Многоступенчатая коробка передач

 

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в трансмиссиях транспортных средств. Цель изобретения - повышение эффективности за счет рассмотрения диапазона передач и осуществления переключения передач без разрыва потока мощности. Многоступенчатая коробка передач содержит входной 1, выходной 14 и расположенные на равном расстоянии от входного вала промежуточные 4 и 5 валы. На последних размещены шестерни, находящиеся в постоянном зацеплении с шестернями выходного вала и соединяемые с промежуточными валами через зубчатые муфты. Вал 1 с валами 4 и 5 соединен через пары шестерен, имеющие разные передаточные числа, при этом связь входного вала с установленными на нем шестернями осуществляется с помощью муфт 2 и 3, которые могут быть выполнены фрикционными. Находящиеся в зацеплении с шестернями входного вала шестерни промежуточного вала соединены с ним с помощью отключаемых муфт. На каждом промежуточном валу установлены дополнительные шестерни, соединяемые с валом муфтой, а коробка передач снабжена двумя дополнительными валами с закрепленными на них шестернями, связанными с шестернями промежуточного вала. 1 з.п.ф-лы, 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН

„„SU„„1595701 (51)5 В 60 К 17/08

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ оо оо — оо О

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И OTHPblTHRM

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4620617/25-11 (22) 16.12.88 (46) 30.09.90. Бюл. № 36 (71) Производственное объединение «Липецкий тракторный завод им. XXIII съезда КПСС» (72) К. Н. Виноградов (53) 629.113(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 214997, кл. F 16 Н 3/08, 1968. (54) МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА

ПЕРЕДАЧ (57) Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в трансмиссиях транспортных средств. Цель изобретения — повышение эффективности за счет рассмотрения диапазона передач и осуществления переключения передач без разрыва потока мощности. Многоступенчатая коробка передач содержит входной 1, выходной 14 и расположенные на равном расстоянии от

2 входного вала промежуточные 4 и 5 валы.

На последних размещены шестерни, находящиеся в постоянном зацеплении с шестернями выходного вала и соединяемые с промежуточными валами через зубчатые муфты. Вал 1 с валами 4 и 5 соединен через лары шестерен, имеющие разные передаточные числа, при этом связь входного вала с установленными на нем шестернями осуществляется с помощью муфт 2 и 3, которые могут быть выполнены фрикционными. Находящиеся в зацеплении с шестернями входного вала шестерни промежуточного вала соединены с ним с помощью отключаемых муфт. На каждом промежуточном валу установлены дополнительные шестерни, соединяемые с валом муфтой, а коробка передач снабжена двумя дополнительными валами с закрепленными на них шестернями, связанными с шестернями промежуточного вала. 1 з. п. ф-лы, 1 ил.!

595701 з

Изобретение относится к маши ностроению и может использоваться в трансмиссиях транспортных средств.

Цель изобретения — повышение эффективности за счет расширения диапазона передач и осуществления переключения передач без разрыва потока мощности.

На чертеже изображена кинематическая схема многоступенчатой коробки передач.

Коробка передач имеет постоянно связанный с двигателем первичный вал 1, на котором расположены две многодисковые

:фрикционные муфты 2 и 3 и расположенные на равном расстоянии от первичного вала промежуточные валы 4 и 5. На валу 4 размещены шестерни 6 — 9, находягциеся в постоянном зацеплении с шестернями 10 — 13 выходного вала 14 и соединяемые с промежуточным валом 4 через зубчатые муфты 15, 16, обеспечивая таким образом ряд из четырех передач. На валу 5 размещен точно такой же комплект шестерен 17 — 20 соединяемых с ним через зубчатые муфты 21, 22. Первичный вал 1 с промежуточными валами 4 и 5 соединен через пары шестерен 23, 24, имеющие разные передаточные числа и приводимые от вала 1 через отдельные фрикционные муфты 2 и 3.

Ведомые шестерни пар 23 и 25 сидят на промежуточных валах 4 и 5 свободно и могут быть соединены с ним с помощью зубчатых муфт 25 и 26. Кроме указанных шестерен на валу 4 свободно посажена шестерня 27 замедленного диапазона, получающая замедленное вращение через шестерни 28 и 29, установленные на дополнительном валу 30 (или другой .механизм ходоуменьшителя), а на валу 5 свободно íà са жена шестерня 31 диа п азова заднего хода, получающая через установленные на дополнительном валу 32 шестерни 33, 34 и шестерню 35 вращение, обратное по направлению вращения шестерни 24. Шестерни 27 и 31 могут быть соединены с соответствукэщими промежуточными валами муфтами 25 и 26. Связь шестерен 28, 27 может осуществляться через шестерню 36.

Таким образом, врашение от первичного вала 1 к выходному валу 14 может быть передано несколькими путями: первый рабочий диапазон передач — через муфту 3, пару шестерен 23, муфту 21, вал 4, одну из муфт 15 или 16 и одну из шестерен 6 — -9, сидящих на валу 4, и одну из шестерен 10 — 13 на вал 14 (всего четыре передачи).

Второй рабочий диапазон передач — — через муфту 2 пару шестерен 24, зуочатую муфту 26, промежуточный вал 5, одну из муфт 21 или 22, одну из шестерен

17 -20, сидящих на валу 5. и одну из шестерен 10 — -13 на вал !4 (четыре г ередачи).!

0 из шестерен 10 — 13 на вал 14 (четыре передачи заднего хода).

Коробка передач работает следующим образом.

Перед началом движения водитель трактора включает нужную ему передачу на одном промежуточном валу, например на ваФориула изобретения

ЗО

Замедленный диапазон передач — через муфту 3, шестерни 23, 36, 28, 29, 27 зубчатую муфту 25, вал 4, одну из шестерен 6, 7, 8, 9 и одну из шестерен

10 — 13 на вал 14 (четыре передачи) .

Диапазон передач заднего хода — через муфту 2, шестерни 24, 33, 34, 35, 31, зубчатую муфту 26, промежуточный вал 5, зубчатую муфту 21 или 22, одну из шестерен 17 — 20, сидящих на валу 5, и одну лу 4, муфтой 25 соединяет вал 4 с шестерней 23 и муфтой 15 — с шестерней 6.

Трогание с места и разгон трактора осушествляется включением фрикционной муфты 3. Если в процессе движения произвести аналогичные включения шестерен на промежуточном валу 5 с помощью зубчатых муфт 21, 26, а затем, постепенно выключая фрикционную муфту 3, включить фрикционную муфту 2, то даже при одинаковых включенных шестернях на валах 4, 5 скорость движения изменится вследствие разницы передаточных пар 23 и 24. Таким образом, пользуясь всего двумя фрикционными муфтами 2 и 3, можно без разрыва потока мощности от любой передачи, включенной на одном промежуточном валу, перейти к любой передаче, включенной на другом промежуточном валу, в т. ч. осуществлять реверс или переходить от рабочих передач переднего хода к движению на замедленных передачах и обратно, что обеспечит высокую маневренность трактора и повышение его производительности.

1. Многоступенчатая коробка передач, содержащая входной, выходной и расположенные на одинаковом расстоянии от входного вала промежуточные валы, на которых установлены шестерни, постоянно зацепленные с шестернями входного и выходного валов, при этом пары шестерен, связываюшие входной вал с промежуточными, выполнены с различными передаточными числами, шестерни выходного вала жестко с ним связаны, а шестерни, введенные в постоянное с ними зацепление и установленные на промежуточном валу, связаны с этим валом через муфты, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности за счет расширения диапазона передач и осуществления переключения передач без разрыва потока мощности, она снабжена двумя дополнительными валами с закрепленными на каждом из них двумя шестернями, каждая шестерня входного вала связана с

159570 ним через муфту, введенные с ними в постоянное зацепление шестерни промежуточного вала установлены на этом валу с возможностью вращения и связи с ним через муфты, при этом на каждом промежуточном валу установлена дополнительная шестерня и муфта, посредством которой эта шестерня связана с валом, одна из шестерен каждого дополнительного вала свя1

6 зана с дополнительной шестерней соответствующего промежуточного вала, а другая— с шестерней, зацепленной с шестерней входного вала, причем один из дополнительных валов связан с одним из промежуточных валов через паразитную шестерню.

2. Коробка передач по п. 1, отличаюи4аяся тем, что муфты связи шестерен с входным валом выполнены фрикционными.

Составитель С. Белоусько

Редактор М. Товтин Техред А. Кравчук Корректор С. Черни

Заказ 2879,Тираж 419 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям н открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Многоступенчатая коробка передач Многоступенчатая коробка передач Многоступенчатая коробка передач 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач для тракторов и аналогичных машин

Изобретение относится к машиностроению, в частности к транспортным средствам

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач для самоходных машин, например тракторов

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может использоваться в трансмиссиях самоходных машин

Изобретение относится к машиностроению, в частности к коробкам передач, используемым, например, на автомобилях, тракторах, бульдозерах и аналогичных самоходных машинах

Изобретение относится к машиностроению, в частности к коробкам передач, используемым, например, на самоходных машинах

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, используемым на тракторах, бульдозерах и аналогичных самоходных машинах

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач самоходных машин типа тракторов и аналогичных транспортных средств

Изобретение относится к трансмиссиям транспортных машин

Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается выполнения трансмиссии транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к бесступенчатой трансмиссии для автомашин, тракторов и других транспортных средств, и может быть использовано в различных установках, где требуется плавное изменение передаточного отношения

Изобретение относится к сложным трансмиссиям "5х2" для транспортных средств

Изобретение относится к механическим трансмиссиям транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено, в частности, в приводе хода экскаватора

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, применяемым в трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к трансмиссиям транспортных средств, и может быть использовано в различных колесных и гусеничных машинах
Наверх