Устройство для автоматического регулирования возбуждения синхронного двигателя преобразовательного агрегата

 

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в главных приводах прокатных станов. Цель изобретения состоит в повышении надежности работы синхронного двигателя путем улучшения демпфирования колебаний ротора синхронного двигате

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я) 4 Н 02 Р 7/36

OllN0AHHE ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А ВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЭОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

Г1РИ ГКНТ СССР (61) 1339862 (21) 4250350/24-07 (22) 27.05.87, (46) 15 ° 01.89 ° Бюл.У 2 (71) Магнитогорский горно-металлургический институт им. Г.И. Носова (72) Г.П. Корнилов, Г.В.Шурыгина и А.С. Карандаев (53) 62383-621.313(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Р 1339862, кл. Н 02 P 7/36, 1986. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ СИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО АГРЕГАТА (57) Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в главных приводах прокатных станов.

Цель изобретения состоит в повышении надежности работы синхронного двигателя путем улучшения демпфирования колебаний ротора синхронного двигате1451828 ля при приложении нагрузки. Устрой-. ство для регулирования возбуждения синхронного двигателя преобразовательного агрегата дополнительно снабжено множительно-делительным блоком

26, усилителем и измерителем 27 тока нагрузки, включенным в цепь нагрузки синхронного двигателя 4, т.е. в цепь якоря генератора 3 постоянного тока. Выход измерителя 27 подключенк первому входу блока 26, второй и третий входы которого соединены соответственно с выходом измерителя 21 напряжения нагрузки и измерителя 24 напряжения в узле нагрузки. Выход блока 26 подключен к одному входу усилителя 25. Второй вход усилителя 25 подключен к измерителю 14 полного тока синхронного двигателя 4.

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводе производственных .механизмов с резкопеременной нагрузкой, проводимых д движение двигате- 5 лями постоянного тока, питаемыми от преобразовательных агрегатов с синхронными двигателями с регулируемым возбуждением. К числу таких электро-. приводов относятся главные электро- 1О приводы прокатных станов.

Целью изобретения является повьппе. . ние надежности работы синхронного двигателя путем улучшения демпфирования колебаний ротора при приложении нагрузки.

На фиг. 1 представлена принципиаль. ная электрическая схема устройства для автоматического регулирования воз буждения синхронного двигателя преобразовательного агрегата; на фиг,2графики изменения полного тока синхронного двигателя Е д= f1() и активной составляющей тока статора

Т: сд= К.g(t) oT времени; на фиг ° 3 график отклонения полного тока статора синхронного двигателя от его активной составляющей Е асд- Е д =

= йз(а).

Устройство для автоматического регулирования возбуждения синхронного двигателя преобразовательного агВыход усилителя соединен с одним из входов П-регулятора 11 задания тока возбуждения синхронного двигателя 4. В устройстве сигнал обратной связи по отклонению полного тока синхронного двигателя 4 от его активной составляющей контролирует момент, развиваемый двигателем 4, и момент нагрузки на валу и может быть сформирован с помощью множительного блока 26, на вход которого поступает три сигнала: один — пропорциональный току двигателя 2 постоянного тока, другой - пропорциональный напряжению на зажимах якоря двигателя 2 по.стоянного тока, третий — пропорциональный линейному напряжению цепи статора синхронного двигателя 4.

3 ил.

2 регата содержит нагрузочный механизм 1 (фиг. 1), привод которого осуществляется двигателем 2 постоянного тока, который подключен к генератору 3 постоянного тока, соединенному

"с синхронным двигателем 4. Система автоматического регулирования возбуж дением выполнена по принципу подчиненного регулирования с использованием унифицированной блочной системы регуляторов (УБСР) аналогового действия и включает три контура регулирования.

Во внутренний контур регулирования тока возбуждения синхронного двигателя входит возбудитель 5, включающий тиристорный преобразователь 6, предназначенный для питания обмотки 7 возбуждения синхронного двигателя, и систему 8 фазового управления тиристорным преобразователем (СИФУ), ПИ-регулятор 9 тока возбуждения и измеритель тока возбуждения, роль которого выполняет шунт 10, включенный последовательно с обмоткой 7 возбуждения.

ПИ-регулятор 9 тока возбуждения обеспечивает компенсацию переходной постоянной времени обмотки 7 возбуждения синхронного двигателя ° Вход

ПИ-регулятора 9 тока возбуждения предназначен для подачи сигнала задания з 145182 по току возбуждения от П-регулятора 11 задания тока возбуждения и сигнала обратной связи по току возбуждения от измерителя 10 тока возбуждения.

Второй контур регулирования реактивного тока включает ПИ-регулятор 12 реактивного тока, П-регулятор 11 задания тока возбуждения и измеритель

13 реактивного тока, который имеет два входа: на один подается напряжение, пропорциональное полному току синхронного двигателя с измерителя 14 полного тока статора, а на другойнапряжение сравнения от трансформатора 15 напряжения сети. На вход ПИ-регулятора 12 реактивного тока воздействуют: сигнал задания от П-регулятора 16 напряжения и сигнал обратной связи по реактивному току от измерителя 13 реактивного тока. На вход

П-регулятора 11 задания тока возбуждения подаются: сигнал задания от

ПИ-регулятора 12 реактивного тока и для демпфирования колебаний ротора — сигнал обратной связи по производной активного тока синхронного двигателя с выхода множительно-делительного блока 17, который имеет у> три входа: один подключен к измерителю 18 производной тока нагрузки, включающему компенсационную обмотку

19 и датчик 20 напряжения, другой — к выходу измерителя 21 напряжения нагрузки, содержащего делитель 22 напряжения и датчик 23 напряжения нагрузки, а третий вход соединен с выходом измерителя 24 напряжения в узле нагрузки, вход которого соеди- 40 нен с выходом трансформатора 15. На третий вход П-регулятора 11 задания тока возбуждения для улучшения демпфирования колебаний ротора при набросах и сбросах нагрузки через уси- 45 литель 25 подается сигнал обратной связи по отклонению полного тока статора синхронного двигателя от его активной составлякщей, пропорциональный разности сигналов с выходов измерителя 14 полного тока статора и множительно-делительного блока 26, реализующего зависимость

Ióñð, <4 рсд сд, I У 9 )

"?сьСигнал обратной связи по отклонению полного тока статора синхронного двигателя 4 от его активной составляющей, поступающий с выхода усилителя

25 и равный разности сигналов с выхода измерителя 14 полного тока статора и множительно-делительного устройства 26, на первый вход которого поступает сигнал с выхода датчика 23 напряжения нагрузки, пропорциональный напряжению на двигателе 2 постоянного тока и снимаемый с делителя 22 напряжения, на второй — сигнал с выхода измерителя 24 напряжения в узле нагрузки, снимаемый с трансформатора 15 напряжения сети и пропорциональныи напряжению цепи статора синхронного двигателя 4, а на третий — сигнал с выхода измерителя 27 тока нагрузUqIg осд 0

Множительно-делительный блок 26 имеет три входа: один вход соединен с выходом измерителя 21 напряжения нагрузки, другой — с выходом измерителя 24 напряжения в узле нагрузки, а третий — с выходом измерителя тока нагрузки„роль которого выполняет шунт 27.

Внешний (третий) контур регулирования напряжения включает П-регулятор 16 напряжения и измеритель 24 напряжения в узле нагрузки. На вход

D-регулятора 16 напряжения подаются сигналы задания на напряжение в узле нагрузки U и сигнал обратной связи по напряжению в узле нагрузки, который поступает с измерителя 24 напряжения в узле нагрузки.

Устройство работает следующим образом.

Нагрузочный механизм 1 приводится во вращение двигателем 2 постоянного тока, который питается по системе Г-Д от генератора 3 постоянного тока, привод которого осуществляется синхронным двигателем 4. Oбмотка 7 возбуждения синхронного двигателя питается от возбудителя 5, представляющего тиристорный преобразователь 6 с управлением от СИФУ 8.

В установившемся режиме при работе с постоянной нагрузкой полный ток синхронного двигателя 4 практически равен его активной составляющей, так как реактивная составляющая тока двигателя 4 I «„ не превышает обычно

10-20Х и для стабилизации напряжения на двигателем поддерживается постоянной, т.е.

5 14 ки, пропорциональный току двигателя

2 постоянного тока, практически равен нулю. Сигнал с выхода множительно-делительного блока 17 также равен нулю, так как ток двигателя постоян, ного тока не изменяется и напряжение на компенсационной обмотке П ко = Тя

= 0 т.е. чер ез датчик 20 К0 de Э е ° напряжения измерителя 18 производной тока нагрузки на один из входов множительно-делительного устройства 17 подается нуль, что обеспечивает нулевой выход множительно-делительного блока 17, несмотря на неравенство ,нулю двух других входов, на один из которых поступает сигнал с выхода датчика 23 напряжения нагрузки, на другой — сигнал с выхода измерителя 24 напряжения в узле нагрузки.

Задание на ток возбуждения синхронного двигателя 4 определяется только заданием на напряжение в узле нагруз ки и напряжением в узле нагрузки (сигнал поступает с измерителя 24 напряжения в узле нагрузки), так как реактивный ток синхронного двигателя, для выделения которого на вход измерителя 13 реактивного тока подаются сигналы с измерителя 14 полного тока статора и трансформатора 15 напряжения сети, равен нулю.

При изменении режима работы нагрузочного механизма 1 изменяется нагрузка на двигатель 2 постоянного тока и его ток I . При увеличении I< выход множительно-делительного устройства 2б, реализующего зависимость (1), увеличивается пропорционально активной составляющей тока статора I A синхронного двигателя 4. Возникающие при изменении нагрузки колеба ния ротора синхронного двигателя 4 приводят к колебаниям момента и соответствующим колебаниям полного тока I- д синхронного двигателя 4 (фиг. 2)

Сигнал обратной связи по отклонению полного тока статора синхронного двигателя 4 от его активной составляющей, равный разности сигналов с выхода измерителя 14 полного тока статора и множительно-делительного устройства 26, поступающий через усилитель 25 на вход П-регулятора 11 задания тока возбуждения, носит колебательный характер (фиг. 3). При этом на участках, где I больше

Х, д (участки t„- t,, t>- t и т.д.51828 6 фиг. 2, 3), формируется сиг нал, способствующийй уменьшению тока возбуждения, а значит, и момента, развиваемого синхронным двигателем 4, и, напротив, на участках где I меньше

Iacp (участки to t,, — t> и т.д.фиг. 2, 3), формируется сигнал, увеличивающий ток возбуждения и элект10 ромагнитный момент синхронного двигателя 4. Таким образом, задание на ток возбуждения изменяется пропор-. ционально отклонению полного тока статора синхронного двигателя 4 от

15 его активной составляющей и изменения тока возбуждения приводят к появлению дополнительных вращакицих, моментов, демпфирующих колебания ротора синхронного двигателя.4.

20 При увеличении тока двигателя постоянного тока I на компенсацион ной обмотке 19 появляется сигнал, пропорциональньй скорости изменения нагрузки,. который через датчик 2О напряжения подается на вход множительно-делительного блока 17, на два других входа которого подаются сигналы, пропорциональные линейному напряжению цепи статора синхронного двиЗ0 гателя (с измерителя 24 напряжения в узле нагрузки) и напряжению нагрузки (с выхода измерителя 21 напряже ния нагрузки) . Множительно-делительный блок 17 формирует сигнал, пропорциональный скорости изменения активного тока синхронного двигателя 4, который поступает на вход П-регулятора 11 задания тока возбуждения. Задание на ток возбуждения увеличивает40 ся пропорционально скорости изменения активного тока синхронного двигателя 4. ПИ-регулятор 9 тока возбуждения обеспечивает компенсацию переходной постоянной времени обмотки 7

4б возбуждения синхронного двигателя, поэтому ток возбуждения синхронного двигателя 4 успевает изменяться синхронно с изменениями нагрузки.Увеличение тока возбуждения приводит.к увеличению электромагнитного момента, развиваемого синхронным двигателем 4, и динамическая устойчивость синхронного двигателя 4 повышается тем больше, чем быстрее будет Б изменяться ток возбуждения при изменении нагрузки.

Поскольку вырабатываемая синхронной машиной реактивная мощность строго зависит от мощности нагрузки, на10

Фор мул а

7 14 пряжения синхронного двигателя 4 и тока возбуждения, динамические изменения нагрузки приводят к изменению реактивной мощности и реактивного тока, вырабатываемых синхронной машиной, а следовательно, и к колебаниям напряжения на шинах сети. Для поддержания напряжения на заданном уровне используются обратные связи по напряжению синхронного двигателя и реактивному току, которые заводятся на входы соответственно П-регулятора 16 напряжения и ПИ-регулятора

12 реактивного тока и формируют увеличение тока возбуждения. Отрицательная обратная связь по току возбуждения синхронного двигателя 4, осуществляемая путем подачи сигнала с измерителя 10 тока возбуждения на вход ПИ-регулятора 9 тока возбуждения, повышает быстродействие системы, так как это эквивалентно уменьшению постоянной времени обмотки возбуждения.

Введение в устройство для автомаьгического регулирования возбуждения синхронного двигателя преобразовательного агрегата указанных блоков позволит, во-первых, повысить надежность работы синхронного двигателя путем устранения возможности его выпадения из синхронизма за счет улучшения демпфирования колебаний ротора при приложении нагрузки, так как контролируется момент нагрузки на валу и момент, развиваемый двигателем; во-вторых, демпфирование колебаний ротора уменьшает колебания тока

51828 статора. синхронного двигателя и колебания напряжения в узле нагрузки по величине и частоте, т.е. повышается качество напряжения в уз е нагруз5 ки; в-третьих, уменьшение колебании тока статора синхронного двигателя снижает тепловые потери, что приводит к экономии электрической энергии. изобретения

Устройство для автоматического регулирования возбуждения синхронного двигателя преобразовательного агрегата по авт.св. У 1339862, о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности работы синхронного двигателя путем улучшения демпфирования колебаний ротора при приложении нагрузки, в устройство дополнительно введены множительно-делительный блок с тремя входами, двухвходовый усилитель и измеритель тока на25 грузки, включенный в цепь нагрузки синхронного двигателя, выход которого соединен с первым входом дополнительно введенного множительно-делительного блока, второй вход которого

ЗО соединен с выходом измерителя напряжения нагрузки, а третий вход подключен к выходу измерителя напряжения в узле нагрузки, а выход соединен с одним из входов дополнительно вве35 денного усилителя, второй вход котсрого соединен с выходом измерителя полного тока, а выход подключен к од-.. ному из входов регулятора задания тока возбуждения.

1451828

Составитель А. Головченко

Редактор А. Маковская . Техред Л.Сердюкова КоРРектоР М. Васильева

Заказ 7089/54 Тираж. 548 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проентная, 4

Устройство для автоматического регулирования возбуждения синхронного двигателя преобразовательного агрегата Устройство для автоматического регулирования возбуждения синхронного двигателя преобразовательного агрегата Устройство для автоматического регулирования возбуждения синхронного двигателя преобразовательного агрегата Устройство для автоматического регулирования возбуждения синхронного двигателя преобразовательного агрегата Устройство для автоматического регулирования возбуждения синхронного двигателя преобразовательного агрегата Устройство для автоматического регулирования возбуждения синхронного двигателя преобразовательного агрегата 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах общепромьшшенных механизмов

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах насосных установок

Изобретение относится к электро технике и может быть использовано для управления нерегулируемым при 1/ постоянной частоте асинхронньм электродвигателем с короткозамкнутым ротором

Изобретение относится к электротехнике

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в механизмах, работающих в длительном режиме с переменным моментом статической нагрузки

Изобретение относится к электро-: технике и может быть использовано в прокатных станах

Изобретение относится к электротехнике

Изобретение относится к электротехнике .- Целью изобретения является повышение надежности и эффективности

Изобретение относится к области добычи нефти и других пластовых жидкостей и может быть использовано в процессе эксплуатации скважин эпектропогружными насосами

Изобретение относится к электротехнике и позволяет повысить надежность регулирования напряжения и уменьшить потери энергии в двигателе и питающей сети

Изобретение относится к электротехнике и радиотехнике

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в установках, требующих плавного и автоматического регулирования скорости механизмов

Изобретение относится к электротехнике, а точнее к системам управления реактивным индукторным электродвигателям для автомобильной техники

Изобретение относится к области электротехники, в частности к электроприводу переменного тока повышенной частоты с асинхронными электродвигателями

Изобретение относится к электроприводу на основе асинхронных электрических машин и может быть использовано в различных отраслях народного хозяйства

Изобретение относится к локомотивостроению

Изобретение относится к области электротехники, а именно к электроприводам переменного тока с асинхронными электродвигателями
Наверх