Способ обработки стальных деталей

 

Изобретение относится к области металлургии, в частности к химико-термической обработке, а именно к процессам нитроцементации стальных изделий преимущественно из высоколегированных порошковых сталей карбидного класса, и может быть использовано в машиностроении для изготовления специальных деталей, работающих в условиях контактного износа при импульсных подачах тяжелого топлива в дизельных двигательных установках. Цель - повышение износостойкости деталей, исключение коробления, снижение трудоемкости изготовления. Способ включает механическую обработку с минимальным припуском на полирование, доводку и притирку, нитроцементацию при 900-950°С, подстуживание до 830-850°С с последующей выдержкой в течение 30-40 мин, закалку с температуры подстуживания в подогретое масло, отпуск при 340-360°С в течение 3-4 ч, притирку деталей к корпусам двигателей с последующим термостатированием в подогретом масле. Данный способ позволяет получить стальные иглы с высокими эксплуатациоными свойствами, превышающими 1,2-3,5 раза свойства игл, обработанных по известному способу. Увеличивается длительность эксплуатации детали, сокращается число переналадок узлов впрыска топлива, снижается трудоемкость изготовления. 1 табл.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

7 777 А1 (19) (11) (51) 4 С 23 С 8/74 -ЫЮЗ. ;) ОПИОАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

П4Т, :,, 1,-, Е. &

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4244690/23-02 (22) 13.05.87 (46) 07.05.89. Бюл. Р 17 (72) А.Н.Тарасов, В.Н.Тарасов, П.В.Баженов и Г.И.Хуциев (53) 621.793.669.586.5(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР ((- 1206334, кл. С 23 С 8/32, 1986. (54) СПОСОБ ОБРАБОТКИ СТАЛЬНЫХ

ДЕТАЛЕЙ (57) Изобретение относится к области металлургии, в частности к химикотермической обработке, а именно к процессам нитроцементации стальных изделий, преимущественно из высоколегированных порошковых сталей карбидного класса, и может быть использовано в машиностроении для изготовления специальных деталей, работающих в условиях контактного износа при импульсных подачах тяжелого топ1 лива в дизельных двигательных установках. Цель — повьппение износостойИзобретение относится к металлургии, в частности к химико-термической обработке, а именно к процессам нитроцементации стальных изделий, преимущественно из высоколегированных порошковых сталей карбидного класса, и может быть использовано в машиностроении для изготовления специальных деталей, работающих в условиях контактного износа при импульсных подачах тяжелых топлив в дизельных двигательных установках. кости деталей, исключение коробления, снижение трудоемкости изготовления. Способ включает механическую обработку с минимальным припуском на полирование, доводку и притирку, нитроцементацию при 900-950 С, подо стуживание до 830-850 С с последующей выдержкой в течение 30-40 мин, закалку с температуры подстуживания в подогретое масло, отпуск при 340360 С в течение 3-4 ч, притирку деталей к корпусам двигателей с последующим термостатированием в подогретом масле, Данный способ позволяет получить стальные иглы с высокими эксплуатационными свойствами, превы-, шающими в 1,2-3 5 раза свойства игл, обработанных по известному способу.

Увеличивается длительность эксплуатации детали, сокращается число переналадок узлов впрыска топлива, снижается трудоемкость изготовления.

1 табл, Цель изобретения — повышение износостойкости, исключение коробления при снижении трудоемкости, Способ изготовления стальных ,игл дизельных топливных форсунок преимущественно из порошковых безвольфрамовых быстрорежущих сталей и сталей карбидного класса включает механическую обработку с минимальным припуском на палирование, доводку и притирку, нитроцементацию при

900-950 С, подстуживание до 830

1477777

850 С с последующей вьдержкой в течение 30-40 мин, закалку с температуры подстуживания в подогретое масло, затем проводят отпуск при 340 а 5

360 С в течение 3-4 ч, притирку игл к корпусам двигателей с последующим термостатированием в подогретом масле.

Снижение температуры в заключительной стадии нитроцементации позволяет за выбранное время инициировать процесс вьделения из пересыщенной углеродом матрицы дисперсных мелких карбицов, их общее количество в диффузионном слое достигает

60 мас.7., что повышает износостойкость рабочей поверхности в сравнении с известными способами. Закалка с температуры подстуживания 830— о

850 С позволяет получить оптимальную твердость при минимальной доводке как в сердцевине, так и диффузионном слое, и, как следствие снижается обьем и трудоемкость притирки. Отпуск в интервале промежуточного превращения сердцевины и высокоуглеродистого диффузионного слоя позволяет получить стабильную структуру нижнего бейнита и исключить структурные изменения в процессе эксплуатации игл. Это исключает преждевременный выход из строя деталей и проведение дополнительных притирок конусов к корпусам. Термостабилизация после притирки позволяет снизить неоднородность распределения микронапряжений по длине игл при их окончательной обработке и исключить изменение микронных размеров по притерт..:;и поверхностям.

Изготовляют и обрабатывают по известному и предлагаемому способам иглы распылительные клапана подачи дизельного топлива двигателей HNVD—

43,8, 8ZD 72/48„ 8DP 46/61, диаметр

45 игл 8-11 мм.

Обработку проводят в продуктах пиролиза триэтаноламина и кубового остатка. этанола в печах СШОЛ-ВНЦ, СШЦ вЂ” 4,6/9,5; при обработке в твердых карбюризаторах с активизирующими азотсодержащими добавками применяют гечи СН0-3,3,,6-9. Притирку и доводку осуществляют чугунными и титановыми притирами с супермикронными пастами.

При исследовании и производственных испытаниях игл — распылителей на судах тралового флота во всех случаях повышается износостойкость и ресурс работы, уменьшается трудоемкость их изготовления и термообработки, достигается экономия материала, снижается количество наладок и регулировок топливных клапанов.

Результаты исследований представлены в таблице.

Испытания показывают, что предлагаемый способ прост в осуществлении в условиях судоремонтных предприятий, в то время как известный требует специализированного оборудования, специальных участков с особыми усло-, виями безопасности, Одновременно эффективность предлагаемого способа выше известного.

Пример 1. Иглы распылительной форсунки ТА 835-155 диаметром

6,2 мм, длиной 48 мм изготовляют из порошковой безвольфрамовой стали

М6ФЗ-П с припуском на доводку и притирку 0,10 мм на диаметр, Обычного припуска на шлифование не предусматривается.

Нитроцементацию с одновременной закалкой проводят в твердом древесноугольном карбюризаторе с активизирующими добавками — сегнетовой соли

О и глицерина при 940 С в течение 5 ч.

Величина садки 80-90 шт., закалку в подогретое до 70 С масло осуществляют после снижения температуры в печи до 840 С и вьдержки при этой температуре в течение 35 мин.

После охлаждения связок деталей, состоявших из 20 игл, до температуо ры масла проводят отпуск при 350 С в течение 4 ч, затем проводят доводку и притирку игл к корпусам. Иглы с чистотой поверхности Рц = 0,080,10 термостатируют в разогретом масле в течение 3 ч при 120 С, Обработка по предлагаемому способу позволяет исключить деформацию и поводку по длине, достигавшую в известном способе 12-15 мкм, при этом износостойкость игл увеличивается в 2 3 раза обеспечивается стабильный распыл солярного топлива в течение всего времени эксплуатации, что подтверждает отсутствие изменения зазора по длине иглы и высокой стабильности размеров конуса иглы.

Пример 2, Форсунки при про.— . ведении ремонта оснащают игольчатыми распылителями, изготовленными и термообработанными по разработан5 14 ной технологии. Для изготовления используют сталь 95Х5МЗФ-П диаметром исходного прутка 14 мм.

После механической обработки с припуском на сторону 0,04 мм иглы нитроцементируют в продуктах пиролиза триэтаноламина с добавкой водного раствора ацетата натрия и кубового остатка перегонки этанола, Температура нитроцементации 920 С, время выдержки 4 ч, расход карбюризатора в печи Ц-60 80 кап/мин.

Перед проведением закалки температуру снижают до 830-850 С и через

30 мин охлаждают иглы в подогретом о до 80 С масле, а затем проводят ото пуск при 340-360 С в течение 3 ч.

Заключительная операция после притирки игл по конусу и образующейтермостатирование в течение 4 ч в подогретом до 80 С масле.

В результате обработки по предлагаемому способу иглы имеют более высокую микротвердость, составляющую

1130-1210 кг/мм . Износостойкость игл возрастает в 2,1 раза, чистота поверхности по конусной части повышается на один класс, а трудоемкость химико-термической обработки и механической доводки снижается на

1,3 ч/шт. Деформация по длине перед притиркой 3-5 мам против 15-20 мкм при обработке по известному способу.

Практически уменьшается перепад и нестабильность давления при стендовых опрессовках клапанов впрыска при подаче топлива при давлении

300-350 ати, что указывает на высокую работоспособность узла с иглами.

Пример 3. Иглы — распылители дизельного топлива изготавливают и испытывают на судах типа РТМи БАТМ.

В печь СНОЛ, в упаковочные ящики в твердый карбюризатор, содержащий

857. древесноугольного карбюризатора, 12Х триэтаноламина и ЗЕ аммония лимоннокислого, укладывают по 40-50 деталей. После прогрева и выдержки при 940 C в течение 6 ч температуру сйижают до 840 С и через 40 мин закаливают иглы связками по 5 шт. в масле, разогретом до 70-80 С. Ото пуск осуществляют при 350 С в элект77777 6 рошкафах СНВЛ в течение 3,5 ч, а после притирки и доводки иглы выдерживают в разогретом масле в течение

8 ч.

В сравнении с известным способом обработки поверхность игл не имеет местных окисленных зон, равномернее поддается доводке и притирке супермикронной алмазной пастой, При минимальной доводке по длине игл 3-8 мкм время притирки сокращается в 1,5 раза. Износостойкость игл повышается в 2.2 раза, при этом не наблюдается случаев выкрашивания слоя при динамических контактных нагрузках, характерного для известного способа обработки и связанного с недостаточной прочностью и твердостью сердце2g Вины е

Таким образом, предлагаемый способ изготовления позволяет получить иглы с эксплуатационными характеристиками, превышающими детали, изготовляемые по известным схемам, в

2-3,5 раза. Экономия возникает вследствие сокращения расхода легирован-. ных сталей, увеличения длительности эксплуатации и сокращения числа переналадок узлов впрыска топлива, а так- же из-за сокрашения трудоемкости доводки и притирки игл после химикотермической обработки, З Формула из обр етения

Способ обработки стальных деталей, преимущественно из быстрорежущих сталей и сталей карбидного класса, 4О включающий нитроцементацию при 900950 С, подстуживание, последующую нитроцементацию при 830-850 С, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения износостойкости, исключения коробления при снижении трудоемкости, последующую нитроцементацию осуществляют в течение 3040 мин, после чего проводят закалку в подогретое масло, затем осущество

50 ляют отпуск при 340-360 С в течение

3-4 ч, притирку деталей с последующим термостатированием в подогретом масле.

1477777

Свойства диффузионного слоя

Эксплуатационные и технологические

Способ обработки характеристики и «В

3, мкм

H o. s слоя сердцевины

Деформация, мкм

Износостойкость ч

1070-1090

790-820 7850-8200 5-8

705-780

895-91 2

4570-5140 12-15

352-370

820-840

Нитроцементация проводится в природном газе с аммиаком.

Редактор Н.Гунько

Заказ 2319/27 Тираж 942 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г,.ужгород, ул. Гагарина,101

Предлагаемый: нитроцементация

950 С, 5 ч, подстуживание до 850 С, выдержка 40 мин, закалка в масле

70-80 С, отпуск

350 С, 3 ч, притирка, термостабилизация

Известный*; газовая, ступенчатая ииуроцементация

950 С, 4,1 ч, подстуживание до 830 С, выдержка 3,9.ч, охлаждение на воздухе

Составитель H.Сункина

Техред Л.Сердюкова Корректор Э.Лончакова

Способ обработки стальных деталей Способ обработки стальных деталей Способ обработки стальных деталей Способ обработки стальных деталей 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к химико-термической обработке металлов и может быть использовано в различных областях промышленности для повышения эксплуатационных свойств деталей и изделий
Изобретение относится к области упрочнения восстановленных поверхностей стальных деталей

Изобретение относится к области металлургии, в частности к изготовлению и обработке прецизионных деталей из титановых сплавов методами химико-термической и лазерной обработки, и может быть применено в машиностроении
Изобретение относится к области упрочнения электроосажденного железохромистого покрытия нитроцементацией, применяемого для восстановленных поверхностей стальных деталей. Осуществляют нитроцементацию электроосажденного слоя железохромистого покрытия в течение 1-4 ч при температуре 600-650°С с использованием пасты следующего состава, мас.%: желтая кровяная соль 40, углекислый натрий 10, углекислый кальций 5, сажа 45. Обеспечивается повышение микротвердости и износостойкости стальных деталей.
Изобретение относится к технологиям, обеспечивающим повышение износостойкости деталей за счет изменения состава и структуры их поверхностных слоев, и может быть использовано для упрочнения лезвий рабочих органов почвообрабатывающих, строительных, добывающих и других машин, работающих в условиях интенсивного абразивного изнашивания при значительных динамических нагрузках. Способ упрочнения лезвий рабочих органов машин включает нанесение на упрочняемые лезвия пасты, содержащей порошок ПГ-СР4 - 20-30, карбид кремния - 50-55, карбамид - 10-15 и алюминиевый порошок дисперсностью 1,5-2,0 мкм - остальное, затем проводят термодиффузионное насыщение компонентами упомянутой пасты за счет ее нагрева электрической дугой с получением на упрочняемых лезвиях металлокерамического покрытия. После термодиффузионного насыщения рабочие органы нагревают до температуры 780…800°C, при этом время нагрева составляет в среднем 1 мин на 1 мм его толщины, а время выдержки - 1/5 от времени нагрева. Затем проводят закалку в трансформаторном масле и отпуск с нагревом до 170…180°C и выдержкой при данной температуре в течение 5 мин. Обеспечивается увеличение ударной вязкости упрочненных рабочих органов в среднем в 2 раза и износостойкости в 2,5 раза, что приводит к увеличению долговечности упрочненных рабочих органов машин не менее чем в 2 раза. 1 табл.

Изобретение относится к способу поверхностного упрочнения изделия из нержавеющей стали, никелевого сплава, кобальтового сплава или материала на основе титана. Обеспечивается нагревательное устройство, имеющее первую зону нагрева ниже по ходу от второй зоны нагрева, впуск газа и выпуск газа для прохождения газа через нагревательное устройство, нагрев изделия в упомянутой первой зоне нагрева до первой температуры в диапазоне 185-500°С, нагрев по меньшей мере одного соединения N/C, содержащего азот и углерод, в упомянутой второй зоне нагрева до второй температуры 135-450°С, которая ниже, чем первая температура, для образования одного или более газообразных веществ. При этом упомянутое соединение имеет одинарную, двойную или тройную связь углерод-азот и является жидким или твердым при температуре 25°С и давлении 1 бар. Осуществляется прохождение газа с использованием газа-носителя, который является неокисляющим по отношению к изделию, для контактирования изделия с газообразными веществами для активации изделия и последовательное нагревание изделия в этом нагревательном устройстве в присутствии газообразных веществ до температуры азотонауглероживания, которая является по меньшей мере такой же высокой, как и первая температура, и составляет менее 500°С. Обеспечивается повышенная твердость и усталостная прочность обработанных указанным способом изделий. 2 н. и 20 з.п. ф-лы, 8 ил., 8 пр.
Наверх