Вентильный электродвигатель

 

Изобретение относится к элект- .ромашиностроению, в частности к мощным высокоскоростным неявнополюсным двигателям (турбодвигателям). Целью изобретения является повьшение удельной мощности и увеличение надежности электродвигателя. Демпферные гребенки демпферной обмотки 5, размещенные в больших пазах 9, располагают на радиусе, большем радиуса размещения демпферных гребенок 6 пазов обмотки возбуждения 10 вентильного электродвигателя.1 з.п. ф-лы, 3 ил. (Л

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК, Я0„„1453542

54 Н 02 К 29/06, 3/16

Ю ОВЗИ3

ГАТЕМТ 13

Е.:ЬЛ !О I Е;-..4

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А ВТОРСН0МУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ НОМИТЕ1

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4097359/24-07 (22) 20.05.86 (46) 23.01.89. Бюл. У 3 (71) Всесоюзный научно-исследовательский институт электромашиностроения (72) В.М.Лупкин (53) 621.313.323(088.8) (56) Колоколкин А.М., Лебедев Н.И., Лупкин В.М. и др. Применение серийных турбодвигателей в регулируемом электроприводе. — Электротехника, 1985, У 4, с. 6-18.

Лебедев Н.И. Электрические и конструктивные схемы мощных вентильных двигателей. — В кн.: Вентильные электродвигатели. — Л.: ВНИИэлектромаш, 1981, с. 95-106. (54) ВЕНТИЛЬНЫИ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ (57) Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к мощным высокоскоростным неявнополюсныч двигателям (турбодвигателям).

Целью изобретения является повьппение удельной мощности и увеличение надежности электродвигателя. Демпферные гребенки демпферной обмотки 5, размещенные в больших пазах 9, располагают на радиусе, большем радиуса размещения демпферных гребенок 6 пазов обмотки возбуждения 10 вентильного электродвигателя.1 э.п. ф-лы, 3 ил.

1453542

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к мощным высокоскоростным неявнополюсным двигателям (турбодвигателям), работающим от тиристорного преобразователя частот (ТПЧ) в режиме вентильного электродвигателя (ВД), ротор которых выполнен из сплошной ферромагнитной поковки по типу турборотора.

Цель изобретения — повышение удельной мощности и увеличение надежности электродвигателя.

На фиг. 1 представлен ротор двигателя, поперечный разрез; на фиг. 2 и 3 — демпферные гребенки малых пазов.

Ротор 1 двигателя содержит клин

2 малого паза 3 в большом зубе 4 °

Демпферная обмотка 5 выполнена из двух частей в виде сегментов демпферной гребенки 6, малого паза 3 с лобовой частью 7 и сегмента демпферной гребенки 8 большого паза 9 обмотки возбуждения 10 с лобовой частью 11. 25

Демпферные гребенки 6 и 8 размещены концентрично и соединены между собой электрически и механически в зоне лобовых частей 7 и 11. В большом пазу 9 установлен клин 12. Между сегмптами демпферных гребенок 6 и 8 Мо жет быть расположено кольцо 13 из электропроводящего материала, к которому прилегают лобовые части 7 и

11.

Электродвигатель работает следующим образом.

При включении обмотки статора к тиристорному преобразователю, а обмотки возбуждения 10 — к источнику постоянного тока вследствие взаимодействия полей ротора 1 и статора возникает момент, приводящий его во вращение. Демпферная обмотка обеспечивает как разгон двигателя, так и демпфирование полей высших гармонических полей в пазах большого зуба.

В большом зубе 4 ротора 1 высота пазов 3 делается из учета только высоты размещенной демпферной гребенки

6 и высоты клина (фиг. 1) . Поскольку клин 2 в пазах 3 большого зуба 4 удерживает только демпферную гребенку 6, высота его будет в несколько раз меньше высоты клина 12, закрепляющего большой паз 9, в котором расположены обмотка 10 возбуждения и демпферная гребенка 8.

Особо следует отметить, что суммарный объем меди демпферной обмотки известного электродвигателя и предлагаемого один и тот же, т.е. высота в пазах обмотки возбуждения и пазах большого sv6a одна и та же.

Таким образом, демпферная гребенка 6 существенно приближается к поверхности ротора 1, поверхностный слой которого оказывается сильно экранированным ею и в нее почти полностью проникает поле высших временных гармоник, токи которых замыкаются по этой демпферной гребенке 6 с малым активным сопротивлением. В случае, -когда радиус размещения демпферной гребенки 6 пазов 3 большого зуба 4 существенно больше радиуса размещения демпферной гребенки 8 больших пазов 9, между этими частями демпферной обмотки 5 в зоне лобовых частей 7 и 11 размещается кольцо 13 из хорошо проводящего материала для создания контакта между обеими демпферными гребенками и эффективной работы всей демпферной обмотки 5 в целом.

Предлагаемый двигатель имеет повышенную удельную мощность по сравнению с известным, поскольку при размещении демпферной обмотки ближе к поверхности ротора удается лучше демпфировать поля высших гармоник и тем самым уменьшить потери мощности в роторе °

Формула изобретения

1 ° Вентильный электродвигатель, содержащий статор с m-фазной обмоткой, подключенной к преобразователю частоты, неявнополюсный массивный ротор с обмоткой возбуждения, размещенной в пазах, демпферн ю обмотку на роторе, выполненную в виде гребенчатых сегментов, гребни которых размещены в пазах ротора над обмоткой возбуждения под клином и в пазах, выполненных на большом зубе, о т л и ч а ю шийся тем, что, с ,целью повышения удельной мощности и увеличения надежности электродвигателя, демпферная обмотка выполнена из двух частей, одна из которых размещена в пазах обмотки возбуждения, а другая — в пазах большого зуба концентрично по отношению к первой части демпферной обмотки и над н1й, Составитель В.Трегубов

Техред M,Ходанич Корректор Н.Король

Редактор Н.Лазаренко

Заказ 7298/53 Тираж 645 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Иосква, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4 г з 1453542

4 обе части деипферной обмотки соеди- между сегментами разных частей демп-, нены между собой электрически и ме- ферной обмотки расположено кольцо ханически в зоне лобовых частей. из электропроводящего материала, к

2. Электродвигатель по п. 1, которому прилегают лобовые части

5 о тли чающий с я тем, что сегментов.

Вентильный электродвигатель Вентильный электродвигатель Вентильный электродвигатель 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электромашиностроению , в частности к роторам крупньк электрических машин, например турбогенераторов

Изобретение относится к электротехнике , а именно к бесконтактным электродвигателям с питанием, например , от сети постоянного тока с полупроводниковыми коммутаторами, управляемыми датчиками углового положения ротора, которые применяются в качестве исполнительных электродвигателей .в следящих системах

Изобретение относится к электротехнике , в частности к моментным вентильным электродвигателям (МВД) с неограниченным углом поворота, и может быть использовано в прецизионных электроприводах с жесткой стабилизацией положения оси ротора в проТреаиа странстве, от которых требуется повышенный ресурс работы

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в нефтяной, горнорудной и металлургической отраслях промышленности

Изобретение относится к электри -

Изобретение относится к электрическим машинам с бесконтактной коммутацией секций якорной обмотки, в частности к вентильным моментным двигателям и тахогенераторам

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в безредукторных электроприводах быстродействующих приборов и роторов

Изобретение относится к устройствам управления токами секций якорной обмотки вентильных электродвигателей

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в прецизионных устройствах и следящих системах

Изобретение относится к электро технике, а именно к вентильным электродвигателям (БД),, Целью изобретения является упрощение изготовления и повышение массогабаритных показателей

Изобретение относится к эл.маши10 k нам, а именно к реактивным электродвигателям с коммутатором, управляемым датчиком положения ротора
Наверх