Торцовое уплотнение вращающегося вала

 

Изобретение относится к уплотнительной технике, а именно к торцовым уплотнениям вращающихся валов насосов, турбин, компрессоров. Цель изобретения - повышение надежности уплотнения путем оптимизации геометрии зазора между кольцами трения. Выполненные на нерабочих поверхностях кольца трения кольцевые канавки 2, 3 компенсируют его деформацию под действием давления уплотняемой среды и сохраняют первоначальную геометрию зазора между кольцами трения. При выполнении кольцевых канавок 2, 3 тангенциально прерывистыми создается волнистость профиля зазора, что способствует гидродинамической разгрузке уплотнения. 1 з.п. ф=лы, 3 ил.,3 табл.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

А1 (19) (11) (ц4 F 16J 1554

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

В=О,З вЂ” 0,6А

C=0,1 — О,ЗА, Н=0,5 —.1,0А, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

fl0 ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

К А ВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4321251/40-29 (22) 28.10.87 (46) 30..05.89. Бюл. № 20 (72) И. Б., Шендеров (53) 62.762 (088.8) (56) Уплотнения и уплотнительная техника.

Справочник. М.: Машиностроение, 1986, с. 288, рис. 9.1. (54) ТОРЦОВОЕ УПЛОТНЕНИЕ ВРАЩАЮЩЕГОСЯ ВАЛА (57) Изобретение относится к уплотнительной технике, а именно к торцовым уплотнениям вращающихся валов, насосов, турбин, Изобретение относится к уплотнительной технике, а именно к торцовым уплотнениям вращающихся валов, насосов, турбин, компрессоров.

Цель изобретения — повышение надежности уплотнения, путем оптимизации геометрии зазора между кольцами трения за счет исключения влияния давления уплотняемой среды.

На фиг. 1 показано кольцо трения с непрерывными канавками; на фиг. 2 — то же, с тангенциально-прерывистыми канавками; на фиг. 3 — разрез А — А на фиг. 1 и 2.

Кольцо трения преимущественно металлическое с износостойким покрытием поверхности трения выполняют таким образом, что на рабочем торце с внешней стороны от кольцевого выступа шириной А с поверхностью 1 трения имеется сплошная или тангенциально-прерывистая кольцевая канавка 2 глубиной Н, измеряемой от поверхности трения, а на внутренней цилиндрической поверхности — сплошная или тангенциально-прерывистая кольцевая канавка 3. Последняя расположена на удалении В компрессоров. Цель изобретения — повышение надежности уплотнения путем оптимизации геометрии зазора между кольцами трения. Выполненные на нерабочих поверхностях кольца трения кольцевые канавки 2, 3 компенсируют его деформацию под действием давления уплотняемой среды и сохраняют первоначальную геометрию зазора между кольцами трения. При выполнении кольцевых канавок 2, 3 тангенциально прерывистыми создается волнистость профиля зазора, что способствует гидродинамической разгрузке уплотнения. 1 з. и. ф-лы.

3 ил. 3 табл. от поверхности трения и заходит под него на величину С. Указанные параметры связаны между собой следующими соотношениями: выбранными из условия стабилизации первоначально плоскопараллельной формы зазора в уплотнении.

Ширина канавок выбирается исходя из конструктивных и технологических соображений и требований прочности кольца.

Уплотнение работает следующим образом.

При подаче давления со стороны наружного диаметра уплотнения вследствие неравномерного по радиусу аксиального сжатия материала кольца изменяется профиль зазора между поверхностями трения: из первоначально плоскопараллельного получается зазор конфузорной формы. Такому изменению препятствует деформация кольцеФормула изобретения вого выступа, на наружную поверхность которого со стороны кольцевой канавки 2 действует давление уплотняемой среды.

Если давление подается со стороны внутреннего диаметра, то появлению на входе конфузорного зазора препятствует деформ ация кольцевого выступа под действием давления уплотняемой среды на внутренюю цилиндрическую поверхность выступа и на ближайшую к поверхности трения плоскую поверхность кольцевой канавки 3.

Вобои,х случаях деформация кольцевого выступа препятствует искажению первоначальной формы зазора, что особенно существенно для уплотнений с обычными парами трения, зазор в которых составляет 0,5—

2 мкм. Если кольцевые канавки 2, 3 выполнены тангенциально-прерывистыми, то одновременно со стабилизацией профиля зазора создается волнистость тангенциального профиля зазора. При этом улучшаются условия для образования гидродинамического несущего слоя между поверхностями трения.

Эффект, достигаемый при использовании предлагаемого изобретения, иллюстрируется примерами для стального кольца бруттосечением 33.30 мм, на кольцевом выступе которого, шириной 12 мм расположена поверхность трения. Давление уплотняемой среды 9МПа.

Пример 1. Давление подается со стороны наружного диаметра. На торце кольца трения, снаружи от кольцевого выступа, выполнена кольцевая канавка глуоиной от 0 (канавка отсутствует, как в конструкции — прототипе) до;3 мм. В табл. 1 приведены значения отклонения зазора между кольцами уплотнения от плоскопараллельного (положительные значения — — конфузорный зазор, отрицательные — диффузорный).

Из данных табл. 1 следует, что в области значений глубины канавки от 6 до 12 мм (0,5 — 1,0 ширины кольцевого выступа) неплоскостность зазора при подаче давления значительно ниже, чем у прототипа уплотнения без кольцевой канавки. При меньшем значении глубины канавки ее влияние слабо, хотя и неблагоприятно. При увеличении глубины канавки сверх указанных пределов, последняя ослабляет сечение кольца и приводит к появлению значительного диффузорного зазора, что недопустимо. В диапазоне 0,5 — 1,0 ширины кольцевого выступа среднее значение отклонения зазора от плоскопараллельно"o в 1,8 раза меньше, чем в конструкции — прототипе.

Пример 2. Давление уплотняемой среды подается со стороны внутреннего диаметра. На торце кольца трения снаружи от кольцевого выступа выполнена канавка глубиной 6 мм, на внутренней цилиндрической поверхности на удалении 5 мм от

35 ф.:

5О поверхности трения выполнена кольцевая канавка, часть которой глубиной от 0 до 5 мм находится под поверхностью трения. Значения отклонения радиального профиля зазора в уплотнении от плоскопараллельного приведены в табл. 2.

По данным табл. 2 видно, что при размере С от 1 до 4 мм (0,1 — 0,3 ширины кольцевого выступа) профиль зазора в уплотнении существенно стабилизируется по сравнению с прототипом, которому соответствует случай C=O: в указанном диапазоне отклонение зазора от плоскопараллельного в среднем в 1,7 раза меньше, чем у прототипа. Канавки с меньшим размером С неэффективны, с большим — ухудшают работоспособность.

Пример 8. Давление уплотняемой среды подается со стороны внутреннего диаметра. На торце кольца трения выполнена канавка глубиной 6 мм, на его цилиндрической внутренней поверхности — кольцевая канавка, на 3 мм заходящая под поясок трения. Удаление последней канавки от поверхности трения от 2 до 10 мм. В табл. 3 приведены значения отклонения радиального профиля зазора от плоскопараллельного.

Из данных табл. 3 видно, что при значении удаления кольцевой канавки от поверхности трения в пределах 4 — 7 мм (0,3 — 0,6 толщины кольцевого выступа) обеспечивается стабилизация профиля зазора в уплотнении: среднее значение неплоскостности (0,13 мкм) в 2,6 раза меньше, чем у прототипа (по примеру 2 последнее значение равно 0,34 мкм). Канавки, расположенные к плоскости трения ближе 4 мм, ухудшают работоспособность уплотнения и снижают его прочностные характеристики, расположенные на большем удалении, неэффективны.

Приведенные примеры подтверждают эффективность технического решения: выполнение на торцовой и внутренней цилиндрической поверхности колец канавок позвочяет существенно (в 1,7 — 2,6 раза) снизить деформацию зазора в уплотнении при действии давления уплотняемой среды, повысив тем самым стабильность рабочих характеристик и, следовательно, надежность и долговечность уплотнения. Выбор параметров канавок в заявленном интервале обеспечивает также при необходимости переход от конфузорной формы зазора к диффузорной и регулирование таким образом тангенциальной волнистости поверхностей трения для улучшения гидродинамических характеристик уплотнения. При выполнении кольцевых канавок тангенциально-прерывистыми волнистость зазора изменяется в пределах, соответствующих данным табл. 1 и 2.

1, Торцовое уплотнение вращающегося вала, содержащее кольца трения, одно из

1483150

B =03 — 0,6
C=0,1 — 0,3A которых выполнено с поверхностью трения, расположенной на кольцевом выступе торцовой поверхности, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности, на нерабочих поверхностях кольца трения выполнены канавки, одна из которых расположена на торцовой поверхности с внешней стороны кольцевого выступа, а другая на внутренней цилиндрической поверхности кольца трения, причем часть канавки на цилиндрической поверхности расположена под поверхностью трения, при этом геометрические размеры канавок удовлетворяют следуюшим соотношениям:

H=O,5 — 1,0А где и—

В—

С—

А—

2.У11лотнение по и. 1, отличающееся тем, что кольцевые канавки выполнены прерывистыми.

Та блица 1

2 3 4

5 6

7 8 9 10 11 12

0

0 0,08

0,36 0,37

Глубина Н, мм

0,17 0,25 0,33 0,42 0,50 0,58 0,67 0,75 0,83 0,92 1,00 1,08

О, 38 О, 39 О, 39 О, 37 О, 35 О, 3 1 0,25 О, 18 0,08 -О, 06 -0,20 -О, 38

Соотношение Н/Л

Неплоскостность, мкм

Та блица 2

Размер С, мм 0 1 2 3

Соотношение С/А 0

Неплоскостность, МКМ 0,34

0,42 — 0,65

0,08 0,17 0,25

0,29 0,24 0,13

0,33

-0,13

Таблица 3

6 7 8 9

2 3 4 5

0,17 0,25 0,33 0,42

Размер В, мм

0,50 0,58 0,67 0,75 0,83

0,02 0,13 0,17 0,19 0,20 0,20 0,20

Соотношение В/А

Неплоскостность, мкм -1,56 -0,29 глубина канавки на торцовой поверхности; расстояние от поверхности трения до канавки на внутренней цилиндрической поверхности кольца трения; ширина части канавки, расположенной под поверхностью трения; ширина поверхности трения.

Фиг. 2

Составитель Ю. Красильников

Редактор Ю. Середа Техред И. Верес Корректор М. Максимишинец

Заказ 2804/31 Тираж 721 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Торцовое уплотнение вращающегося вала Торцовое уплотнение вращающегося вала Торцовое уплотнение вращающегося вала Торцовое уплотнение вращающегося вала 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено для уплотнения валов инерционных аккумуляторов

Изобретение относится к машнпостроению и может быть использовано для герметизащ1и вращающихся валов при i передаче движения в газовые или жидкостные среды с повышенным перепадом давле1 ия

Изобретение относится к области уплотнительной техники и предназначено для герметизации подвижных соединений и позволяет повысить герметичность и ресурс устройства

Изобретение относится к транспортировке среды по трубопроводам, в частности к уплотнительной технике шарнирных соединений, и позволяет повысить надежность соединения за счет исключения утечки рабочей жидкости преимущественно при вертикальном расположении осей малых элементов , Уплотнительный узел вьтолнен в виде магнита, соединенного торцовыми поверхностями с магнитопроводами, один из которых закреплен на одном из полых элементов

Изобретение относится к уплотнительной технике и может быть использовано для герметизации соединений, работающих в условиях перепада давления

Изобретение относится к области .машиностроения для преимундественного использования в гидравлических систе.мах нрнвода рабочего оборудования строительных и дорожных машин и позволяет повысить надежность уплотнений

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам , обеспечивающим уплотнение вра- .щающихся деталей при наличии поступательного движения исполнительных органов , и может найти применение в станкостроении и других отраслях машиностроения

Изобретение относится к уплотнительной технике

Изобретение относится к уплотнительной технике и может быть использовано в задвижках, гидроцилиндрах

Изобретение относится к уплотнительной технике и может быть использовано при конструировании устройств с взаимным возвратно-поступательным движением деталей, например вентилей или поршневых компрессоров

Изобретение относится к области насосостроения, а именно к уплотнительным устройствам вращающихся валов скважинных насосов с поверхностным приводом

Изобретение относится к уплотнительной технике и может быть использовано для уплотнения подвижных соединений в гидравлических устройствах

Изобретение относится к уплотнительной технике

Изобретение относится к машиностроению, в частности к системе подачи охлаждающей жидкости к предохранительному уплотнению

Изобретение относится к уплотнительной технике и может быть использовано для уплотнения штока различного рода устройств, например в гидроцилиндрах, насосах и т.п

Изобретение относится к уплотнительной технике и может быть использовано в кольцевых с промежуточной откачкой уплотнениях вращающихся выходных валов оборудования, устанавливаемого в чистых и биологически чистых помещениях, для предотвращения проникновения через кольцевую щель аэрозольных частиц (далее по тексту АЧ) в обеспыленный или стерильный газовый объем (далее по тексту чистую область) из загрязненной области, также называемой загрязненными газовым объемом
Наверх