Стенд для испытания турбокомпрессора

 

Изобретение относится к испытанию лопаточных машин, в частности турбокомпрессоров двигателей внутреннего сгорания, и может найти применение при испытании турбин и компрессоров в общем и энерВход (ххздухо гетическом машиностроении Цель шобретения снижение непрои шо.ипельных потерь энергии и в целом энергозатрат на испытание турбокомпрессора за счет использования энергии сжатого воздуха и рекуперации теплоты уходящего воздуха Регулируемый дроссель 7 выполнен в виде ци линдрического участка 13 с входным К) и выходным 12 элементами Входной элемент 10 выполнен в виде блока завихрителей с тангенциально расположенными соплами Выходной элемент 12 выполнен в виде щелевого диффузора, на входе в который установлен подвижный конус 15 с отверстием 16 по оси, который соединен г механизмом 18 управления, осевой выход 11 блока завихрителейс атмосферой, а тангенциальный выход - с турбиной 9 и пульсатором 8. 1 з п ф-лы, 2 ил 12 (Ј (Л о N3 05 05 17

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН

„„SU„„1626106 (51)5 G 01 М 15 00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АBTOPCKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (2I) 4611780/06 (22) 02.12.88 (46) 07.02.91. Бюл. № 5 (7l ) Ку йбышевский институт инженеров железнодорожного транспорта им. М. Т. Елизарова (72) Д. Я. Носырев и Е. Н. Никитина (53) 621.438 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1032342, кл. G Ol М 15/06, 1983.

Авторское свидетельство СССР № 1239545, кл. G 01 М 15/00, 1985. (54) СТЕНД ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ ТУРБОКОМП РЕССОРА (57) Изобретение относится к испытанию лопаточных машин, в частности турбокомпрессоров двигателей внутреннего сгорания, и может найти применение при испытании турбин и компрессоров в общем и энер10

2 гетическом машиностроении. Цель изобретен и я с ни жс н и е и«и ро и 111о.1111 «л1 н 11 х 11() T(р ь энергии и в целом энергозатрат на испытание турбокомпрессора за счет использования энергии сжатого воздуха и рекуперации теплоты уходя1цего воздуха. Регулируемый дроссель 7 выполнен в виде цилиндрического участка 13 с входным !О и выходным 12 элементами. Входной элемент

10 выполнен в виде блока завихрител«й с тангенциально расположенными соплами.

Выходной элемент 12 выполнен в виде щ«левого диффузора, на входе в который установлен подвижный конус 15 с отверстием

16 по оси, который соединен с механизмом 18 управления, осевой выход 11 блока завихрителей -- с атмосферой, а танг«llциальный выход — с турбиной 9 и иульсатором 8. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

1626106

55

11зобрс гение относится к испытанию 10паточных машин, в частности турбокомпрессоров двигателей внутреннего сгорания,. и может найти применение при испытании Турбин и компрессоров в общем и энергет ичес ком машиностроении. !

4ель изобретения — снижение затрат nyT<.iI использования энергии сжатого воздуха и рекуперации теплоты уходящего из турбины воздух;1, На фиг. 1 представлена принципиальная схема стенда; на фиг. 2 — сечение Л--А

kIH ФИГ

Стенд <ля испытания турбокомпрессора одер,кит компрессор 1 с приводом 2, входи<>й пагрубок 3 которого присоединен к выходному патрубку 4 испытуемого компрессора 5, а отводящий патрубок 6 соединен ч«роз регi.Iм 8 г i i

Г < гулируемый дроссель 7 выполнен в виде вихревой трубы. тангенциальный входной элеи HT 10 которой соединен с выходом компреo« >I> тм<>сферой, и тангенциальный — с турбиной 9 и пульсатором 8. Вихревая тру7 н Il«>.»le иная в виде цилиндричес><< го 1 I io I K с B>

I — .>< мент;>ми, причем входной элемент 10 выпил>«ki H виде б.loKH завихрителей с танi енциально располож k>Hb

Конус 15 снабжен механизмом 18 управле1<ия, i пу Ii «aTop 8 выполнен в ниде заслонки с приводом 19, размещенной на отводя<цем и а грубке 20.

;> стройства измерения параметров потока

IIo I азовоздушному тракту стенда, элементы автоматики и схемы управления элементами с енда, системы контроля и измерения параметров испь.Tóåìoãо турбокомпрессора условно не показаны.

Стенд работает следующим образом.

Гlри запу<ке с помощью механизма 18 управления перемещают подвижный конус 15 в крайнее правое положение и открывают полностью вход в кольцевую щель выходного элемента 12 Заслонку пульсатора 8 устанавливают в закрытое положение. < помощью схемы управления стендом (не показана). включак>т регулируемый привод 2 технологического компрессора 1 и уве;IH÷èâàþò частоту вращения привода. При этом воздух постуll,it T из атмосферы через компрессор

5 и входнуio магистраль 3 на вход технологического компрессора 1. В технологическом компрессоре 1 воздух сжимается, давление Р, и темпер;>тура-Т< воздуха kid выходе из технологическогo компрес:ора 1 вел и ч и н а ются.

Гlри запуске Р„= Р и Т,„= Т<>, где

Р<, и Тс пара метры воздуха на входе в компрессор 5 испытуемого турбокомпрессора. Воздух с повышенным давлением и температурой из технологического компрессора 1 поступает в блок завихрителей входного элемента 10 цилиндрического участка

13, проходит через тангенциально расположенные сопла 14, получают закрутку, закрученный поток распростпаняется по трубе от входного элемента 10 к выходному элементу 12. При этом энергия сжатого воздуха преобразуется в кинем атическую энергию закрученного потока воздуха. Давление воздуха снижается в цилиндрическом участке 13; в закрученном потоке за счет возникновения известного эффекта Ранка происходит энерге< ическое разделение потока воздуха. Температура на периферии закрученного потока (на периферии вихря) повышается а в приосевой области потока понижается. Кроме того, понижается давление на оси закрученного потока (оси вихря). Дойдя до выходного элемента 12 TI>осселя 7, периферия IHKpyv< IIIIOI <> потока с повыше

В кольцевой щели закрученный поток <ормозится с минимальными потерями, и кинетическая энергия закрученного потока преооразуется в энергию давления. Из выходного элемента 12 воздух поступает на вход в турбину 9, в которой воздух расширяется и совершает работу. Работа расширения воздуха в турбине 9 затрачивается на раскрутку испытуемого турбокомпрессора 5.

Ротор испытуемого турбокомпрессора 5 приходит во вращение. Воздух после расширения в турбине 9 по магистрали 17 через отверстие 16 в подвижном конусе 15 поступает в приосевую область потока. Поступающий воздух перемешивается с приосевым закрученным потоком и движется в направлении от выходного элемента 12 к входному элементу 10 цилиндрического участка 13. При этом за счет энергетического разделения потока тепловая энергия приосевого потока передается периферийному потоку. Температура приосевого потока понижается, а температура периферийного потока повышается. Закрученный приосевой поток распространяется по приосевой области и через осевой выход 11 выходит в атмосферу.

По мере повышения частоты вращения ротора турбокомпрессора с помощью схемы управления увеличивают частоту вращении регулируемого привода 2 и перемещают механизмом 18 управления подвижный конус 15 так, чтобы температура воздуха и давление на выходе из кольцевой щели выходного элемента 12 соответствовали заданным Но условиям испытания турбокомпрессора. Параметры испытания турбинь< 9 и компрессо1 ) "1>10i) 20

A-A

ЧЬ2 2 (и)< тив <тс

Рвд;>ктс>р > К»и>ри) . Тс «р<.1 1 h(),!!<4«л h<)ррс л «ч>, (((ч, и ликии )7 > Тири>к Л,)l> I1<) .»»< 1<)с

Вl(1111(11(Г<>< «лир»<и< >tt«» л >«<итст t »< )11<)B)(it!<»f<><«1 и <) гл(lt t:1) it()t! I h((1 « ) .(I I:It) IB). М<) кв,!. d< (, ), Р

11)<) 1 ) t«) tt! »с tt 1))»>d) !) Ë и к»Й л<) «<г>»»11 < I I,) t »t!1, 1 х,л) iр ) 1, > ) (<:,) ()t) t). ра 5 контролирук>тся с помощью систсмы контроля и измерения (не показана>.

При воссоздании наиболее тяжелых режимов работы турбокомпрессоры, к которым относятся циклически повторяющиеся переходы от минимальной частоты вращения ðoropa турбокомпрессора до максимы IhBoII u обратно, циклически изменяют частоту вры ще»ня регулируемогс> привода 2 тсх»оло .IЧЕСКОГО КоМПрЕССора 1 И ПЛОщадЬ B ;«>.,е в кольцевую цель зы счет п(ремещсния подвижного конусы 15, при этом давление и температура на входе в турбину 9 циклически изменяк;тся. При ускоренных ресурсных испытаниях " целью об(спечения максимальных циклич(ских 111llами и ких ll( регрузок и термических ударов изм(няк, цик лически гыстоту вращения регулируем()го привода 2 технологического компрессоры 1 и

I лощадь ны нхоQ» в кольцевуK) щель от минима.(ьных до максимальных. При максималып>й частоте вращения регулируемого привода 2 площадь на входе в кольцевую щель увеличивают, перемещая подвижный конус 15 вправо. При этом давл(ние и гемперытура на входе в турбину 9 максимальны, а при минимальной частоте вращения регулируемого привода 2 переме(цают подвижный конус 15 влево и уменьшают площадь входа в кольцевую щель.

При этом давление и температура на входе в турбину 9 минимальны. При таком регулировании режима работы стенда дополнительно к изменению давления и температуры воздуха изменяется расход возду/ ха через T«рбину 9, ч(<> новышые дин;1мичеслие механические и теп.>овыс пыг;>«< ки на компрессор,) и т«рбин«!1 и пыт«емого турбокомпресс ора

<<>ор»((.т п:((>()1)(г ныл

1. Стенд для испыгынил гурбокомпресс0pd, с(держащий компрессор с прив(>,>ом. ьходной патрубок KoTopol (> пр (соединен к выходному llыт!,«бл « ком llпе((о1 ;))!:

ГО ЛОМ П р ЕС С Ор Ы d От В Од я)ц): II 1>а т р уй) > Л соединен через регулиг уемый дрос еч(с ульсатором газового поток> и с B«<>;l()«! т «рбины испь, ту мс>го турбоко«1 пресс(>р 1. о)т.(ича(с>((«ий(л тем, что, с цельк снижения энс ргозы> рач путем испочьзования э(1(ргнн сжатого воздуха и рекуперацин теплоты у. одя(цего из турбины воздуxd. регулируемый дроссель выполнен в виде ви«чревой трубы, тангенциальный вход котс>рой сос;1инеп с выходом компрессоры, с>(свой вхс> ( с выходом из турбины, осевой ив(хо.1 --- с атмосферой. а гангенциальный с тхрбиной и пульсатором.

2. Стенд по и. 1, <)тлпч(((о(ц((йсчч < е«<, что вихревая труба ныполнены н нидс ци линдрическогс> участка с входным 1 Ihl«()l ным элементами, причем входной элемен г выполнен в виде блоки !авихритслей с г;IIIгенциально расположенными соплами,;1 выходной элемент выполнеH н виде (цел(н >г<) д и ф ф у 3 о р а, и ы В х о д (в к О т o p ы I I р (1 1 «1 (I I t > I подвижный конус с отверстие«1 и<> осB, «кдиненным магистралью с выходом и.< I урби ны испытуемого турбокомпрессоры

Стенд для испытания турбокомпрессора Стенд для испытания турбокомпрессора Стенд для испытания турбокомпрессора 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению и предназначено для аварийной защиты двигателя, снабженного системой дистанционного управления с каналами следящего и дистанционного управления реверсированием

Изобретение относится к двигателестроению

Изобретение относится к судостроению , а именно к стендовому оборудованию, предназначенному для проведения испытаний судовых систем Цель изобретения -расширение диапазона регулирования мощности На кольце 11 и козырьке 13 трубы 12 воздуховода установлены радиальные ребра 14

Изобретение относится к производству и ремонту двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к техническому диагностированию газотурбинных силовых установок и позволяет повысить эффективность эксплуатационного контроля технического состояния авиационных газотурбинных двигателей (ГТД)

Изобретение относится к средствам контроля и диагностики двигателя внутреннего сгорания и позволяет повысить точность, достоверность и оперативность контроля

Изобретение относится к технической физике, а более конкретно к испытаниям реактивных двигателей, и может быть использовано в способах и устройствах для измерения тяги для повышения их точности

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано при контроле работоспособности элементов системы регулирования и защиты паровых турбин

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в системах автоматического управления и диагностики дизельных и карбюраторных двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области диагностики технического состояния машин, а конкретно, к способам диагностики и прогнозирования технического состояния машин, и может быть использовано для диагностики технического состояния машин, образующих машинные комплексы, путем анализа данных вибрации, потребления тока, его напряжения, расхода рабочего тела, температуры машины, обеспечивая своевременное отклонение действительного состояния машин от рабочего состояния и бесперебойную работу всего комплекса

Изобретение относится к испытаниям двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к обкатке и испытанию вновь изготовленных и отремонтированных двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано для обкатки других механизмов, например, коробок передач, ведущих мостов автомобилей

Изобретение относится к ракетостроению и может быть использовано при стендовых испытаниях жидкостных ракетных двигателей (ЖРД)
Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано при усовершенствовании условий смазки и оптимизации конструктивных параметров деталей цилиндро-поршневой группы ДВС
Наверх