Устройство для диагностики дизеля

 

Изобретение может быть использовано для измерения угла опережения впрыска топлива дизелей. Для повышения быстродействия и точности диагностирования устройство дополнительно содержит источник 23 опорного напряжения, второй и третий делители 24 и 31 напряжения, блоки вычитания 18 и 25, первый и второй сумматоры 22 и 29, первый и второй ключи 20 и 21, нуль-орган 19, первый, второй и третий фильтры 17,8 и 16 низкой частоты и третий формирователь 10 импульсов, а первый переключатель 4 содержит дополнительную секцию. При измерении угла опережения впрыска двухтактного дизеля ключ 20 закрыт, ключ 21 открыт и на выход устройства поступает сигнал с выхода третьего сумматора 30. При диагностировании же четырехтактного дизеля открыт ключ 20 и на выход устройства поступает сигнал с выхода сумматора 22. Устройство позволяет без дополнительных вычислительных операций определять угол опережения подачи топлива в данный цилиндр относительно ВМТ его поршня. 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (I9) (И) (51)5 G 01 М 15/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОП{РЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (2l) 4468944/25-06 (22) 01,08.88 (46) 15.07.90. Бюл. 11- 26 (72) А.Н, Борисенко, В.Н. Соболь, В,Н.Зайончковский, А.Д. Беленький, F..Ã, Заславский, Б.Ш. Ахмедов и Г.Я. Невяжский (53) 621.436.001.5 (088,8) (56) Авторское свидетельство СССР

li - 1084647, кл. С Ol M 15/00, 1984. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ДИЗЕЛЯ (57) Изобретение может быть использовано для измерения угла опережения впрыска топлива дизелей. Для по- вышения быстродействия и точности диагностирования устройство дополнительно содержит источник 23 опорного напряжения, второй и третий делители 24 и 31 напряжения, блоки вычи2 тания 18 и 25, первый и второй сумматоры 22 и 29, первый и второй ключи 20 и 21, нуль-орган 19, первый, второй и третий фильтры 17, 8 и !6 низкой частотbl и трети»» формировате.

I0 импульсов, а гервый переключател»

4 содержит дополнительную секцию.

При измерении - ;åíèÿ впрыска двухтактного дизеля ключ 20 закрыт, ключ 21 открыт и на выход устройства поступает сигнал с выхода третьего сумматора 30. При диагно-.ò»tровании же четырехтактного дизеля открыт ключ 20 и на выход устройства поступает сигнал с выхода сумматора 22, Устройство позволяет без дополнительных вычислительных операций определять угол опережения подачи топлива в данный цилиндр относительно ВМТ его поршня, 1 ил.

1578560

Изобретение относится к испытаниям двигателей внутреннего сгорания (ДВС), в частности к устройствам контроля параметров двигателя, и может быть использовано для определения характеристик подачи топлива в дизе" ле.

Целью изобретения является повышение быстродействия и точности диагностирования.

На чертеже представлена функциональная схема предлагаемого устройства.

Устройство содержит датчики 1-3 вибросигналов по числу цилиндров двигателя, выходы которых подключены соответственно к первому, второму и третьему неподвижным контактам первой секции первого переключателя 4.

Датчик 5 верхней мертвой точки одного

I из цилиндров (например, первого) через первый формирователь б прямоугольных импульсов связан с первым входом триггера 7 и входом второго фильтра 8 низкой частоты. Подвижный контакт первой секции первого переключателя 4 через избирательный усилитель 9 связан с входами третьего формирователя 10 импульсов. сигнальным входом порогового элемента 11 и входом первого делителя 12 напряжения.

Выход делителя 12 напряжения соединен с опорным входом порогового эле. мента 11, выход последнего через инвертор 13 связан с первым неподвижным контактом второго переключателя

14 и непосредствсчн соединен с вторым неподвижным его контактом. Под- 40 вижный контакт второго переключателя 14 через второй формирователь 15 связан с вторым входом первого триггера 7, выход которого подключен к входу третьего фильтра 16 низкой частоты.45

Выход третьего формирователя 10 импульсов через первый фильтр 17 низФ кой частоты связан с суммирующим входом первого блока 18 вычитания, вычитающии Вход кОтОрОГО подключен к Вы 50 ходу второго фильтра 8 низкой частоты. Выход блока 18 соединен с входом нуль-органа 19, к прямому выходу которого подсоединен второй, вход первого ключа 20, а к инверсному — второй вход второго ключа 21. Выходы ключей

20 и 21 подключены к входам первого сумматора 22, выход которого объединен с выходом устройства. Источник

23 опорного напряжения подключен к входу второго делителя 24 напряжения, первому неподвижному контакту дополнительной секции первого переключателя 4 и вычитающему.входу второго блока 25 вычитания. Второй делитель 24 напряжения выполнен в виде последовательно соединенных резисторов 26-28 одинакового сопротивлении по числу N цилиндров двигателя и включен между выходом источника 23 опорного напряжения и общим проводом схемы. Выходы этого делителя, представляющие собой точки соединения выводов соседних резисторов друг с другом, подключены к остальным N-1 неподвижным контактам дополнительной секции первого переключателя 4. Подвижный контакт дополнительной секции первого переключателя

4 соединен с суммирующим входом блока 25 вычитания, выход которого соединен с первыми входами второго 29 и третьего 30 сумматоров, Выход третьего фильтра 16 нижних частот соединен с вторым входом второго сумматора 29, причем между точкой соединения этих зажимов и общим проводом схемы включен третий делитель 31 напряжения, выполненный из двух последовательно соединенных резисторов 32 и

33 одинакового сопротивления, и точка соединения зажимов этих резисторов друг с другом, являющаяся выходом делителя, подключена к второму входу третьего сумматора 30. (Датчики 1-3 вибрации .установлены на топливопроводах вблизи форсунок двигателя.

М

Устройство работает следующим образом.

При впрыске топлива в цилиндры соответствующие датчики вибраций вырабатывают электрические импульсы.

Импульс от датчика цилиндра, определяемый положением первого переключателя 4, поступает на вход избирательного усилителя 9, который пропускает и усиливает сигнал с определенным частотным спектром, соответствующим процессу впрыска топлива, а сиг-. налы других частот подавляет, Формирователь 10 формирует из выходного напряжения усилителя 9 прямоугольный импульс с нормированными длительностью и амплитудой. Этот импульс поступает на вход первого фильтра 17 низкой частоты.

15 lia

В процессе захода поршня первого цилиндра в верхнюю мертвую точку (Bi1T) датчик 5 вырабатывает импульс напряжения, поступающий.на вход первого формирователя 6, последний вы5 рабатывает прямоугольный импульс с такими же амплитудой и длительностью, как и формирователь 10, Этот импульс поступает на вход второго фильтра 8 низкой частоты. Таким образом, при работающем двигателе на фильтры 8 и

17 поступают последовательности прямоугольных импульсов нормированных длительности и амплитуды. 15

При диагностировании двухтактного дизеля частота. импульсной последовательности, поступающей на вход третьего формирователя 10, совпадаает с частотой импульсной последова- ?О тельности, поступающей на вход первого формироватегя 6. Следовательно, частота следования импульсов на входах фильтров 8 и 17 одна и та же.

А тяк как эти фильтры идентичны по своим характеристикам, то в таком случае и выходные сигналы этих фильтров совпадают, а выходной сигнал первого блока 18 вычитания равен нулю, на прямом выходе нуль-органа 19 действует нулевой сигнал, à íà инверсном — единичный, При этом первый ключ 20 закрыт, а второй ключ 21 открыт.

В случае четырехтактного дизеля ча<35 тота импульсов на входе фильтра 17 вдвое ниже частоты ня входе фильтря 8, благодаря чему выходное напряжение фильтра 1 7 ниже, чем фильтра 8, а выходной сигнал блока 18 вычитания отличен от нуля и нуль-орган 19 вырабатывает ня своем прямом выходе единичный сигнал, а на инверсном выходе — нулевой. В соответствии с этим первый ключ 20 открыт, а второй ключ 21 закрыт, Для измерения угла опережения впрыска топлива в каком-либо цилиндре первый переключатель 4 устанав- 50 ливается в соответствующее положение, В зависимости от положения переключателя 4 к входу избирательного усилителя 9 подключается тот или иной датчик вибраций, а к входу второго блока 25 вычитания — тот или иной выход второго делителя 24 напряжения (исключение составляет первое положение, при котором на вход блока вычитания поступает сигнал, минуя делитель 24). Напряжение между общим проводом схемы и выходами делителя 24 соответствует углу фазового сдвига между BHT диагностируемого цилиндра и ВМТ первого цилиндра, определяемого по формуле

36О (i — 1) (1) н где i — номер по порядку последовательно работающих цилиндров

1,2,3,...,1 .

Поэтому напряжения на i-x (кроме первого) неподвижных контактах переключателя 4 отражают соответствующие величины ;, т.е. U; = К ; где К— коэффициент пропорциональности. На первом неподвижном контакте дополнительной секции переключателя 4 действует сигнал, равный напряжению источника 23 опорного напряжения Бд, Это напряжение пропорционально углу в 360, Ь, = К 360 . Напряжение от соответствующего неподвижного контакта переключателя 4 (B зависимости от положения последнего) подается на суммирующий вход блока 25 вычитания, причем позже заходит поршень в каком-либо цилиндре в ВМТ относительно момента захода поршня в ВИТ на первом цилиндре, тем большее напряжение прикладывается к указанному входу.

В процессе впрыска топлива сигнал с выхода избирательного усилителя. 9 поступает на сигнальный вход порогового элемента ll а через делитель 12 попадает на его опорный вход, в результате чего пороговый элемент формирует прямоугольный импульс. Передний фронт этого импульса. соответствует началу впрыска топлива, а задний— концу впрыска, При установке переключателя 14 в верхнее (по схеме) положение на вход второго формирователя 15 импульсов поступает импульс с выхода порогового элемента 11, Формирователь 15 вырабатывает короткий прямоугольный импульс нормированных длительности и амплитуды, который устанавливает триггер 7 в единичное состояние. Сброс же в ноль этого триггера происходит при заходе в ВМТ поршня первого цилиндра.

Следовательно, при укаэанном положении переключателя 14 на выходе триггера 7 вырабатывается прямо1578560

3, + $ — g;; = 360

50 (2) + К(; — З60 ). (7) угольный импульс, передний фронт

Ф которого соответствует началу впрыска топлива в i-м цилиндре, а задний — заходу первого поршня в

ИМТ. Длительность этого импульса

5 представляет собой время опережения начала, впрыска топлива в i-м ци линдре относительно ВМТ первого поршня. Такой импульс вырабатывается один pas в два оборота вала в слу чае четырехтактного дизеля и в каждом обороте вала в случае двухтакт ного дизеля.

При установке переключателя 14 в нижнее (по схеме) положение на вход формирователя 15 подается выходной сигнал инвертора 13, являющийся инверсией выходного импульса порогового элемента 11. При этом формирователь

15 срабатывает в момент окончания импульса порогового элемента 11, т.е. в момент окончания впрыска топлива. Благодаря этому установка . триггера 7 в единичное состояние про- 25 исходит в момент окончания впрыска топлива, а длительность выходного импульса этого триггера является вре:!менем опережения конца спрыска топлива в -м цилиндре относительно 30

BMT первого цилиндра. Если двигатель

| .двухтактный то такой импульс на выЭ ходе триггера 7 вырабатывается в каждом обороте вала. В случае же четырехтактного дизеля такой, импульс вырабатывается один раз в два оборота вала.

Таким образом, при работе дизеля на выходе триггера 7 вырабатывается последовательность прямоугольных им- 40 пульсов, длительность которых совпадает с временем опережения начала или конца впрыска топлива в диагностируемом цилиндре относительно ВМТ первого цилиндра, а частота следова- 45 ния — с частотой вращения вала (в случае двухтактного дизеля) или вдвое ниже этой частоты (в случае четырехтактного дизеля).

Выходные импульсы триггера 7 поступают на фильтр 16 низкой частоты, которык из входного сигнала выделяет постоянную составляющую, равную:

И tu a

1

Т где M — коэффициент передачи фильтра 16; а - амплитуда выходных импульсов триггера 7;

t „ — длительность выходных импульсов триггера,7;

Т вЂ” период вращения вала дизеля, В случае двухтактного дизеля m=1, а в случае четырехтактного m=2.

Выражение (2) можно преобразовать умножив числитель и знаменатель на угловую скорость вала дизеля Я, в результате получим

М а йцЯ1

) (3) ш T) g) m 360О где 1, — угол опережения впрыска топливаа в i-м цилиндре от но сител ьно BMT первого цилиндра.

Этот угол опережения можно связать с углом 9;, опережения впрыска в i-й цилиндр относительно ВМТ поршня этого i-го цилиндра соотношением

Тогда выражение (3) можно привести к виду

U =- †-"- (360 — ) + 8 ) (4)

Ma o

m.З6О (11

Блок 25 вычитания вырабатывает разностный сигнал, равный:

11 = П < — U< = (g, — 360 )К, (5) Второй сумматор 29 производит арифметическое суммирование выходных сигналов фильтра 16 и блока 25 вычитания, поэтому выходное напряжение сумматора с учетом выражений (4) и (5) равно

Ma о

U =U + U =- — — — (360 ,С Ф " m..360

+8;;) + К(/; — 360 ), (6) Сумматор 30 суммирует выходное напряжение блока 25 с половиной напряжения фильтра 16, поэтому на выходе сумматора 30 действует сигнал (360 — (, + g )+

Иа о

С m 720 Г

1578560 10 нал с выхода фильтра 16. Поэтому в обоих этих случаях

Поскольку при диагностировании двухтактного .дизеля открыт ключ 21, а ключ 20 закрыт, то на выход устройства через ключ 21 и сумматор

22 поступает сигнал, определяемый выражением (4) при m = 1. B случае диагностирования четырехтактноro дизеля открыт ключ 20 и через сумматор 22 на выход устройства поступает сигнал, описываемый выражением (6) при m = 2. Поскольку выражения (7) и (6) при принятых значениях m совпадают, то это означает, что соотношение между измеряемым углом опережения и выходным сигналом устройства одно и то же независимо от тактности дизеля. При выборе Ма = 720 К выражение (6) (или (7)) примет вид .

Ма 8, U с 720

П,=К8, 10 и угол опережения

Пс

9 =—

К (9) "с

g l i (8) При установке переключателя 4 в положение 1 на входах блока 25 вычитания действуют одинаковые напряжения, благодаря чему выходной сигнал этого блока равен нулю и на сумматоры 29 и 30 поступают соответственно сигнал с выхода фильтра 16 и сигнал с выхода делителя 31 ° По аналогии с вышеприведенными формулами эти сигналы можно выразить следующим образом

Ма 9

360 m

Ма В

720 m углы опережения впрь;ска топлива в переднем цилиндре относительно ВМТ поршня этого цилиндра;

U — выходное напряжение делителя 31. где

Поскольку при диагностировании двухтактного дизеля открыт ключ 21, то на выход устройства через сумматор 22 поступает сигнал с выхода делителя 3!. При диагностировании же четырехтактного дизеля открыт ключ 20 и на выход устройства поступает сиг720К о

U =, — — — (360 - + 9") + с 720 !! \

+ К(— 360 ) = КО;, Из последнего выражения найдем

Поскольку Ма = 720К, то

15 Полученное выражение совпадает с формулой (8), т,е. выражение для угла опережения впрыска топлива в первом цилиндре относительно ВМТ поршня первого цилиндра совпадает с выражением угла опережения в любом i-м цилиндре относительно В1!Т поршня

1-го цилиндра независимо от тактности диагностируемого дизеля. Это справедливо как при измерении угла опережения начала впрыска, так и угла опережения конца впрыска. Напряжение

Бс измеряется стрелочным или цифровым вольтметром. При выборе К = 10 (1—

В целое число) операция по определению сводится к переносу запятой в показаниях вольтметра на 1 знаков, поэтому нет необходимости затрагивать время на пересчет измеренного угла в зависимости от тактности дизеля или

35 номера диагностируемого цилиндра, что позволяет повысить быстродействие и точность диагностирования. ф о р м у л а изобретения

Устройство для диагностики дизеля, содержащее датчик верхней мертвой точки и датчики вибраций по числу цилиндров, установленные на трубопро45 водах высокого давления топлива, первый и второй формирователи импульсов, триггер, избирательный усилитель, пороговый элемент, первый делитель напряжения, инвертор, первый переключатель с одним подвижным и неподвижны-. ми контактами по числу цилиндров и второй переключатель с двумя Heïoäíèæíûìè контактами, причЕм датчик верхней мертвой точки связан через первый формирователь импульсов с первым входом триггера, к второму входу которого подключен выход второго формирователя импульсов, выходы датчиков вибраций подсоединены к неподвижным контактам

1578560

Составитель А. Золотов

Редактор А. Лежнина Техред М.Ходанич Корректор С. Шекмар

Заказ 1910 Тираж 449 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский крмбинат "Патент", r. Ужгород, ул. Гагарина, 101 первого переключателя„ подвижный контакт которого через избирательный усилитель связан с входом .первого делителя напряжения и сигнальным входом порогового элемента, к опорному входу которого подключен выход первого делителя напряжения, пороговый элемент через инвевтор связан с первым неподвижным контактом второго 10 переключателя и непосредственно с вторым его контактом, а подвижный контакт второго переключателя подключен к входу второго формирователя импульсов, о т л и ч а ю щ е е- 15 с я тем, что, с целью повышения . быстродействия и точности диагностирования, в него введены третий формирователь импульсов, первый, второй и третий фильтры низкой частоты, 20 первый и второй ключи, первый, второй и третий сумматоры, первый и второй блоки вычитания, нуль-орган с прямым и инверсным выходами, источник опорного напряжения, второй де- 25 литель напряжения, выполненный из последовательно соединенных одинакового сопротивления резисторов по числу датчиков вибрации с выходами от точек соединения резисторов, и тре- 30 тий делитель напряжения из двух резисторов одинакового сопротивления с выходом от их точки соединения, первый переключатель снабжен дополнительной секцией, выполненной с одним подвижным и неподвижными контактами по числу цилиндров, причем третий делитель напряжения включен между соединенными друг с другом выходом третьего фильтра низкой частоты 40 и вторым входоы второГо сумматора и общим, проводом схемы, выход третьего делителя напряжения подключен к второму входу третьего сумматора, выход Второго блока вычитания подключен к первым входам второго и третьего сумматоров, выходы которых соединены с первыми входами соответственно первого и второго ключей, вторые входы последних подключены соответственно к прямому и инверсному выходам нуль-органа, а выходы перaoro и второго ключей соединены с входами первого сумматора, выход которого объединен с выходом устройства, второй делитель напряжения включен между общим проводом схемы и выходом источника. опорного напряжения, подключенным к вычитаийцему входу второго блока вычитания и первому неподвижному контакту дополнительной секции первого переключателя, остальные неподвижные контакты которого соединены с выходами второго делителя напряжения, подвижный контакт дополнительной секции первого переключателя соединен с суммирующим входом.второго блока вычитания, выход триггера подключен к входу третьего фильтра низкой частоты, выход избирательного усилителя связан через третий формирователь и первый фильтр низкой частоты с суммирующим входом первого блока вычитания, вычитающий вход которого через второй фильтр низкой частоты связан с выходом первого формирователя импульсов, а выход первого блока вычитания подключен к входу нуль-органа.

Устройство для диагностики дизеля Устройство для диагностики дизеля Устройство для диагностики дизеля Устройство для диагностики дизеля Устройство для диагностики дизеля Устройство для диагностики дизеля 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технике испытаний ручных машин

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению, а именно к стендам для испытания рабочих органов сельскохозяйственных машин

Изобретение относится к деревообрабатывающей промышленности, а именно к стендам для различного рода испытаний деревообрабатывающих станков

Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению, и предназначено для оценки прочности блоков цилиндров ДВС от действия циклических нагрузок

Изобретение относится к машиностроению и служит для настройки изодромного механизма регулятора частоты вращения дизеля, а также оптимизации переходных режимов его работы

Изобретение относится к испытаниям силовых установок

Изобретение относится к испытаниям машин и может быть использовано при стендовых ускоренных испытаниях турбокомпрессора

Изобретение относится к технической физике, а более конкретно к испытаниям реактивных двигателей, и может быть использовано в способах и устройствах для измерения тяги для повышения их точности

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано при контроле работоспособности элементов системы регулирования и защиты паровых турбин

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в системах автоматического управления и диагностики дизельных и карбюраторных двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области диагностики технического состояния машин, а конкретно, к способам диагностики и прогнозирования технического состояния машин, и может быть использовано для диагностики технического состояния машин, образующих машинные комплексы, путем анализа данных вибрации, потребления тока, его напряжения, расхода рабочего тела, температуры машины, обеспечивая своевременное отклонение действительного состояния машин от рабочего состояния и бесперебойную работу всего комплекса

Изобретение относится к испытаниям двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к обкатке и испытанию вновь изготовленных и отремонтированных двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано для обкатки других механизмов, например, коробок передач, ведущих мостов автомобилей

Изобретение относится к ракетостроению и может быть использовано при стендовых испытаниях жидкостных ракетных двигателей (ЖРД)
Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано при усовершенствовании условий смазки и оптимизации конструктивных параметров деталей цилиндро-поршневой группы ДВС
Наверх