Способ рентгенотелевизионного контроля автомобильных шин

 

Изобретение относится к технической физике, конкретнее к радиационному контролю, и может быть использовано при контроле изделий с регулярной структурой, например автомобильных шин, с помощью проникающего излучения. Целью изобретения является повышение достоверности и производительности контроля. Вращающуюся контролируемую шину просвечивают потоком рентгеновского излучения со стороны ее внутренней поверхности. Теневое изображение визуализируют с помощью телевизионной системы. Скорость вращения шины и частоту передачи ее изображения в телевизионную систему подбирают таким образом, чтобы на экране видеоконтрольного устройства образовалось неподвижное стробоскопическое изображение шины, которое совмещается с негативным расфокусированным изображением стандартной шины. О дефектах шины судят по появлению полос, пятен, геометрических фигур на совмещенном изображении. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

СОЮЗ СООЕТСНИХ

СОЩМЛИСТИЧЕСМИХ

РЕСПУБЛИК

Р1) G О1 N 23/04

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯЦ

ПРИ ГКНТ СССР

1 (21) 4429068/24-25 (22) 24.05.88 (46) 07.05.90. Бюл. ¹ 17 (71) Научно-исследовательский институт интроскопии Иосковского научноtl ll производственного объединения Спектр (72) В,Н.Твердохлебов, А.В.Жданов, В.Г,Сельченков и Ю.Е.Токарев (53) 620.179.15 (088.8) (56) Заявка ФРГ N- 3511172, кл. G 01 N 23/02, 1986.

Патент США № 3952194, G01 N23/00, 197 Ь. (54) СПОСОБ РЕНТГЕНОТЕЛЕВИЗИОННОГО

КОНТРОЛЯ АВТО11ОБИЛЬНЫХ ШИН (57) Изобретение относится к технической физике, конкретнее к радиационному контролю, и может быть использовано ITpH контроле с регулярной структурой, например автомобильных

Изобретение относится к технической физике, конкретнее к радиальному контролю, и может быть использовано при контроле иэделий с регулярной структурой, например автомобильных шин, с помощью проникающего излучения.

Целью изобретения является повышение достоверности и производительности контроля.

На фиг. 1 — 3 представлено устройстйо, реализующее способ рентгенотелевиэионного контроля автомобильных шин, варианты выполнения.

„,SUÄÄ 3562802 А1 шин, с помощью проникающего излучения. Целью изобретения является повышение достоверности и производительности контроля. Вращающуюся контролируемую шину просвечивают потоком рентгеновского излучения со стороны ее внутренней поверхности. Теневое изображение визуализируют с помощью телевизионной системы. Скорость вра1 щения шины и частоту передачи ее изображения в телевизионную систему подбирают таким образом, чтобы на экране видеоконтрольного устройства образовалось неподвижное стробоскопическое изображение шины, которое совмещается с негативным расфокуссированным изо- а бражением стандартной шины. О дефектах шины судят по появлению полос, пятен, геометрических фигур на совмещенном иэображении. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Устройство содержит опорный диск 1 с электроприводом для вращения вокруг центральной оси, прижимной диск 2 с каналом для подачи сжатого воздуха в контролируемую шину 3, помещаемую между опорным и прижимным дисками, излучатель 4 рентгеновского аппарата 5, вводимый через центральное отверстие в опорном диске Во ннутргн1нвж полость контролируемой шины, рентгенотелевизионный преобразователь б, устанавливаемый со стороны наружной поверхности шины, видеоконтрольно< устройство 7 (ВКУ), один иэ входон

t562802

Контроль автомобильных шин осуществляют следующим образом.

Контролируемую шину 3 устанавли— вают на опорном диске 1 и прижимают к нему с помощью диска 2. Сжатым воздухом, подаваемым по каналу в прижимном диске 2, шина распрямляется, после чего в ее внутреннюю полость через центральное отверстие в опорном диске 1 вводят ренгеновский излучатель ч. С помощью электропривода диски с шиной приводят 45 во вращение и включают рентгеновский аппарат 5. Прошедшее через контролируемую шину 3 рентгеновское излучение создает ее скрытое теневое изображение, которое преобразуется в рентгенотелевизионном преобразователе 6 в электрический сигнал, поступающий на один из входов ВКУ в импульсном режиме с частотой, согласованной со скоростью вращения шины и шагом ее структуры. При этом на телевизионном экране ВКУ образуется стробоскопическое "неподвижное изображение шины с шагом смещения, равным размеру которого подключен к выходу рентгенотелевизионного греобразователя, и блок 8 хранения негативного изображения стандартной шины, соединенный с вторым входом ВКУ, В качестве рентгеновского излучателя использована либо ренгеновская трубка, работающая в импульсном режиме, либо рентгеновская трубка неПрерывного действия. В последнем случае для формирования стробоскопиЧеского "неподвижного" изображения вращающейся контролируемой шины используют либо цилиндрический экран 9 с щелью, выполненный с возможностью вращения вокруг рентгеновской трубки, либо блок 10 стробоСкопирования скрытого теневого изображения контролируемой шины, подключенный к рентгенотелевизионному преобразователю.

Учитывая, что при изготовлении

Шины и при ее установке на бпорном диске возможны некоторый разброс

Положения элементов структуры и их

Размеров, а также вибрации шины при ее вращении, изображение стандартной шины обрабатывают в телевизионном тракте ВКУ таким образом, чтобы оно было расфокусированным (" размытым" ) в пределах поля допуска.

25 выбранного элемента структуры шины, например, рисунка протектора, При ! необходимости стробоскопическое иэображение центрируется по меткам на телевизионном экране ВКУ, после чего с блока Я хранения на второй вход ВКУ подается электрический сигнал, несущий информацию 06 изобраении стандартной шины, выполненной в обратном контрасте. В этом случае позитивному иэображению элементов структуры контролируемой шины соответствует негативное изображение таких же элементов стандартной шины.

В результате совмещения этих изображений на экране ВКУ получается слабо видимое изображение шины,а в идеальйом случае — равномерный серый фон.

Для получения стробоскопического иэображения частота 1 визуализации теневого изображения должна определяться из равенства

f = 63R/ï )., где(— угловая скорость вращения шины;

R — ее радиус а1 — расстояние между структурными элементами

n — число шагов структуры шины.

При наличии дефектов на экране

ВКУ появляются контрастные линии, пятна или геометрические фигуры, которые легко обнаруживаются визуально или могут быть определены автоматически.

Формирование стробоскопического неподвижного изображения вращающейся шины может быть достигнуто путем ее облучения в частотно-импульсном режиме либо с помощью рентгеновской трубки, работающей в импульсном режиме, либо с помощью экрана 9 с щелью, вращающегося вокруг непрерывчо излучающей рентгеновской трубки.

В качестве примера можно рассмотреть один из возможных режимов контроля шин автомобиля "Жигули" (диаметр шины 0,5 м, размеры элемента протектора ". 15 х 15 мм). При принятом сейчас времени визуального контроля около 1 мин. частота посылки импульсов рентгеновского излучения должна составлять около 2 Гц, чтобы получить стробоскопическое неподвижное изображение рисунка протектора.

Так как скрытое теневое рентгеновское изображение проходи-. телеви5 156280 зионную обработку, частотную посылку импульсов рентгеновского излучения можно заменить постоянным излучением, а стробоскопическое изображение по5 лучить импульсной подачей постоянного электрического сигнала изображения контролируемой шины на телевизи- онный экран ВКУ ° В этом случае необходимо использовать блок 10 стробоскопирования скрытого теневого изображения шины, запирающий с требуемой частотой выходной сигнал от рентгенотелевизионного преобразователя 6.

Следует отметить, что блок хранения изображения стандартной шины может быть выполнен в виде маски,фокусируемой на телевизионном ВКУ.

Таким образом, по сравнению с известным предлагаемый способ рент- 2б генотелевизионного контроля. автомобильных шин позволяет не только существенноi снизить утомляемость оператора, но и повысить достоверность обнаружения различных дефектов и 25 производительность контроля. формула изобретения

1. Способ реитгенотелевизионного контроля автомобильных шин, включающий просвечивание шины со стороны ее внутренней поверхности потоком рентгеновского излучения, преобразование прошедшего излучения в стыковое

2 6 теневое изображение, внзпалиэацию его с помощью телевизионной системы, вращение шины в процессе ее просвечивания, о т л и ч а ю щ и A с я тем, что, с целью повышения достоверности и производительности контроля, дополнительно формируют негативное изображение стандартной шины, расфокусированное в пределах допуска размеров структурного элемента и биений шины теневое изображение визуализируют в импульсном режиме с частотой

f. =ЯК/nAI, где CQ — у"ловая скорость вращения шины

R — ее радиус;

Д1 — расстояние между структурными элементами;

n — число шагов структуры шины, совмещают полученное в импульсном режиме иэображение с негативным изображением стандартной шины путем варьирования скорости вращения шины до получения равномерного фона, а наличие дефектов определяют по появлению на совмещенном изображении отдельных контрастных линий, пятен или геометрических фигур.

2. Способ по п. 1, о т л и ч а юш и и с я тем, что визуализацию изображения шины проводят при ее просвептвании импульсным потоком рентгеновского излучения.

1562802

Техред Л,Олийнык Корректор Т,Палец

Редактор Н,Лазаренко

Заказ 1060 Тираж 495 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при 1 КИТ СССР

113035, Иоскна, Ж-35, Раушская наб., л. 4/5

ПроизводстнеHHo-èçäàòåëüñêèé комбинат "Патент", г. Ужгород, у I, /Bi àðèíà, 101

Способ рентгенотелевизионного контроля автомобильных шин Способ рентгенотелевизионного контроля автомобильных шин Способ рентгенотелевизионного контроля автомобильных шин Способ рентгенотелевизионного контроля автомобильных шин 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области дефектоскопии

Изобретение относится к области неразрушающего контроля качества материалов и изделий, конкретнее к радиационным методам, и может быть использовано при контроле объектов переменной толщины, например сложного литья, сварных соединений, путем электрорентгенографии объекта

Изобретение относится к электронному обрудованию, в частности к рентгеновской аппаратуре, и может быть использовано в сельском хозяйстве для рентгеновского анализа посевных свойств семян, выявления скрытообитающих организмов в стеблях и семенах растений, определения жизнеспособности насекомых

Изобретение относится к технике контроля сварки и может быть использовано при оценке качества сварных соединений, в частности при оценке склонности сварных соединений из легких сплавов к образованию окисных включений, непроваров и нарушению герметичности с помощью радиографирования свариваемых деталей

Изобретение относится к дефектоскопии и может быть использовано в области автоматического неразрушающего контроля

Изобретение относится к области; денситометрии, а именно к устройствам для определения оптической плотности рентгеновского снимка

Изобретение относится к области изучения минералов и их синтетических аналогов

Изобретение относится к рентгено-телевизионной технике и может быть использовано для целей неразрушающего радиографического контроля изделий и грузов

Изобретение относится к области неразрушающего контроля материалов и изделий, конкретнее к радиационной дефектоскопии, и может быть использовано для обнаружения малоконтрастных дефектов с помощью рентгеновских флюороскопов

Изобретение относится к регистрации быстропротекающих процессов

Изобретение относится к области радиационной интроскопии и предназначается для исследования вибропроцессов в непрозрачных объектах методами радиационной интроскопии

Изобретение относится к радиационной дефектоскопии, а точнее к устройствам для послойного рентгеновского контроля длинномерных клееных панелей типа "лист-лист", сотовых панелей и т.д

Изобретение относится к технике рентгеновской интроскопии, а именно к неразрушающему контролю и технической диагностике материалов и изделий, и может применяться в машиностроении, авиационной промышленности, энергетике, а также технике, используемой при досмотре багажа и ручной кладки пассажиров
Наверх