Устройство для оценки работы операторов

 

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к техническим средствам обучения, может быть использовано для отбора и подготовки операторов дискретных систем управления комплексами технологического оборудования и позволяет выявить некоторые закономерности динамики адаптационных процессов в человеческой деятельности и предсказать глубину временного снижения эффективности труда оператора при перестройке приемов его труда. Оператору на табло 13 предъявляются символы первого шага программы исследований. Если оператор отвечает правильно, то с первого узла 8 анализа сигнал поступает на табло 13 и первый элемент И 2. При неправильном ответе сигнал поступает на второй элемент И 3. В соответствии с поступившим сигналом блок 5 задания программы оценки формирует команду на продолжение программы или повторение того же шага. Эти сигналы поступают на формирователь 6 импульсов, где формируются сигналы каждого шага программы, поступающие на соответствующие узлы 8, 9 или 10 анализа. Оператор отвечает с помощью кнопок, расположенных на пульте 7 оператора. На табло 13 регистрируется общее время ответов. Изобретение позволяет расширить дидактические возможности устройства. 8 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН (51)5 С 09 В 9/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСНОМ У СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

Г10 ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4616605/24 — 24 (22) 06.12.88 (46) 15.11.90. Бюл, Р 42 (72) В,А.Кухарский, В,Н.Иикулич, И.А.Колесников и M.À.Àêèíøèí (53) 681.3.071 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР N - 888174, кл. Г 09 В 9/00, 1980. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОЦЕНКИ РАБОТЫ

ОПЕРАТОРОВ (57) Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к техническим средствам обучения, может быть использовано для отбора и подготовки операторов дискретных систем управления комплексами технологического оборудования. и позволяет Выявлять некоторые закономерности динамики адаптационных процессов в человеческой деятельности и предсказать. глубину временного снижения эффективности труда опера„„Я0 „„1606984 А 1 тора при перестройке приемов его труда. Оператору на табло 13 предъявляются символы первого шага программы исследований, Если оператор отвечает правильно, то с первого узла 8 анализа сигнал поступает на табло 13 и первый элемент И 2. При неправиль— ном ответе сигнал поступает на второй элемент И 3. В соответствии с посту— пившим сигналом блок 5 задания программы оценки формирует команду на продолжение программы или повторение того же шага. Эти сигналы поступают на формирователь 6 импульсов, где формируются сигналы каждого шага программы, поступающие на соответствующие узлы 8, 9 или 10 анализа. Оператор отвечает с помощью кнопок, расположенных на пульте 7 оператора. На табло 13 регистрируется общее время ответов. Изобретение позволяет расширить дидактические возможности устройства, 8 ил, 1606984

Изобретение относится к автоматике к вычислительной технике, в частности к техническим средствам обучения, и может быть использовано для подго товки и отбора операторов дискретных систем управления комплексами технологического оборудования, Цель изобретения — расширение дидактических возможностей устройства за счет определения глубины временно"

ro снижения эффективности труда оператора при перестройке вида его деятельности.

На фиг,1 представлена функциональрая схема устройства для оценки рабо,!гы операторов;. на фиг.2 вЂ,схема таймера; на фиг.3 — схема блока задайия программы оценки; на фиг.4 — схема формирователя импульсов;на фиг. 5 схема пульта оператора,на фиг.6схема первого узла анализа;на фиг,7 схема второго узла анализа; на фиг.8 — схема третьего узла анализа.

Устройство для оценки работы опе.— раторов служит генератор 1, первый 2 и второй 3 элементы И, таймер 4, блок 5 задания п рограммы оценки, формирователь 6 импульсов, пульт 7 оператора, первый 8, второй 9 и третий 10 узлы анализа, составляющие блок сравнения, первый 11 и второй 12 элементы ИЛИ, информационное табло

13. Таймер 4 содержит генератор 14 тактовых импульсов„ первый 15, второй

16 и третий 18 триггеры, элемент И

17, элемент 19 задержки, счетчик 20 импульсов и дешифратор 21. Блок 5 содержит элемент 22 временной задержки, регистр 23 сдвига, кнопочный коммутатор 24. Формирователь 6 содержит триггер 25, распределители 26 и 27 импульсов на кольцевых регистрах,.первую 28,-28 и вторую 29)-29 группы триггеров. Пульт 7 оператора содержит генератор 30 тактовых импульсов, группу элементов И 31 -31, первый 32 и второй 33 элементы И, группу кнопок 34 -34, первую 35.и вторую 36 кнопки. Первый узел 8 ана.лиза содержит группу элементов И

37 -37, группу элементов задержки

38,-38„, группу триггеров 39 -39, первый 40 и второй 41 элементы ИЛИ.

Второй узел 9 анализа содержит группу триггеров 42 -42п> элемент И 43 и элемент И-НЕ 44. Третий узел 10 анализа содержит шифратор 45, мульти25

55 плексор 46, элемент И 47 и элемент

И-НЕ 48.

Исследование психофизиологических свойств оператора и оценка его профессиональной пригодности основаны на определении эволюционных и трансформационных фаз познавательного процесса. Известно, что сокращение времени освоения сложных технических систем и повышение их эффективности использования может быть достигнуто путем рационализации обучения операторов. Познавательный процесс включает в себя не только освоение одной единственной с.тратегии, а последовательное освоение и смену разных стратегий. Нахождение минимального времени освоения ряда стратегий для их оптимального построения позволяет выявить общие закономерности динамики," адаптационных процессов в деятельности оператора.

Вербальная модель работы устройства состоит в следующем.

Оператору предъявляются для решения три стратегии в определенной последовательности. Регистрируется время, затраченное на полное решение всех трех стратегий. После этого изменяется предъявляемый порядок тех же стратегий, снова регистрируется время. Аналогично проводятся все циклы исследований (при трех стратеги-.. ях — шесть циклов), Каждый цикл содержит в себе предъявление информации оператору, формирование ответа оператора, анализ ответа, предъявление информации о правильности ответа.

Если ответ правильный, устройство представляет очередной шаг программы данного цикла. Если ответ неправильный, устройство повторяет этот же шаг программы.

Устройство для оценки профессиональной пригодности операторов АСУ работает следующим образом.

При включении питания генератор 1 вырабатывает импульсы, поступающие на первые входы первого 2 и второго

3 элементов И. Нажатием кнопки 36 на пульте 7 оператора открывается элемент И 33, на который поступают импульсы с выхода генератора 30.

Сформированный на выходе элемента И

33 сигнал через элемент И 47 узла 10, через элемент ИЛИ 12 поступает на вход элемента И 2 и на вход таймера

4, в результате чего начинается от1606984 счет времени, и на вход блока 5 (второй вход регистра 23 сдвига). На коммутаторе 24 блока 5 нажата первая кнопка, т.е. задействована программа первого цикла. Как нулевой, так и

5 первый выходы регистра 23 задействуют первый шаг программы выбранного цикла. Управляющий сигнал с первого выхода блока 5 поступает на первый вход формирователя 6 (вторые входы первой группы RS-триггеров 28 †2).

В это же время с выхода генератора 1 поступают импульсы на вход формирователя 6, т.е, на первые входы распределителей 26 и 27, Первый импульс с выхода распределителя 26 поступает на первый вход триггера 28 и устанав— ливает его в положение, при котором с его выхода сигнал поступает на вход табло 13 и высвечивает первый символ. Оператору предлагается расшифровать -тот символ и ответить на него иу.-ем нажатия соответствующей кнопки 34 -34, на пульте 7, Этот же сигнал поступает на первый вход узла

Я анализа (на перт.ый вход элемента

И 37), Если оператор отьечает правильно На первый вопрос, То по первой линии с ьыхола элемента И 31 пульта 7

20 принимает состояние, при ко ором на его выходе формируется сигнал пос— тупаюший с первого выхода узла 8 через элемент 12 ИЛИ на третий вход табло 13 (информация о правильности ответа)., второй вход элемента И 2 и вход таймера 4, Этот сигнал начинаеT втогсй шаг программы. Импульс, сформированный на выходе элемента

И 2, пост пает на второй вход блока

5. На таймере 4 единичный сигнал перемешается с триггера 15 на трит гер

16, и т1родолжается отсчет времени выполнения программы. Импульс, поступающий на второй вход регистра 23, производит перемет. ение рабочей цепочки., и сигнал формируется на его рабочем втором выходе,. который яв тяется вторым выходом блока 5, Этот сигнал гoc"..упает на второй вход формирователя 6 (в;-орой вход триггера ?5, на

45 сигнал поступИ-, на второй вход элемента И 37 узла 8 анализа, в результате чего ía его выходе формируется управляющий сигнг",, поступающий на импульсный вход триггера 39, на информационном входс которого находится, 35 сигнал, .-осту.»лвший на первый вход узла 8, В связи с этим триггер 39 первый вход которого поступают импульсы с генератора 1) . В результате этого с второго выхода формирователя поступают сигналы на первый вход узла

9 анализа и на пятый вход табло 13 (звучат сигналы случайного ряда).

Оператор должен нажать кнопку 35 на пульте 7 в момент звучания определенного сигнала. При этом сигнал, сфор-. мированный на выходе элемента И 32 пульта 7, поступает на второй вход узла 9 анализа (на вторые входы эле-. мента И 43 и элемента И-НЕ 44). Каждый импульс, поступающий на первый вход узла 9 (импульсные входы триггеров 42), передвигает поочередно единицу до последнего триггера 42, с выхода которого сигнал поступает на элемент И 43. Если оператор отвечает правильно (т.е. кнопка ответа нажата именно в тот момент, когда звучит нужный сигнал, сопровождаемый вспыхив".ш ем транспаранта на табло 13), то сигналы совпадают по времени, в результате чего открывается элемент

И 43 и сигнал поступает с первого выхода узла 9 анализа через элемент

12 ИЛИ на вход табло 13 (сигнализация о прагильности ответа) и на второй зход первого элемента И 2. Этот сигнал дает начало третьему шагу прсграммы. Ьлок 5 и формирователь 6 работают аналогичным образом, С третье -c выхода формирователя 6 сигналы слу айного ряда поступают на первыи вход узла 10 анализа (на ттервый вход мультиплексора 46 и на вход шифратора 45). При этом шифратор 45 в зависимости от входного сигнала выбираеi код, управляющий мультиплексором 46. С третьего выхода формирователя 6 также поступает кодовая информация на вход табло 13, где высвечиваются в случайном порядке раз-: лич:-тые кодовые комбинации. При определенном коде на выходе мультиплексо/

p„. чо появляется сигнал, поступающий на первый вход элемента И 47. Оператор дол:кен при этой же комбинации, предъявляемой ему на табло 13, нажать кнопку 36 ответа на пульте 7, в результате чего с выхода элемента И 33 через третий выход пульта 7 и второй ахоп узла 10 поступает сигнал на второй вхсд элемента И 47. Если ответ правильный (импульс ответа оператора совпадает с импульсом информационного кода), то на выходе элемента И 47

1606984 формируется сигнал, который через элемент ИЛИ 12 поступает на вход таб ло 13 (информация о правильном ответе оператора) и на второй вход первого элемента И 2, а также на вход пересчетной схемы таймера 4. Пересчетная схема выполнена как счетчик с коэффициентом счета, равным трем. Эта схема регистрирует импульсы, соответствую- 10 щие правильным ответам оператора, По приходу третьего импульса на выходе элемента И 17 формируется уровень логической единицы, который переводит третий триггер 18 в единичное состоя- 15 ние, а пересчетную схему в исходное состояние, в котором она гртова вновь принимать импульсы, соответствующие правильным ответам. Третий триггер 18 на выходе формирует сигнал, соответст-20 вующий логической единице, который прекращает поступление импульсов с генератора 14 на счетчик 20. На табло

13 отображается полное время решения задачи оператором. 25

Если оператор отвечает неправильно на первом шаге программы,то на элеУ менте И 37 .приходящие импульсы не сОвпадают во времени, в результате чего сигнал поступает с инверсного выхода триггера 39 через второй выход узла 8 анализа и элемент ИЛИ 11 на второй вход табло 13 (информация об ошибочном ответе), а также второй вход второго элемента И 3.. При этом на выходе элемента И 3 формируется импульсный сигнал, пОступающий на первый вход блока 5 (вход элемента 22 временной задержки и третий, установочный, вход регистра 23 сдвига), 40 вследствие чего последний устанавливается в исходное положение, а им-" пульс после элемента 22 временной задержки начинает всю программу с первого шага. Так как распределитель . 4

26 формирователя 6 перемещается на единицу, то оператору на табло 13 предъявляется другой символ для опознания. Если оператор снова. делает ошибку, то ему аналогично предъявля-. ется очередной символ и т.д.

Если оператор отвечает-неправильно на втором шаге программы„ то импуль" сы, поступающие на первый вход узла

9 анализа (с второго выхода формирователя б) и на второй вход (с второго выхода пульта 7), не raâï äàþò во времени. В результате этого на первый вход элемента И-НЕ 44 поступает сигнал, соответствующий логическому нулю, а на второй вход — сигнал, соответствующий логической единице.

Поэтому на выходе элемента И-НЕ 44 формируется сигнал, который через второй выход блока 9 анализа и элемент ИЛИ 11 поступает ча вход табло

13 (сигнализация о неправильности ответа) и на второй вход второго элемента И 3, Далее процесс проходит аналогично вышеописанному, и вся программа возвращас:тся к своему первому шагу.

Если оператор отвечает неправильно на третьем шаге программы, то импульсы, поступающие на первый вход элемента И 47 и на второй вход узла 10 анализа (второй вход элемента И 47), не совпадают по времени, в результате чего на первый и второй входы зле .ента И-НЕ 48 поступают сигналы, соответствующие логическому нулю (на первом входе) и логической единице на втором входе). Поэтому на выходе элемента И-НЕ 48 (первый выход узла

10 анализа) формируется единичный сигнал, который через элемент HJIH 11 поступает на второй вход табло 13 (информация о неправильности ответа) и на второй вход второго элемента

И 3. Далее процесс происходит аналогично вышеописаннбму, и вся программа возвращается к своему первому шагу.

После проведения первого цикла программы (оператор дал правильные ответы на все вопросы и зарегистрировано время ответа) устройство подготавливается к работе во втором цикле.

Для этого на коммутаторе 24 блока 5 отжимается кнопка первого шага программы и нажимается кнопка программы второго шага. При этом одновременно обнуляются триггер 18 и счетчик 20 таймера 4, который снова начинает отсчет времени. В результате проведенных переключений изменяется очередность предъявления стратегий оператору для решения, но суть и содержа". ние каждой стратегии в отдельности остаются неизменными. Весь цикл ис- следований проводится заново, в соответствующем порядке, аналогично ранее описанному. По окончании каждого цикла регистрируется время решения по совокупности стратегий. . По окончании всех циклов программы фиксируются времена решения задач

160698 р

Ф.! оператором при предъявлении ему стратегий в различной последовательности.

Построение очередности стратегий, на решение которых оператор затратил наименьшее время, является наиболее оптимальным. Именно в такой последовательности необходимо предъявлять их оператору для освоения.

По сйособности оператора перестраивается на решение других задач в минимальное время можно оценивать его профессиональную пригодность. Кроме того, по результатам эксперимента, проведенного при помощи данного устройства, можно предсказывать глубину временного снижения эффективности труда операторов при перестройке приемов их труда, т.е. можно выявить некоторые общие закономерности динамики адаптационных процессов в человеческой деятельности, отражающих формирование, совершенствование и смену структур и способов функционирования системы. По этим показателям также можно определить проффессио нальную пригодность операторов АСУ.Формула изобретения

Устройство для оценки работы операторов, содержащее пульт оператора, генератор, таймер, выход которого соединен с первым входом информационного табло, блок задания программы оценки и блок сравнения, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что, с целью расширения дидактических возможностей устройства, в него введены первый и второй элементы И, первые входы которых соединены с выходом генератора, а выходы — с соответствующими входами блока задания программы оценки, формирователь импульсов, синхровход которого подключен к выходу генератора, информационные входы — к соответствующим выходам блока задания программы оценки, а выходы — к соответствующим входам первой группы блока сравнения и к соответствующим входам группы информационного табло, первый элемент

ИЛИ, входы которого соединены с соот ветствующими выходами первои группы блока сравнения, а выход — с вторыми входами информационного табло и второго элемента И, и второй элемент ИЛИ, 25 выход которого подключен к входу таймера, второму входу первого элемента И и третьему входу информационного табло, а входы — к соответствующим выходам второй группы блока сравнения, входы второй группы которого соединены с соответствующими выходами пульта оператора.

1606984

1606984 фее 7

Составитель А.Карлов

Редактор Л.Веселовская Техред И.Ходанич

Корректор Т.Малец

Заказ 3551

Тираж 392

Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по.изобретениям и открьггиям при ГКНТ СССР.

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Устройство для оценки работы операторов Устройство для оценки работы операторов Устройство для оценки работы операторов Устройство для оценки работы операторов Устройство для оценки работы операторов Устройство для оценки работы операторов Устройство для оценки работы операторов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к обучающим и контролирующим устройствам, использующим для приобретения навыков ритмичной работы телетайпы (телеграфные аппараты)

Изобретение относится к тренажерной технике и может быть использовано в тренажерных системах для обучения распознаванию фрагментов видеоизображения с заданными характеристиками

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и может быть использовано для тренировки оперативной памяти и профессионального отбора операторов систем управления

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и может быть использовано при профессиональном отборе для развития и оценки оперативной памяти операторов различных систем при проведении психофизиологических экспериментов и исследований

Изобретение относится к учебным моделям и тренажерам и может быть использовано для тренировки операторов и исследования их физического состояния

Изобретение относится к автоматике, в частности к устройствам для психофизиологических исследований, и может быть использовано при оценке профессиональной пригодности операторов различных систем управления

Изобретение относится к устройствам обучения, контроля и оценки совместной деятельности группы операторов автоматизированных систем управления и может быть использовано при оценке готовности их к совместному выполнению алгоритмов управления и, кроме того, для комплектования групп операторов управленческого и технологического типов деятельности

Изобретение относится к техническим средствам подготовки операторов систем управления и может быть использовано для практического обучения операторов на тренажерах

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к пилотажным стендам и тренажерам для подготовки летного состава

Изобретение относится к сельскому хозяйству, в частности к муляжу вымени для оценки влияния качества массажа на интенсивность истечения жидкости

Изобретение относится к вычислительной технике

Изобретение относится к вычислительной технике

Изобретение относится к авиационной и космической медицине, предназначено для автоматизированной диагностики в полете гравитационных расстройств у летчика при воздействии пилотажных перегрузок
Изобретение относится к способу определения геометрических параметров опорно-поворотных устройств (ОПУ) телескопов различных типов монтировок с различным количеством исполнительных осей (осей вращения)

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам и может быть использовано для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к устройствам для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к способам выполнения тренировочного полета в кабине экипажа летательного аппарата, и устройствам подготовки летных экипажей к полетам на авиационных тренажерах
Наверх