Способ испытания ступени центробежного насоса

 

Изобретение относится к насосостроению, Цель изобретения - расширение области применения и снижение трудоемкости. Способ включает измерение перепадов давления на переднем и межступенном уплотнениях 7, 6 при определении дисковых потерь в передней и задней боковых пазухах 4, 5 с установленным штатным рабочим колесом 1 при обеспечении нулевых утечек через боковые пазухи 4, 5 одновременно. При этом обеспечивается возможность определения балансовых характеристик ступени при наличии взаимовлияющих утечек через боковые пазухи 4, 5 (при наличии переточного канала 3, сообщающего пазухи 4, 5) и уменьшается количество переборок испытательного стенда. 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (эцио F 04 В 51/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (2 t) 4490901/29 (22) 10.10.88 (46) 30.03,91. Бюл. hL 12 (71) Всесоюзный научно-исследовательский институт горной механики им. М.M.Ôeäoðîва (72) Э.И.Антонов (53) 621;671 (088,8) (56) Авторское свидетельство СССР

f4 1384828, кл. F 04 В 51/00, 1985. (54) СПОСОБ ИСПЫТАНИЯ СТУПЕНИ ЦЕНТРОБЕЖНОГО НАСОСА (57) Изобретение относится к насосостроению, Цель изобретения — расширение обла„„5U„„1638368 А1 сти применения и снижение трудоемкости.

Способ включает измерение перепадов давления на переднем и межступенном уплот- . нениях 7, 6 при определении дисковых потерь в передней и задней боковых пазухах 4, 5 с установленным штатным рабочим колесом 1 при обеспечении нулевых утечек через боковые пазухи 4, 5 одновременно.

При этом обеспечивается возможность определения балансовых характеристик ступени при наличии взаимовлияющих утечек через боковые пазухи 4, 5 (при наличии переточного канала 3, сообщающего пазухи 4, 5) и уменьшается количество переборок испытательного стенда. 1 ил, 1638368 ду собой полости колеса и отвода и приводят во вращение насос с помощью балансирного электродвигателя. Частота вращения должна соответствовать таковой при балансовых испытаниях, Далее включают вспомогательный насос (источник давления) и подают жидкость со стороны нагнетания исследуемой ступени таким образом, чтобы жидкость проходила вдоль тракта, образуемого последовательно следующими элементами: межступенное уплотнение 6, задняя пазуха 4, полость вокруг

Изобретение относится к насосостроению, в частности к испытаниям насосов, включающих центробежную ступень, Цель изобретения — расширение области применения и снижение трудоемкости 5 путем обеспечения возможности определения балансовых характеристик ступени при наличии взаимовлияющих утечек через боковые пазухи последней и уменьшение количества переборок испытательного 10 стенда.

На чертеже схематически изображена центробежная ступень с указанием в ниж-. ней части чертежа направления движения утечек при наличии в центробежном рабо- 15 чем колесе переточного канала, сообщающего переднюю и заднюю боковые пазухи, а в верхней — разрез ступени при обеспечении нулевых утечек через пазухи, Ступень включает в себя рабочее колесо 20

1 с лопатками 2, в которых выполнены переточные каналы 3, сообщающие заднюю и переднюю пазухи 4 и 5, межступенное и переднее уплотнения 6 и 7. При обеспечении нулевых утечек через уплотнения сту- 25 пень оснащена кольцами 8 и 9 круглого сечения, установленными соответственно со стороны межступенного и переднего уплотнений 6 и 7.

Способ испытания ступени центробеж- 30 ного насоса включает измерение перепадов

h. Р1, Л Рз давления на переднем и межступенном уплотнениях 7 и 6 при определении дисковых потерь в передней и задней боковых пазухах 5 и 4 с установленным штатным 35 рабочим колесом 1 при обеспечении нулевых утечек через боковые пазухи 4 и 5 одновременно.

Способ осуществляют в несколько этапов следующим образом. 40

Этап l. Выполняют специальный эксперимент для определения утечки g через переднее уплотнение 7 и 9з — через межступенное уплотнение 6 при установке бандажированного макета рабочего колеса (с 45 исключением в том числе и каналов 3 и протечек через них). Герметично отделяют межнаружного диаметра колеса 1, передняя пазуха 5, переднее уплотнение 7, всасывающая гидролиния насоса с дальнейшим сбросом в бак (последние элементы, также как вспомогательный насос и вставка, изолирующая отвод от колеса (не показаны), Регулируя давление вспомогательного источника, т.е. изменяя тем самым расход жидкости и перепады Ь Р1 и Л Рз на уплотнениях 7 и 6, устанавливают зависимостии g .= т1(Л Р1) и 93 = 4(РЗ).

Этап П, Обеспечивают полную герметизацию полости ступени (перекрывают гидролинии как со стороны нагнетания, так и всасывания с прекращением какого-либо расхода жидкости через исследуемую ступень) и в таком состоянии при работающем насосе с помощью балансирного электродвигателя определяют потребляемую мощность йпар.п, Таким путем выделяют дисковые потери при обеспечении нулевого расхода через внутреннюю полость исследуемой ступени, а значит и через пазухи

4и5.

Этап И1. Полученный результат N»p.п исправляют, вычитая из него мощность Naoe (определяемую по известным зависимостям расчетным путем), которая затрачивается на трение добавочных поверхностей, возникших вследствие закрытия колеса 1 на входе и выходе при бандажировании. Кроме того, определяют его мощность холостого хода

Nx.x, расходуемую на трение в узлах подшипников и уплотнений исследуемого насоса (не показаны), Для определения Nx,x макет рабочего колеса 1 снимают и в таком положении запускают ротор при заполненной водой полости ступени. Потребляемая при этом мощность N x.x больше Nx.> на величину потерь мощности на дисковое трение на участке ротора в пределах длины ступицы снятого макета рабочего колеса 1.

Величину йц7.определяют расчетом по известным зависимостям. В результате мощность потерь на дисковое трение макета рабочего колеса 1 в непроточной жидкости определяется как п р.н = пар.п сдоб Nx.õ, ГДЕ Nx,x = N x. 1Чя,Г.

Этап 1Ч. Осуществляют нормальные испытания ступени, для чего монтируют штатное рабочее колесо 1.. В процессе испытаний определяют подачу, напор и потребляемую мощность NH.n с помощью балансирного электродвигателя, В процессе определения рабочих характеристик ступени на каждом исследуемом режиме

ИЗМЕряат ПЕрЕПадЫ Л Р1 И Л Ра На уПЛОтНЕниях 6 и 7, что дает возможность определить

1638368 утечки 9 е и цз через последние с использованием зависимостей g q = fj(A Р1) и g, =

= f2(AÐ3), полученных на этапе 11, При этом величина g E может представлять собой суммарную утечку, состоящую из утечек g1 (через переднюю пазуху 5), 92 (через заднюю пазуху 4) и g> (через межступеннбе уплотнение 6), Сумма утечек (g2 + ц,) в этом случае проходит через каналы 3 в область передней пазухи 5, где она объединяЕТСЯ С УтЕЧКОй Ц1 таК, ЧтО д = 91 + 92 + цз.

Зная g и g3 из эксперимента этапа 1, можно определить величину

91 + 92 = 9 е цз, где (91+ ц2) представляет собой сумму радиально сходящихся утечек, имеющих место одновременно в обоих пазухах 4 и 5, Отмеченное направление утечек в пазухах 4 и 5 в принципе может быть и иным. В случае недостаточной пропускной способности каналов 3 величина g2 может быть близка к нулю или, более того, может иметь обратное; радиально расходящееся направление (т.е. через каналы 3 к уплотнению 7 уходит только часть расхода утечки g>, остальная представляет радиально расходящееся течение в пазухе 4). Поэтому определяющее значение имеет только измерение g p. Определение g3 имеет вспомогательное значение, позволяющее качественно судить о величинах g1 и g2. В принципе это несколько сужает номенклатуру выделяемых типов потерь, однако в целом не снижает точности балансового разделения, упрощает его процесс и благодаря этому расширяет область балансовых исследований на ступени с взаимовлиянием утечек между собой.

Этап V. Осуществляют новую сборку ступени, При этом ступень со штатным рабочим колесом 1 дополняется уплотнительными кольцами 8 и 9 в области межступенного 6 и переднего 7 уплотнений (могут быть приняты и другие средства герметизации), Кроме того, полностью перекрываются каналы 3 колеса 1. В такой сборке выполняют полный цикл измерений, характерный для нормальных испытаний.

Одновременно фиксируют перепады (A P 1 и Л P з на уплотнениях 7 и 6. Поскольку при

I этом g1 = цг = g3 = О, то обеспечивается полная идентичность процессов в боковых пазухах 4 и 5 таковым, которые имеют место в случае испытаний бандажированного макета рабочего колеса 1 (этап I).

Определяя экспериментальную разницу в потребляемой мощности между Ng - о ступени при данной сборке NH и и нормальют), Запуская в таком положении насос и создавая соответствующие значения Л Р 2, определяют потребляемую при этом мощНОСТЬ йпар.з,,(Л Р 2 ). РаЗНИца МЕжду ПОI следней и Впар,п ппзт и дает величину

A Nynp,з(Л P 2 ).

Аналогично определяется величина

Л 1Чупл.п,(ЛР 1), Чта ПОЗВОЛЯЕТ НайтИ РаэI ницу между Мпар.п.р(Л Р 1 ) и Впар.п-сопзт

Для этого проводят испытания с установкой кольца 9 и созданием перепада давления AÐ11на нем.

На этом экспериментальное определение исходных данных заканчивается. Имея

40 экспериментально определенные величины (Nnn Ng-0). A 1чупл.з M A 1 1упл.п. определяют значение Лйз + Лйп = (Мн.п — N g-о)- дупл.з - Л 1 1упл.п и полную величину дисковых потерь в ступени, представляющую собой алгебраическую сумму

Ng.òð = Мпар.н + A 1чз.п, где Ьйз.п = (Л N3 + ANn) представляет собой изменение потерь мощности на дисковое трение, обусловленное одновремен50 ным исключением протечек g1, д2 и g3, Величина ANa.n может быть определена для любой подачи насоса. Имея зависимости AN@.n(Q), Nq.òð (0) и <х. определяется гидравлическая мощность от = Мн.п (Ng.тр+ Nx.õ).

Далее вычисляют теоретический напор. тормозную мощность N>. КПД колеса и ступени и т.д. в полном соответствии с известными рекомендациями, В итоге составляют

25 ными испытаниями (этап IV), устанавливаем следующую величину:

Nn.n - Ng-О = (ANs + A Nn) + A Nynn.з +

+ A Nynn.п, где AN> — изменения потерь мощности на дисковое трение, обусловленное исключением утечек g2 — в задней пазухе от оси к периферии;

Л Nn — изменение потребляемой колесом 1 мощности, обусловленное исключением утечек g1 через переднюю пазуху 5;

Л дупл.з — потери мощности на трение в области уплотнения 8;

Л Nynn.n — потери мощности на трение в области уплотнения 9.

Для непосредственного определения величин ANynn.3 и ANynn.n снова устанавливают бандажированное колесо и проводят специальные испытания при. поочередной установке колец 8 и 9.

При этом при установке кольца 8 с помощью вспомогательных источников давления создают на кольце 8 перепад давления (проточность жидкости полностью исключа1638368

Составитель С,Косов

Техред M,Ìîðãåíòàë Корректор А.Осауленко

Редактор С,Лисина

Заказ 911 Тираж 363 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж 35,.Раушская наб.. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 полный баланс для мощности, подведенной к валу насоса.

Формула изобретения

Способ испытания ступени центробежного насоса, включающий измерение перепада давления на переднем и межступенном уплотнениях при определении дисковых потерь в передней и задней боковых пазухах при обеспечении нулевых утечек соответственно в задней и передней пазухах с установленным штатным рабочим колесом, отличающийся тем, что.c целью расширения области применения и снижения трудоемкости путем обеспечения воэможности определения балансовых

5 характеристик ступени при наличии вэаимовлияющих. утечек через боковые пазухи последней и уменьшения количества переборок испытательного стенда, измерение перепада давления на уплотнениях осу10 ществляется при обеспечении нулевых утечек через боковые пазухи одновременно.

Способ испытания ступени центробежного насоса Способ испытания ступени центробежного насоса Способ испытания ступени центробежного насоса Способ испытания ступени центробежного насоса 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к гидромашиностроению и позволяет снизить отрицательное экологическое воздействие и уменьшить потери рабочей жидкости и кислорода

Изобретение относится к машиностроению, в частности к технологии и контролю испытаний гидромашин, двигателей внутреннего сгорания и их элементов, и может быть использовано для ускорения ресурсных и обкаточных (приемо-сдаточных) испытаний

Изобретение относится к области диагностики штанговых насосных установок и может быть использовано для предупреждения аварий при использовании этих установок на нефтедобывающих помыслах

Изобретение относится к области компрессоростроения и может быть использовано при создании компрессорных машин, применяемых для сжатия чистых газов

Изобретение относится к области нефтедобычи, в частности к исследованию процессов, происходящих в скважинных и винтовых насосах, и может быть использовано для испытания и обкатки

Изобретение относится к области нефтедобычи, в частности к исследованию процессов, происходящих в скважинных штанговых и винтовых насосах, и может быть использовано для испытаний и обкатки

Изобретение относится к машиностроению, а именно к устройствам для испытания гидравлических машин
Наверх