мимо жидкостно-жидкостного тепло обменника и в нем установлены первый терморегулятор, тепловой датчик подключения

1442681

Составитель Л. Черный

Редактор И. Шулла Техред И. Верес Корректор A. Обручар

3а к аз 6336/30 Тираж 492 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий .113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 электротермоохладителя и теплообменник холодных спаев, а внешний контур выполнен с трубопроводом перепуска жидкости с установленными в нем вторым терморегулятором, мимо жидкостно-жидкостного теплообменника и параллельно последнему теплообменнику подключен теплообменник горячих спаев.

Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к двигателестроению и позволяет повысить эффективность охлаждения двигателя

Изобретение относится к двигателестроению и позволяет повысить надежность системы охлаждения двигателя и снизить затраты энергии на охлаждение

Изобретение относится к двигателестроению и позволяет снизить затраты энергии на регулирование теплового состояния двигателя

Изобретение относится к машиностроению, а более конкретно к двигателестроению и, в частности, к системам охлаждения двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к машиностроению, в частности к силовым установкам транспортных средств, а именно к системе жидкостного охлаждения двигателей внутреннего сгорания с турбонаддувом

Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению, а именно к системам жидкостного охлаждения двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к охлаждению двигателей

Изобретение относится к машиностроению, а именно к системам охлаждения двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к двигателестроению, а именно к системам охлаждения двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к приводным агрегатам, в частности к приводным агрегатам для автомобилей с двигателем внутреннего сгорания, охлаждающей системой с вентилятором, трансмиссией и гидродинамическим ретардером со статором, ротором и корпусом

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в системах охлаждения и подогрева двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области машиностроения, преимущественно к двигателям внутреннего сгорания, имеющим двух- либо одноконтурную систему охлаждения
Наверх