Способ управления движением подвижных составов на участке шлюзования и устройство для его осуществления

 

Изобретение относится к горной промышленности и предназначено для управления подземным электровозным транспортом при прохождении шахтных шлюзовых вентиляционных сооружений. Цель изобретения - повышение безопасности движения подвижных составов (ПС). После подключения к контактному проводу (КП) контролируют местоположение ПС на участке шлюзования (УШ) и формируют команды на открывание и закрывание шлюзовых дверей и в зависимости от местоположения ПС на УШ. В контрольных точках по разные стороны шлюзовых дверей измеряют датчиками счета число пар осей ПС. При их совпадении в двух соседних контрольных точках подключают питание к следующей по ходу движения ПС секции КП. При несовпадении числа пар осей ПС в двух соседних контрольных точках или появлении другого ПС на "враждебном" маршруте УШ блокируют подключение питания к соседним секциям ПК. В устройство для осуществления способа введены датчики запроса и отбоя первого и второго маршрутов, подключенные к входам соответствующих блоков определения первого и второго маршрутов, блок сравнения, реверсивные счетчики и контакторы постоянного тока секций КП. 2 с.п. ф-лы, 7 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (ц 4 Е 21 F 1/12

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ

РО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4252667/27-03 (22) 27.05.87 (46) 07.11.89. Бюл. Ф 41 (71) Северо-Кавказский филиал Всесоюзного научно-исследовательскогои конструкторского института "Цветметавтоматика" (72) И.Д.Галаневич, В.К.Царикаев и Б.И.Гамосов (53) 622.807 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Ф 964180, кл. Е 21 F 1/12, 1976. (54) СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ ПОДВИЖНЫХ СОСТАВОВ HA УЧАСТКЕ ШЛЮЗОВАНИЯ

И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (57) Изобретние относится к горной промьппленности и предназначено для управления подземным электровозным транспортом при прохождении шахтных шлюзовых вентиляционных сооружений.

Цель изобретения — повьппение безопасности движения подвижных составов (ПС) ° После подключения к контактноИзобретение относится к горной промышленности и может быть использовано для управления подземным электровозным транспортом при прохождении шахтных шлюзовых вентиляционных сооружений.

Цель изобретния — повьппение безопасности движения подвижных составов.

На фиг. 1 представлена общая схема компоновки устройства, реализующего способ; на фиг. 2 — функциональная схема устройства; на фиг ° 3 — функ„,,Я0„„1520250 . А1

2 му проводу (КП) контролируют местоположение ПС на участке шлюзования (УШ) и формируют команды на открывание и закрывание шлюзовых дверей в зависимости от местоположения ПС на УШ. В контрольных точках по разные стороны шлюзовых дверей измеряют датчиками счета число пар осей ПС. При их совпадении в двух соседних контрольных точках подключают питание к следующему по ходу движения ПС секции КП.

При несовпадении числа пар осей IIC в двух соседних контрольных точках или появлении другого ПС на "враждебном" маршруте УШ блокируют подключение питания к соседним секциям ПК.

Ю

В устройство для осуществления способа введены датчики запроса и отбоя первого и второго маршрутов, подключенные к входам соответствующих бло- С ков определения первого и второго маршрутов, блок сравнения, реверсив- 2 ные счетчики и контакторы постоянного тока секций КП. 2 с.п. ф-лы, 7 ил. циональная схема блоков определения первого и второго маршрутов; на фиг. 4 — функциональная схема блоков управления первой и второй шлюзовыми дверями; на фиг. 5 — схема соединений реверсивных счетчиков; на фиг. 6 схема подключения светофоров; на фиг. 7 — схема управления вентиляционными дверями.

Устройство (фиг, 1) содержит шлюзовые двери 1 и 2,, электровоз 3, разбитый на секции контактный (трол1520250 лейный) провод 4, троллейные изоляторы 5, датчик,6 запроса первого маршрута, датчик 7 отбоя этого маршрута, датчик 8 запроса второго маршрута, датчик 9 отбоя этого маршрута, импуль5 сные бесконтактные датчики 10 — 13 счета пар осей.

Троллельный провод 4 поделен на пять секций. Средняя секция для упро- 10 щения схемы глухо подключена на кабельную перемычку 14, остальные четыре секции включены от этой же кабельной пермычки через нормально открытые силовые контакты контакторов -15 — 1

18 постоянного тока соответствующих секций контактного провода.

Весь участок шлюзования огражден входными светофорами 19 и 20, работающими по схеме с нормально горящими зелеными огнями. Кроме них имеются четыре двухсветовых указателя положения дверей 21, управляемых через концевые выключатели 22 контроля положения дверей. Двери снабжены элект- 25 роприводами 23 и 24, которые питаются от магнитных пускателей 25 и 26, к которым присоединены пульты 27 и

28 ручного управления.

Кроме того, устройство содержит реверсивные счетчики 29 и 30, входящие в состав станции 31 управления (фиг. 2). На станции 31 расположены блоки 32 и 33 определения первого и второго маршрутов, состоящих из малогабаритных дистационных переключателей 34 и 35 и выходных реле 36 и 37 (фиг. 3), размножители 38 » 41 сигналов, блоки 42 и 43 управления первой и второй шлюзовыми дверями 1 и 2 и блок 44 сравнения.

Блоки 42 и 43 (фиг. 4) содержат источник 45 питания, малогабаритные дистанционные переключатели 46 - 49, обеспечивающие память а также мощ45 ные выходные реле 50 - 54. Обмот" .ки А переключателей 46 — 49 через ограничивающие RC-цепи соединены нормально открытыми контактами 38-1, 39-1, 40-1 и 41-1 выходных реле размножателей 38 — 41 (фиг. 2). Обмотки В переключателей 46 — 49 соединены в общую цепь (фиг. 4) через R, С и нормально закрытый контакт 37- 2 выходного реле блока 33 второго маршрута (фиг, 2).

°

Выходное реле 50 включено через нормально открытые контакты 36-1 реле (блока 32), выходное реле 51 содержит дополнительно в своей цепи нормально открытые контакты 46-1, реле 52 — нормально открытые контакты 47-1 и нормально закрытые контакты 44-1 выходного реле блока 44, реле 53 — нормально открытые контакты

48-1, а реле 54 — нормально закрытые контакты 44-1 и нормально открытые контакты 49-1 соответствующих переключателей этого блока.

На рельсовом пути 55 установлены датчики 10 — 13, которыми совместно с датчиками 6 и 8 он условно разбит на пять отдельных участков, размещенных под соответствующими секциями троллейного. провода 4.

Блок 44 сравнения (фиг. 5) содержит четыре элемента ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ

56 — 59, элемент ИЛИ 60, усилитель

61 и выходное реле 62.

На фиг. 4 совмещены схемы блоков

42 и 43. В скобках обозначены релейные входы (контакты), принадлежащие блоку 43. В обоих блоках 42 и 43 все элементы схем и связи между ними аналогичны и обозначены одинаковыми номерами.

На фиг. 7 в обозначение релейных входов (контактов) входит принадлежность к реле и к блоку, откуда принимается сигнал (команда). Принадлежность к блоку указана в скобках (например, 54 (42) означает контакты реле 54 блока 42). Диодные элементы

ИЛИ (диоды с общим анодом) имеют общепринятое обозначение.

Катушки реверсивных пускателей

26 и 25 из блоков обозначены римскими I u II (I - -обозначение катушки открытия и ЕŠ— закрытия). Силовые контакты магнитных пускателей 25 и

26 и блокконтакты их блоков имеют те же обозначения с припиской в скобах их принадлежности к блоку.

На фиг, 7 так же показаны .примеры включения блоков 16 и 17 (контакторов постоянного тока, подающих питание на изолированные участки троллея, проложенные над первыми и вторыми дверями), и классические схемы реверса электродвигателей 23 и 24 с указанием механической связи с многоконтактными концевыми выключателями

22 (Фиг. 1).

1,

Сущность способа управления движением подвижных составов на, участке шлюзования иллюстрируется при описа20250

5 15 нии работы устройства для его осуществления.

Исходное состояние схемы.

Двери 1 и 2 шлюза закрыты, реле, контакторы, дистационные переключатели и прочие элементы схемы обесточены. Напряжение с изолированных от общешахтной сети секций контактного провода снято (за исключением среднего пятого глухоподсоединенного уча. стка). Нормально горят зеленые огни входных светофоров через нормально замкнутые контакты реле 50 блоков 43 и 42 (фиг. 6).

Движение электровоза по первому маршруту (слева-направо). срабатывает реле 38 от датчика 10 (фиг. 5 и 1), что приводит к следующему: импульс от блока 38 поступает на тактовый вход вычитания счетчика

29 (фиг ° 5), начинается счет осей; контакт 38-1 реле к цепи дистационного переключателя 46 (фиг. 4) замыкается, что вызывает переброс контактов этого переключателя и срабатывание выходного реле 51 блока 42; срабатывание второго контакта 38-2 в блоке 43 переброса контактов дистанционного переключателя 49 не вызывает, так как он деблокирован по питанию.

Срабатывание реле 51 в блоке 42 вызывает (фиг. 7): обесточивание контактора 15 за счет размыкания нормально замкнутых контактов 51 (42) в его цепи;

При движении электровоза на зеленый огонь по достижении датчика 6 (фиг ° 1 и 3) одна из обмоток переключателя

34 (блок 32 на фиг. 3) получает импульс тока и перебрасывает свои контакты через контакт 34-1, получает пи тание выходное реле 36, (одновременно нормально замкнутые контакты 34-2 деблокируют реле 37 в блоке 33).

При срабатывании выходного реле блока 36 (фиг. 4) разрывается цепь сброса переключателей 46-49, и "+" питания через нормально открытые контакты 36-1 подается на общую шину, к которой подключены нормально открытые контакты выходных реле путевых датчиков, обмотка реле 50 блока

42 также получает питание (по цепи:

"+", нормально открытые контакты реле 36, обмотка 50, "-").

Нормально открытые контакты выходного реле блока 42 цепи питания контактора 15 замыкаются (фиг. 7). Контактор 15 срабатывает по цепи: контакты 54, 53, 52,51 блока 42, замкнувшийся нормально открытый контакт

50(42), диод, обмотка контактора 15, Силовые контакты контактора 15 подают на первую секцию троллея, обеспечивая дальнейшее движение электровоза (фиг. 1).

Однрвременно переключаются зеленые огни входных светофоров на красные (фиг. 6). При нормальной работе составы "враждебных маршрутов" останавливаются машинистами вне контролируемого участка пути, Встречное движение невозможно, так . как блок 43 (второго маршрута) деблокирован контактами реле 37 (фиг.4).

При дальнейшем движении.электровоза срабатывание реверсивного пускателя

25 блока (катушка 1 — открывание первых дверей) по цепи: нормально замкнутые контакты 54, 53, 52 блока 42, нормально открытые контакты 51(42), катушка II пускателя (25), нормально замкнутый контакт II/(25) и 22 (концевого выключателя, срабатывающего при полном открытии дверей), После открытия дверей через нормально

30 ле (фиг. 5) будут разомкнуты, 11ри равенстве сигналов двери закроются.

Цепь закрытия первых дверей (фпг, 7): открытэ е контакты концевого выключателя 22 срабатывает контактор 16, питание поступает на вторую изолированную секцию троллея, электровоз продолжает движение.

При наезде первой колесной пары (фиг. 1) на датчик 11 срабатывает выходное реле блока 39. В схеме происходят следующие изменения: срабатывает

40 дистационный переключатель 47 блока

42 (фиг. 4);поступает импульс на второй реверснвный счетчик 30 (фиг, 5); подготавливается цепь выходного реле 51, блока 42 (фиг. 4), 45 ЭлектРовоз выходит на тРетий постоянно включенный участок троллея и продолжает движение. От каждой колесной пары поступают импульсы на минусовой вход счетчика 30 (фиг. 5), До тех пор, пока количество импульсов от датчика 11 не будет равно количеству импульсов от датчика 10, на входах элемента ИЛИ 60 будут едини-. цы (или единица), выходные реле 62 блока 44 будут обтекаться током, и нормально закрытые контакты 44-1 ре1520250 нормально закрытые контакты 54 (42), нормально замкнутые контакты 53 (42), нормально открытые контакты 52 (42), катушка II пускателя нормально замкЭ

5 нутые контакты I (25),катушка Х потеряла питание через разомкнувшиеся нормально замкнутые контакты 52 (42), контакты концевого включателя 22, При наезде на датчик 12 срабатыва- 10 ет выходное реле блока 40, которое: перебрасывает контактами 40-1 в блоке 42 (фиг. 4) дистанционйый переключатель 48, что вызывает срабатывание реле 53; выдает счет осей на счетчик

30 (фиг. 5) и вновь вызванное неравенство вызывает размыкание нормально замкнутых контактов в цепи реле

54 закрытия блока 42.

При срабатывании реле 53 (42) (фиг. 7): подается питание на катушку пускателя 26 открытия второй двери по цепи: нормально замкнутый контакт 54 (42), нормально открытый контакт 53 (42), диод, обмотка пускате- 25 ля 26 ° нормально замкнутый контакт

II (26), нормально замкнутые контак1l 1I ты концевого выключателя 2 2, По той же цепи, но через другую группу диодов, ср абатыв ае т контактор 1 8 . После открытия дверей через многоконт актный выключатель 2 2 включается контактор 1 7 (фиг . 7 ) . Таким образом, выход состава из шлюза обеспечен .

Закрытие дверей происходит после прохождения всего состава через датчик 13 (срабатывает выходное реле блока 4 1), перебрасываются контакты дистационного переключателя 49 (фиг.4) 40 и срабатывает реле 54. Последнее, как и в случае прохода состава через первую дверь, срабатывает только в случае равенства прошедших осей через датчики 12 и 13 (фиг. 5). Импульсы 4 от датчиков 12 и 13 подаются на положительные входы реверсивных счетчиков 30 и 29. При наезде на датчик 7 (фиг. 1) дистационный выключатель 34 блока 32 перебрасывается (происходит

50 сброс), и вся схема возвращается в исходное состояние, Движение электровоза по второму маршруту (справа-налево).

Первым датчиком, воздействующим

5 на схему, становится датчик 8 (: фиг. 3) .

Дистационный переключатель 35 блока

33 перебрасывается, вызывая срабатывание реле 37 и деблокировку реле 36: в блоке 32, В блоке 43 (фиг. 4), где контакты, принадлежащие блоку 43 взяты в скобки, а общие для обеих блоков элементы имеют одинаковое обозначение) контакты выходного реле

37-1 подают "+" питания на блок и вызывают срабатывание реле 50. Контактор 18 (фиг. 7) срабатывает по цепи: нормально замкнутые контакты 54, 53, 52, 51 блока 43, нормально открытые контакты 50 блока 43, обмотка контактора 18, При наезде на датчик 13 срабатывает реле блока 41; через контакты 41-2 (фиг. 4) срабатывает переключатель 46 и реле 51; (на положительный вход счетчика 29 (фиг. 5) начинает поступать счет осей; обесточивается цепь питания, (фиг. 7) через нормально открытые 50 (43) контактора 18; включается пускатель открытия двери 2 "+",. нормально замкнутые контакты 54 (43), 53 (43), 52 (43), нормальный открытый контакт 51 (43), катушка I (26), блок-контакт II (26),нормально замкнутый контакт концевого выключателя

zz у °

Через контакты 22 дверей 2 включается контактор 17 (фиг. 7), а контактор 18 отключается нормально замкнутыми контактами 51 (43).

Электровоз получил возможность двигаться далее до датчика 11. При равенстве прошедших через датчики 13 и 12 осей (фиг. 4) подготавливается реле 52 (цепь:нормально замкнутый контакт 44- t нормально открытый контакт 47-1, обмотка реле 52 (43), .При наезде на датчик 11 срабатывает реле блока 39 (фиг. 5) и: нормально открытые контакты 39-2 включают переключатель 48, что вызывает срабатывание реле 53 (открытие первых дверей); импульсные сигналы от блока 39 поступают на счетчик 30 блока 45 (фиг. 5) и реле блока 44 разрывает свои контакты в цепи блока 43 (фиг. 4), т.е. двери не закроются до достижения равенства осей, прошедших через датчики 11 и 10; через нормально открытый контакт 53 (43) включается пускатель 25 (катушка открытия) по цепи: нормально замкнутый контакт 54 (43), нормально открытый контакт 53 (43), диод, катушка Т (25), блок-контакты

II (25), нормально замкнутые контакты 22, "-"; концевые выключатели дверей включают контактор 16, а контак15202 тор 15 включается через нормально открытые контакты реле 53 блока 43 (фиг. 7).

После сравнения счета осей (фиг.4) срабатывает реле 54 в блоке 43. Составляется цепь закрытия дверей (фиг. 7): "+", нормально открытые контакты 54 блока 43, диод, обмотка

II (25), блок-контакты Е (25), контакты концевого выключателя 22, 11 Il

При наезде на датчик 9 (фиг . 3 ) происходит разборка схемы в исходное состояние .

Ручное управление .

Ручное управление осуществляется двухпос товыми кнопками (пуль т ами )

2 7 и 2 8, установленными по об е стороны от каждой .двери . Принципиальная схема приведена н а фиг ° 7 .

Формула изобретения

Способ управления движением подвижных составов на участке шлюзования, основанный на подключении питания к контактному проводу, контроле местоположения подвижных составов на участке шлюзования и формировании команд на открытие и закрытие шлюзовых дверей в зависимости от местоположения подвижных составов на участке шлюзования, о т л и ч а ю щ и йс я тем что с целью повышения безоЭ Э

35 пасности движения подвижных составов, в контрольных точках по разные стороны шлюзовых дверей измеряют число пар осей подвижного состава и в случае их совпадения в двух соседних 40 контрольных точках подключают питание к следующей по ходу движения подвижного состава секции контактного провода, в случае несовпадения числа пар осей подвижного состава в двух соседних контрольных точках или появлении другого подвижного состава на

"враждебном" маршруте участка шлюзования блокируют подключение питания к соседним секциям контактного прово- 5О да.

2. Устройство управления движением подвижных составов на участке шлюзования, содержащее для каждой шлюзовой двери блок управления шлюзовой дверью, первый выход которого соединен с первым входом магнитного пускателя, выход которого соединен с входом злектропривода, первый выход пер50 вого концевого выключателя контроля положения двери, установленного внутри шлюза, соединен с вторым входом магнитного пускателя, второй концевой выключатель контроля положения двери, установленный с внешней стороны шлюза, пульт ручного управления, выход которого соединен с третьим входом магнитного пускателя, импульсные бесконтактные датчики счета пар осей, выходы которых соединены с входами соответствующих размножителей сигналов,.о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения безопасности движения подвижньм составов, в него введены датчики запроса и отбоя первого и второго маршрутов, блоки определения первого и второго маршрутов, блок сравнения, реверсивные счетчики и контакторы постоянного тока секций контактного провода, причем выходы датчиков запроса и отбоя первого маршрута соединены соответственно с первым и вторым входами блока определения первого маршрута, выходы датчиков запроса и отбоя второго маршрута соединены соответственно с первым и вторым входами блока определения второго маршрута, третий вход и первый выход которого соединены с первым выходом и третьим входом блока определения первого маршрута соответственно, второй и третий выходы которого соединены соответственно с первым входом блока управления первой шлюзовой двеоью и вторым входом блока управления второй шлюзовой дверью, второй и первый входы которых соединены соответственно с третьим и вторым выходами блока определения второго маршрута, первые выходы первого, второго, третьего и четвертого размножителей сигналов соединены с третьим, четвертым, пятым и шестым входами блока управления пер- . вой шлюзовой дверью соответственно, вторые выходы — с третьим, четвертым, пятым и шестым входами блока управления второй шлюзовой дверью соответственно, а третьи выходы — соответственно с тактовыми входами вычитания первого и второго реверсивных счетчиков и тактовыми входами суммирования второго и первого реверсивных счетчиков, выходы которых соединены соответственно с вторым и первым . входами блока сравнения, первый и второй выходы которого соединены с седьмыми входами блоков управления первой и

1520250

l2 второй шлюзовыми дверями соответственно, вторые выходы которых соединены соответственно с четвертыми входами второго и первого магнитных пускателей, тертьи выходы - соответственно

5 с первыми входами контакторов постоянного тока первой и четвертой секций контактного провода, четвертые выходы — соответственно с вторыми вхо- lð дами контакторов постоянного тока четвертой и первой секций контактного провода, входы контакторов постоянного тока второй и третьей секций контактного провода соединены соответственно с вторыми выходами первых концевых выключателей контроля положения первой и второй шлюзовых дверей.

1520250

+ g Я ю!

„+

1 pgypacpgm (блок 32) I

i ,Ы-2

И+

Г4 -2

I g маршругп(брак 3 Й

1520250

1520250

Составитель В.Копыпов

Корректор B-Кабаций редактор Н.Яцола Техред Л.Олийнык

Заказ 6735/36 Тираж 410 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Иосква, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Способ управления движением подвижных составов на участке шлюзования и устройство для его осуществления Способ управления движением подвижных составов на участке шлюзования и устройство для его осуществления Способ управления движением подвижных составов на участке шлюзования и устройство для его осуществления Способ управления движением подвижных составов на участке шлюзования и устройство для его осуществления Способ управления движением подвижных составов на участке шлюзования и устройство для его осуществления Способ управления движением подвижных составов на участке шлюзования и устройство для его осуществления Способ управления движением подвижных составов на участке шлюзования и устройство для его осуществления Способ управления движением подвижных составов на участке шлюзования и устройство для его осуществления Способ управления движением подвижных составов на участке шлюзования и устройство для его осуществления 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к горной промышленности и позволяет упростить конструкцию устройства и уменьшить его габариты

Изобретение относится к горному делу и предназначено для подачи и охлаждения вентиляционного воздуха, поступающего на проветривание горных выработок

Изобретение относится к рудничной аэрологии и может быть использовано при расчетах вентиляции шахт

Изобретение относится к угольной промышленности и предназначено для проветривания выемочных участков (ВУ) при отработке газоносных угольных пластов

Изобретение относится к горной промышленности

Изобретение относится к горной промышленности

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано для борьбы с газовыделением при отработке высокогазоносных угольных пластов пологонаклонного залегания с прямоточной схемой проветривания с подсвежением исходящей струи выемочного участка

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано для регулирования расхода воздуха в вентиляционных сетях

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано для регулирования расхода воздуха в вентиляционных сетях

Изобретение относится к горной промышленности и может использоваться для улавливания метана на вентиляционном горизонте

Изобретение относится к горной промышленности и может использоваться для улавливания метана на вентиляционном горизонте

Изобретение относится к горной промышленности

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано для проветривания шахт и рудников, а также других объектов народного хозяйства, расположенных под землей
Наверх