Электропривод переменного тока

 

Изобретение относится к электротехнике. Цель изобретения - повышение надежности путем ограничения тока статора при скачкообразном изменении нагрузки от уровня ниже номинального. Электропривод переменного тока содержит асинхронный двигатель 1, преобразователь 2 частоты, задатчик 8 интенсивности, который снабжен вторым входом, блок 12 измерения коэффициента мощности, задатчик 18 коэффициента мощности при критическом скольжении. Дискретное увеличение нагрузки от номинального уровня, превышающее по величине критическое значение момента, приводит к снижению коэффициента мощности ниже заданного в задатчике 18. Это приводит к замыканию ключей 14 и 15, и быстрому снижению частоты, что ограничивает ток. 3 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) А1 (51) 5 Н 02 Р 7/42

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А ВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ П.(НТ СССР

1 (21) 4403406/24-07 (22) 04.04.88 (46) 07.03.90. Бюл. № 9 (71) Белорусский политехнический институт (72) .А.А. Семченко, Н,М, Улащик, С.Ю. Должников и Б.И. Фираго (53) 621,316.718.5(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР .¹- 1282302, кл. Н 02 P 7/42, 1985.

Авторское свидетельство СССР

¹ 1292156, кл. Н 02 P 7/42, 1985.

Авторское свидетельство СССР № 1251280, кл. Н 02 P 7/42, 1984. (54) ЭЛЕКТРОПРИБОД ПЕРЕМЕННОГО ТОКА (57) Изобретение относится к электротехнике, Цель изобретения — повьппение надежности путем ограничения

2 тока статора при скачкообразном изменении нагрузки от уровня ниже номинального. Электропривод переменного тока содержит асинхронный двигатель 1, преобразователь 2 частоты, задатчик 8 интенсивности, который снабжен вторым входом, блок 12 измерения коэффициента мощности, задатчик 18 коэффициента мощности при критическом скольжении. Дискретное увеличение нагрузки от номинального уровня, превышающее по величине критическое значение момента, приводит к снижению коэффициента мощности ниже заданного в задатчике 18, Это приводит к замыканию ключей 14 и 15, и быстрому снижению частоты, что ,ограничивает ток. 3 ил °

1548837

Изобретение относится к электротехнике, в частности к управлению электроприводами по системе преоб-. разователь частоты — двигатель и может быть использовано в электропри5 водах, требующих формирования экскаваторной механической характеристики.

Цель изобретения — повышение надежности путем ограничения тока статора при скачкообразном изменении нагрузки от уровня не ниже номинального.

На фиг. i изображена функциональная схема электропривода переменного тока; на фиг. 2 — задатчик интенсивности; на фиг, 3 — временные диаграммы работы электропривода при скачкообразном изменении нагрузки. 20

Электропривод переменного тока содержит асинхронный электродвигатель

1, подключенный к преобразователю 2 частоты с блоком 3 управления, имеющим раздельные каналы 4 и 5 регулирования частоты и напряжения, подключенные выходами к вентильной час- 1 ти 6 преобразователя 2. Входы каналов

4 и 5 регулирования частоты и напряжения через регулятор 7 частоты и на.пряжения соединены с задатчиком 8 интенсивности, первый вход которого подключен к выходу сумматора 9, датчики напряжения 10 и тока 11 двигателя выходами подключены к датчику 12 коэффициента мощности двигателя. Пороговый элемент 13 выходом подключен к управляющим входам первого 14 и второго 15 ключевых элементов, вход ключевого элемента 14 подключен к 4р выходу элемента 16 задания обратной связи, а выход соединен с одним входом сумматора 9. Второй сумматор 17, одним входом соединен с выходом датчика коэффициента мощности двигателя 45 12, а другой его вход соединен с задатчиком 18 предельного значения коэффициента мощности двигателя. Выход второго сумматора 17 соединен с входом порогового элемента 13 и входом второго ключевого элемента 15, выход которого подключен к второму входу задатчика 8 интенсивности, Задатчик 8 интенсивности частоты вращения двигателя состоит из пос55 ледовательно соединенных компаратора

19 (фиг. 2), усилителя 20 с регулируемым коэффициентом усиления и интегратора 21, при этом выход интегратора 21 образует выход задатчика Ь интенсивности и соединен с вторым входом компаратора 19, первый вход которого является первым входом задатчика 8 интенсивности, Электропривод переменного тока работает следующим образом.

На вход сумматора 9 подается сигнал U> задания частоты вращения электродвигателя 1. С его выхода сигнал поступает -на первый вход задатчика интенсивности частоты вращения двигателя. Второй вход задатчика 8 интенсивности (вход управления усилителя 20 с регулируемым коэффициентом усиления) служит для воздействия на темп изменения выходного сигнала Б „ задатчика 8 интенсивности. Чем больше по абсолютному значению величина сигнала на втором входе задатчика 8 интенсивности, тем выше темп изменения выходного сигнала U ц (фиг. 3).

При колебаниях нагрузки не превы) шающих максимального момента электродвигателя 1, обратная связь устройства разомкнута (разомкнуты ключевые элементы 14 и 15), поскольку выходной сигнал датчика 12 коэффициента мощности, пропорциональный разности фаз первых гармоник входных сигналов от датчиков напряжения 10 и тока 11, больше выходного сигнала

cos(р„ задатчика 18 предельного значения коэффициента мощности двигателя (сигнал cos Ц соответствует разности фаз между первыми гармоническими составляющими сигналов напряжения и тока при моменте двигателя,равном критическому моменту) . Величина рассогласования 5 =co sf-co s Q на выходе сумматора 17 больше нуля и выходной сигнал порогового элемента 13 равен О, где сов — коэффициент мощности двигателя.

При увеличении нагрузки на валу электродвигателя 1 выше номинальной увеличивается угол q сдвига фаз между первыми гармониками сигналов с выхода датчиков напряжения 10 и тока

11, поступающими на входы датчика 12 коэффициента мощности, который осуществляет преобразование фаза-амплитуда. При повышении нагрузки над максимальным моментом электродвигателя

1 по прохождении рабочей координатной точки критического скольжения

его механической характеристики вели8837 6 частоты преобразователя 2 ° Поскольку момент нагрузки с увеличением частоты вновь превышает ограничиваемое значение, скольжение двигателя становится больше критического, величина рассогласования на выходе сумматора

175, 4 О и срабатывает пороговый элемент 13. В результате в устройстве вновь замыкается отрицательная обратная связь и выходная частота преобразователя 2 снижается, Электропривод переходит в скользящий режим отслеживания нагрузки и среднее значение выходной частоты преобразователя 2 остается неизменным до тех пор, пока не уменьшится момент нагрузки. При снижении момента нагрузки ниже ограничиваемого уровня сиг20 нал на выходе порогового элемента становится равным нулю, размыкается обратная связь, устройства, частота преобразователя 2 увеличивается до уровня, определяемого сигналом U>

25 на выходе сумматора 9, и электропривод переходит в состояние, предшествовавшее режимуограничения моментаи тока (режиму упора), На фиг. 3 приведены диаграммы А, 30 В работы известного и предлагаемого устройства соответственно при скачкообразном изменении скольжения двигателя (режим упора). Из диаграммы

А, В работы следует, что предлагаемое

35устройство обеспечивает значительно более быстрое снижение выходной частоты преобразователя 2 (а значит, и снижение скольжения и тока двигателя 1), чем известное устройство, 40 Таким образом, рассмотренный электропривод переменного тока обеспечивает повышение точности ограничения тока статора асинхронного двигателя при скачкообразном изменении нагруз45 ки путем уменьшения времени отработки сигнала на снижение выходной частоты преобразователя, обеспечиваемого за счет введения дополнительного входа задатчика интенсивности и цепей

50 управления им,. что повьш ает надежность устройства, 5 154 чина сигнала на выходе датчика 12 коэффициента мощности становится меньше сигнала задатчика 18 предельного значения коэффициента мощности двигателя, величина рассогласования на выходе сумматора 17 5 =cosg-созс „c О.

Пороговый элемент 13 срабатывает при величине рассогласования 6 =О, сигнал на его выходе становится равным единице и остается таковым при значениях g О. Св оим единичным выходным сигналом пороговый элемент 13 через ключевые элементы 14 и 15 замыкает отрицательные обратные связи и частота преобразователя 2 снижается. При этом рассогласование Д с выхода сумматора 17 через ключевой элемент 15 поступает на второй вход задатчика

8 интенсивности и величиной этого рассогласования h определяется темп изменения выходного сигнала U (чем больше величина Ь, тем выше темп изменения сигнала U „).

Таким образом, при скачкообразном изменении нагрузки на начальном интервале времени работы устройства с отрицательной обратной связью глемп изменения выходного сигнала U „максимальный. По мере снижения. частоты преобразователя 2 сигнал на выходе датчика 12 коэффициента мощности увеличивается, модуль величины рассогласования на выходе сумматора 17

tb,J = cosg-cosQ уменьшается и темп изменения сигнала U и снижается.

При снижении частоты преобразователя

2 до уровня, соответствующего равенству момента нагрузки и критического (ограничиваемого) момента двигателя 1, скольжение становится равным критическому скольжению и угол с сдви-. га фаз между первыми гармониками сигналов с выхода датчиков напряжения

10 и тока 11 уменьшается настолько, что сигнал на выходе датчика 12 коэффициента мощности становится больше сигнала задатчика 18 предельного зна-, чения коэффициента мощности двигателя, величина рассогласования на выходе сумматора 17 Д =cos(f-сов >О, сигнал на выходе порогового элемента 13 становится равным нулю. При этом ключевые элементы 14 и 15 размыкают отрицательную обратную связь. Напряжение U на выходе задатчика 8 интенсивности начинает изменяться в соответствии с сигналом на его входе, что приводит к увеличению выходной

Формула изобретения

Электропривод переменного тока, содержащий асинхронный электродвигатель, подключенный к преобразователю, частоты с раздельными каналами регулирования частоты и напряжения, входы

1548837

Щ/8. 2

Составитель В. Тарасов

Редактор Н. Лазаренко Техред Л.Олийнык Корректор О. Кравцова

Заказ l44 Тираж 453 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинаr "Патент", r.Ужгород, ул. Гагарина,101 которых через регулятор частоты и напряжения соединены с выходом эадатчика интенсивности, первый вход которого подключен к выходу сумматора, один вход сумматора соединен с задатчиком частоты вращения, а другой — с выходом первого ключевого элемента, вход которого подключен к элементу задания сигнала обратной связи, пороговый элемент, датчики напряжения и тока, входами подключенные к выходу преобразователя частоты, а выходами — к входу датчика коэффициента мощности двигателя, о т л и ч а io шийся тем, что, с целью повыщения надежности путем ограничения тока статора при скачкообразном изменении нагрузки от уровня не ниже номинального, введены второй сумматор, задатчик предельного значения коэффициента мощности двигателя, соответствующего критическому значению момента, второй клю5 чевой элемент, а задатчик интенсивностии с набжен в торым входом, при этом один вход второго сумматора соединен с выходом датчика коэффициента мощности, а другой его вход — с выходом задатчика предельного значения коэффициента мощности двигателя, выход второго сумматора подключен к входам порогового элемента и второго ключевого элемента, выход второго ключевого элемента соединен с вторым входом задатчика интенсивности, а управляющие входы первого и второго ключевых элементов соединены с выходом порогового элемента, Ъ

Электропривод переменного тока Электропривод переменного тока Электропривод переменного тока Электропривод переменного тока 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах подъемно-транспортных машин с несколькими механизмами, управляемыми от отдельных командоаппаратов, с использованием одного преобразователя частоты

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в лифтах, шахтных подъемных машинах

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в механизмах с ударно-стопорным характером нагрузки

Изобретение относится к электротехнике

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в управляемом электроприводе на базе короткозамкнутого асинхронного или синхронного двигателя, применяемого в промышленных системах воспроизведения движений, где требуется высокая точность отработки заданных параметров управления, в частности в станках с числовым программным управлением

Изобретение относится к электротехнике, а именно к частотно-управляемым электроприводам переменного тока, построенным на основе асинхронных двигателей с коротко - замкнутым ротором, и может быть использовано в системах с высокими требованиями по кочеству регулирования частоты вращения, в частности в приводах главного движения станков с числовым программным управлением

Изобретение относится к электротехнике, а именно к частотно-регулируемым электроприводам, построенным на основе асинхронного короткозамкнутого двигателя и тиристорного преобразователя частоты, и может быть использовано в различных отраслях промышленности

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для пуска и останова асинхронных электроприводов общепромышленных механизмов

Изобретение относится к электротехнике, а именно к управляемым вентильным двигателям на основе синхронных машин с управлением положения обощенного вектора напряжения статора относительно магнитной оси ротора, и может быть использовано в установках, требующих большого диапазона регулирования частоты вращения

Изобретение относится к рельсовым транспортным средствам и непосредственно касается асинхронных тяговых приводов локомотивов

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для регулирования частоты вращения m-фазного электродвигателя переменного тока

Изобретение относится к управляемым электроприводам переменного тока с преобразователями частоты

Изобретение относится к электротехнике, а именно к силовой преобразовательной технике, и может быть применено в частотно-регулируемых приводах с асинхронными двигателями для управления трехфазным непосредственным преобразователем частоты с естественной коммутацией, содержащим по меньшей мере восемнадцать управляемых вентилей (УВ), связывающих фазы источника питания (ИП) частотой f1 с выходными фазными выводами (ФВ) преобразователя

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах регулирования скорости или углового положения нагрузки
Наверх