Вентильный электропривод

 

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в вентильных электроприводах с низкой частотой вращения. Целью изобретения является повышение точности регулирования частоты вращения. Для этого вентильный электропривод содержит датчик частоты вращения, выполненный на базе модели двигателя постоянного тока. Задающее напряжение поступает одновременно на вентильный электродвигатель и на датчик частоты вращения, где формируется поперечная составляющая фазного тока вентильного электродвигателя. Путем моделирования получается сигнал, пропорциональный частоте вращения, который сравнивается с задающим сигналом, что обеспечивается повышением точности регулирования частоты вращения. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)4 Н 02 P 6/02

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А ВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНЯТИЯМ ПРИ ГКНТ СССР

1 (21) 4362849/24-07 (22) 12.12.88 (46) 23 ° 09.89. Бюл. N - 35 (72) Н.С.Благодарный, Ю.А.Борцов, В.Б.Второв, А.В.Низовой, Н.Д.Поляхов и В.В.Путов (53) 621.313.13.014.2:621.382 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

У 1279040, кл. Н 02 Р 6/02, 1986.

Авторское свидетельство СССР

В 1319221, кл. Н 02 Р 6/00,1987. (54) ВЕНТИЛЬНЦЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД

- (57) Изобретение относится к .электротехнике и может быть использовано в вентильных электроприводах с низкой частотой вращения. Целью изобретения

„„Я0„„1510060 А1

2 является повьппение точности регулирования частоты вращения. Для этого вентильный электропривод содержит датчик частоты вращения, выполненный на базе модели двигателя постоянного тока. Задающее напряжение поступает одновременно на вентильный электродвигатель 1 и на датчик 19 частоты вращения, где формируется поперечная составляющая фазного тока вентильного электродвигателя. Путем моделирования получается сигнаЛ, пропорциональный частоте вращения, который сравнивается с задающим сигналом, что обеспечивается повьппением точности регулирования частоты вращения. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

3 151006

Изобретение относится к электротехнике, в частности к электроприводу, и может быть использовано в вентильных электроприводах с низкой ча5 стотой вращения.

Целью изобретения является повышение точности регулирования частоты вращения вентильного электропривода.

На чертеже изображена функциональ- 10 ная схема вентильного электропривода.

Вентильный электропривод содержит электродвигатель 1, включающий двухфазную синхронную машину 2, первый 3 и второй 4 блоки умножения, 15 первые входы которых объединены и образуют вход вентильного электродвигателя 1, а выходы через усилители 5 и 6 мощности подключены соответ. ственно к синусной 7 и косинусной 8 20 фазам обмотки якоря синхронной машины 2. Последняя механически связана с датчиком 9 положения ротора, синусная 10 и косинусная 11 обмотки которого подключены через фазочувствительные выпрямители 12 и 13 к вторым входам соответственно первого 3 и второго 4 блоков умножения. Вентильный электродвигатель 1 включает также источник 14. напряжения .возбуж- 30 дения, выход которого соединен с обмоткой возбуждения датчика 9 положения и через формирователь 15 опорного напряжения с опорными входами фазочувствительных выпрямителей 12 и 13.

Кроме того,. вентильный электропривод содержит эадатчик 16 частотывращения, подключенный через последовательно включенные блок 17 сравнения и предварительный усилитель 18 к вхо- 40 ду вентильного электродвигателя 1, датчик 19 частоты вращения, выход которого подключен к второму входу блока 17 сравнения, а первый 20,второй 21 и третий 22 входы подключены соответственно к входу вентильного электродвигателя 1, выходу 23 первого фазочувствительного выпрямителя 12 и выходу второго фазочувствительного выпрямителя 13. Датчик 19 частоты вращения содержит первый сумматора 24 50 и устройство 25 формирования сигнала частоты вращения с двумя входами, первый иэ которых образует первый вход 20 датчика 19 частоты вращения, а выход — выход датчика 19 частоты вращения.

Дополнительно вентильный электропривод содержит первый 26 и второй 27 датчики тока, входы которых соединены соответственно с синусной 7 и косинусной 8 фазами обмотки синхронной машины 2, Датчик 19 частоты вращения дополнительно содержит третий 28 и четвертый 29 блоки умножения, первые входы которых образуют соответственно второй и третий, а вторые входы— соответственно четвертый и пятый входы датчика 19 частоты вращения, а выходы подключены соответственно к первому и второму входам первого сумматора 24. Выход сумматора 24 подключен к второму входу устройства 25 формирования сигнала частоты вращения. Четвертый и пятый входы датчика 19 частоты вращения подключены соответственно к выходам первого 26 и второго 27 датчиков тока.

Кроме того, в вентильном электроприводе устройство 25 формирования сигнала частоты вращения содержит первый 30 и второй 31 фильтры, второй 32, третий 33 и четвертый 34 сумматоры и интегратор 35, выход которого является выходом устройства 25 формирования сигнала частоты вращения и подключен к первому входу второго сумматора 32, второй вход которого подключен к выходу первогофильтра 30, вход которого образует первый вход устройства 25. Третий вход сумматора 32 подключен к объединенным первому входу третьего сумматора 33 и выходу четвертого сумматора 34, первый вход которого образует второй вход устройства 25 формирования сигнала частоты вращения. Второй вход четвертого сумматора 34 подключен к выходу второго фильтра 31 и второму входу третьего сумматора 33, выход которого подключен к входу интегратора 35. Выход второго сумматора 32 подключен к входу второго фильтра 31.

Датчики 26 и 27 тока, блоки 28 и

29 умножения и сумматор 24 предназначены для воспроизведения (в виде выходного напряжения сумматора 24) тока i, т.е. суммы проекций фазных токов синхронной машины 2 на ось q на основании информации о фазных токах и снимаемой с выходов фазочувствительных выпрямителей 12 и 13 информации о синусе и косинусе электрического угла поворота ротора электродвигателя 1. В,устройстве 25 формирования сигнала частоты вращения

5 15100 блоки 30 — 35 вместе с соответствующими связями образуют модель вентильного электродвигателя, Фильтр 30 учитывает запаздывание, вносимое датчиком 9 положения, фазочувстви5 тельными выпрямителями 12 и 13 и усилителями 5 и 6 мощности. Оценкой частоты вращения двигателя служит выходной сигнал интегратора 35. Для более точной и быстрой сходимости этой оценки к истинному значению частоты вращения двигателя в сумматоре 34 осуществляется сравнение вырабатываемой на выходе фильтра 31 оценки тока iq с выходным сигналом блока 24, и полученный таким образом на выходе блока 34 сигнал ошибки подается с соответствующими весами на входы модели. 20

Вентильный электропривод работает следующим образом.

Задатчик 16 вырабатывает сигнал задания частоты вращения вентильного электродвигателя 1, который в бло- 25 ке 17 сравнения сравнивается с выход» ным сигналом датчика 19. Сигнал ошибки с выхода блока 17 сравнения, усиленный в предварительном усилителе

18, поступает в виде напряжения постоянного тока на вход вентильного электродвигателя 1. На обмотку возбуждения датчика 9 положения с выхода источника 14 напряжения возбуждения подается напряжение возбуждения синусоидальной формы, в результате чего на синусной и косинусной выходных обмотках датчика 9 положения появляются также синусоидальные напряжения той же частоты, но модулирова,нные соответственно синусом и косинусом электрического угла поворота ротора 9 положения, или, что то же са,мое, электрического угла поворота tp ротора синхронной машины 2, отсчитываемого от некоторой неподвижной оси, связанной со статором синхронной машины. Эти напряжения поступают на входы фазочувствительных выпрямителей 12 и 13. Формирователь 15 опорного напряжения преобразует синусоидальное напряжение, подаваемое с выхода источника 14 напряжения возбуждения, в напряжение прямоугольной формы, которое подается на опорные .входы фазочувствительных выпрямите лей 12 и 13. В результате на выходах этих выпрямителей формируются напря-, жения постоянного тока, пропорцио60 6 нальные соответственно синусу и косинусу электрического угла поворота двигателя. Эти напряжения, будучи умножены в блоках 3 и 4 умножения на .входное напряжение двигателя и усиленные в усилителях 5 и 6 мощности, преобразуются в напряжения, приложенные к сдвинутым друг относительно друга на 90 эл.град. фазам 7 и 8 якорной обмотки синхронной машины 2.

При этом в расточке статора машины возникает результирующая МДС, вектор которой, представляющий собой сумму векторов МДС синусной 7 и косинусной

8 фаз, направлен под углом к оси отсчета углов и, таким образом, оказывается жестко связан с ротором синхронной машины 2. Установленные на роторе постоянные магниты (либо полюсы с обмоткой возбуждения) ориентированы так, что вектор их МДС перпендикулярен вектору МДС якорной обмотки. При такой ориентации полей электромагнитный момент, приложенный к ротору двигателя, максимален. Под действием этого момента ротор вращается, а вместе с ним вращается и вектор ЬЩС якорной обмотки, а также век— тор МДС возбуждения синхронной машины. Поскольку при этом взаимная ориентация названных векторов не меняется, значение момента двигателя, как и в обычном коллекторном двигателе постоянного тока, не зависит от углового положения ротора и определяется фазными токами обмотки якоря, а последние, в свою очередь, разностью между фазными напряжениями, пропорциональными входному напряжению вентильного электродвигателя 1, и про», тиво-ЭДС, пропорциональной частоте вращения. Благодаря действию отрицательной связи по частоте вращения, реализуемой с помощью датчика 19 скорости, значение частоты вращения двигателя подцерживается равным заданному путем воздействия на входное напря. жение двигателя.

Датчик 19 работает следующим образом.

На первые входы блоков 28 и 29 умножения поступают с выходов блоков 12 и 13 напряжения, пропорциональные соответственно Sing и Casey а на вторые входы с выходов блоков 26 и 27 напряжения, пропорциональные фазным токам синхронной машины 2 i .и i которые могут быть записаны как

1510060

1., = izcos c - i Sin+

Sin g+ i cosy>

5 где ig u i — суммарные проекции фазЧ ных токов i u i g на оси d u q соответственно.

В сумматоре 24 выходные сигналы блоков 28 и 29 суммируются с равными весами и с разными знаками, поэтому на его выходе формируется напряжение, пропорциональное величине

i>cosp — i Sing = (i

+ i cosV) cosq — (i cos q—

% d

i Sing) Sining = i

Ток i и управляющее напряжение

U + в вентильном двигателе играют та-. кую же роль, что и ток и напряжение якоря коллекторной машины постоянного тока, а сам вентильный двигатель 25 относительно этих переменных и электрической частоты вращения, математически описывается аналогично коллекторной машине как динамическая система с постоянными параметрами. ЗО

Ее моделью служат блоки 30 — 35 вместе с соответствующими связями. На вход этой модели (вход фильтра 30), как и на вход самого электродвигателя 1, подается напряжение с выхода усилителя 18, в результате чего на выходах блоков 30, 31 и 25 формируются сигналы оценок соответственно переменных U (сумяы проекций фаз% ных напряжений синхронной машины 2 4п на ось q ), i и ю . В сумматоре 34 сигнал оценки тока i и вычисленное значение этой перемейной, поступающее с выхода сумматора 24, суммируют ся с разными знаками. Предположим, что вследствие несовпадения начальных значений переменных, характеризующих поведение модели и реального двигателя, выходной сигнал фильтра 31 превышает выходной сигнал сумматора

24. Тогда на выходе сумматора 34 по50 является отрицательный сигнал ошибки, который, будучи подан на вход сумматора 32, уменьшает выходной сигнал фильтра 31 до тех пор, пока он не сравняется с выходным напряжением сум-. матора 24; Таким образом, оценка тока i q,(выходной сигнал блока 31)стремится к фактическому значению i<, Но это неизбежно означает, что и оценка другой переменной — частоты вращения стремится к действительному значению частоты вращения двигателя. В самом деле, сигнал ошибки оценивания тока

i+ с выхода сумматора 34 поступает не только на вход сумматора 32, но и на вход сумматора 33. Если выходное напряжение интегратора 35 (оценка ж ) не соответствует действительной частоте вращения двигателя, то., поскольку в модели двигателя выход интегратора 35 связан с входом сумматорл 32, это неизбежно вызывает отличие оценки i от действительного значения i

Поэтому на выходе сумматора 34 существует сигнал ошибки, который, проходя через блоки 33 и 35, изменяет выходной сигнал интегратора 35 до тех пор, пока он не станет точно соответствовать фактической частоте вращения двигателя (желаемая динамика описанного процесса может быть задана выбором весовых коэффициентов, с которыми выходной сигнал блока 34 подается на входы блоков 32 и 33) .

Таким образом, на выходе датчика 19 действительно вырабатывается сигнал, пропорциональный частоте вращения вентильного электродвигателя 1.

Таким образом, за счет использования при формировании сигнала частоты вращения модели электродвигателя, входными сигналами для которой служат поперечная составляющая фазного тока электродвигателя и задающее напряжение, исключены провалы сигнала частоты вращения без использования запоминающих элементов, что повышает .точность регулирования.

Формула изобретения

1.Вентильный электропривод, содержащыЪ двухфазную синхронную машину, первый и второй блоки умножения, выходы которых через усилители мощности подключены соответственно к синусной и косинусной фазам обмотки якоря синхронной машины, механически связанной с датчиком положения ротора, синусная и косинусная выходные обмотки которого подключены через фазочувствительные выпрямители к вторым входам соответственно первого и второго блоков умножения, источник напряжения возбуждения, выход которого соединен с обмоткой возбуждения датчика

1510060

Составитель А.Иванов

Редактор И.ймакова Техред M.Moðãåíòàë

Корректор О. Ципле

Заказ 5827/55 Тираж 551 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент". г.ужгород, ул. Гагарина,101 положения и через формирователь опорного напряжения с опорными входами фазочувствительных выпрямителей, задатчик частоты вращения, подключенный через последовательно соединенные блок сравнения и предварительный усилитель к объединенным первым входам блоков умножения, датчик частоты вращения, выход которого подключен к второму входу блока сравнения, а первый, второй и третий входы подключены соответственно к первым входам блоков умножения, выходам первого и второго фазочувствительных выпрямителей, причем датчик частоты вращения снабжен первым сумматором и блоком формирования сигнала частоты вращеныя с двумя входами, первый иэ которьп образует первый вход датчика частоты вращения, а выход — выход датчика частоты вращения, о т л и ч а— ю шийся тем, что, с целью повышения точности регулирования частоты вращения, дополнительно введены пер- вый и второй датчики тока, входы которых соединены соответственно с синусной и косинусной фазами синхронной машины, а датчик частоты вращения дополнительно снабжен двумя блоками умножения, первые входы которых образуют соответственно второй,и третий, а вторые входы — соответствен: но четвертый и пятый входы датчика частоты вращения, а выходы подключены соответственно к первому и второму входам первого сумматора, выход

5 которого соединен с вторым входом блока формирования сигнала частоты вращения, причем четвертый и пятый входы датчика частоты вращения подключены соответственно к выходам первого и второго датчиков тока.

2. Электропривод по п.1, о т л ич а ю шийся тем, что блок формирования сигнала частоты вращения содержит первый и второй фильтры, вто15 рой третий и четвертый сумматоры и интегратор, выход которого является выходом блока формирования сигнала частоты вращения и подключен к первому входу второго сумматора, второй вход которого подключен к выходу первого фильтра, вход которого образует первый вход устройства формирования частоты вращения, а третий вход второго сумматора подключен к объединен25 ным первому входу третьего сумматора и выходу четвертого. сумматора, первый вход которого образует второй вход устройства формирования сигнала частоты вращения, а второй вход

30 подключен к выходу второго фильтра и второму входу третьего сумматора, выход которого подключен к входу интегратора, а выход второго сумматора подключен к входу второго фильтра.

Вентильный электропривод Вентильный электропривод Вентильный электропривод Вентильный электропривод Вентильный электропривод 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике

Изобретение относится к электротехнике

Изобретение относится к электротехнике

Изобретение относится к электротехнике

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах механизмов подач металлорежущих станков с числовьм программным управлением,в промышленных роботах

Изобретение относится к электротехнике

Изобретение относится к электротехнике

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах управления технологических механизмов: компрессоров, вентиляторов , насосов - горной и металлургической промышленности

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в следящих системах и устройствах с программным управлением

Изобретение относится к бесколлекторным двигателям постоянного тока

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в различных системах автоматики и преобразовательной техники

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в регулируемых электроприводах различных механизмов, в том числе малых транспортных средств, насосных установок, бытовой техники и др

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в исполнительных устройствах различного назначения

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в быстродействующих системах регулирования с широким диапазоном регулирования скорости, в которых требуется стабилизация скорости при равномерном вращении электродвигателя

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для создания малогабаритных электроприводов постоянного тока

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в исполнительных системах различных механизмов с широким диапазоном регулирования скорости

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в исполнительных устройствах различного назначения
Наверх