Тоннель метрополитена

 

Изобретение относится к подземному строительству и может быть использовано при строительстве метрополитенов. Цель - снижение материалоемкости, повышение эксплуатационной надежности обделки, а также уменьшение динамического воздействия подвижного состава на близрасположенные сооружения. Тоннель метрополитена включает обделку 1 и уложенный на основание 2 рельсовый путь 3, причем обделка 1 выполнена с проемами в лотковой части, а основание 2 рельсового пути 3 снабжено жестко соединенными с ним опорами 5, дискретно расположенными по длине тоннеля, пропущенными через проемы обделки 1 и заглубленными в грунт 6 с образованием зазоров между боковой поверхностью опор 5 и поверхностями 9 проемов и грунтом 6. Зазоры между боковой поверхностью опор 5 и поверхностями 9 проемов перекрыты гидроизоляцией 10, а между боковой поверхностью опор 5 и грунтом 6 заполнены вибропоглощающим материалом 11, а основание 2 рельсового пути 3 установлено с зазором 12 относительно обделки 1. 6 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕС! 1УБЛИН (51) 5 Е 02 D 29 04

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHOIVIV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1г11 ° бде к j О

/!

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4373172/23-33 (22) 08.02.88 (46) 15.06.90. Бюл. № 22 (71) Минский филиал Проектно-изыскательского института «Метрогипротранс» и Научно-исследовательский институт прикладных физических проблем им. А. Н. Сенченко (72) Г. А. Мрочек, Ю. В. Василевич и Г. Vi. Фролов (53) 624. 193 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

¹ 1237724, кл. Е О! В 3/00, 1986.

Патент США № 4365913, кл. Е 21 D 9/04, 1984. (54) ТОННЕЛЬ МЕТР01 О. ИТЕ1-1А (57) Изобретение относится к подземному строительству и может быть i .с .c .1ü30ûd HG при строительстве метрополитенов. Цель— снижение материалоемкости, повь11пение эксплуатационной надежности обделив, а такÄÄSUÄÄ 1571144 А 1

2 же уменьп1ение дина мическо."о воздействия подвижного состава на близрасположенные сооружения. Тоннель метрополитена включает обделку 1 и уложенный на основание 2

,)сльсовый п ть 3, при 1ем обделка вь1полнс !Fi с проемами в лотковой части, а основан: е 2 рельсового пути 3 снабжено жестко

".Оедипенными с ним спорами 5, дискретно р;- .положенными по длине тоннеля, пропу. :ым:1 через проемы обделки и заглуб:1еннь1ми в грунт 6 с образованием зазо"с;,äó боковой поверх.. остью спор 5 и

ii.:;, р.,ностями 9 прОеех1ов,1: i-::,::: ОА1 6. !>> р между боковой поверхность1г опор 5 и поп... стями 9 проемов:.«рскр;,,;=, r .;!ìj .çî,:.", ue. : !О, а между бокоьо:i 1.,1âåрхнос-спо гру!!TPм 6 3Н!10..1-". Ii г . О1 !ООсс1:О1сс!1м материалом 1 1, а ocHoh!1 H hc 2 ре. >псового пути 3 установлено; зазором !2 от.

1571! 44

Формула изобретения

Изобретение относится к подземному строительству и может быть использовано при строительстве метрополитенов.

Целью изобретения является снижение материалоемкости и повышение эксплуатационной надежности обделки, а также уменьшение динамического воздействия подвижного состава на близрасположенные сооружения.

На фиг. 1 изображен участок тоннеля, продольный разрез; на фиг. 2 — опора, поперечный разрез; на фиг. 3 — поперечный разрез между опорами; на фиг. 4 — узел 1 на фиг. 2; на фиг. 5 — узел 11 на фиг. 3; на фиг. 6 — узел передачи услий на соседние кольца обделки.

Тоннель метрополитена, преимущественно мелкого заложения, включающий обделку и уложенный на основание 2 рельсовый путь 3, причем обделка 1 выполнена с проемами 4 в ло"K080H исти, а основание 2 рельсового пути 3 снабжено жестко соединенными с ням olfop3ми 5, дискретно расположенными по длине тоннеля, пропущенными срез проемы 4 обделки и заглубленными в грунт 6 с образованием зазоров 7 между боковой поверхностью 8 опор 5 и поверхностями 9 проемов 4 и грунтом 6.

Зазоры 7 между боковой поверхностью 8 опор 5 и поверхностями 9 проемов 4 перекрыты гидроизоляцией 10, между боковой поверхностью 8 опор 5 и грунтом 6 заполнены вибропоглощающим материалом 11, а основание 2 рельсового пути 3 установлено с зазором 12 относительно обделки 1.

Тоннель сооружается следующим образом.

С помощью проходческого щита сооружают обделку тоннеля 1, с определенным шагом в кольце обделки монтируют лотковый блок 13, а закрепление незамкнутого кольца производят с помощью закладных деталей

14 со смежными кольцами.

После сооружения тоннеля через образовавшиеся проемы 4 в обделке 1 тоннеля ведут разработку грунта для размещения опоры 5 с креплением стенок выработки, устанавливают опалубку опоры 5, зазор между опалубкой и креплением стенок выработки заполняют вибропоглощающим материалом 11 (например, щебнем), между боковой поверхностью 8 опор 5 и поверхностями 9 проемов 4 перекрывают гидроизоляцией 10, выполняют защитную конструкцию и бетонируют армированные опоры 5. Устанавливают на опоры 5 основание 2 рельсового пути с зазором 12 от обделки 1, объединяют арматуру опор 5 и основания 2 с последующим бетонированием места стыка. В специально профилированную канавку подрельсового основания 2 вставляют специальный резиновый профиль, который накрывают

30 фартуком и дюбелями крепят к обделке тоннеля 1, зазор между фартуком и обделкой 1 заполняют мастикой. На основание 2 укладывают рельсы 3. Водоотвод производится по водоотводным канавкам и трубам в опорах 5.

Использование способа наиболее эффективно при строительстве метрополитенов мелкого заложения, так как обеспечивает защиту близрасположенных зданий и сооружений от вибрационного воздействия подвижного состава.

Механическая развязка опор и основания рельсового пути от обделки тоннеля и стенок выработки, а также расположение опор на расстоянии друг от друга, превышающем пространственный интервал корреляции колебаний основания при движении поездов метрополитена, обеспечивают передачу вибраций основания в грунт только через подошвы опор и геометрическое ослабление колебаний при распространении их в грунте пропорционально квадрату расстояния, уменьшают динамическое воздействие подвижного состава на фундаменты близрасположенных зданий и сооружений, существенно влияют на эффективность защиты последних от вибрации, вызываемой подвижным составом.

Кроме того, механическая развязка опор и основания от обделки тоннеля позволяет устранить изгибные колебания обделки в месте соединения ее с лотковой частью, вызываемые движущимися поездами, существенно влияет на повышение эксплуатационной стойкости и уменьшение материалоемкости обделки тоннеля.

Тоннель метрополитена, преимущественно мелкого заложения, включающий обделку и уложенный на основание рельсовый путь, отличающийся тем, что, с целью снижения материалоемкости и повышения эксдлуатационной надежности обделки, а также уменьшения динамического воздействия подвижного состава на близрасположенные сооружения, обделка выполнена с проемами в лотковой части, а основание рельсового пути снабжено жестко соединенными с ним опорами, дискретно расположенными по длине тоннеля, пропущенными через проемы обделки и заглубленными в грунт с образованием зазоров между боковой поверхностью опор и поверхностями проемов и грунтом, причем зазоры между боковой поверхностью опор и поверхностями проемов перекрыты гидроизоляцией, зазоры между боковой поверхностью опор и грунтом заполнены вибропоглощающим материалом, а основание рельсового пути установлено с зазором относительно обделки.

1571144

Ф

Ф.o, ° r

° р е

Ф .. ю

° °

12 г, : и ю у е р,d

° y

° + r.

° 4Р

/ ° Р ° уа, r

1571144

Составитель В. Гоник

Редактор Л. Веселовская Техред И. Верес Корректор А. Обруча р

Заказ 1491 Тираж 544 Подписное

ВНИИПИ Го"ó,äàðñòâåííîãî комитета цо изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Произво: сгвснно-издательский комбинат «Г1атент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Тоннель метрополитена Тоннель метрополитена Тоннель метрополитена Тоннель метрополитена 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к подземному строительству и может быть использовано при сооружении метрополитенов с целью ускорения производства работ и снижения трудоемкости

Изобретение относится к возведению подпорной стенки и позволяет упростить ее монтаж

Изобретение относится к строительству и позволяет упростить производство работ

Изобретение относится к строительству и позволяет повысить эффективность работы водоотводящего устройства

Изобретение относится к тоннелестроению и может быть использовано при сооружении открытым способом подводных транспортных тоннелей

Изобретение относится к тоннелестроению и может быть использовано при сооружении открытым способом подводных транспортных тоннелей

Изобретение относится к выполнению подпорной стенки и позволяет снизить ее материалоемкость

Изобретение относится к строительству и может быть использовано при реконструкции метрополитенов

Изобретение относится к строительству и может быть использовано при сооружении подземных коммуникаций с целью уменьшения ширины земляной полосы, отводимой для производства работ в стесненых условиях улиц и уменьшения повреждаемости их благоустройства

Изобретение относится к подземному строительству и может быть использовано при развитии и реконструкции сетей метрополитенов

Изобретение относится к области строительства, в частности к строительству заглубленных подземных сооружений промышленного и гражданского назначения и прокладке инженерных коммуникаций

Изобретение относится к строительству, преимущественно к конструкциям зданий, сооружений

Изобретение относится к подземному строительству, в частности к возведению станций метрополитена глубокого заложения

Изобретение относится к строительству метрополитенов, непосредственно к реконструкции их отдельных участков в случае возникновения необходимости

Изобретение относится к области подземных инженерных сооружений в населенных пунктах и направлено преимущественно на усовершенствование смотровых колодцев телефонной и другой канализации

Изобретение относится к строительству подземных сооружений в обводненных грунтах и позволяет повысить несущую способность и водонепроницаемость обделки

Изобретение относится к строительству и может быть использовано при локальном или капитальном ремонте возведенных туннелей, а именно при локализации аварий глубокозаложенных туннелей в водонасыщенных грунтах

Изобретение относится к разработке полезных ископаемых на шельфе и континентальном склоне океана (нефтяных, газовых, газонефтяных, газоконденсатных залежей и др

Изобретение относится к тоннелестроению и может быть использовано при сооружении метрополитенов, железнодорожных и автодорожных тоннелей, возводимых в обводненных грунтах
Наверх