Сиденье транспортного средства

 

Изобретение относится к транспортному машиностроению, обеспечивает повышение удобства эксплуатации путем регулировки сиденья по высоте. Сиденье снабжено механизмом регулирования по высоте, имеющим храповые элементы, закрепленные на двуплечих рычагах 8 и установленные с возможностью ограниченного поворота посредством оси, закрепленной на силовых рычагах 2, подпружиненные собачки 32. Кроме того, имеется механизм регулирования упругого элемента-цилиндрических пружин кручения по массе оператора, благодаря чему обеспечивается раздельное регулирование по массе и росту оператора. 1 з.п. ф-лы. 4 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

Ш 4 В 60 N 1 00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К A ВТОРСКОМЪб СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

IlO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4204195/25-11 (22) 03.03.87 (46) 23.05.89. Бюл. № 19 (71) Производственное объединение «Минский тракторный завод им. В. И. Ленина» (72) С. С. Пенксик, В. Э. Янчевский, В. А. Гончаров и И. Н. Усс (53) 629.113.042.2 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 925695, кл. В 60 N 1/00, 1980. (54) СИДЕНЬЕ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению, обеспечивает повышеIud >

„„SU„„1481109 A 1

2 ние удобства эксплуатации путем регулировки сиденья по высоте. Сиденье снабжено механизмом регулирования по высоте, имеющим храповые элементы, закрепленные на двуплечих рычагах 8 и установленные с возможностью ограниченного поворота посредством оси, закрепленной на силовых рычагах 2, подпружиненные собачки 32. Кроме того, имеется механизм регулирования упругого элемента — цилиндрических пружин кручения по массе оператора, благодаря чему обеспечивается раздельное регулирование по массе и росту оператора. 1 з. п. ф-лы, 4 ил.

1481109

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к подрессоренным сиденьям, преимущественно тракторов.

Цель изобретения — повышение удобства в эксплуатации путем обеспечения регулировки сиденья по высоте.

На фиг. 1 изображено сиденье транспортного средства, вид сбоку; на фиг. 2— то же, вид спереди; на фиг. 3 — разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 4 — вид Б на фиг. 2.

Сиденье содержит посадочное место 1, силовые рычаги 2, поддерживающие рычаги 3, основание 4, подвижный кронштейн 5, упругий элемент — цилиндрические пружины 6 кручения, вал 7, двуплечие рычаги 8 и механизм регулировки упругого элемента по массе оператора. В размещенных на подвижном кронштейне 5 направляющих 9 установлены оси 10 с роликами 11 верхних плеч поддерживающих рычагов 3, а в размещенных»а основании 4 направляющих 12 установлены оси 13 с роликами 14.

Нижние концы поддерживающих рычагов 3 закреплены на основании 4 при помощи опор 15, содержащих резинометаллический блок- ш а р нир 16.

Силовые 2 и поддерживающие 3 рычаги ш а рн ир но соединены между собой осью 17.

На подвижном кронштейне 5 установлена

Т-образная стойка 18, выступы 19 горизонтальной полки которой имеют цилиндрическую форму и в которой соосно выступам выполнено цилиндрическое отверстие, в котором установлен с гарантированным зазором вал 7, который в свою очередь также выполнен полым и шарнирно установлен на оси 20, закрепленной неподвижно в боковых стойках 21, жестко связанных с подвижным кронштейном 5. По обе стороны Т-образной стойки 18 на выступы 19 надеты рычаги 22 механизма регулировки упругого элемента по массе оператора, имеющие кольцевые выступы 23. Подобные кольцевые выступы 24 выполнены на двуплечих рычагах 8.

На кольцевые выступы 23 и 24, которые направлены навстречу друг другу, опираются крайние витки пружин 6, отогнутые концы 25 которых попарно зацепляются как со штифтом 26, связанным с рычагами 22 механизма регулировки упругого элемента по массе, так и с поперечной балкой 27, связанной с двуплечими рычагами 8. Двуплечие рычаги 8, параллельно закрепленные на валу 7, имеют каждый переднее 28 и заднее 29 плечи, которые соответственно в верхнем и нижнем положениях подвески упираются в эластичные упоры 30, установленные на внутренней поверхности подвижного кронштейна 5.

Задние плечи 28 двуплечих рычагов 8 содержа-. храповые элементы 31, взаимодействующие с собачками 32, имеющими общую ось 33, подвижно связанную с силовыми рычагами 2. Храповые элементы 31 содержат зубья 34 и кромку 35. Собач5

55 ка 32 выполнена в виде двуплечего рычага, одно плечо которого представляет собой зуб

36, а другое — кулак 37, на котором, кроме того, имеется штифт 38, связанный с одним из концов пружины 39, зацепленной своим другим концом за ось 17. Зацеп 40 пружины 39 выполнен таким образом, что имеет крюк 41 и стержень 42, вогнутый со стороны оси 33., В диаметрально выполненном отверстии

43 оси 33 закреплен одним концом трос 44, другой конец которого, проходя через скобу 45, подвешенную на подвижном кронштейне 5, соединен с рукояткой 46, установленной при помощи оси 47 на кронштейне 5.

Для получения требуемой рабочей длины троса 44 предусмотрены фиксаторы 48.

Концы 49 рычагов 22 механизма регулировки упругого элемента по массе оператора выполнены в виде крюка, каждый из которых взаимодействует с одной из цилиндрических шеек 50 подвижного упора 51, составляющего резьбовую пару с винтом 52. опирающимся с возможностью поворота на подвижный кронштейн 5.

На одном конце винта имеется ограничитель 53, а на другом закреплена регулировочная рукоятка 54. Подвижный кронштейн 5 и ось 13 нижних концов силовых рычагов 2 связаны телескопическим демпфером 55. Ограничителем перемещения подвижного кронштейна 5 вверх служат резиновые буфера 56, размещенные на направляющих 9.

Сиденье работает следующим образом.

На фиг. 1 и 2 сиденье изображено в своем крайнем верхнем положении, т. е. отрегулированным для оператора высокого роста.

При этом передние плечи 28 рычагов 8 упираются в эластичные упоры 30, а каждая из собачек 32 взаимодействует своим зубом 35 с впадиной под крайним нижним зубом 34 соответствующего храпового элемента 31 двуплечего рычага 8.

При посадке оператора на сиденье действие его веса воспринимают рычаги 2 и через собачки 32 и храповые элементы 3! передают усилие на двуплечие рычаги 8 и далее на пружины 6, отогнутые концы которых опираются на поперечную балку 27, связанную с двуплечими рычагами 8. Г1ри этом силовые рычаги 2, обе собачки 32, двуплечие рычаги 8 с храповыми элементами

31, полый вал 7 и поперечная балка 27 поворачиваются на оси 20, как одно целое до тех пор, пока сопротивление пружин 6 не уравновесит вес оператора.

При колебаниях транспортного средства посадочное место 1 вместе с подвижны 1 кронштейном 5 совершает вертикальные перемещения относительно основания 4, что при соответствующей частоте собственных колебаний системы обеспечивает необходимый эффект виброизоляции. Ограничение вертикального перемещения посадочного мес1481109

Формила изобретения

55 та 1, например при переезде транспортным средством значительных единичных неровностей, осуществляется эластичными упорами 30, а гашение колебаний — демпфером 55 и в некоторой степени резинометаллическими блок-шарнирами 16. При относительных перемещениях посадочного места 1 силовые рычаги 2, ось 33, собачки 32, двуплечие рычаги 8 и полый вал 7 совершают поворот на один и тот же угол относительно подвижного кронштейна 5.

Разворот на тот же угол, но в противоположном направлении, совершают поддерживающие рычаги 3. При этом закрепленные на осях 10 и 13 концов рычагов 2 и 3 ролики 11 и 14 перемещаются по направляющим 9 и 12.

Вместе с двуплечими рычагами 8 угловые перемещения совершают отогнутые концы 25 пружин 5, опирающиеся на поперечную балку 27, в то время, как опирающиеся на штифт 26 отогнутые концы 25 тех же пружин 6 неподвижны относительно кронштейна 5. Таким образом, возникает восстанавливающая сила, уравновешивающая переменные нагрузки, вызванные вертикально перемещающейся массой оператора и подвижных частей сиденья.

Поскольку обе пружины 6 имеют одинаковые параметры и испытывают одинаковую деформацию, нагрузка от действия восстанавливающей силы равномерно распределяется по шарнирам. Это позволяет в значительной степени уменьшить максимальную нагрузку на шарниры вала 7 по сравнению с прототипом и тем самым повысить виброзащитные свойства сиденья, а также ресурс шарниров при той же материалоемкости.

Регулирование подвески сиденья по массе оператора осуществляется при помощи рукоятки 54 путем изменения величины предварительной деформации пружин 6. При этом обеспечивается постоянство статического прогиба и, при нелинейной характеристике пружин частоты собственных колебаний сиденья для оператора различной массы.

Регулирование высоты расположения посадочного места в зависимости от роста оператора осуществляется следующим образом. Для уменьшения высоты сиденья оператор перемешает посадочное место 1 вверх до упора роликов 14 в резиновые буфера 56, после чего рукоятку 46 также вверх до упора. При этом рукоятка 46 поворачивается на оси 47, перемещает трос 44 и поворачивает ось 33 с подпружиненными собачками 32, Последние выходят из зацепления с храповыми элементами 31, а штифт

38 вместе с крюком 41, перемещаясь по дуге, переходит через мертвую точку действия пружины, после чего ось 33 с собачками 32 продолжает перемещаться в Tó же сторону уже под действием пружины 39 до тех пор, пока вогнутая часть стержня 42 за5

35 цепа 40 не упрется в ось 33. Это обеспечивает фиксацию собачек в откинутом положении. Затем оператор отпускает посадочное место 1 и оно самопроизвольно перемещается вниз. При этом под действием усилия предварительно закрученных пружин 6 (концы 25 пружин 6 передают усилие на балку 27), двуплечие рычаги 8 остаются в прежнем положении, т. е. их передние плечи 28 прижаты к упорам 30. Во время движения посадочного места 1 вниз, на определенной высоте, кромки 35 двуплечих рычагов 8 вступают во взаимодействие с кулаками 37 подпружиненных собачек 32. В результате чего зубья собачек 36 поворачиваются в сторону храповых элементов 31, вступают во взаимодействие с их верхними впадинами, т. е. занимают положение, соответствующее минимальному расстоянию между подвижными кронштейном 5 и основанием 4. При повороте собачек 32 в сторону храповых элементов 31 штифт 38 снова переходит через мертвую точку и пружина 39 обеспечивает прижатие собачек 32 к храповым элементам 31 за счет усилия своего предварительного натяжения.

Для увеличения высоты сиденья оператор несколько привстает и приподнимает рукой посадочное место 1. При этом двуплечие рычаги 8 совершают только поступательное движение вместе с подвижным кронштейном 5, поскольку под действием пружин 6 плечи 28, указанных рычагов 8 прижаты к упорам 30, а зубья 36 подпружиненных собачек 32 скользят по скосам зубьев 34 храповых элементов 31 и перескакивают в расположенные ниже впадины, увеличивая расстояние между подвижным кронштейном

5 и основанием 4, а следовательно, и высоту сиденья в целом.

1. Сиденье транспортного средства, содер жащее подвижный кронштейн с посадочным местом, соединенный с основанием с помощью шарнирно связанных между собой силовых и поддерживающих рычагов, жестко соединенный с силовыми рычагами вал, на котором установлены цилиндрические пружины кручения, связанные своими концами с рычагами, соединенными с механизмом регулирования упругого элемента по массе оператора, и двуплечие рычаги, взаимодействующие с цилиндрическими пружинами, отличающееся тем, что, с целью повышения удобств в эксплуатации путем обеспечения регулировки сиденья по высоте, оно снабжено закрепленной на подвижном кронштейне Т-образной стойкой, выступы горизонтальной полки которой имеют цилиндрическую форму и в которой соосно с выступами выполнено цилиндрическое отверстие, в котором размещен упомянутый вал, 1481109

7 при этом р ычаги, соединенные с механизе та по масмом регу улировки упругого элемента по м е опе атора, установлены на ц рилинд иа сиденье снабческих выступах стоики, а си жено механизмом регулир ования по высоте включающим в себ . р бя х аповые элемен1 ты размещенные на двупл ечих рычагах, I жестко связанные установленных на валу, б " установленные с возможмежд собои и ме ду о ностью ограниченного повор ота посредством оси закрепленной на силовых рычагах, подпружиненные собачки, пр р п ик епленный к

8 последним т о, трос соединенный с приспособлениями для регулирования его длины, 2. Сиденье по и. 1, отличающееся тем, что механизм регулирования по высоте снабой с ко орой соединен Tðîñ жен рукояткой, сво одныи к конец которого схватывает ось собачек, при это ом пружина собачек выполнена с зацепом в в виде крюка для взаимодеиствия с с осью собачек, а последние вы10 полнены с к л кулаками взаимодействующими с

7 подвижным кронштейном.

1481109

15 12 О

14811Î9

C,0ñTàâHòåëü Л. Демидов

Редактор В. Бугренкова Техред И. Верес Корректор М. Максим ишинец

Заказ 2625/17 Тираж 523 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, !О!

Сиденье транспортного средства Сиденье транспортного средства Сиденье транспортного средства Сиденье транспортного средства Сиденье транспортного средства Сиденье транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к подвескам сидений водителей транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к подвескам сидений транспортных средств, и позволяет повысить комфор- , табельность сиденья

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к подвескам сидений транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к подвескам сидений транспортных средств, и позволяет снизить металлоемкость , обеспечить регулировку по нагрузке и высоте

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к виброзащите сидений транспортных ср.едств, и позволяет повысить эффективность виброзащиты при динамических воздействиях

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к пневматическим демпферам, и может использоваться преимущественно в подвесках сидений мобильных машин

Изобретение относится к системам подрессирования изделий транспортных средств и позволяет обеспечить корректировку упругости подвески при изменении массы оператора

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к сиденьям транспортных средств, и позволяет уме.ньшить габариты и повысить надежность

Изобретение относится к транспортному машиностроению, преимущественно к (Pu2.1 19 сиденьям транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности касается пространственных посадочных макетов, применяемых для оценки позы водителя, положения агрегатов автомобиля, уточнения внешней формы и оформления салона автомобиля

Изобретение относится к оборудованию салонов пассажирских транспортных средств, преимущественно летательных аппаратов

Сиденье // 1481110
Изобретение относится к регулируемым по высоте водительским сиденьям транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к подвескам сидений транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в сиденьях водителей автомобилей, тракторов и других мобильных машин

Изобретение относится к подвескам сидений транспортных средств и позволяет повысить комфортабельность сиденья

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к подвескам сидений транспортных средств, и позволяет повысить комфортабельность путем обеспечения неизменной жесткости подвески при различной высоте его установки

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к подвескам сидений транспортных средств, и позволяет повысить комфортабельность
Наверх