Устройство для автоматического опорожнения трубопровода
Изобретение относится к гидротранспорту, а именно к устройствам для автоматического опорожнения трубопроводов. Целью изобретения является улучшение эксплуатационных характеристик. Устройство содержит установленный на трубопроводе корпус 1 с клапаном 2, который удерживается в закрытом положении давлением рабочей среды благодаря разности площадей клапана 2 и поршня 4. Устройство снабжено клапаном 10 сброса рабочей среды из полости 5 и управляющей камерой 7, в которой размещен поршень 8, отделенный от камеры 7 эластичной перегородкой 16. Поршень 8 посредством штока 9 и двуплечего рычага 12 удерживает клапан 10 в закрытом положении при неработающем устройстве. При заполнении трубопровода и камеры 7 клапан 10 освобождается и удерживается в закрытом положении избыточным давлением рабочей среды. При отключении трубопровода давление снижается, клапан 10 открывается под действием силы тяжести, рабочая среда сбрасывается из камеры 7 и полости 5, и клапан 2 открывается, сбрасывая рабочую среду в трубопровод 6 сброса. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51)5 В 65 G 53 30
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н АВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
flO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4304395/23-11 (22) 08.09.87 (46) 07.05.90. Бюл. № 17 (71) Харьковский отдел водного хозяйства промпредпри ятий Всесоюзного научно-исследовательского института водоснабжения, канализации, гидротехнических сооружений и инженерной гидрогеологии (72) В. И. Водолазский, В. П. Грушко и А. Ф. Кваша (53) 621.867.7 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
¹ 512336, кл. F 16 L 55/04, !972. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО ОПОРОЖНЕНИЯ ТРУБОПРОВОДА (57) Изобретение относится к гидротранспорту, а именно к устройствам для автоматического опорожнения трубопроводов. Целью изобретения, является улучшение эксплуатацион ных ха рактеристик. Устройство содержит установленный на трубопроводе
„„SU„„3562257 А 1 корпус 1 с клапаном 2 который удерживается в закрытом положении давлением рабочей среды благодаря разности площадей клапана
2 и поршня 4. Устройство снабжено клапаном 10 сброса рабочей среды из полости
5 н управляющей камерой 7, в которой размещен поршень 8, отделенный от камеры
7 эластичной перегородкой 16. Поршень 8 посредством штока 9 и двуплечего рычага
12 удерживает клапан 10 в закрытом положении при неработающем устройстве. При заполнении трубопровода и камеры 7 клапан
10 освобождается и удерживается в закрытом положении избыточным давлением рабочей среды. Прн отключении трубопровода давление снижается, клапан 10 открывается под давлением силы тяжести, рабочая среда сбрасывается из камеры 7 и полости ®
5, и клапан 2 открывается, сбрасывая фу рабочую среду в трубопровод 6 сброса. %Ф Ф
2 з.п. ф-лы, 1 ил.
1562257
15.
ЗО
Формула изобрег ения
Изобретение относится к гидротранспорту отходов промышленных предприятий, а именно к устройствам для автоматического опорожнения трубопроводов при плановом и внезапном (аварийном) выключении насосов, например для преду"преждения закупорки трубопроводов твердым осадком в пониженных местах их профиля.
Цель изобретения — улучшение эксплуата цио нных хара ктеристи к.
На чертеже представлена схема устройства, разрез.
Устройство содержит корпус 1 с клапаном 2, соединенным штоком 3 с поршнем 4, расположенным в управляющей полости
5. Управляющая полость 5 сообщена с атмосферой со стороны штока 3 и с трубопроводом с другой стороны. Трубопровод 6 сброса подсоединен к корпусу 1. В управляющей камере 7, сообщенной с трубопроволом, размещен поршень 8, шток 9 которого пропущен через верхнюю стенку управляющей камеры 7. Клапан 10 сброса рабочей среды из управляющей полости 5 с вертикальным хвостовиком 11 связан со штоком 9 посредством двуплечего рычага 12 со свободно перемещающимся вдоль него грузом 13. Связь двуплечего рычага 12 с хвостовиком 11 клапана 10 выполнена в виде закрепленной на рычаге 12 вилки 14, охватыгающей хвостовик 11 с возможностью контакта с выполненным на его конце vlloром 15. Управляющая камера 7 со стороны сообщения с трубопроводом отделена эластичной перегородкой 16.
Клапан 1 опирается на седло !7 и укреплен на штоке 3 шарнирно. В крайнем левом положении клапан 2 удерживается грузом
18, размец.енным на рычаге 19. Управляющая полость 5 сообщена с атмосферой патрубком 20 и снабжена кольцом 21 для взаимодействия с поршнем 4. Патрубок 22 для сообщения управляющей камеры 7 с трубопроводом выполнен с диаметром, меньшим диаметра патрубка 23, для сообщения управляющей полости 5 с трубопроводом.
Полость между поршнем 8 и эластичной перегородкой 16 заполнена маслом.
Устройство работает следующим образом.
Перед заполнением трубопровода жидкостью клапан 2 под действием груза 18 на рычаге 19 находится в кайнем левом положении, прижимаясь к седлу 17, и перекрывает отверстие выпуска из трубопровода.
Клапан 10 удерживается в верхнем положении, перекрывая отверстие сброса рабочей жидкости, с помощью вилки 14 и рычага 12 (груз 13 находится в правой части полого рычага 12) .
При заполнении с помощью насоса трубопровода жидкостью она через патрубок 22 заполняет камеру 7, а через патрубок 23— полость 5. Так как давление в трубопроводе и полости 5 будет одинаковым, то за счет разности площадей поршня 4 и клапана 2 сила, прижимающая клапан 2 к седлу
17, увеличивается. При повышении давления в трубопроводе и, следовательно, в камере 7, поршень 8 переместится вверх и переместит правое плечо полого рычага
12 в верхнее положение, освободив упор
15. При перемещении правого плеча рычага 12 в верхнее положение груз 13 переместится в левое плечо рычага 12 и удерживает его в нижнем положении. Клапан
10 удерживается в верхнем положении за счет рабочего давления в трубопроводе.
При остановке насоса давление в трубопроводе падает до статического. Клапан 10 под действием силы тяжести, преодолевая силу от статического давления в трубопроводе, переместится в нижнее положение— камера 7 будет сообщена с атмосферой.
Так как отверстие для сброса рабочей жидкости больше диаметра патрубка 22, давление в камере 7 и полости 5 станет меньше, чем в трубопроводе. Сила давления на клапан 2 превысит силу давления на поршень 4 и клапан 2 переместится вправо до сообщения с трубопроводом 6 сброса.
После опорожнения трубопровода клапан
2 с помощью рычага 19 с грузом 18 вручную перемещают в крайнее левое положение, клапан 10 перемещают в верхнее положение, в котором он удерживается рычагом 12 (груз 13 перемещается в правое плечо рычага 12), поршень 8 перемещают в нижнее положение, и цикл повторяется.
1. Устройство для автоматического опорожнения трубопровода, содержащее установленный на трубопроводе и расположенный в корпусе клапан, соединенный штоком с поршнем, расположенным в управляющей полости, сообщенной с атмосферой со стороны штока и с трубопроводом с другой стороны, и трубопровод сброса, подсоединенный к корпусу клапана, отличающееся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных характеристик, оно снабжено управляющей камерой, сообщенной с трубопроводом, размещенным в ней поршнем, шток которого пропущен через верхнюю стенку управляющей камеры, и клапаном сброса рабочей среды из управляющей полости, с вертикальным хвостовиком, связанным со штоком поршня управляющей камеры посредством двуплечего рычага со свободно перемещающимся вдоль него грузом, при этом связь двуплечего рычага с хвостовиком клапана выполнена в виде закрепленной на рычаге вилки, охватывающей хвостовик с возможностью контакта с выполненным на его конце упором.
1562257
Составитель Г. Киселева
Редактор С. Патрушева Техред И. Верес Корректор Т. Палий
Заказ 1033 Тираж 650 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 101
2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что рычаг выполнен полым, а груз расположен внутри него и выполнен в виде тел качения.
3. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что управляющая камера со стороны сообщения с трубопроводом отделена эластичной перегородкой.