Устройство для испытания междувитковой изоляции обмоток электрических машин
Изобретение относится к электроизмерительной технике и позволяет повысить точность испытания междувитковой изоляции обмоток электрических машина В устройстве испытание электричеслой прочности междувитковой изоляции обмоток производится коммутационными импульсами. Проверяемая обмотка 10 запитывается от генератора 1 тока через диод 2 и резистор на который подаются от генератора 4 высоковольтные импульсы в полярности, запирающей диод 2. С момента запирания диода 2 протекание тока через обмотку 10 от генератора 1 тока прекращается, и на ее выводах индуцируется высокое напряжение. Параллельно обмотке 10 подключена цепь разрядника 5, который по достижении обмоткой 10 напряжения, равного его пробою, пробивается и сразу гаснет. Процесс пробивания разрядника 5 многократно повторяется, создавая на зажимах обмотки 10 пачку пилообразных импульсов, имитируюгдих -- импульсы, возникающие на зажимах обмотки электрической машины при ее отключении от питающей сети в процессе эксплуатации. 2 ил.
СОЮЗ СОНЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51)4 G 01 R 31 06
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР, ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (61) 859968 (2I) 4280008/24-21 (22) 20.04.87 (46) 07.12.88, Бюл. tb 45 (71) Научно-исследовательский, проектно-конструкторский и технологи" ческий институт электромашиностроения (72) В,С.Смирнов (53) 621. 317 (088. 8) (56) Авторское свидетельство СССР
Р 859968, кл. С 01 R 31/06, 1979. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИСПЬГХАНИЯ МЕ11ЦУВИТКОВОЙ ИЗОЛЯЦИИ ОБМОТОК ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН (57) Изобретение относится к электроизмерительной технике и позволяет повысить точность испытания междувитковой изоляции обмоток электрических машин. В устройстве испытание электричес.<ой прочности междувитковой
„.Я0„„1442944 А 2 изоляции обмоток производится коммутационными импульсами. Проверяемая обмотка 10 запитывается от генератора i тока через диод 2 и резистор ?, на который подаются от генератора 4 высоковольтные импульсы в полярности, запирающей диод 2. С момента запирания диода 2 протекание тока через обмотку 1О от генератора
1 тока прекращается, и на ее выводах индуцнруется высокое напряжение.
Параллельно обмотке 10 подключена цепь разрядника 5, который по достижении обмоткой 10 напряжения, равного его пробою, пробивается и сразу гаснет, Процесс пробивания разряд.ника 5 многократно повторяется, создавая на зажимах обмотки 10 пачку пилообразных импульсов, имитирующих импульсы, возникающие на зажимах обмотки электрической машины при ее отключении от питающей сети в процессе эксплуатации. 2 ил.
1442944
Изобр пе о гноеl!J c)I к электроизмерительной технике, может быть использовано при создании устройств контроля электрических машин и является усовершенствованием устройства по основному авт. св. ¹ 859968.
Цель изобретения — повышение достоверности результатов испытания за счет формирования в процессе испытания на зажимах испытательной обмотки импульсов, близких по форме к импульсам, возникающим в эксплуатационных режимах, в частности в момент отключения от сети электричес" 15 кой машины с помощью коммутационной аппаратуры, На фиг. 1 представлена схема устройства; на фиг. 2 — график изменения напряжения Ы на зажимах испытуемой обмотки.
Устройство соцержит генератор 1 тока, первый диод 2, резистор 3.. генератор 4 высоковольтных импульсов, разрядник 5, второй диод 6, конденсатор 7, управляемый разрядник 8, элемент 9 задержки. На фиг. i изобра" жена также проверяемая обмотка 10, Плюсовой вывод генератора 1 тока соединен с первым выводом для нод- 30 ключения проверяемой обмотки 10, а минусовой вывод соединен с минусе:вым выводом генератора 4 высоковольтных импульсов, через резистор 3 с плюсовым выводом генератора 4 высоковольт3l ных импульсов и катодом первого диода 2, анод которого соецинен с вторым выводом для подключения проверяемой обмотки 10. Плюсовой вывод генератора 1 тока через последовательно соединенные разрядник 5, второй диод б в обраTHQM HBIIpGBJIeHHH и конденсатор
7 соединен с анодом первого диода 2.
Параллельно конденсатору 7 включен управляемый разрядник 8, управляющий электрод которого соединен с первым выходом элемента 9 задержки, второй выход которого соединен с соответствующим электродом управляемого разряд. ника 8. Первый и второй входы элемента 9 задержки соединены соответственно с плюсовым и минусовым выводами генератора 4 высоковольтных импуль" сов..
Устройство работает следующим образом.
Подключают генератор 1 тока к проверяемой обмотке 10 соглаcío схеме на фиг. 1. Подают на резистор 3 от генератора 4;! . ïóëüñû, кс, .-: ..:е создают падение напряжения на резисторе 3 в полярности, запирающей диод
2, Так как с этого момента времени диод 2 закрыт, протекание тока через обмотку 10 от генератора 1 тока прекращается и ка ее зажимах индуцируется высокое испытательное напряжение. С момента закрывания диода 2 эквивалентная схема испытуемой обмотки представляет собой колебательный контур с индуктивностью Е и эквивалентной емкостью С>, После запирания диода 2 на выводах обмотки 10 напряжение увеличивается в соответствии с
I кривой 0А на фиг. 2. При достижении напряжения на обмотке 10 зпачение
U, =- U> в момент времени сработает разрчдник 5 и = àð,ÿä, накопленный на эквивалентной емкости С испытуемой обмотки 10, мгновенно рас.— пределяется между этой емкостью и конденсатором 7 емкостью С и разряд ". ник 5 гаснет. После указанного распр деления заряда в момент времени напряжение на конденсаторе 7 и . .a обмотке 10 падает до величины опоеделяемой выражением
С момента времени t !. напряже-. ние на испытуемой обмотке 10 вновь увеличивается в соответствии. с кривой аБ на фиг. 2. При достижении напряжения на испытуемой обмотке 10, равного U <, = U> в момент времени вновь сработает разрядник 5 и заряд накопленной на эквивалентной емкости С обмотки 10 мгновенно распределится между "òîé емкостью и конденсатором 7. Разрядник гаснет и.напряжение на испытуемой обмотке
10 снижается до величины U<. Затеи с момента времени t <, напряжение вновь начинает увеличиваться в соот.— ветствии с кривой бВ на фиг. 2.
Далее процессы срабатывания разрядника 5, нарастания и резких спадов напряжения на выводах обмотки 10 повторяются в описанной вьши последовательности. После момента времени г. „., когда основная часть маг" нитной энергии, накопленной в магнитной цепи испытуемой обмотки, рассеет" ся, напряжение на обмотке 10, не до" стигнув величины напряжения срабатыз 14 вания разрядника 5, затухает по экспоненциальному или колебательному закону (в зависимости от соотношения эквивалентных параметров испытуемой обмотки).
После полного затухания возбужденных колебаний с задержкой от момента подачи высоковольтного импульса от генератора 4, определяемой элементом
9 задержки, на управляющий электрод управляемого разрядника 8 поступает запускающий импульс, последний включится и разрядит конденсатор 7. Далее при поступлении от,гейератора 4 высоковольтных импульсов следующего им-, пульса процессы формирования испытательного импульса напряжения на выводах испытуемой обмотки происходят согласно описанному выше.
Изобретение повышает достоьерность испытаний междувитковой изоляции обмоток электрических машин за счет того, что в предлагаемом устройстве в отличие от известного обеспечивается формирование на зажимах испытуемой обмотки высоковольтных импульсов, близких по форме к коммутационным импульсам, возникающим на обмотке электрической машины при
42944
4 отключении ее от сети с помощью контактных коммутационных аппаратов из-за наличия обратного зажигания дуги между их контактами, 5
Формула изобретения
Устройство для испытания междувитковой изоляции обмоток электрических машин по авт. св. ¹ 859968, о т— л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения достоверности испытания, в устройство введены второй диод, конденсатор, элемент задержки, разрядник, управляемый разрядник, причем плюсовой вывод генератора тока через последовательно соединенные разрядник, второй диод в обратном направлении и конденсатор соединен с анодом первого диода, параллельно конденсатору включен управляемый разрядник, управляющий электрод которого соединен с первым выходом элемента задержки, второй выход
25 которого соединен с соответствующим электродом управляемого разрядника, а первый и второй входы элемента задержки соединены соответственно с плюсовым и минусовым выводами генеЗО ратора высоковольтных импульсов.
LLLx