Асинхронный электропривод для грузоподъемного механизма

 

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано Р грузоподъемных механизмах. Целью изобретения является улучшение энергетических и динамических показателей , путем уменьшения тормозных моментов и повьшение перегрузочной способности. Дня этого в асинхронном электроприводе для грузоподъемных механизмов с помощью вычислителя 34 внутренней ЭДС двигателя 19, сумматоров 44-46, 57-59, усилителей 47-49, выпрямителей 50-52 фазных ЭДС и выпрямителей 35-37 линейных ЭДС обеспечивается отрицательная обратная связь по модулю ЭДС. Сигнал по модулю ЭДС организуется на вькоде сумматора 53 и сравнивается в сумматоре 54 с сигналом блока 55 задания закона соответствия напряжешш частоте . По результатам сравнения посредствомрегулятора 56 ЭДС, сумматоров 57, 58, 59 организуется формирование дополнительных сигналов уп - равления ключами 1-18 непосредственного преобразователя частоты, обеспечивающих уменьшение влияния внутренней обратной связи по ЭДС на ток двигателя 19 в режиме холостого хода и при малых нагрузках. В результате увеличивается перегрузочная способность, уменьшается энергопотребление . 4 ил. ю (Л

СОЮЗ СОНЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (51) 4 Н 02 Р 7/42

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСКОМЪ(СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

flO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4053391/24-07 (22) 08.04.86 (46) 15.01.89. Бюл. Р 2 (71) Белорусский политехнический институт ., 2) А,А. Семченко, Н.M. Улащик и Б.И. Фираго (53) 62-83: 621.316. 718. 5 (088. 8) (56) Авторское свидетельство СССР Р 1145445, кл. Н 02 Р 7/42, 1985.

Авторское свидетельство СССР

К 1111244, кл. Н 02 Р 7/42, 1984. (54) АСИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД ДЛЯ

ГРУЗОПОДЪЕМНОГО МЕХАНИЗМА (57) Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в грузоподъемных механизмах. Пелью изобретения является улучшение энергетических и динамических показателей путем уменьшения тормозных моментов и повьппение перегрузочной способности. Для этого в асинхронном электроприводе для грузоподъемных

„„ЯО„„М51829 А1 механизмов с помощью вычислителя 34 внутренней ЭДС двигателя 19, сумматоров 44-46, 57-59, усилителей 47-49, выпрямителей 50-52 фазных ЭДС и выпрямителей 35-37 линейных ЭДС обеспечивается отрицательная обратная связь по модулю ЭДС ° Сигнал по модулю ЭДС организуется на выходе сумматора 53 и сравнивается в сумматоре 54 с сигналом блока 55 задания закона соответствия напряжения частоте. По результатам сравнения посредством регулятора 56 ЭДС, сумматоров 57, 58, 59 организуется формирование дополнительных сигналов управления ключами i-18 непосредстненного преобразователя частоты, обеспечивающих уменьшение влияния внутренней обратной связи по ЭДС на ток двигателя t9 в режиме холостого хода и при малых нагрузках. В результате увеличивается перегрузочная способность, уменьшается энергопотребление. 4 ил.

1451829

Изобретение относится к электро- технике и может быть использовано в электроприводах грузоподъемных механизмов с широким диапазоном ре5 гулирования частоты вращения.

Делью изобретения является улучшение энергетических и динамических показателей путем уменьшения тормозных моментов и повышении перегрузочной способности.

На фиг. 1 представлена блок-схема асинхронного электропривода для грузоподъемного механизма; на фиг.2— блок-схема системы управления; на

I фиг. 3, 4 — временные диаграммы, поясняющие принцип формирования управляющего входного сигнала системы уп-. равления и ее работу.

Электропривод содержит непосредственный преобразователь частоты, составленный из трех групп тиристоров 1 — 6, 7 — 12, 13 — 18 (фиг. 1).

В каждой группе тиристоры соединены по трехфазной мостовой схеме, выво- 25 ды постоянного тока мостовых схем образуют выходы непосредственного преобразователя частоты, к которым подключены выводы фаз обмотки статора асинхронного двигателя .19 соеди- 30 ненных по схеме звезда. Выводы 20—

22 переменного тока упомянутых мосто- вых схем тиристоров подключены к фазам сети. Управляющие электроды тиристоров 1 — 18 непосредственного преобразователя частоты соединены с выходами системы 23 управления непосредственным преобразователем частоты, снабженной входами управления частотой и амплитудой напряжения пи- 40 тания. Выходы командоаппарата 24 соединены с входами и пороговых схем 25.

Выход и-й пороговой схемы подключен к входу U управления амплитудой напряжения питания системы 23 управления, выходы К пороговьв схем подключены к входу задающего генератора 26 плавно изменяемой частоты, выход которого соединен с входом f плавно изменяемой частоты системы 23 управления. Выходы и-К пороговых схем подключены к входам задающего генератора 27 ступенчато изменяемой частоты, выход которого соединен с входом f> ñòóïåí÷àòo изменяемой час 2 тоты напряжения питания системы 23 управления. В цепи фаз обмотки статора асинхронного двигателя включены датчики 28 — 30 токов и датчики

31 — 33 напряжений. Выходы датчиков

28 — 33 подключены к входам вычислителя 34 фазных ЭДС двигателя, выходы которого соединены с входами выпрямителей 35 — 37 фазных ЭДС двигателя, с первыми информационными входами управляемых коммутаторов 38 — 40 и через инвертирующие усилители 41 - 43— с вторыми информационными входами управляемых коммутаторов соответственно. В электропривод введены первый, второй и третий сумматоры

44 — 46. Первые входы сумматоров 44, 46 объединены и подключены к первому выходу вычислителя 34 фазных ЭДС, второй выход которого соединен с вторым входом сумматора 44 и первым входом сумматора 45, а третий выход вычислителя 34 — с вторыми входами сумматоров 45, 46 °

Выходы суммагоров 44 — 46 через масштабные усилители 47 — 49 соединены соответственно с входами выпрямителей 50 — 52, линейных ЭДС двигателя. Выходы выпрямителей 35 — 37 и

50 — 52 подключены к входам четвертого сумматора 53, выход которого соединен с одним входом пятого сумматора 54. Другой вход сумматора 54 .подключен к выходу блока 55 задания закона соответствия напряжения частоте, входами соединенного с выходами задающих генератороа 26, 27. Выход сумматора 54 подключен к входу регулятора 56 модуля ЭДС двигателя.

Первые входы шестого 57, седьмого 58 и восьмого 59 сумматоров подключены к выходу регулятора 56. Вторые входы сумматоров 57 — 59 подключены к выходам управляемых коммутаторов

38 — 40, управляющие входы которых соединены соответственно с дополнительными выходами системы управления, снабженной дополнительными входами

U » U ч2, U Ч для подключения к выУ1 ходам сумматоров 57-59.

Система 23 управления непосредственным преобразователем частоты со" держит кольцевой сдвигающий регистр

60 (фиг. 2), вход которого образует вход Б „ управления амплитудой напряжения питания, элемент 2ИЛИ 61 с входами, образующими входы f „, 1

f„, системы управления,,узел 62 уп 2 равления, системы импульсно-фазово- го управления (СИФУ) б3 — 65, элементы HE бб — 68, элементы 2ИЛИ 69 — 71, элементы ЗИ 72 — 89 н услители-фор1451829 мирователи 90 — 107. Вход кольцевого сдвиг ающего регистра объединен с входами элементов НЕ 66-68, выходы которых соединены с первыми входами элементов 2ИЛИ 69 — 71 соответ5 ственно, вторые входы элементов 2ИЛИ

69 - 71 подключены к выходам 9„,Я, кольцевого сдвигающего регистра 60.

Выход, элемента 2ИЛИ 69 соединен с одним из входов элементов ЗИ 72, 75, 79 82, 86 и 89. Выход элемента 2ИЛИ 70 — с одним из входов элементов ЗИ 73, 76, 80, 83, 84 и 87, а выход () элемента 2ИЛИ 71 — с одЪ ним из входов элементов ЗИ 74, 77, 78, 81> 85 и 88. Выход Г,. элемента

2ИЛИ 61 подключен к входу узла 63 управления. Первый выход узла 62 управления образует один из дополни- gp тельных выходов системы 23 управления и соединен с вторыми входами элементов ЗИ 72 — 74, второй выход () узла управления соединен с вторыми входами элементов ЗИ 75 — 77; третий 25 выход,образует второй дополнитель ный выход системы управления и подключен к вторым входам элемента ЗИ

78 — 80, четвертый выход Q узла управления соединен с вторымй входами дп элементов 3И 81 — 83; пятый -выход

+ узла управления образует третий дополнительный выход системы управления и соединен с вторыми входами элементов ЗИ 84 — 86, а шестой выход Ч д узла управления соединен с вторыми входами элементов ЗИ 87 -89.

Входы СИФУ 63 — 65 образуют дополнительные входы системы 23 управления, а выходы СИФУ 63 - 65 подключены со- 4О ответственно к третьим входам элементов ЗИ 72 — 77, 78 — 83, 84 — 89, Выходы элементов ЗИ 72 — 89 с входами усилителей-формирователей 90 -107, выходы которых образуют выходы систе- 45 мы 23 управления.

Злектропривод работает следующим образом.

В электроприводе обеспечивается однозонное частотное регулирование 5О частоты вращения асинхронного двигателя (вниз от номинального значения частоты вращения). Номинальная частота вращения двигателя достигается при его работе на частоте питающей сети, при этом в каждой из мостовых схем, образованных тиристорами 1 - 6, 7 — 12, 13 — 18, включается одна пара встречно-параллельных тиристоров, попклю-.енных к различным фаз,".и питающей сети. Команда на работу электропривода в fêазанном режиме (режим коммутатора) подается при включении и-й пороговой схемы 25 при установке рукоятки командоаппарата 24 в крайн :.-; положение. Выбор порядка включения пар встречно-параллельных тиристоров производится в зависимости от комбинации сигналов на входах элементов

ЗИ 72 — 89 от кольцевого сдвигающего регистра 60, узла 62 управления и

СИФУ 63 — 65. Сдвигающий регистр 60 (диаграмма работы фиг. 4) переключается при каждом очередном срабатывании и-й пороговой схемы 25, т.е. при каждом переходе асинхронного двигателя в режим номинальной частоты вращения, кольцевым переключением пар тиристоров в пределах каждой мостовой схемы достигается уменьшение мощности потерь в шестерках тиристоров, формирующих режим максимальной выходной частоты преобразователя (частота питающей сети) °

При работе преобразователя в режим преобразования частоты выходные сигналы кольцевого сдвигающего регистра 60 блокируются элементами

НЕ 66 — 68 и элементами 2ИЛИ 69 — 71.

В этом режиме сигналы 0 „0, 0 „принимают единичные значения (фиг, 4).

Выходные сигналы О„, 0 (+, О -,,+,g (фиг. 3) узла 6? управления, построенного на основе счетчика Джонсона, определяют продолжительность работы катодных и анодных групп тиристоров преобразователя в выпрямительном режиме. Импульсы управления, вырабатываемые СИФУ 63 — 65 в режиме коммутатора, соответствуют углу управления с(= 0 эл.град.

При установке рукоятки командоаппарата 24 в положения, соответствующие переключениям пороговых схем от (и-1)-й до (К+1)-й, выходная час- тота преобразователя определяется задающим генератором 27. При переводе командоаппарата 24 в положение, соответствующее включению К-й пороговой схемы 25, блокируется задающий генератор 27 и включается задающий генератор 26.

При изменении выходной частоты преобразователя изменяется и величина напряжения задания ЗДС по закону

U /< = const обеспечивающему поддержание постоянства перегрузочной спо14518

5 собности двигателя. Эту функцию вы полняет блок 55 задания закона соответствия напряжения частоте, представляющий собой преобразователь часто Б та — напряжение. Вычислитель 34 фаз ных ЭДС и двигателя по сигналам с датчиков 28-30 тока и датчиков 3 1 — 33 напряжения осуществляет вычисление мгновенных значений фазных ЭДС дви- 1р гателя. Выпрямители 35 — 37, 50 — 52 и сумматор 53 приближенно определяют величину модуля ЭДС двигателя как результаты 12-пульсного выпрямления сигналов, пропорциональных фазным и линейным ЭДС двигателя. Сумматоры

44 — 46 предназначены для получения линейных ЭДС двигателя, величина которых уменьшается в ГЗ раз для обеспечения равенства амплитудных значе- 2п ний линейных и фазных ЭДС двигателя ,на масштабных усилителях 47 - 49. На сумматоре 54 осуществляется отрицательная обратная связь по модулю ЭДС двигателя, которая обеспечивает ста- 25 билизацию его величины. Рассогласование с выхода сумматора 54 поступает на вход регулятора 56, представляющего собой ПИ-регулятор, выходной сигнал которого изменяется так, что- gp бы поддержать постоянным модуль ЭДС двигателя, что в свою очередь обеспечивает поддержание постоянства потока асинхронного двигателя в статических режимахо ДвухпОлярные вход ные напряжения управления U> U>

СИФУ 63 — 65, определяющие углы открывания тиристоров преобразователя, Аормируются на сумматорах 57 — 59 как суммы выходного напряжения регулятора 4р

56 и сигналов, пропорциональных фазным ЭДС двигателя, выходной сигнал

Р) (фиг. 3) улла 62 управления "единицей" и разрешает работу катодной группе выходной фазы "а" преобразова- 45 теля, а сигнал Я = работу анодной группе выходной фазы "а" преобразователя. Сигнал .„ поступает на вход управления коммутатора 38. При нулевом значении сигнала на вход сум- 50 матора 57 подается вычисленная мгновенная фазная ЭДС двигателя е, а при единичном значении этого сигналавеличина (-е ), противоположная ей по знаку и полученная на выходе .инвертирующего усилителя 41. Пусть в момент времени t „ дается разрешение на работу анодной группе выходной фазы "а" преобразователя. При этом

29 напряжение U>, поступающее на вход

СИФУ 63, имеет вид, изображенный на фиг. 3 (здесь же показано выходное напряжение У р„ регулятора 56). К концу интервала проводимости анодной группы напряжение U > уменьшается, 1 углы открывания тиристоров увеличиваются, что обеспечивает улучшение работы привода в инверторном режиме (значению напряжения U = 0 при

У1 отсчете от точки естественной коммутации соответствует угол управления = 90 эл.град, а при U (0 выпрями1 тельные группы переходят в инверторный режим работы).

В момент tz дается разрешение на работу катодной группы выходной Аазы "а", и напряжение U,, поступающее на вход СИФУ 63, имеет вид, показанный на фиг. 3.

В моменты изменения выходной частоты задающего екератора 27 возможно значительное изменение продолжительности выходных сигналов узла 62 управления как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения при неизменной величине выходного сигнала регулятора 56. Это может привести к увеличению тока асинхронного двигателя 19 и возникновению больших тормозных моментов. Пусть в момент

t изменилась выходная часть задающего генератора 27 и увеличилась продолжительность выходного сигнала узла 62 управления (Аиг. 3). При этом напряжение U>, уменьшается за счет отрицательного значения вычисленной

ЭДС двигателя (-е ), поступающей на сумматор 57. Углы открывания тиристоров непосредственно преобразователя частоты увеличиваются, что приводит к уменьшению тока, а следовательно, и тормозных моментов. Таким образом, входные напряжения управления U„„ Uy>, U СИФУ 63 — 65 форЬ мируются так, чтобы уменьшить влияние внутренней обратной связи двигателя по ЭДС Hà его ток. СИФУ 63 -65 преобразуют входные сигналы в последовательности импульсов открывания тиристоров, угол открывания которых пропорционален величине входного сигнала и которые подаются на третьи входы элементов ЗИ 72 — 89. На два других входа элементов ЗИ 72 — 89 подаются сигналы с выходов узла 62 управления и преобразованные сигналы с выходов кольцевого сдвигающего ре14518?9

Формула изобретения

Асинхронный электропривод для грузоподъемного механизма, содержащий двигатель с трехфазной обмоткой статора, фазы которой соединены по схеме звезда, непосредственный преобразователь частоты, составленный из трех групп тиристоров, соединенных гистра 60, которые осуществляют кольцевое переключение шестерок тиристоров в режиме коммутатора (в р"жиме преобразования частоты сигналы, Г, <) равны единице). Выходные сигI 5 налы элементов ЗИ 72 -89 после преобразования их с-помощью усилителейформирователей 90 — 107 формируются в сигналы У,-У, включения соответству- 10 ющих тиристоров.

В изобретении поставленная цель— улучшение энергетических и динамических показателей привода — достига,ется за счет введения обратных связей 15 по внутренним координатам асинхронного двигателя. В частности, введение отрицательной обратной связи по модулю ЭДС обеспечивает увеличение перегрузочной способности привода и повышение энергетических показателей за счет уменьшения токов на холостом ходу и при малых нагрузках.

В описанном электроприводе величина магнитного потока Ф сохраняется 25 неизменной при различных нагрузках двигателя, поэтому значение потока на холостом ходу может быть задано значительно меньше номинального Ф„„ = (0,6 ... 0,7) Ф„, Ф„- номинальный 30 поток, что приводит к снижению тока холостого хода до уровня, близкого к току холостого хода двигателя в номинальных условиях питания (т.е. приблизительно в три раза меньше, чем в прототипе).

Таким образом, введение отрицательной обратной связи по модулю ЭДС обеспечивает улучшение энергетических.показателей электропривода за счет значительного снижения энергопотребления при малых нагрузках. При этом одновременно увеличивается перегрузочная способность электропривода и повышается общий коэффициент мощности привода за счет снижения величины магнитного потока (следовательно, и тока намагничивания) при малых нагрузках. в каждой группе по трехфаз ной мосто— вой схеме „с выводами для п одклю ч ения к сети, а выводы по постоянному току мостовых схем образуют выходы непосредственногэ преобразователя частоты, к которым подключены выводы фаз обмотки статсра электродвигателя, систему управления с входами управления частотой и напряжением питания, выходами подключенную к управляющим электродам тиристоров непосредствен1 ного преобразователя частоты, задающие генераторы плавного и ступенчатого изменения частоты, выходы которых соединены со входами управления частотой питания системы управления, и пороговых схем, выходы "K" упомянутых пороговых схем подключены к входам задающего генератора плавно изменяемой частоты, выходы п — К пороговых схем соединены с входами задающего генератора ступенчато изменяемой частоты, выход и-й пороговой схемы подключен к входу управления амплитудой напряжения системы управления, командоаппарат, выходами соединенный с входами п пороговых схем, отличающийся тем, что, с целью улучшения энергетических и динамических показателей путем уменьшения тормозных моментов при переходе с одной частоты вращения на другую, повышения перегрузочной способности, введены блок задания закона соответствия напряжения к частоте, вычислитель фазных ЭДС двигателя, восемь аналоговых сумматоров, три масштабных усилителя, три выпрямителя фазных ЭДС, три выпрямителя линейных

ЭДС двигателя, регулятор модуля ЭДС, три управляемых коммутатора с двумя информационными входами, три инвертирующих усилителя, датчики токов и напряжений обмотки статора двигателя, выходы которых соединены с входами вычислителя фазных ЭДС двигателя, выходы которого соединены с первыми информационными входами управляемых коммутаторов, а через соответствующий инвертирующий усилитель — с вторыми информационными входами управляемых коммутаторов, с входами выпрямителей фазных ЭДС двигателя, при этом первый выход вычислителя фазных ЭДС двигателя подключен к первым входам первого и третьего сумматоров, второй выход вычислителя — к второму входу первого и первому входу второго сум1451829

9 маторов, а третий выход вычислителя разных ЭДС двигателя — к вторым вхо" дам второго и третьего сумматоров, выходы первого, второго и третьего, сумматоров через масштабные усилители связаны с входами выпрямителей линейных ЭДС двигателя соответственно, выходы которых и выходы выпрямителей разных ЭДС двигателя подключе- 1О ны к входам четвертого сумматора, выходом соединенного с одним из входов пятого сумматора, вторым входом подключенного к выходу блока задания соответствия напряжения частоте, вхо- 15 дами подключенного соответственно к выходам задающих генераторов плавно и ступенчато изменяемой частоты, вью ход пятого сумматора соединен с входом регулятора модуля ЭДС двигателя, к выходу которого подключены первые входы шестого, седьмого и восьмого сумматоров, вторыми входами подключенных к выходам управляемых коммутаторов соответственно, управляющие входы которых соединены с дополнительными выходами системы управления, снабженной дополнительными входами для подключения к выходам шестого, седьмого и восьмого сумматоров соответственно.

1451829

Редактор А. Маковская

Заказ 7089/54 Тираж 548 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ С С

С P

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4 ï

A 2

6 /

/ о

Составитель А. Гол овченко

Техред Л.Сердюкова Корректор С. Черни

Асинхронный электропривод для грузоподъемного механизма Асинхронный электропривод для грузоподъемного механизма Асинхронный электропривод для грузоподъемного механизма Асинхронный электропривод для грузоподъемного механизма Асинхронный электропривод для грузоподъемного механизма Асинхронный электропривод для грузоподъемного механизма Асинхронный электропривод для грузоподъемного механизма 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано при создании peгyлиpye я IX колебательных электроприводов с произвольным периодическим законом колебаний в системах управления, контроля, испытаний

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для построения систем электропитания асинхронных электродвигателей от автономных инверторов тока

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в различных отраслях народного хозяйст-i ва

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в прокатных станах, безредукторных цементных мельницах, на судах-

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в го рир-металлургической промышленности

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в нефтяной, горнорудной и металлургической отраслях промышленности

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в промьшшекных системах воспроизведения движения, Hanpimep в станках с числовым программным управлением

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в различньк типах станков и других исполнительных механизмах общепромышленного назначения

Изобретение относится к рельсовым транспортным средствам и непосредственно касается асинхронных тяговых приводов локомотивов

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для регулирования частоты вращения m-фазного электродвигателя переменного тока

Изобретение относится к управляемым электроприводам переменного тока с преобразователями частоты

Изобретение относится к электротехнике, а именно к силовой преобразовательной технике, и может быть применено в частотно-регулируемых приводах с асинхронными двигателями для управления трехфазным непосредственным преобразователем частоты с естественной коммутацией, содержащим по меньшей мере восемнадцать управляемых вентилей (УВ), связывающих фазы источника питания (ИП) частотой f1 с выходными фазными выводами (ФВ) преобразователя

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах регулирования скорости или углового положения нагрузки
Наверх