Система управления коробкой передач транспортного средства

 

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к системам управления гидроподжимными фрикционными муфтами ступенчатых коробок передач транспортных средств. Цель изобретения - повышение надежности работы. Система управления коробкой передач транспортного средства содержит насос 1, связанный

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

1(51)4 В 60 К 41/22

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

Il0 ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4244622/31-11 (22) 14.05.87 (46) 15,02.89. Бюл. М- 6 (71) Белорусский политехнический институт (72) А.М.Статкевич, П.В.Зеленый, А.И.Антоневич и Г.А.Таяновский (53) 629.113(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

У 1039750, кл. В 60 К 41/22, 1983.

„„SU„„1458257 А1 (54) СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к системам управления гидроподжимными фрикционными муфтами ступенчатых коробок передач транспортных средств. Цель изобретения - повьппе- ние надежности работы. Система управления коробкой передач транспортного средства содержит насос 1, связанный

1458257 гидролиниями с перепускным клапаном, клапаном управления и посредством гидрораспределителя 5 через двух позиционный золотник 8 с пружинным возвратом — с гидроподжимными муфтами коробки передач, датчики оборотов коленчатого вала двигателя и ведомых частей гидроподжимной муфты коробки передач, термопару 21,.установленную в картере коробки йередач в масле, компаратор 20, вычитающее устройство 19 и суммирующий масштабный усилитель 23, соединяющий вход термопары с одним входом компаратора, другой вход которого связан с выходом вычитающего устройства, входы которого соединены в свою очередь с вы1

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к системам управления гидроподвижными фрикционными муфтами ступенчатых коробок передач транспортных средств.

Цель изобретения - повышение надежности работы.

На фиг.1 показана электрогидравлическая схема предлагаемой системы при выключенной перецаче;на фиг.2 - 10 принципиальная схема суммирующего масштабного усилителя.

Система управления содержит насос 1, клапан 2 плавного включения,связанный гидролйнией 3 с насосом и гид- 15 ролинией .4 с гидрораспределителем 5, который гидролиниями 6 и 7 связан с электромагнитным двухпозиционным золотником 8 с пружинным возвратом, а через него посредством гидролиний 20

9 и 10 с бустерами гидроуправляемых фрикционных муфт первой 11 и второй

12 передач. Гидролиниями 13 и 14 гидрораспределитель связан с бустерами гидроуправляемых фрикционных 26 муфт третьей 15 и четвертой 16 передач. Тахогенератор 17 связан с ведущим элементом, а тахогенератор 18 связан с ведомым элементом гидроуп,равляемой муфты 11 первой переда- З0 чи. Тахогенераторы 17 и 18 связаны с вычитающим устройством 19, которое связано с неинвертирующим вхо| ходами датчиков скоростей, выполненных в виде тахогенераторов, а выход компаратора связан через усилитель мощности с соленоидом электромагнита двухпозиционного золотника с пружинным возвратом. Кроме того, для предотвращения возможного включения одновременно гидроподжимных муфт двух передач при переключении с ° первой передачи на вторую в электрической цепи между соленоидом электромагнитного двухпозиционного золотника и усилителем мощности установлен микровыключатель, управление которым осуществляется ползуном, связанным с рычагом переключения передач.1 з.п. ф-лы, 2 ил. дом компаратора 20. Термопара 21 установлена в масляной ванне картера

22 коробки передач трактора и связана с суммирующим масштабным усилителем 23, который связан с инвертирующим входом компаратора 20. Система снабжена переливным клапаном 24.

Гидрораспределитель 5 управляется с помощью рычага 25, который посредством тяги 26 связан с ползуном 27> имеющим специальный профиль и к которому прижимается пружиной 28 кнопка 29 микровыключателя 30. Суммирующий масштабный усилитель 23 связан с усилителем 31 мощности, который связан с соленоидом электроуправляемого двухпозиционного золотника 8.

Система работает следующим образом.

При выключенной первой передаче под действием ползуна 27 на кнопку

29 микровыключателя 30 электрическая цепь между усилителем 31 мощности и соленоидом золотника 8 разрывается. Золотник возвратной пружиной переводится в положение, приведенное на фиг.i, и связывает гидролинии 6 и 7 с гидролиниями 9 и 10.

Для трогания транспортного средства водитель поворачивает против часовой стрелки рычаг 25 управления золотником гидрораспределителя 5 в положение включенной первой перез

14582 дачи, соединяя напорную магистраль 4 с магистралью 6. При этом ползун 27 перемещается вниз>и кнопка 29 под действием пружины 28 перемещается

5 в углубление на ползуне. Микровыключатель 30 замыкает электрическую связь между усилителем 31 мощности и соленоидом золотника. При этом сигналы с датчиков 17 и 18 оборотов по" ступают на вход вычитающего устройства 19, определяющего разность этих сигналов. Выходной сигнал с вычитающего устройства 19 поступает на компаратор 20. Так как разность оборотов ведущих и ведомых частей гидроподжимного фрикциона при стоящем тракторе велика, то и сигнал на компаратор 20 поступает большой, заведомо больше сигнала, поступающего от 20 суммирующего масштабного усилителя

23, максимальный сигнал с которого мы получаем при минимальной темпера" туре масла в гидросистеме. Компаратар 20 сопоставляет сигналы, посту- 25 пающие с суммирующего масштабного усилителя 23 и вычитающего устройства 19, и так как сигнал на инвертирующем входе компаратора 20 больше, чем сигнал на его инвертирующем входе, то компаратор 20 воздействует через усилитель 31 мощности на соленоид электромагнита золотника

8 и переводит его во второе положение, при котором гидромагистрали

9 и 10 соединяются с гидромагистралью 6, Водитель посредством клапана

2 плавного включения начинает включать гидроподжимные фрикционы 11 и 12 первой и второй передач и тем

40 самым осуществлять разгон на гидроподжимных муфтах двух фрикционов.

По мере увеличения скорости движения при трогании и разгоне растет скорость вращения ведомых частей гидроподжимной муфты 11, которая замеряется датчиком 18 оборотов и, тем самым снижается сигнал, поступающий с вычитающего устройства t9 на неинвертирующий вход компаратора

20, так как разность скоростей, измеряемых датчиками 17 и 18,уменьшается, когда сигнал, поступающий с вычитающего устройства 19 на неинвертирующий вход компаратора 20, становится меньше сигнала,.поступающего от термопары 21 через масштабный усилитель 23 на инвертирующий вход компаратора 20, компаратор сни57

4 мает воздействие через усилитель мощности с соленоида золотника 8. При этом возвратная пружина переводит золотник в первое положение и соединяет магистраль 6 с магистралью 9 и магистраль 7, которая связана со сливом при включенной первой передаче, с магистралью 10, Гидроподжимная муфта первой передачи продолжает включаться, а гидроподжимная муфта второй передачи выключается. Система настраивается таким образом, что отклонение гидроподжимной муфты 12 второй ступени коробки передач происходит при нормально установившемся температурном режиме масла в гидросистеме незадолго до выравнивания угловых скоростей ведущих и ведомых частей. Так как давление рабочей жидкости в бустере гидроподжимной муфты t2 второй передачи падает не мгновенно, а в течение некоторого промежутка времени, то за это время (время выключения . муфты второй передачи) скорости ведущих и ведомых элементов муфты 11 выравниваются, и она блокируется. Поскольку в этот момент крутящий момент муфты второй передачи становится равным нулю, то исключается циркуляция мощности в контуре первая— вторая передача.

В случае трогания и разгона при температуре масла в гидросистеме ниже нормального температурного режима сигнал, поступающий от термопары через масштабный усилитель на инвертирующий вход компаратора, больше, чем при высокой температуре масла.

Это приводит к тому, что он раньше становится больше, чем сигнал, поступающий на инвертирующий вход компаратора 20, от вычитающего устройства 19, т.е. раньше происходит отклонение гидроподжимной муфты 12 второй ступени, и хотя при более низкой температуре масла эта муфта выключается медленнее вследствие большей вязкости масла, циркуляции мощности в контуре первая — вторая передачи не наблюдаются, т.е. обе— спечивается оптимальная длительность подключения муфты второй ступени коробки передач при разгоне одновременно на двух гидроподжимных муфтах.

При переключении с первой на вторую передачу рычаг 25 поворачивается еще на одно положение против! Формула из обретения

Составитель А.Барыков

Техред Л.Олийнык Корректор A.Îáðó÷àð

Редактор Т.Парфенова

Заказ 312/22 Тираж 527 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

« »

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

5 14582 часовой стрелки. Ползун 27 перемещается вниз и своим выступом перемещает кнопку 29 микровыключателя 30 вправо. Микровыключатель выключает5 ся, и цепь, соединяющая усилитель 31 мощности и соленоид электромагнита двухпозиционного золотника 8, размыкается. Подключение одновременно гидроподжимных муфт 11 и 12 двух пере- IG дач исключается.

1. Система управления коробкой передач транспортного средства, содержащая насос, связанный гидролиниями с перепускным клапаном управления и посредством гидрораспределителя через О управляемый двухпозиционный золот1 ,ник с пружинным возвратом с гидропо движными муфтами коробки передач, ;датчики оборотов коленчатого вала ! ,двигателя и ведомых частей гидропод,жимной муфты коробки передач, о т— л и ч а ю щ а я с я тем, что, с це:;лью повышения надежности работы, она снабжена усилителем мощности,тер;мопарой, установленной в картере ко57 6 робки передач в масле, компаратором, вычитающим устройством и суммирующим масштабным усилителем, соединяющим вход термопары с одним входом компаратора, другой вход которого свя" зан с выходом вычнтающего устройства, входы которого соединены в свою очередь с выходами датчиков скоростей, выполненных в.виде тахогенераторов, при этом упомянутый золотник выполнен с электромагнитным управлением, а выход компаратора электрически связан через усилитель мощности с соленоидом электромагнита двухпозиционного золотника с пружинным возвратом.

2. Система по п.1, о т л и ч аю щ а я с я тем, что, с целью предотвращения возможного включения одновременно гидроподжимных муфт двух передач при переключении с первой передачи на вторую, она снабжена ползуном и микровыключателем, установленным в электрической цепи между соленоидом электромагнита двухпо" зиционного золотника и усилителем мощности, выполненным с возможностью взаимодействия с ползуном, связанным с рычагом переключения передач.

Система управления коробкой передач транспортного средства Система управления коробкой передач транспортного средства Система управления коробкой передач транспортного средства Система управления коробкой передач транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к механическим трансмиссиям транспортных средств и касается ее фрикционных устройств

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а более конкретно к управлению коробкой передач и сцеплением автомобиля

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к управлению коробкой передач самоходных комбайнов, содержащих объемную гидропередачу с регулируемым насосом

Изобретение относится к автомобильному транспорту

Изобретение относится к устройствам управления, в частности, для автомобилей с двигателем, системой передачи крутящего момента, как, например, фрикционное сцепление, и коробкой передач

Изобретение относится к машиностроению, в частности к шестеренчатым коробкам передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано на различных видах транспорта, а также в устройствах и механизмах для безударного включения ведомых валов

Изобретение относится к управлению тормозами машины и может быть использовано для ограничения скорости и исключения движения без водителя
Наверх