Тренажер оператора систем передачи информации

 

Изобретение относится к тренажерной технике и может быть использовано в высших и средних учебных специальных заведениях в качестве лабораторной установки. Цель изобретения - повышение точности тренажера с обеспечением достоверности обучения и контроля знаний за счет его самоконтроля непосредственно перед выдачей обучаемому очередного знания. В режиме самоконтроля имитируются правильные действия оператора и в случае положительного результата оператору предъявляется очередное задание. В противном случае индицируется неисправность и обучение преращается. Цель изобретения достигается введением в тренажер триггера 25, блока 20 ключей и блока 26 элементов ИЛИ, обеспечивающих самоконтроль оператора при тренировке. 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ, РЕСПУБЛИК

tS>)S С 09 В 9/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

И ABTOPCHOMY СЮЩЕТЕЛЬСТВУ

Сл

Q3 фь

О 3

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И OTHPblTHRM

Г1РИ ГКНТ СССР (21) 4468905/24-24 (22) 01.08.88 (46) 15.05.90. Бюл. К - 18 (72) Л.М.Романов (53) б8 1 ° 3.071 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

У 10б8972, кл. G 09 В 9/00, 1980.

{54) ТРЕНАЖЕР OIIEPATOPA СИСТЕМ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ (57) Изобретение относится к тренажерной технике и может быть использовано в высших и средних учебных специальных заведениях в качестве лабораторной установки. Цель йзобретения— повышение точности тренажера с обеспе. „„80„„1564677

2 чением достоверности обучения и ко)ив роля знаппй за счет его самоконтроля непосредственно перед выдачей обучаемому очередного значения. В режиме самоконтроля имитируются правильные действия оператора и в случае положительного результата оператору предьявляется очередное задание. В противном случае индицируется неисправность и обучение прекращается. Цель изобретения достигается введением в тренажер триггера 25, блока 20 ключей и блока 26 элементов ИЛИ, обеспечивающих самоконтроль оператора нрн тренировке. 1 ил.

15646 77

Изобретение относится к области ехнических средств обучения и преиущественно может быть использовано высших и средних специальных учебых заведениях в качестве лаборатор5 ной установки для программированного

Изучения логики работы систем передаЧи информации с обратными связями контроля полученных при этом энаи.

Целью изобретения является повышеие точности тренажера с обеспечением остоверности обучения.

На чертеже изображена структурная 15 хема тренажера.

Схема содержит блок. 1 формирования ообщений, блок 2 имитации реальных роцессов, блок 3 предъявления учебой информации, блок 4 контроля досоверности передаваемой информации, ок 5 имитации реальных процессов, ешифратор б, счетчик 7, дешифратор

8, блок 9. ввода ответных действий о ератора, элемент И 10, переключа- 25 тель 11 режимов работы, .счетчик 12, 1 ок 13 индикации, пульт .14 оператора, состоящий из.блоков 1 и 9, блок

13 состоит иэ индикатора 15 результата, индикатора 16, состояния каналов, и дикатора 17 оценки, индикатора 18 ч сла ошибок и индикатора 19 неиспфввности, пульт 14 оператора, состояиз блоков 1 и 9, блок 20 ключей, с стоящий из первого 21, второго 22, т етьего 23, четвертого 24 ключей, 35 т иггер 25 и блок 26 элементов ИЛИ в составе первого 27, второго 28, т етьего 29> четвертого 30 и пятого

31 элементов ИЛИ.

В предлагаемом тренажере счетчик

7,, йредставляющий собой стандартный шаговый искатель, управляемый подачей электрических импульсов на его управляющий вход, имеет по сравнению с прототипом удвоенное число фиксироваанных положений и шесть плат по колИчеству выходов (вместо двух). ПоловИна, фиксированных положений опреде-. ляет своими контактами вид ошибок н каналах системы и соответствует

50 положениям, принимаемым счетчиком 7

s прототипе, а вторая половина положений своими контактами обеспечивает в дачу на тренажер тестовых сигналов в виде уровней напряжения, которые соответствуют сигналам, выдаваемым на блоки тренажера при выдаче задания оператору и его ответных действиях.

Рабочие и контрольные положения счетчика 7 перемещаются таким образом, что вслед за некоторым контрольным положением идет соответствующее ему рабочее положение.

В свою очередь, увеличение количества плат в счетчике 7 — с двух до шести — обеспечило возможность подачи в контрольных его положениях тестовых сигналов по четырем дополнительным выходам для имитации правильных действий оператора с помощью органов управления на блоках 2, 5, 9 (3 выхода) и правильных сигналов управления дешифратором 8 (четвертый выход). В. прототипе первый 2 и второй

5 блоки имитации реальных процессов, а также блок 9 ввода ответных действий оператора содержали кнопки, уп-равляя которыми оператор замыкал цеI пи, которые соответствовали выданному. ему заданию об ошибках в каналах системы илн его решению о результатах работы системы. В предлагаемом тренажере действия операторов имитируются путем подачи на элементы ИЛИ 30, 29, 27, а следовательно, и на входы дешифратора 6, элемента 10 и элемента

31 сигналов, соответствующих правильным действиям оператора с контактов четвертой, пятой и шестой плат счетчика 7. В свою очередь, с третьей платы счетчика 7 в триггер 25, а следовательно, и на дешифратор 8 подаются сигналы, имитирующие сигналы первой платы счетчика 7. За счет указанного обеспечивается контроль работоспособности тренажера непосредственно перед отработкой всех конкретных заданий в объеме, соответствующем этим заданиям.

Ключ 21 обеспечивает размыкание цепи сигнала "Несовпадение" с выхода элемента 31 на переключатель 11 в режиме "Экзаменатор" при контроле работоспособности тренажера с целью остановки тренажера и замыкания цепи сиг-, нала "Несовпадение" при отработке задания в этом режиме.

Ключи 22, 23 обеспечивают размыкание цепей правления индикаторами 15

16 при контроле работоспособности тренажера и замыкание этих цепей при отработке задания.

Ключ 24 обеспечивает замыкание цепи сигнала "Несовпадение" при контроле работоспособности тренажера на ин5 15646 дикатор 19 с целью индикации неработоспособного состояния тренажера.

Одно из положений триггера 25 соответствует контролю работоспособности, а второе положение — выдаче и отработке задания. Элементы ИЛИ 27-30 обеспечивают подключение в режиме контроля работоспособности к контролируемым элементам тренажера имитирующих сигналов со счетчика 7, а в состояниях "Репетитор" и "Экзаменатор" к тем же элементам тренажера через них подводятся рабочие сигналы. Элемент ИЛИ 3 1 формирует сигнал "Несовпадения" в случае неработоспособности контролируемых элементов тренажера и неправильных результатов обучения.

Элемент 10 обеспечивает выдачу сигнала "Совпадение" в случае работоспо- 20 собности тренажера и в случае правильности обучения.

Тренажер функционирует следующим образом.

После его включения И установки переключателя 11 в положение "Репетитор" счетчик 7 устанавливается в исходное положение, которое соответствует контролю работоспособности тренажера в объеме, соответствующем первому - заданию. При этом .триггер 25 устанавливается в исходное состояние, при котором на .его нулевом выходе появляется уровень напряжения, замыкающий цепь, проходящую через ключ

24, и в силу отсутствия напряжения на единичном выходе триггера 25— размыкание цепей, идущих через первый ключи 21 - 23. В исходном состоянии счетчика 7 замыкаются его контакты, которые обеспечивают выдачу с третьего выхода (третьей платы) счетчика 7 тестовых сигналов через элемейт 28 на вход дешифратора 8, который соответствует первому заданию, с.четвертого выхода (четвертой платы) счетчика 7 через элемент 27 на блок 9 сигналов, иьытирующих правильное решение оператора, которое должно быть введено им при выполнении первого задания, и с шестого и пятого выходов счетчика

7 (шестой и пятой плат) соответственно через элементы 30 и 29 блока 2 и на вход блока 5 сигналов, которые имитируют правильные действия оператора при выполнении задания в части установки характера ошибок,. действующих в прямом и обратном каналах связи. Контрольное задание с третьего

77 6 выхода счетчика 7 через элемент 28 контролирует работоспособность дешифратора 8, на выходе которого появляется сигнал, подаваемый на вход элемента 10, если дешифратор 8 работоспособен, и на выходе которого сигнал будет отсутствовать, если дешифратор

8 неработоспособен. Аналогично в соответствии с тестовыми сигналами, поданными на блоки 2 и 5 имитации реальных процессов, сигналы на их выходе, а также связанных с ними блоков 1, 3, 4, а также дешифратора 6 приведут к формированию на выходе последнего сигнала, который подается на вход элемента 10. Сигнал на этом входе будет отсутствовать, если окажется неработоспособным один из указанных блоков, контролируемых подачей с шестого и пятого выходов счетчика 7 тестовых сигналов. В свою очередь, в соответствии с тестовым сигналом с выхода счетчика 7 на вход блока 13 в случае работоспособности блока 9 на его выходе появится сигнал, который будет подан на третий вход эле.мента 10. Этот сигнал будет отсутствовать, если блок 9 окажется неработоспособным.

В случае неработоспособности одного из блоков тренажера на одном или нескольких входах элемента 10 и элемента 31 сигналы будут отсутствовать, что приведет к появлению на входе элемента 31 сигнала "Несовпадение".

Так как ключи 22, 23 разомкнуты, то индикатор 15 будет выключен. В силу замкнутого состояния ключа 24 сигнал

"Несовпадение" приведет в действие индикатор 19, а в силу разомкнутого состояния ключа 21 этот сигнал не поступит на переключатель 11 и далее— на счетчик 7 и триггер 25. Тем самым будет прекращена дальнейшая работа тренажера.

В случае работоспособности тренажера на всех входах элемента 10 будут присутствовать сигналы, которые приведут к выдаче на его выход сигнала совпадения. Так как ключ 23 разом-кнут, то это не приведет к срабатыванию индикатора 15. Сигнал совпадения с выхода элемента 10 будет подан на переключатель 11 и, пройдя через него, установит счетчик 7 в следующее положение, соответствующее первому заданию, а триггер 25 — в другое устойчивое состояние, при котором ключи

1564677

21 — 23 будут замкнуты, а ключ 24. ,будет разомкнут. При этом задание обучаемому в виде индикации типа оши. бок в различных каналах системы отоб ражается на индикаторе 16, а сигналы, соответствующие этим ошйбкам, подаются на дешифратор 8, который выдает сигнал на вход элемента 10. В соот,ветствии с заданием обучаемый уста1 навливает предлагаемый им результат работы каналов с помощью органов управления на блоках 2 и 5 и вводит свой ответ а предполагаемом результате функционирования всей системы с помощью кнопок блока 9, которые через элемент 27 подключают напряжение на вход элемента 10. Положение органов ! управления блоков 2 и 5 анализируется с помощью дешифратора 6, который, в свою очередь,, в зависимости от положения органов управления выдает сигнал на своей выходной шине постуФ пающий на вход элемента 10. При сов падении сигналов на шинах входа эле- 25 мента 10 вырабатывается. сигнал совпадения, который подается на вход блока 13 для включения табло "Результат правильный - выполняйте следующее за дание", а через переключатель 11 — 30 на управляющий вход счетчика 7, кото рый устанавливается в положение, обеспечивающее контроль работоспособности тренажера в объеме, соответствующем второму заданию, а также уста35 ! навливает триггер 25 в исходное полоение, которому соответствует закры,тое положение ключей 21-23 и открытое положение — ключа 24 °

В случае несовпадения сигналов на 40 соответствующих входах элемента ИЛИ

31, что соответствует допущенной обучаемым ошибке либо в действиях, либо в ответе, эта схема вырабатывает сигнал, который поступает на блок 13, где зажигается табло "Ошибка, повторите задание", и на вход ключа 21, который в режиме выполнения задания закрыт, что исключает возможность установки счетчика 7 в новое положение и,изменения состояния триггера 25.

По выполнению всех заданий обучаемый устанавливает режим,".Экзаменатор".

В этом случае счетчик 7 и триггер 25 устанавливаются в исходное состояние, соответствующее контролю работоспо- . .собности тренажера при выполнении

< первого задания и элементы тренажера взаимодействуют так же, как и при проведении контроля работоспособности в режиме "Репетитор". При отработке обучаемым заданий до появления сигналов несовпадения на выходе элемента

31 порядок функционирования тренажера в режиме "Экзаменатор" тот же, что и в режиме "Репетитор". Далее тренажер работает следующим образом.

Сигнал несовпадения. с выхода элемента 31 поступает через открытый ключ 21 на переключатель 11 и с него — на счетчик 7 для установки его в очередное контрольное положение, на триггер 25 для установки его в исходное положение и на счетчик 12, В ходе проверки знаний обучаемого число ошибок подсчитывается и индицируется блоком 13. По мере накопления ошибок снижается оценка, индицируемая в блоке 13.

За счет контроля работоспособности тренажера перед выдачей очередного задания в объеме, соответствующем этому заданию, и за счет останова тренажера в случае отрицательного результата контроля с запретом выполнения дальнейших заданий обеспечивается исключение ситуаций, когда . вследствие неработоспособности тренажера оператор обучается ошибочным ситуациям в логике работы системы передачи информации а обратной связью.

Формула и з о б р е т е н и я

Тренажер оператора систем передачи информации, содержащий первый блок имитации реальных процессов, вход которогo соединен с первым выходом пульта оператора, а первый выход— с первым входом блока предъявления учебной информации, один выход которого подключен к первому входу второго блока имитации реальных процессов, а другой выход и второй вход— соответетвенно к входу и одному Bblxo ду блока контроля достоверности передаваемой информации, другой выход которого соединен с вторым входом второго блока имитации реальных процессов, третий вход которого подключен к второму выходу пульта оператора, первый и второй дешифраторы, выходы которых соединены с соответствующими входами элемента И, выход которого подключен к одному входу переключателя режимов работы, первый и второй выходы которого соединены с

Составитель А.Карлов

Редактор О.Спесивых Техред Л.Сердюкова Корректор А.Обручар

Заказ 1163

Тираж 388

Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, И 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г.ужгород, ул. Гагарина,101

15646 входами соответственно первого и второго счетчиков, первый выход первого счетчика и первый и второй выходы второго счетчика подключены соответственно к первому, второму и третьему входам блока индикации, о т л и— ч а ю шийся тем, что, с целью повышения точности тренажера, в него введены блок элементов ИЛИ, блок ключей и триггер, вход которого соединен с первым выходом переключателя режимов работы, а единичный и нулевой выходы — соответственно с первым и вторым управляющими входами блока ключей, первый информационный вход которого подключен к выходу элемента

И, второй информационный вход — к первому выходу блока элементов ИЛИ, первый, второй и третий выходы — к четвертому, пятому и шестому входам

77 l0 блока индикации соответственно, а четвертый выход — к другому входу переключателя режимов работы,: первый и второй входы блока элементов ИЛИ соединены с выходами первого и второго дешифраторов соответственно, третий и четвертый входы — с выходами соответственно первого и второго блоков имитации реальных процессов, входы — с пятого по десятый — с третьим выходом пульта оператора и с вторым, третьим, четвертым, пятым и шестым выходами первого счетчика соответственно, а выходы — с второго по пятый — блока элементов ИЛИ подключены соответственно к первому и второму входам первого дешифратора, входу второго дешифратора и третьему входу элемента И.

Тренажер оператора систем передачи информации Тренажер оператора систем передачи информации Тренажер оператора систем передачи информации Тренажер оператора систем передачи информации Тренажер оператора систем передачи информации 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и может быть использовано при профессиональном отборе и тренировке памяти операторов различных систем управления

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и может быть использовано в качестве тренажера для подготовки операторов АСУ

Изобретение относится к автоматизированным системам управления, в частности к тренажерам для обучения операторов сложных АСУ, и может быть использовано в мониторных АСУ

Изобретение относится к автоматике, в частности к устройствам для профессионального отбора операторов

Изобретение относится к техническим средствам контроля профессиональной пригодности (качества работы) операторов АСУ

Изобретение относится к техническим средствам обучения и может быть использовано в тренажерах для практической подготовки групп операторов, совместно выполняющих общий алгоритм управления АСУ

Изобретение относится к техническим средствам подготовки операторов систем управления и может быть использовано для практического обучения операторов в тренажерах

Изобретение относится к техническим средствам обучения и оценки качества деятельности и может быть использовано при обучении операторов в системах человек-машина, а также для профессионального отбора

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и может быть использовано при профессиональном отборе операторов различных систем управления

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и может быть использовано для тренировки и исследования деятельности оператора в ситуации принятия решения при субъективной оценке им результатов своей деятельности

Изобретение относится к сельскому хозяйству, в частности к муляжу вымени для оценки влияния качества массажа на интенсивность истечения жидкости

Изобретение относится к вычислительной технике

Изобретение относится к вычислительной технике

Изобретение относится к авиационной и космической медицине, предназначено для автоматизированной диагностики в полете гравитационных расстройств у летчика при воздействии пилотажных перегрузок
Изобретение относится к способу определения геометрических параметров опорно-поворотных устройств (ОПУ) телескопов различных типов монтировок с различным количеством исполнительных осей (осей вращения)

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам и может быть использовано для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к устройствам для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к способам выполнения тренировочного полета в кабине экипажа летательного аппарата, и устройствам подготовки летных экипажей к полетам на авиационных тренажерах
Наверх