Способ определения коэффициента сцепления шин с опорной поверхностью

 

Изобретение относится к методам испытания транспортных средств и может быть использовано для определения коэффициента сцепления шин с поверхностью дороги. Цель изобретения - повышение точности. Одновременно с измерением силы сцепления шины с . опорной поверхностью измеряют вертикальное ускорение колебаний надколесной массы, а нормальную нагрузку, передаваемую через колесо на опорную поверхность, определяют по формуле G M(gtZ), где М - надколесная масса; g - ускорение свободного падения; Z - вертикальное ускорение колебаний надколесной массы При этом коэффициент сцепления определяют по формуле (f - Рл/G, ГДР РЈ - сила сцепления шины с опорной поверхностью. 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СФЮЧ

РЕСГВБЛИН

Р1) С 01 М 17/02 ГОСУДАРСТНЕННЫЙ КОМИТЕТ пО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И О ПКРЫТИЯМ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н ABTOPCNOMV СЕИДатВЪСтвм

Я Р11 -(„ f и

gl

Ф

С-rr(g+ Z) 1 (21) 4395872/11 (22) 10.12.87 (46) 23.05.91. Бюл. Ф 19 .(71) Братский индустриальный институт (72) Н.Н. Яценко и А.А. Енаев (53) 629. 113. 012.4 (088 8) (56) Петров М.П. Работа автомобильного колеса в тормозном режиме. Зап.—

Сиб. кн. изд-во, Омское отделение

1973, с, 56-61 рис. 2. 13. (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА

СЦЕПЛЕНИЯ ШИН С ОПОРНОЙ ПОВЕРХНОСТЬЮ (57) Изобретение относится к методам испытания транспортных средств и моФ жет быть использовано для определеИзобретение относится к методам испытания транспортнык средств и может быть использовано для определе-: ния коэффициента сцепления шин с поверхностью дороги .

Целью изобретения является повышеI ние точности.

На чертеже показана осциллограмма силы сцепления и вертикального ускорения.

Способ осуществляется следующим образом.

Одноколесный полуприцеп (динамометрическая тележка) с заблокированным колесом равномерно с минимально устой-, чивой скоростью буксируется автомобилем"тягачом по участку дороги, где требуется определить коэффициент сцепления. При этом с помощью датчиков

„„SU„„1651127 А 1

2 ния коэффициента сцепления шин с поверхностью дороги. Цель иэобретения— повышение точности. Одновременно с измерением силы сцепления шины с, опорной поверхностью измеряют вертикальное ускорение колебаний надколесной массы, а нормальную нагрузку, передаваемую через колесо на опорную поверхность, определяют по .формуле

С = N(gtZ), где М вЂ” надколесная масса; g — ускорение свободного падения; — вертикальное ускорение колебаний . надколесной массы. При этом коэффициент сцепления определяют по форм уле

g = Pn/0, где Рл — сила сцепления шины с опорной поверхностью. 1 ил.

l сопротивления, наклеенных на тензометрические тяги, измеряют и регистрируют на ленте осциллографа, установленного в кузове автомобиля-тягача, силу сцепления Р.л шины с опорной поверх6 ностью. Одновременно на осциллограмме регистрируют вертикальное ускорение Z колебаний надколесной массы М с помощью датчика ускорений, установленного над осью колеса.

По полученному значению вертикального ускорения 2. колебаний надколесной массы определяют нормальную нагрузку, передаваемую через колесо на опорную поверхность по формуле где g — ускорение свободного падения, 1651127

pr

В

1 Q

Рл, » и(+ к,) (2) 45 а а" р

55 а коэффициент сцепления определяют по формуле

Способ осуществляется следующим обр аз ом.

Одноколесный полуприцеп для дина10, мических испытаний шин буксируется автомобилем-тягачом по въездному участку, на котором устанавливается равномерная, минимальная устойчивая скорость движения. Перед началом экспериментального участка, на кото- .

15 ром необходимо определить коэффициен»т сцепления, производится затормаживание (блокирование) колеса одноколесного полуприцепа. При движении полуприцепа с заблокированным колесом и равномерной,- устойчивой скоростью с помощью датчиков сопротивления, нак-! леенных на тензометрические тяги, и тензоусилителя измеряется и регистрируется на ленте осциллографа, установленного в кузове автомобиля-тягача, сила сцепления шины с опорной поверхностью Рл . Одновремен- но на осциллограмме регистрируется вертикальное ускорение колебаний 30 надколесной массы Z с помощью датчика .ускорений, установленного над осью колеса, и виброизмерительной аппаратуры. После проезда экспериментального участка на выездном участке производится растормаживание.

На чертеже обозначено: Рл — сила сцепления шины с опорной поверхности; Z — вертикальное ускорение колебаний надколесной массы полуприце- 40 па; А — начало торможения;  — блокирование колеса; С вЂ” начало экспериментального участка„ D — конец экспериментального участка; Е— растормаживание колеса.

С помощью полученной осциллограммы, зная скорость равномерного движения полуприцепа, определяется длина первого (на чертеже интервал

0-1) элементарного участка пути по 50 следующей формуле; где V — равномерная скорость полуа прицепа;

6t - время проезда элементарно(ro участка (определяется по осциллограмме) .

Для указанного элементарного участка дорожного покрытия по осциллограмме определяются значения Рп

II I и Ъ», а затем по формуле определяют значение коэффициента сцепления где М вЂ” надколесная масса, величина заранее известная;

g = 9,80665 м/с .

Далее таким же образом определяют коэффициент сцепления для последующих элементарных участков дороги.

В результате определяется зависимость изменения коэффициента сцепления от длины экспериментального участка.

Значение коэффициента сцепления для всего экспериментального участка можно определить как

K- % :т-", и где Ф fatso ° °

Ц вЂ” значения коэффициени та сцепления для элементарных участков дороги; и — число элементарных участков дороги.

Предлагаемый способ, учитывающий возникающие вертикальные колебания надколесной массы, а следовательно и нагрузки, передаваемой через колесо на опорную поверхность,. позволяет повысить точность определения коэффициента сцепления шин с поверхностью дороги; кроме того, учитывание вертикальных колебаний нагрузки позволяет по- лучить статистическую оценку коэффи,циента сцепления, .а также величину его изменения на элементарных участ-! ках дорожного покрытия, это позволяет более точно определять тормозной путь автотранспортных средств при проведении экспертизы дорожно-транспортных происшествий.

Формула изобретения.

Способ определения коэффициента . сцепления шин с опорной поверхностью, .заключающийся в измерении силы сцепления при равномерном движении заблокированного колеса и нормальной вертикальной нагрузки на колесо, и определении коэффициента сцепления по отно5

16511 шению силы сцепления шины с опорной поверхностью к нормальной вертикальной нагрузке на колесо, о т л и ч аю щи и с я тем, что, с цельюповышения точности, одновременно с измерением силы сцепления опредепяют вертикальное ускорение колебаний надкопесной массы, а нормального вертикальную нагрузку, передаваемую че27 рез колесо на опорную поверхность, определяют по формуле:

С = М(д + Z) где М вЂ” надколесная масса;

g — ускорение свободного падения;

Z — вертикальное ускорение колебаний надколесной массы. в с

1 1 1о {18 N

10 12

О 2

dt =У1с

1 3 5 7 9 11 1315 l719 21

Время

Фютерйтлы

Составитель С. Белоусько

Редактор А. Шандор Техред С.Мигунова: Корректор Н. Ренская

Заказ 1601 Тираж 360 Подписное

РЧИИПИ Государственного комитета по изобретениям н открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г.ужгород, ул. Гагарина, 101

Способ определения коэффициента сцепления шин с опорной поверхностью Способ определения коэффициента сцепления шин с опорной поверхностью Способ определения коэффициента сцепления шин с опорной поверхностью 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано при ресурсных испытаниях колесных транспортных средств, например тракторов

Изобретение относится к испытаниям пневматических шин

Изобретение относится к стендовому оборудованию, в частности к испытаниям шин, и может быть использовано для исследований динамических свойств шины без бокового увода

Изобретение относится к средствам не пытаний пневматических шин различной грузоподъемности на износостойкое г ь rpj тектора и может быть использовано предприятиях автомобильной и шинной промышленности Цель изобрр(вния со кращение сроков испытаний за счет форсирования усталостного износа протектора шин Стенд состоит из рамы 1

Изобретение относится к стендовому оборудованию, в частности к стендам для исследования пневматических шин транспортных средств, и может быть использовано в шинной промышленности и транспортном машиностроении

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к стендовому оборудованию для испытаний шин на износостойкость

Изобретение относится к устройствам для исследования характеристик устройств для сбора нефти с поверхности воды

Изобретение относится к стендовому оборудованию, в частности к исследованиям пневматических шин транспортных средств

Изобретение относится к транспортной технике, в частности к испытаниям шин

Изобретение относится к устройствам для испытания шин транспортных средств в дорожных и полевых условиях

Изобретение относится к испытательной технике, а именно к стендам для испытания упругих элементов, в том числе пневматических шин, транспортных средств для определения статических и динамических упругих характеристик и виброзащитных свойств испытуемых элементов, а также характеристик бокового увода и сопротивления качению шин

Изобретение относится к испытанию автомобильных шин

Изобретение относится к области испытания шин транспортных средств

Изобретение относится к устройствам для испытания шин транспортных средств в дорожных и полевых условиях

Изобретение относится к технике измерения сил и моментов, действующих на колесо при стендовых испытаниях, а также для определения параметров движения колеса

Изобретение относится к испытательной технике в автомобильной промышленности
Наверх