Способ диагностирования механизма

 

Изобретение относится к технической эксплуатации машин и может быть использовано для диагностирования двигателей внутреннего сгорания и других машин. Цель изобретения - расширение функциональных возможностей, повышение точности и снижение трудоемкости диагностирования. Для этого измеряют вибрации кинематических пар (КП), производят выделение высоких частот (ВЧ) и низких частот (НЧ) спектра сигнала вибрации, определяют диагностический параметр и по сравнению его с эталонной величиной судят о техническом состоянии механизмов. Для определения диагностического параметра выделение областей ВЧ и НЧ спектра вибрации производят по частотам разделения, определяемым из длительности соударения в КП. Это расширяет функциональные возможности диагностирования. В области НЧ сигнал виброускорения преобразовывают в сигнал виброперемещения. Это увеличивает помехоустойчивость по отношению к неконтролируемым вибропомехам. Измеряют энергию сигналов вибрации, причем в области ВЧ спектра измеряют энергию сигнала виброускорения, а в области НЧ измеряют энергию сигнала виброперемещения, и вычисляют отношение между ними. Верхняя граничная частота области НЧ выбирается равной 1,5 &Tgr;<SB POS="POST">о</SB>, нижняя область ВЧ - равной 2/&Tgr;<SB POS="POST">о</SB>, где &Tgr;<SB POS="POST">о</SB> - длительность соударения в КП. Это увеличивает точность диагностирования, дает возможность получать унифицированные характеристики. Их можно использовать для диагностирования большого числа машин одной марки и модификации, в результате чего трудоемкость диагностирования снижается. 2 ил.

„.80„„1548688

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 G 01 М 15/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

1 (2i) 44 19845/25-06 (22) 05.05.88 (46) 07.03.90. Бюл. № 9 (71) Горьковский институт инженеров водного транспорта (72) Е.В.Горюнов (53) 62 1.43.001.5 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1345087, кл. G 01 М 13/04, 1986. (54) СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА (57) Изобретение относится к технической эксплуатации машин и может быть использовано для диагностирования двигателей внутреннего сгорания и других машин. Цель изобретения — расширение функциональных возможностей, повышение точности и снижение трудоемкости диагностирования.

Для этого измеряют вибрации кинематических пар (КП), производят выделение высоких частот (ВЧ) и низких частот (НЧ) спектра сигнала вибрации, определяют диагностический параметр и по сравнению его с эталонной величиной судят о техническом состоянии—

Изобретение относится к технической эксплуатации машин и может быть использовано для диагностирования двигателей внутреннего сгорания и других машин.

Цель изобретения — расширение функциочальных возможностей, повышение точности и снижение трудоемкости диагностирования механизмов.

2 механизмов. Для определения диагнос-.. тического параметра выделение областей ВЧ и НЧ спектра вибрации производят по частотам разделения, определяемым из длительности соударения в

KII. Это расширяет функциональные возможности диагностирования. В области

НЧ сигнал виброускорения преобразовывают.в сигнал виброперемещения.

Это увеличивает помехоустойчивость по отношению к неконтролируемым вибропомехам. Измеряют энергию сигналов вибрации, причем в области ВЧ спектра измеряют энергию сигнала виброускорения, а в области ЬЧ измеряют энергию сигнала виброперемещения,и вычисляют отношение между ними. Верхняя граничная частота области НЧ выбирается равной 1,5 с „, нижняя область ВЧ— равной 2/ „ где, — длительность С соударения в КП. Это увеличивает точность диагностирования, дает возможность получать унифицированные характеристики. Их можно использовать для диагностирования большого числа ДйЬ машин одной марки и модификации, в QQ результате чего трудоемкость диагностирования снижается. 2 ил. Об

На фиг.1 показана блок-схема устройства, реализующего предлагаемый способ; на фиг.2 — график, иллюстрирующий способ (Р— контролируемый параметр, Т вЂ” время, o(- контролирующий диагностический показатель) .

Устройство содержит вибропреобразователь-виброакселерометр 1, установленный на поверхности диагнос1548688 тируемого механизма 2, последовательно соединенные с виброакселерометром 1 фазовый селектор 3, фильтр 4 верхних частот, первый квадратор 5, первый интегратор 6, причем выход фазового селектора 3 соединен с входами фильтра 4 верхних частот и фильтра 7 нижних частот, последовательно соединенные с фильтром 7 нижних частот первую 8 и вторую 9 схемы интегрирования, второй квадратор 10, второй интегратор 11, выход которого соединен с вторым входом вычислителя 12 отношения, первый вход которого 15 соединен с выходом первого интегратора 6, а выход вычислителя 12 отношения соединен с входом индикатора 13 °

Сущность предлагаемого способа заключается в следующем.

Известно, что для узлов с сопрягающимися деталями (кинематическими парами) наиболее чувствительными к изменению скорости соударения дета- 25 лей, которая в свою очередь зависит от величины зазора в сопряжении, ) т.е. технического состояния .механизма, является высокочастотная область спектра виброускорения. Нижнюю

J граничную частоту Е спектра этои области можно определить исходя из условия достаточной интенсивности амплитуд частотных составляющих 1 р =

=2/ 7, где С, — длительность соударения в кинематической паре. В то же время уровень амплитуд частотных составляющих в низкочастотной области спектра виброускорения невысок и может быть сравним или меньше уровня 40 помех от виброактивности неконтролируемых источников вибрации.. Поэтому .использование в качестве диагностических параметров вибрации низкочастотной области спектра виброускорения приводит к существенной погрешности диагностирования.

В то же время при соударениях в кинематических парах наиболее высокий относительный уровень частотных составляющих имеется н низкочастотной области спектра ниброперемещения . К тому же амплитуда Ар частотных составляющих в этой абласти спектра виброперемещения пропор55 циональна количеству движения и, следовательно, скорости 7 соударения в степени, равной единице (A я Vp) . Ha основании экспериментальных результатов можно сделать вывод, что верхняя граничная частота f, низкочастотной области спектра вибрации может быть выбрана равной

1 1

= (— ° .. -) —.

2 li1 5

В этой области спектра сосредоточена наибольшая часть энергии сигнала виброперемещения. Из определения понятия энергии, согласно которому ее величина пропорциональна квадрату амплитуд вибрации, можно сделать вывод, что отношение энергии 3 „ сигнала S „(t) виброускорения в высокочастотной области спектра к энергии

3 „ц сигнала S „(t) виброперемещения в низкочастотной области спектра вибрации имеет вид

3 Ванч() " Ч в нч ) (S «(t}, о о где V — относительная скорость со-, о ударения н кинематической паре;

Т вЂ” время интегрирования;

С вЂ” постоянная для конкретного узла величина.

Из (1) следует, что диагностический параметр М однозначно связан аналитической зависимостью с относительной скоростью соударения и, следовательно, с величиной зазора в кинематической паре. Полученный эффект позволяет получить устойчивый к влиянию неконтролируемых факторов диагностический параметр для определения количественного значения структурных параметров механизмов (величину. зазора, износ, кинематическую погрешность зацепления и т.д.) .

Если сравнивать текущее техническое состояние узла с эталонным, то получим параметр р, равный

NT (v pT) 0I3 1э э где индекс Т соответствует текущему, а индекс 3 — эталонному состоянию кинематической пары.

Способ осуществляется следующим образом.

Устанавливают виброакселерометр 1 на корпусе машины вблизи диагностируемого механизма 2. Сигнал виброусксрения с выхода ниброакселерометра i поступает на вход фазового селектора

5 15486

3, с помощью которого по фазе цикла действия машины выделяется виброимпульс от сопрягающихся деталей диагностируемого узла. С выхода фазового селектора выделенньц сигнал вибро5 ускорения поступает на входы фильтра

4 верхних частот и фильтра 7 нижних. частот. Нижняя частота среза f 2 фильтра 4 выбирается исходя иэ дли- 10 тельности соударения в. кинематической паре из выражения и = 2/

Профильтрованный сигнал поступает с выхода фильтра 4 на первый квадратор 5 и далее на первый интегратор 6. 15

На выходе первого интегратора 6 получаем значение энергии 3 сигнала вч виброускорения в выбранной области высоких частот спектра вибрации. Верхняя частота f среза фильтра 20

7 нижних частот выбирается исходя из длительности соударения 0 из

1 выражения f =, . С выхода фильтра 7 профильтрованный сигнал вибро- 25 ускорения поступает на первую интегрирующую схему 8 и с нее на вторую интегрирующую схему 9. На выходе второй интегрирующей схемы 9 формируется сигнал виброперемещения в 30 выбранной области низких частот спектра вибрации. С выхода схемы 9 сигнал поступает на второй квадратор .10 и далее на второй интегратор

11, на выходе которого получаем значение энергии Э „„ сигнала вибропе35 ремещения в выбранной области нижних частот спектра вибрации. Значения

Э „ и Э „„ поступают соответственно на первый и второй входы вычисли- 40 теля 12 отношения, на выходе которого получаем диагностический параметр

И=Э „/Э„„. С выхода вычислителя 12 результат поступает на -индикатор 13 для регистрации. Определяя значения

M для эталонного и текущего технического состояния диагностируемого

88 6 узла, по величине P судят о его техническом состоянии. Длительность соударения в кинематической паре предварительно определяют либо расчетным, либо экспериментальным путем, например из анализа спектров вибрации вынужденных или собственных колебаний на стадии облучения диагностической системы. Для двигателей внутреннего сгорания r. = 0,0001-0,001 с.

Формула и з обретения

Способ диагностирования механизма, заключающийся в том, что измеряют вибрации кинематических пар, производят выделение высоких и низких частот спектра сигнала вибрации, определяют диагностический параметр и по сравнению его с эталонной величиной судят о техническом состоянии механизма, отличающийся тем, что, с целью расширения функциональ-. ных возможностей, повьш ения точности и снижения трудоемкости, выделение областей высоких и низких частот спектра вибрации производят по частотам разделения, определяемым из длительности соударения в кинематической паре при этом в области низких частот сигнал виброускорения преобразовывают в сигнал виброперемещения, измеряют энергию сигналов вибрации, причем в области высоких частот спектра измеряют энергию сигнала виброускорения, а в области низких частот спектра измеряют энергию сигнала виброперемещения, выполняют отношение между энергиями сигналов, причем верхняя граничная частота области низких частот спектра виброперемещения выбирается равной 1/56, а нижняя граничная частота области высоких частот спектра виброускорения выбирается равной

2/ С„ где — длительность соударения в кинематической паре.

1548688

12000 Тюс

QUAL Г

Составитель Н.Патрахальцев (11едактоР В.Данко ТехРед Л. Сердюкова Корректор Л.Бескид

Заказ 137 Тираж 438 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Способ диагностирования механизма Способ диагностирования механизма Способ диагностирования механизма Способ диагностирования механизма 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано в тепловых двухтактных двигателях

Изобретение относится к области испытательного оборудования, предназначенного для исследования гидравлических и газовых турбин, компрессоров и насосов, в частности к конструкциям для исследования поля скоростей в турбомашинах, имеющих закрытое рабочее колесо, в каналы которого затруднен доступ средств измерений поля скоростей

Изобретение относится к испытанию реактивных двигателей и позволяет повысить информативность диагностирования реактивного двигателя

Изобретение относится к стендам, в частности, для изучения процесса разрушения грунта потоком газов

Изобретение относится к горному делу, в частности к стендам для испытания средств разрушения горных пород (СРГП)

Изобретение относится к испытательным стендам, в частности к стендам для испытания грузоподъемных механизмов

Изобретение относится к машиностроению, в частности, к устройствам для контроля раскрытия стыка между блоком и головкой цилиндров двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано при испытаниях поршней при их доводке

Изобретение относится к технической физике, а более конкретно к испытаниям реактивных двигателей, и может быть использовано в способах и устройствах для измерения тяги для повышения их точности

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано при контроле работоспособности элементов системы регулирования и защиты паровых турбин

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в системах автоматического управления и диагностики дизельных и карбюраторных двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области диагностики технического состояния машин, а конкретно, к способам диагностики и прогнозирования технического состояния машин, и может быть использовано для диагностики технического состояния машин, образующих машинные комплексы, путем анализа данных вибрации, потребления тока, его напряжения, расхода рабочего тела, температуры машины, обеспечивая своевременное отклонение действительного состояния машин от рабочего состояния и бесперебойную работу всего комплекса

Изобретение относится к испытаниям двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к обкатке и испытанию вновь изготовленных и отремонтированных двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано для обкатки других механизмов, например, коробок передач, ведущих мостов автомобилей

Изобретение относится к ракетостроению и может быть использовано при стендовых испытаниях жидкостных ракетных двигателей (ЖРД)
Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано при усовершенствовании условий смазки и оптимизации конструктивных параметров деталей цилиндро-поршневой группы ДВС
Наверх